Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гоббс, Гарингтон. Влияние англ. Революции на историографию



 

Теория 1Государства 0Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Мы знаем уже каковы по Гоббсу, естественные законы, которые диктуются человеком его разумом. Но разум не всегда требует выполнения этих законов. Ибо исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть 1образование государства. 0Гоббс определяет государство следующим образом: " Государство есть одно лицо или собрание, воля которого в силу соглашения многих людей является законом для них всех, так как оно может употреблять силы и способности каждого для обеспечения общего мира и защиты. " Лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие, получает название верховной власти; все остальные граждане называются поддаными.

Но каковы права Государства? Государство, в силу перенесения на него прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства. Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия; ибо с момента существования государства она обладает всеми без исключения правами всех людей, входящих в него. " Единственное право на земле есть государственный закон, а государственный закон- не что иное, как выраженная внешним образом воля государственной власти. " Так как в государстве единственным определяющим началом для воли отдельного человека становится воля государственной власти, то естественно, что подчинение этой власти должно быть 1безусловные. 0Ибо всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию " войны против всех". Поэтому тот же самый закон, предписывающий человеку желать мира, требует абсолютного подчинения государственной власти.

У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование. Ясно, что при сохранения этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами. Эти права следующие:

Первое право Гоббс называет " мечом справедливости"; то есть право наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена;

Второе право есть " меч войны"; то есть право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина.

Четвертое право - право установить законы о собственности, потому что до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства все должно быть определено, что кому принадлежит.

Пятое право - право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти.

Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от законодательной. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны бушевавшей тогда в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть над поддаными, как король в монархическом правлении ибо иначе будет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти; поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.

Гоббс устанавливает три вида государственной власти: монархическую, аристократию и демократию; ибо" государственная власть может принадлежать одному лицу или совету многих. Соответственным образом совет многих людей состоит либо из всех граждан таким образом, что любой из них имеет право голоса и может участвовать, если захочет, в обсуждении дел, либо только из их части. "

Тирания и олигархия являются не отдельными формами государственной власти, а лишь другими названиями тех же видов, - название, которые выражают наше отрицательное отношение к каждой из этих форм. Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия.

Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности, которые вытекают из естественных законов; эти обязанности выражаются в следующем:

Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениям веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно задачей власти является, стало быть, 1обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должна иметь определенные права, о которых я говорил уже раньше.

Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству. Государственная власть может установить религию и обряды. Люди неверующие должны тем не менее подчиниться законам госудства и исполнять все внешние религиозные обряды. Внутренний мир веры и мысли не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не верить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском государстве, например, " выражать языком или внешними знаками исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа"

Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения между государством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простое соединение верующих; соединение верующих без законного разрешения не образует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления. Следовательно только верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь.

Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии государственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в политическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть государство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь, поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этого соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные безусловным повиновением государственной власти в мирских делах, обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно быть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не подлежат, " их нужно принимать, - замечает очень едко Гоббс, - как пилюли врача: целиком и не разжевывая".


Менее радикальным и более систематичным в своей философии, по сравнении с Мильтоном, при этом, республиканцем по своим наклонностям был Джеймс Харрингтон, идеи которого привлекали к себе большое внимание на фоне множества предложений, адресованных обществу во время перехода от Протектората к раставрированной монархии. Харрингтон стоит на позициях бесстрастного наблюдателя без склонности к одной из партий наблюдающего за ситуацией в Англии [1]. Его метод в политической науке был, в основном, основан на исторических наблюдениях, в противоположность умозрительным построениям республиканской партии; он последовательно шел по пути Макиавелли и Аристотеля. В отношении этих двух философов он высказывает самое большое восхищение[2], хотя и не склоняется к рабскому подражанию их теориям. Общие принципы политики, которые Харрингтон излагает во введении, основываются на идее, что правительство должно быть «или империей законов, а не людей, или империей людей, а не законов». Эти две концепции он рассматривает, соответственно, как характерные для античной и современной философии, представленных типичыми примерами Аристотеля и Гоббса. Различие между двумя концепциями правительства заключается в том основном факте, что в одном случае в качестве цели государства рассматривается общий интерес, а в другом – личный. Принимая античную концепцию как норму, Харрингтон приступает к исследованию принципов, которыми должно руководствоваться правительство, стремящееся к общему благосостоянию. Его рассуждение развивается в двух направлениях: во-первых, материальные условия и во-вторых, психологические влияния на работу политических институтов. Далее, правительства разделяются на местные, национальные и иностранные, или провинциальные. Принципы самоуправления нации не совпадают с теми, что используются при управлении извне. И, наконец, стабильность или постоянство правительства рассматривается как критерий определения того, что желательно для правительства: цель анализа – не только доктрина Аристотеля или кого-то еще из древних, но и условия Англии, современной Харрингтону.
Предпосылка стабильности для национальных государств, согласно Харрингтону, состоит в том, что высшая власть должна принадлежать тем, кто обладает большей частью собственности в сообществе. В общем, это означает, что власть должна принадлежать землевладельческому классу, за исключением торговых городов-государств, где более важны другие формы богатства. Эта экономическая основа правительства продемонстрирована с большим мастерством, логической и исторической обоснованностью. Абсолютная монархия описывается как «естественная» только там, где вся или большая часть земли принадлежит одному лицу; «смешанная» или ограниченная монархия там, где земля принадлежит немногим; а республика там, где собственность распределена внутри широкого круга лиц. Насильственный захват власти, безотносительный к отношениям собственности, одним, немногими или многими является, соответственно, сущностью тирании, олигархии или анархии [4].
Для провинциального правительства «балланс господства» (так Харрингтон называет соотношение власти и собственности) не имеет значения. Стабильность контроля над населением обеспечивается там исключительно преимуществами правящей силы в численности, богатстве, общественном положении или чем-то еще. Любое практическое применение принципа балланса господства превращает провинциальную систему в национальную и разрушает существующий порядок [5].

 

Про Революцию: нарастает интерес, появляется множество идей, в связи с обострившимися социальными противоречиями. В основном касаются проблемы взаимоотношений социума и государства.

В историографии тех лет неоспоримо преобладающее положение занимала вигская школа, которая дала и крупнейших историков. Видным представителем ее был Генри Галлам (1777—1859), автор «Конституционной истории Англии от Генриха VII до Георга II» (3 тт., 1827) и ряда других трудов. Он считал английскую конституционную систему близкой к идеалу ввиду отсутствия в ней «крайностей», под которыми он понимал деспотизм и «анархию», т. е. народовластие. Галлам утверждал, что в истории Англии «крайности» были редким исключением; как правило, в ней господствовала «золотая середина». Работа Галлама представляла известную ценность: она содержала большой материал и была хорошо документирована.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь