Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Немецкое просвещение: И.Г. Гердер и А.Л. Шлёцер. Гёттингенская школа историков и её вклад в развитие исторической науки. И. Кант, Г. Форстер.



 

С эпохой Просвещения в Германии тесно связано стремление превратить изучение истории в самостоятельную научную дисциплину. Центром этих начинаний был Гёттингенский университет, видную роль в котором играл сын неграмотного драгунского унтер-офицера, ставший университетским профессором, Иоганн Кристоф Гаттерер (1727-- 1799). Его вклад в развитие исторической науки был связан с постановкой задач и организацией исторического исследования, и в меньшей мере с конкретными исследованиями.

В 1764 г. Гаттерер основал Исторический институт при Гёттингенском университете, чтобы начать в нем критическое серийное издание работ средневековых немецких историков, перевод и публикацию классических произведений историков Греции и Рима, создать кабинеты для изучения вспомогательных исторических дисциплин. Предполагалось также начать издание журнала «Всеобщая историческая библиотека» (Allgemeine Histori-sche Bibliothek) со специальным разделом о методах исторической науки и обширной критико-библиографической рубрикой. Но из-за финансовых затруднений и ухудшения личных отношений Гаттерера с влиятельным гёттингенским историком

Шлёцером институт через несколько прекратил свое существование.

Наиболее крупный представитель гётнгенской школы Август Людвиг Шлёцер (1735--1809) вышел из семьи потомственых пасторов и изучал вначале теологию Виттенбергском университете, а затем филологию, ориенталистику, медицину иностранные языки в Гёттингене. После пребывания в Швеции и шести лет работы Российской Академии наук в Петербурге возвратился в Гёттинген. Там в 1769 г. Шлёцер стал профессором филофского факультета и приступил к преподаванию курса политики, куда входили статистика, государственное право и история.

Лекции Шлёцера, насыщенные крепкими народными выражениями и ядовитой иронией в адрес мелкодержавных немецких правителей, пользовались огромной популярностью. Они собирали около четырехсот студентов из 700--900, которые учились тогда в университете. Среди его слушателей были будущие крупные историки Дальман и Шлоссер, руководители буржуазных реформ в Пруссии Штейн и Гарденберг. Широкое использование в лекциях материалов тех авторов, чьи произведения были запрещены, повлекло за собой даже обвинение Шлёцера в пропаганде якобинских идей.

Кроме преподавания, Шлёцер активно занимался политической публицистикой, выпуская журналы «Историко-политиче-ская переписка» (Briefwechsel, meist histo-rischen und politischen Inhalts), 1776-- 1782, и «Государственные ведомости» (Staatsanzeigen), 1782--1793, в которых выступал с острой критикой феодальных порядков, крепостничества и сословных привилегий. В апреле 1791 г. он первым в Германии опубликовал в своем журнале французскую «Декларацию прав человека и гражданина», но с углублением революции во Франции занял по отношению к ней отрицательную позицию.

Политическим идеалом Шлёцера оставался «просвещенный абсолютизм». Он высоко оценивал деятельность Екатерины II в России, Иосифа II в Австрии, Фридриха II в Пруссии, заложив основы легенды о просветительской миссии последнего. Главным предметом исследований Шлёцера оставалось государство, которое он рассматривал уже не с позиций теологии, а в рамках политики, как наиболее эффективное орудие прогресса.

В своих произведениях по всемирной истории Шлёцер не ограничивался лишь политическими и военными событиями. Он пытался учесть и экономический фактор и придавал большое значение «изменениям физических потребностей» людей. Он стремился показать, что отдельные отрасли хозяйственной деятельности развиваются не изолированно, сами по себе, а в тесной взаимосвязи. Конечно, Шлёцер еще не мог четко определить связь между общественным развитием и его экономическими основами. Много внимания уделял он общественным последствиям открытия огня, изобретения письменности, пороха, бумаги, книгопечатания, распространения новых предметов потребления -- табака, сахара, кофе, чая.

Стремление охватить многие стороны социальной действительности, придать всеобщей истории подлинно всемирный характер было наиболее сильной стороной работ Шлёцера. Он исходил из того, что все народы и все исторические эпохи, о которых сохранились достоверные сведения, заслуживают тщательного научного изучения.

В течение всей жизни Шлёцер испытывал глубокий интерес к русской истории. Он основал в Гёттингене первое в Германии Общество по изучению русской истории и положил начало исследованиям истории России в европейской науке. Большой его заслугой явились сбор, изучение и издание древнерусских летописей в пяти томах ". При этом он впервые систематически применил только еще зарождавшийся тогда метод сравнительной историко-филологической критики источников, чтобы попытаться восстановить первоначальный текст летописей и очистить его от позднейших искажений и ошибок. Хотя Шлёцер в целом придерживался норманнской теории происхождения Древнерусского государства, он указывал, что дальнейшее значение варягов в истории России было незначительным и не наложило на нее заметного отпечатка.

Творчество Шлёцера наиболее выпукло отразило сильные и слабые стороны немецкой исторической науки эпохи Просвещения и предвосхитило некоторые черты немецкой либеральной историографии первой половины XIX в.

Иога́ нн Го́ тфрид Ге́ рдер (нем. Johann Gottfried Herder, 25 августа 1744, Морунген, Восточная Пруссия — 18 декабря 1803, Веймар) — немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Гердер — один из значительнейших деятелей эпохи «Бури и натиска». Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Просветители считали задачей современного им художника приближение через подражание к этим совершенным образцам. В противоположность всем этим утверждениям Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является как раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирождённого, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Гердер необычайно восторженно относился к народной поэзии, Гомеру, Библии, Оссиану и, наконец, Шекспиру. По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображён и истолкован «естественный» человек. Гердер был одним из тех, кто первым выдвинул идею современного национального государства, но она возникла в его учении из витализированного естественного права и носила вполне пацифистский характер. Каждое государство, возникшее в результате захватов, вызывало у него ужас. Ведь такое государство, как считал Гердер, и в этом проявлялись его народная идея, разрушало сложившиеся национальные культуры. Чисто природным созданием ему, собственно, представлялись только семья и соответствовавшая ей форма государства. Её можно назвать гердеровской формой национального государства.

 

Иммануи́ л Кант; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами, так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом! — таков девиз эпохи Просвещения». Государство — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного.[4]: 176 Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь