Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Деятельность Г. Губайдуллина после событий 1917 года.



1.Основные вехи биографии. Становление мировоззрения татарской молодежи на примере Г. Губайдуллина. Газиз Губайдуллин (1887-1937) – татарский публицист, писатель, ученый тюрколог. История, источниковедение, историография, литература и литературоведение - таков далеко неполный круг творческих интересов ученого.

Судьба Газиза Губайдуллина – это судьба интеллигента российских национальных окраин XX века. Будущий тюрколог родился в эпоху больших надежд России на светлое будущее - эпоху начала стремительного развития капитализма. Жизнь ученого уложилась в две эпохи России. Первая половина его жизни совпала с эпохой первоначального накопления капитала с его далеко не гуманным лицом, вторая - строительства нового, как надеялась страна, самого справедливого общества на Земле, которое в 1930-х оказалось сродни самому мрачному средневековью.

Будущий ученый родился в семье представителя динамичного социального слоя, основной движущей силой перемен – купечества. Российское купечество в это время в массовом порядке осуществляло формационный переход от средневековой торговли к промышленному производству. Отец будущего историка - Салих Губайдуллин находился в русле общего потока реформирующейся России. Начав с небольшого капитала, полученного в наследство от отца, в начале ХХ века он стал одним из самых видных купцов Казани, владельцем суконной мануфактуры, выполнявшей заказы казны. Мать Газиза Губайдуллина была одной из дочерей известного казанского богача Айтуганова.

В конце XIX - начале ХХ века городские жители России по внешнему облику перестали отличаться от европейцев. Лишь крестьяне и служители культа продолжали носить традиционную национальную одежду. Изменить внешний облик было много проще, чем систему ценностей. В городской быт, буквально ежедневно входили многие другие, неслыханные раньше новшества. Надо было не только принимать их, но делать много большее - коренным образом переосмысливать основы своего существования, изменять представления о мире и о себе.

Отец историка, который уже в ХIХ веке с размахом и по-европейски вел дела и выглядел по-европейски презентабельно, сына послал учиться в весьма консервативное, старометодное, как говорили в то время, учебное заведение, в то, в котором сам в свое время учился - медресе «Халидия». Но в пору его молодости в середине XIX века это учебное заведение вовсе не было консервативным и возглавлялось тогда одним из самых выдающихся представителей татарского народа ХIХ века - Шихабом Марджани. В начале же ХХ века медресе «Халидия» казалось ориентированной на Европу татарской молодежи оплотом средневекового мракобесия.

Восемь лет с 1895 по 1904 г., когда Газиз учился в медресе «Халидия», куда он должен был приходить до восхода солнца, а уходить из школы около 9 часов вечера, посвящая весь день духовной схоластике, пришлись на ту пору, когда у человека происходит естественный процесс формирования системы ценностей 12 –18 лет. В стены консервативного духовного училища доходили слухи о грандиозных изменениях: о развитии промышленности, о строительстве великих железнодорожных магистралей, о стремительной европеизации страны. Живая, интенсивная, завораживающая жизнь действовала на шакирдов даже сильнее, чем на других: запретный плод сладок. Игнорируя запреты наставников, шакирды тянулись к свободной от средневековых устоев жизни.

Один из главных вопросов, который волновал учащихся «Халидия» был: те ли знания они получали, насколько полученные знания могли пригодиться в будущем, какое место в жизни могли занять выпускники по завершения учебы в медресе.

Газиз получил навыки, позволяющие ему работать священнослужителем, навыки, как и многим другим, не пригодившиеся ему в дальнейшей жизни. Но в отличие от многих других ему, будущему историку и писателю, удалось использовать, полученное в медресе, хорошее знание языков – арабского, турецкого и татарского. Кроме этого, с частным преподавателем Газиз учит персидский. С 1899 г. он читает на турецком языке Жюль Верна, Фламмариона, Вольтера и Руссо, других европейских писателей и ученых. Через арабскую, турецкую литературу, через статьи в татарской периодической печати знакомится с основами преподавания в Европе.

Внешние веяния буквально сотрясали стены «Халидия». Шакирды обсуждали перемены даже более бурно, чем это было за стенами духовного училища. И конечно, жаждали революционных перемен. Татарская интеллигенция стремилась познакомить свой народ с достижениями Европы и русского народа, занималась переводами. Они стремились воспитывать у татар чувства любви к другим нациям, в частности, к русскому народу, к его молодежи, призывали татарскую молодежь брать пример с русской. Газиз ощущает острую потребность в русском языке и начинает его изучение сразу по окончании медресе.

Его отец, окончив татарскую щколу - медресе, писать по-русски выучился сам и русскую культуру осваивал самостоятельно. Как и отец, Газиз прошел процесс традиционного мусульманского воспитания и образования дома и в медресе. Изучал Коран, арабский, турецкий и персидские языки, правила шариата, произведения персидских, арабских и турецких преимущественно средневековых авторов, средневековую мусульманскую философию. Русский язык не был для него родным языком и в начале жизненного пути Газиз не владел им настолько, чтобы получать новые знания. Он пытался приобщиться к европейской культуре через переводы европейских авторов на турецкий язык.

В год окончания Газизом медресе, во время русско-японской войны, когда вся страна остро ощущает свою отсталость от европейских стран, среди прогрессивной татарской молодёжи - шакирдов медресе, учащихся реальных училищ, гимназистов, студентов Казани и других городов начинается бурное движение, направленное на пропаганду и распространение среде татар передовой европейской и русской культуры. Тогда создается кружок элитарной интеллектуальной татарской молодежи под названием " Шимба", участником которого становится Газиз. Когда Газиз покинул «Халидия» на далеких российских окраинах шла Русско-японская война, а страна была на пороге первой русской революции. Желание получить европейское образование, возникшее в годы учебы в медресе, оформилось в конкретные действия в год поражения России в русско-японской войне и начала первой русской революции 1905-1907 гг., когда передовые слои российского общества, остро переживая поражение в войне и внутренние проблемы, полагали, что все беды от недостаточной цивилизованности общества, от его отсталости от западно-европейских держав.

Среди мусульманских народов России татары занимали особое место. В совокупности они представляли собой наиболее образованный, втянутый в новые общественные отношения тюркский этнос, сознающий роль духовного неформального лидера не только тюркских, но всех мусульманских народов России. Процесс переоценки ценностей у татар происходил, с одной стороны, наиболее цивилизованно (при почти поголовно грамотном по-татарски населении), с другой - наиболее остро. Противостояние людей с разными представлениями о мире и о себе было особенно напряженным среди людей разных поколений, традиционный конфликт между отцами и детьми становился оглушающе громким.

Фатих Амирхан посвятил борьбе отцов и детей в татарских семьях начала XX века пьесу " Яшляр" (Молодежь), идущую на сцене казанских театров до сих пор. Хотя автор не изменил даже имени главного героя – Газиз, сейчас мало кто знает, что прототипами героев пьесы, идущей до сих пор на сцене Казани, была семья казанского купца Салиха Губайдуллина, конфликт отцов и детей этой семьи. В революционный 1905 год Газиз заявил отцу, что он полностью порывает с его делами купца и фабриканта и на участие сына в торговых делах рассчитывать тот не должен, что у него иной путь в жизни, он будет независимо от отца зарабатывать деньги своим трудом и хочет получить европейское образование.

С 1906 г. Газиз стал готовиться к сдаче экзаменов за 8 классов классической гимназии, наняв за скромное вознаграждение репетитора, которым оказался один из первых большевиков в Казани - студент С. Н. Гассар. В гимназический курс входило обязательное и хорошее знание древних и современных европейских языков. Газиз изучает немецкий, французский, греческий и латинский языки. Основательно готовится и по другим предметам. Хотя сословные и национальные ограничения в получении университетского образования (кроме ограничений для евреев) были сняты, поступить в университет в то время было непросто. В огромной России было всего 10 университетов – столько же, столько в тогдашней маленькой Швейцарии. Соответственно, был высокий конкурс, в котором, как и сегодня, нужно было продемонстрировать помимо знаний по отдельным предметам, хорошее владение русским языком. С изучением языка Газизу повезло: он учит его на дому с помощью преподавателя русской словесности - жены дяди.

Газиз Губайдуллин живет в среде революционных преобразований в самосознании России, где татарину надо способствовать преобразованию своего народа, приобщению его к русской и европейской культуре. В служении своему народу, приобщению его к достижениям европейской цивилизации Газиз Губайдуллин и небольшой круг его друзей и соратников видит свое жизненное предназначение. В узком кругу единомышленников Газиз вместе с друзьями интенсивно и осознанно вбирает в себя европейскую культуру в обсуждениях разных проблем, на литературных вечерах, в постановках домашних спектаклей. В эти годы напряженной политической интеллектуальной жизни Газиз знакомится с узким кругом молодых властителей дум татарского народа - Габдуллой Тукаем, Фатихом Амирханом, Каримом Тинчуриным, Гафуром Кулахметовым, активно участвует в шакирдском движении и начинает выступать в периодической печати. В России, как и во всем тогдашнем европейском мире, начало века – это время молодых талантов. Молодые люди собираются в небольшие группы в полной уверенности, что они самые-самые – умные, талантливые, способные решать задачи, которые не могут решить все остальные. Татарские интеллигенты, в небольшой круг которых входил Газиз, преобразовывали прежде всего себя и ощущали себя лидерами, ответственным за развитие народа, талантами, способными решать любые сложные задачи.

В 1909 г. Газиз Губайдуллин сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на юридический факультет Казанского университета. Россия в это время успешно индустриализировалась.

В 1910 году Газиз перешел на историко-филологический факультет университета, окончательно решив посвятить свои силы не столько установлению в России цивилизованного правового государства, сколько для того, чтобы получить ответы на три сакраментальных для татарского и для всех народов России вопроса: кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?

В студенческие годы не только приобретаются специальные, профессиональные знания и навыки, но происходит наиболее интенсивное приобщение к культурным ценностям, накопленным человечеством. Как в настоящее время, так и в прошлом у интеллигента именно на студенческие годы приходится наибольшее посещение театров, выставок, концертных залов. Интенсивность и глубина приобщения индивида к культуре находится в прямой зависимости от духовно-эмоционального климата эпохи. Газизу Губайдуллину повезло с тем, что его молодые годы совпали с «Серебряным веком» русской культуры, что означало процесс приобщения к европейской культуре подстегивался необычайной насыщенностью творческой жизни страны, такой насыщенностью, которой никогда не было прежде и будущем вплоть до наших дней. Помимо чисто культурных изысков в «серебряный век» искусство искало ответ на вопрос «Что есть Россия, Что ждет Россию? ». «Вехи» стали манифестом новой буржуазной интеллигенции России, они во многом определили духовный климат, в котором создавалась культура «Серебряного века».

Как писал советский исследователь творчества ученого историк А.С.Алишев, «идейный рост Г. Губайдуллина до Октябрьской революции шел под влиянием социальной среды, в которой определяющую роль играла татарская национальная интеллигенция. С другой стороны, он находился под растущим влиянием прогрессивно-демократического движения, особенно молодежи. Он сам писал, что в 1905 году в их среду проникали идеи Льва Толстого, народников и социал-демократов. Он был другом Гафури Кулахметова, знал X. Ямашева (наиболее известных большевиков-татар. Однако идеологически до их уровня, до социал-демократической идеологии он не поднялся. Любимый его учитель в университете профессор Н. Н. Фирсов стоял на позициях народников. Вне университета Г. Губайдуллин участвовал в различных кружках передовой татарской молодежи. По идейным позициям он был близок к Ф. Амирхану и революционным демократам. Г. Губайдуллин не был революционером».

Газизу Губайдулину, как немногим историкам Европы начала XX века, удалось получить блестящее профессиональное образование. На историческом факультете университета с 1910 по 1916 год его основными руководителями были известные российские профессора историки Н.Н.Фирсов, М.М.Хвостов и востоковед Н.Ф.Катанов. Студент Газиз Губайдуллин активно участвовал в общественной жизни демократической татарской молодежи. Вместе с Ф. Амирханом, Г. Тукаем и другими он организовал популярный среди татар журнал «Анг». В 1914—1915 годах проводил большую работу по составлению и изданию первого сборника, посвященного 100-летию со дня рождения Ш. Марджани. В I911 году на страницах журнала " Шура" Газиз издает свою первую научную работу: " Опыт о Марко Поло". Затем в русской прессе было опубликовано дипломное сочинение Газиза «Марко Поло как источник для истории монголов». В I915 году с 11 по 20 номерах журнала " Шура" Газиз Губайдуллин публикует свою первую научную работу: " Опыт о Марко Поло".

2. Научная и литературная деятельность. Еще не закончив университетский курс, Газиз Губайдуллин проявляет себя как ученый и организатор науки. В 1914—1915 годах он активно участвует в исследованиях, составлении, редактировании и издании первого вообще и первого фундаментального в истории татарского народа сборника статей, посвященного 100-летию со дня рождения татарского просветителя Ш. Марджани. Для сборника он написал две статьи о творчестве просветителя.

Как пишет С.Х.Алишев, «Дореволюционные труды Г. Губайдуллина главным образом источниковедческого и историографического характера. «Опыт Марко Поло» … представляет собой источниковедческий анализ книги Марко Поло» … Губайдуллин сопоставляет книгу Марко Поло с другими источниками, сравнивает, иногда не соглашается с автором, критикует и дополняет Марко Поло» Он пользуется трудами многих путешественников и писателей, историков как европейских, так и восточных. Таким образом, получилось солидное и серьезное исследование не только о книге Марко Поло, но и по истории Монгольской империи конца XIII в. Такого же рода работой надо считать его сочинение «Ибн-Халдун и «Политика» Аристотеля», выполненное в 1910 г. Статьи, посвященные творчеству Ш. Марджани, особенно ценны для изучения татарской дооктябрьской историографии. В статье «Взгляды III- Марджани на просвещение, науку и искусство» он доказывает, что Марджани был человеком прогрессивного мировоззрения, с европейским кругозором. В другой статье — «Исторические труды Ш. Марджани» — автор показывает, как работал Марджани над источниками, раскрывает лабораторию ученого. Губайдуллин дает вообще высокую оценку деятельности Марджани, утверждая, что он является первым историком булгаро-татар».

С течением времени менялись взгляды отца Газиза – Салих-бабая. Он стал самым известным меценатом Казани. При финансовой поддержке Салиха Губайдуллина были осуществлены исследования и вышел в свет сборник статей, посвященных выдающемуся татарскому просветителю XIX века Шихабу Марджани.

В 1914 году Газиз женился и приступил к преподаванию истории в новометодной медресе «Мухамадия». В одной из своих автобиографий Газиз писал: «с 1914 года тайно от начальства я стал преподавать историю в одном из татарских реформированных медресе «Мухаммадие». Преподавать тайно от властей он мог, но не жениться. В архиве сына ученого до сих пор хранится разрешение ректора на брак с дочерью купца 1-й гильдии Рабигой Казаковой.

В 1916 году Газиз окончил университет с дипломом первой степени. В царской России, человек, окончивший университет, автоматически становился личным дворянином. Однако для неблагонадежных такое вхождение было чисто формальным. У властей, отслеживающих общественную деятельность студентов, Газиз Губайдуллин относился к числу неблагонадежных. Поэтому после окончания университета он не мог ни продолжить учебу в аспирантуре, ни поступить на государственную службу. Более того, формально по предложению губернатора, а фактически по его приказу он вынужден был покинуть Казань. Трудовая деятельность студента-отличника, выпускника университета с дипломом первой степени началась в маленьком уездном городке Троицке, в частной татарской учительской семинарии. Здесь он стал преподавать историю, причем неофициально, т. е. без утверждения властей. Он стал заведующим мужского татарского 5-классного училища «Вазифа».

3. Деятельность Г. Губайдуллина после событий 1917 года. Февральская революция, которую он принял с энтузиазмом, позволила ему вернуться в Казань. Начав свою деятельность как политик в бурные революционные годы, он активно включился в работу созванного 20 ноября 1917 г. Миллэт Меджлисе (Национальное собрание мусульман Внутренней России и Сибири), вошел в состав коллегии по созданию Штата Идель-Урал. Там рука об руку с другими членами коллегии Г.Шарафом, Ф.Сайфи, Ф.Мухамедьяровым, С.Атнагуловым он занялся претворением в жизнь этого наиболее реалистичного в условиях распада Российской империи проекта воссоздания национальной государственности татарского народа. После Октябрьского переворота, он отказывается от предложения отца эмигрировать, заявив, что он разделит судьбу своего народа. В 1919 Газиз поступил в аспирантуру по кафедре истории России в 1919 году. В 1918—1925 гг. выходят в свет его сборники рассказов, учебники, монографии, брошюры: «История древнего мира», «История религии», «История России», «История татар», " История классов у татар", " Этапы социального развития приволжских татар". Книги «История татар» («Татар тарихы») и «Из прошлого татар» освещали историю татарского народа с древнейших времен до XIX в.. «Татар тарихы» выдержала 3 издания на татарском языке, последнее вышло в Москве в 1925 г.». «Из прошлого татар» – два при жизни, и одно относительно недавно в Англии, «История классов у татар» - два издания. В 1923-1924 годах Газиз в содружестве Али Рахимом пишет «Историю татарской литературы", изданную в Казани, в трех томах.

К этому времени он стал уже известным публицистом, писателем и ученым. Сложились его взгляды, которые не совпадали с ортодоксальными марксистскими. В своих работах утверждал, что после феодализма в XVIII в. в стране установился не капиталистический уклад, а формация торгового капитализма. Хотя до эпохи массовых репрессий было еще далеко, научные и идеологические взгляды ученого не устраивали систему. Система беспощадно расправлялась с идеологическими противниками, выдворяла их из страны, еще не решалась осудить известного ученого за научные воззрения.

В 1925 году Газиз Губайдуллин решил покинуть Казань. В это время не только в Москве, но и на окраинах Советской России была острая нужда в квалифицированных кадрах, способных работать на местных языках. Газиз получил приглашения работать в Москве, Узбекистане и Азербайджане. Арест способствовал отъезду в Баку и дальнейшей жизни в Азербайджане. В Москву и Узбекистан он выезжает для чтения курсов лекций. Его исследования расширяются до истории всех тюркских народов. В 1927 г. он защищает докторскую диссертацию «Проблема происхождения узбекского народа», становится профессором и деканом восточного факультета Азербайджанского государственного университета, членом государственного ученого совета Азербайджана, Председателем центрального бюро просвещения Академцентра Узбекистана, профессором Ташкентского и Самаркандского университетов по кафедре мусульманского Востока создает школу востоковедов. В 1929 году избирается действительным членом Научно-исследовательского института этнических и национальных культур народов Востока в Москве, в 1930 г.— внештатным профессором 1-го Московского университета. В этот период он особенно активно участвует в научных съездах и конференциях.

Издание трудов ученого с 1931 - 1932 гг. резко сокращается. Многие рукописные труды Губайдуллина наиболее продуктивного периода жизни 1931 - 1933 годов безвозвратно утеряны. Лишь часть их сохранилась в научном архиве Института истории Академии Наук Азербайджана. Уже в 1933 году ученый вынужден был оставить начатые работы в Азербайджанском филиале Академии Наук и выехать из Баку с семьей, избрав местом работы и жизни в начале город Пятигорск, а затем - Казань. 17 марта 1937 г. Газиз Губайдуллин был арестован. При аресте были изъяты рукописи работ последних лет. После многомесячного заключения, сопровождавшегося пытками, 13 октября 1937 года первый татарский профессор был расстрелян в застенках НКВД Баку.


 

 

Семинарские занятия

 

 

I Тема. Состояние краеведческого дела во второй половине XIX века. Образование Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете.

Цель: анализ тематики статей «Известий» ОАИЭ I -IV томов.

Вопросы:

1. Состояние краеведческого дела во второй половине XIX века.

2. Значение IV Всероссийского Археологического съезда в Казани.

 

Литература и источники:

Научные публикации, статьи, отчеты, опубликованные в «Известиях» ОАИЭ I -IV томах.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь