Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеология Просвещения и её влияние на развитие историографии. Полемика по вопросу о происхождении общественного и государственного строя Франции.



 

История французской общественной мысли XVIII века – это, прежде всего, история бурного роста и небывалого распространения буржуазной идеологии, история идеологической подготовки буржуазной революции.

Уже в первой половине XVIII в. во Франции в бой с идеологическими и политическими устоями феодально-абсолютистского государства вступили буржуазные просветители. Термин «просветители» применительно к деятелям передовой французской культуры XVIII века утвердился уже после того, как большинство из них закончило свой жизненный путь, хотя призыв к «просвещению» людей зазвучал в самых ранних вольтеровских произведениях и впоследствии становился все более настойчивым, завоевывая расширяющийся круг приверженцев. В разгар же просветительского движения его представителей называли «философами».

Истинное величие историческому образу просветителей придает роль, которую они играли как крупнейшие общественные деятели предреволюционной Франции. Почти каждое их произведение было подчинено общественным целям и являлось актом общественной борьбы.

В области духовной жизни просветители принесли с собой революцию научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировидения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому. Началось буржуазное просвещение умов, оказавшееся в большинстве стран Европы идеологической подготовкой грядущих общественных потрясений в ходе целой полосы буржуазных революций XVIII – XIX вв.

Вклад Просвещения в развитие политических, социальных наук значителен и многообразен. Его значение не исчерпывается подготовкой буржуазно-демократических преобразований во Франции в XVIII веке Просвещение – это не только идеи и лозунги, это еще и учреждения, социальные институты, в которые давно уже превратились идеи. Это, прежде всего, социальные институты буржуазной демократии, гарантирующие невозможность узурпации абсолютной власти каким-либо одним лицом или группой лиц. Теоретическое обоснование именно такой организации общественно-политической жизни вызревало столетиями в рамках доктрины естественного права, которая в средние века оправдывала притязания папства на верховную власть, затем специально направлялась против монархического абсолютизма, а, соединившись с договорной моделью образования государства, сразу обнаружила антифеодально-революционный смысл.

Деятельность французских просветителей имеет всемирно-историческое значение, благодаря гениальным идеям была осуществлена «революция в умах» миллионов французов, подготовившая великую буржуазную революцию, навсегда покончившую со «старым порядком» и повсеместным господством религии.

Французские просветители XVIII века внесли огромный вклад в сокровищницу человеческой культуры. Все свои знания и силы отдали они делу просвещения, делу борьбы с невежеством и всякого рода предрассудками. Просветители не замыкались в пределах какой-либо одной науки или одной отрасли знания, а стремились охватить всю действительность, и притом со всех сторон, во всем ее многообразии и глубине. Предметом их внимания были не только история и философия истории, история литературы и изобразительных искусств, политическая история и история религий, политическая экономия, поэзия, театр и драматургия, юриспруденция и социология. На всем том, что они писали, лежит печать глубокого ума, исключительной заинтересованности в истине.

Наиболее важными источниками, для исследования идеологии просвещения являются сочинения самих просветителей. Их работы раскрывают сущность назревших проблем в XVIII веке и пути их решения через ограничение монархии, выродившейся в деспотию, через борьбу с церковью, через изменения в социальной сфере, посредством уничтожения неравенства сословного и экономического. Данная группа источников представлена широким спектром работ просветителей.

Философские сочинения Вольтера можно разделить на две группы. В первую группу входят работы, написанные в 30-е гг. («Философские письма», «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона»), во вторую – все остальные, созданные в 60-70-е гг. Произведения Вольтера 30-х гг. отличаются революционностью социально-политических взглядов, для своего времени, хотя, ведущей идеей в них является идея «просвещенного» абсолютизма. Что касается второй группы сочинений, то на фоне появления новой формы материалистической мысли и рождения ряда демократических идей, произведения Вольтера в 60-70-х гг. можно охарактеризовать как умеренные, или даже консервативные.

Несомненную ценность для данного исследования представляет книга «О духе законов», написанная Монтескье. В этой работе Монтескье объясняет существующие у разных народов порядки, выявляя общие закономерности, как в явлениях природы, так и в общественной жизни.

Знаменитый энциклопедист Дени Дидро внес свою лепту не только в издание прогрессивной энциклопедии, но и в развитие философских, политических и исторических наук, а также в развитие искусства. Дидро являлся автором большинства основных статей «Энциклопедии» на социально-политические темы и принимал самое активное участие в редактировании статей, составленных другими авторами. Идеи Дидро являются неотъемлемой частью формирования буржуазной идеологии

В результате историографических исследований ученых-историков, мы можем выделить несколько исследовательских школ занимающихся изучением событий во Франции накануне буржуазной революции. В 40-х - первой половине 60-х годов во французской историографии преобладала, связанная с именами крупнейших исследователей XIX – XX вв., «классическая» интерпретация событий вокруг революции. Она характеризовала события эпохи просвещения, как исторически закономерное социальное явление, имевшее антифеодальную направленность и буржуазное содержание. Большой вклад в изучение французской буржуазной революции XVIII в., внесла буржуазно-республиканская школа в историографии во главе с А. Олар. В его работе «Политическая история французской революции» дается серьезное исследование идей просветителей, динамика их развития и постепенной революционизации.

На рубеже веков, работы просветителей, глубокому осмыслению и анализу, подвергали классики материалистической философии. Придавая большое значение той роли, которую сыграли просветители в историческом процессе, в становлении диалектического материализма в философии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечали неоспоримую важность их исследований для дальнейшего развития политических и социальных наук. В дальнейшем, линию марксистской историографии эпохи Великой французской революции продолжили П. Вилар, К. Мазорик, Г. Лемаршан и др. В их исследованиях рассматривается ряд вопросов связанных с влиянием теорий просветителей на общество Франции.

На рубеже 60-70-х гг. благодаря введению в оборот новых материалов, касающихся конъюнктуры предреволюционной Франции, ее экономики в целом, народных движений, положения и настроений третьего сословия в конце Старого порядка, возникло «ревизионистское» направление в историографии. Историки «ревизионистского» направления: Ф. Фюре, Э. Ле Руа Ладюри, считают, что в предреволюционной деревне феодализма практически не было, а почти установился капитализм во всех частях сеньориального общества. В своих исследованиях они значительно пересмотрели движущие силы революции, считая, что революция возглавлялась консервативными «буржуа», тогда как собственно буржуазия играла в революционных делах незначительную роль. Благодаря исследованиям ревизионистов можно сделать закономерный вывод о том, что деятельность просветителей явилась основой динамики вышеуказанных процессов во Франции XVIII в.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь