Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ГЕРМАНИИ. БЕРНШТЕЙН. КАУТСКИЙ.



  Бернштейн (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин, — 18.2.1932, там же), один из лидеров оппортунистического крыла немецкой социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог ревизионизма. В 1872 примкнул к социал-демократии. Был приверженцем Е. Дюринга, сторонником идейного компромисса с лассальянцами. В конце 70-х гг. Б. вместе с К. Хёхбергом и К. Шраммом призывал к отказу от революционной борьбы и к приспособлению к режиму Бисмарка. Под влиянием критики К. Маркса и Ф. Энгельса временно отошёл от оппортунистической позиции. В 1881—90 редактор ЦО социал-демократической партии газеты " Социал-демократ" (" Sozialdemokrat" ). С середины 90-х гг. полностью порвал с марксизмом. В статьях " Проблемы социализма" [опубликованы в 1896—98 в журнале " Нойе цайт" (" Neue Zeit" ) и в книге " Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899, рус. пер. 1901)] выдвинул программу ревизии всех основных положений учения К. Маркса как якобы устаревших. Подменяя революционный марксизм реформизмом (тезис: " движение — всё, конечная цель — ничто" ), Б. отстаивал заимствованные у буржуазных экономистов и философов идеи о мирной эволюции, социальной гармонии, превозносил буржуазную демократию, оспаривал положения К. Маркса о социалистической революции и диктатуре пролетариата как пути к социализму. Б. отрицал теорию К. Маркса об обнищании пролетариата, утверждал, что при капитализме процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а в сельском хозяйстве не происходит, что монополии устраняют анархию производства и ведут к исчезновению экономических кризисов, что развитие акционерных компаний означает " демократизацию капитала". Книга Б. стала в полном смысле кодексом ренегатства и предательства интересов рабочего класса. Выступление Б. явилось попыткой подчинить рабочее движение буржуазной идеологии, развратить сознание рабочего класса, отвлечь пролетариат от революционной борьбы. Идеи Б. и его сторонников, бернштейнианство как таковое, были решительно осуждены революционными марксистами (В. И. Лениным, Ф. Мерингом, Р. Люксембург, П. Лафаргом и др.). Однако руководство германской социал-демократии оставило Б. в партии. С 1902 Б. входил в состав социал-демократической фракции рейхстага. В комментариях к изданной им в 1913 (с произвольными купюрами) переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах " История рабочего движения в Берлине" (ч. 1—3, 1907—10; рус. пер. 1908), " Фердинанд Лассаль" (1904; рус. пер. 1905) и др. Б. выступил как фальсификатор литературного наследства основоположников марксизма и истории рабочего движения. В годы 1-й мировой войны Б. — центрист. В 1917 вместе с К. Каутским участвовал в создании " Независимой социал-демократической партии", но уже в 1919 открыто перешёл на сторону правых. К международному коммунистическому движению и к Советской России относился крайне враждебно.

 

В 1875 г. Каутский опубликовал первую свою более крупную работу «Дарвин и социализм» (в лейпцигском «Volksstaat»), в 1880 г. издал серьёзный труд по вопросу о населении: «Der Einfluss der Volksvermehrung auf den Fortschritt der Gesellschaft». Каутский признает теорию Мальтуса в основе верной. Хотя колебания заработной платы независимы от движения населения, и, следовательно, при существовании капиталистического строя применение практических советов Мальтуса нисколько не улучшит положения рабочих; тем не менее, Мальтус прав, утверждая, что повышение благосостояния усиливает размножение; поэтому переход к более совершенному способу производства может только отсрочить перенаселение.

Самодействующего регулятора, устанавливающего соответствие между населением и средствами существования, нет, и поэтому искусственное предупреждение рождений (prä ventiver Verkehr) безусловно необходимо для того, чтобы и в социалистическом обществе перенаселение не создало очень быстро всеобщей нищеты. В техническую (медицинскую) сторону вопроса Каутский не вдается. Позднее Каутский отказался от мальтузианства, хотя по-прежнему не разделял оптимизма большинства социалистов, верующих в постоянную гармонию между населением и средствами существования. Каутский полагал, что опасность перенаселения, могущая грозить социалистическому обществу, не так велика и не так близка, как он думал раньше; это доказывается фактом необычайного расширения за последнее время пищевой площади. Искать уже теперь специфический закон населения, который будет действовать в социалистическом обществе, — такой же утопизм, как утопичны вообще все попытки наперед определить учреждения и законы так называемого будущего общества. Редактируемый Каутским журнал «Die Neue Zeit» (сперва ежемесячный, затем еженедельный) признается весьма солидным и интересным изданием; задача его — разработка и научное освещение вопросов общественной жизни и история в духе марксизма.

Такой же характер носит и литературная деятельность Каутского. Ему принадлежит, кроме журнальных статей, ряд исторических и социологических работ в духе историко-экономического материализма, талантливо написанных и основанных на серьёзном изучении. Каутский участвовал в выработке Эрфуртской программы (1891) социал-демократической партии и написал к ней обстоятельный комментарий («Das Erfurter Programm m seinem grundsä tzlichen Theile erlä utert», Шт., 1892). Характерны рассуждения Каутского о борьбе двоякого рода тенденций в капиталистическом обществе: принижающих пролетариат и поднимающих его. Не первые приведут к торжеству более справедливого экономического порядка, а наоборот, последние. Отсюда вытекает отрицание максимы: чем хуже, тем лучше. Социальные реформы, правда, не в силах устранить противоречия капиталистического строя, но это не значит, что реформы не нужны. Безусловно Каутский отвергает реформы, направленные к восстановлению прежних, докапиталистических экономических отношений. Поддержание ремесленников и крестьян как производителей невозможно на почве существующего экономического порядка, но облегчение их положения как потребителей — важная задача социал-демократии. Совершенно оригинальный взгляд высказал Каутский на значение картелей и их отношение к кризисам (см. Картели). Оценивая все явления, в том числе и политические, с точки зрения интересов и исторической задачи промышленного пролетариата, Каутский выступил защитником парламентаризма в книге «Der Parlamentarismus, die Volksgesetzgebung u. die Sozialdemocratie» (Шт., 1893). Замену парламента прямым народным голосованием по проекту Риттингсгаузена (см.) К. признает невозможной даже как корректив к парламентарному строю, народное голосование (в форме референдума и инициативы) желательно только при известных условиях, как то: 1) отсутствии противоположности между городом и деревней или численном преобладании городского населения над сельским, 2) развитой политической и, в частности, партийной жизни и 3) отсутствии чрезмерно централизованной, независимой от народного представительства государственной власти. В государствах с мнимым конституционализмом (напр. в Германии) пролетариат, по мнению Каутского, должен поддерживать парламент, а не ослаблять его, не раздроблять нацию на отдельные голосующие общины, с которыми гораздо легче сладить, чем с национальным представительством.

Когда в германской социал-демократии появились так называемые бернштейнианцы (см. Бернштейн, Эдуард), Каутский явился главным теоретиком так называемого ортодоксального марксизма, или социал-демократизма. Редактируемый им журн. «Neue Zeit», основанный как орган социал-демократии без различия оттенков в мнениях и допускавший поэтому на своих страницах полемику в очень широких размерах, постепенно принимал характер все более и более определенно ортодоксальный; Бернштейн из него вышел в 1899 году, затем в нём перестали писать Гейне, Шиппель и большинство других бернштейнианцев или ревизионистов, основавших свой орган «Sozialistische Monatshefte». На всех социал-демократических партейтагах Каутский выступал одним из главных ораторов ортодоксального социал-демократизма. Специально против Бернштейна написана им книга: «Bernstein und das sozial-demokratische Programm» (Штутгарт, 1899; русск. пер.: «К критике теории и практики марксизма. Анти-Бернштейн. Метод. Программа. Техника», СПб., 1905). Против новых, ревизионных решений аграрного вопроса Каутского написана книга «Аграрный вопрос» (русск. пер. под ред. Протопопова, СПб., 1900; отрицательную оценку этой книги представляет статья С. Н. Булгакова в журнале «Начало», 1899 г., № 1 и 2). С 1894 г. под редакцией Каутского выходит широко задуманный труд: «Geschichte des Sozialismus in Einzeldarstellungen», в котором принимают участие немецкие и иностранные ученые. Появились пока два тома, в которых первая часть: «Die Vorlä ufer des neueren Sozialismus» целиком принадлежит перу Каутского.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь