Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 12. Николай Федорович Катанов.



Основные вехи биографии.

Казанский период его жизни

1. Основные вехи биографии. Николай Федорович Катанов родился 6-го мая 1862 года в Тураковском улусе на р. Абакане, левом притоке р. Енисея. Отец его происходил из племени Сагай, ведомства аскысской степной думы, мать из племени Касс ведомства Абаканской народной Управы. Девяти лет, в 1871 году, он поступил в одноклассное училище села Аскыс, Минусинского округа, Енисейской губернии. По окончании в 1874 году, он двенадцати летним мальчиком поступил в аскыскую степную думу, где в течении двух лет занимался с делами инородцев.

В 1876 году четырнадцатилетний мальчик Катанов на лодке отправился в Красноярск, где 4-го августа того же года поступил в 1 –й класс гимназии. Здесь он обнаружил исключительные дарования по гуманитарным наукам. Пройдя полный курс гимназии, весной в 1886 года он вышел из нее золотой медалью.

Детские и юношеские годы Коля Катанов провел в семье и под попечительством своего брата священника Усть-Есинской церкви, Минусинского округа, также Николая Федоровича Катанова. На редкость способный мальчик в этой христианской настроенной семье священника получил религиозно нравственное и церковной воспитание. По своему воспитанию и религиозной настроенности он с детских лет сжился с христианским духовным миром, в лице его выдающихся представителей. На юношу Николая Катанова имел сильное влияние алтайский миссионер протоиерей В. И. Вербицкий, в начале в 80-х годов XIX в собиравший материалы для своего «Словаря алтайского и аланагскаго наречий». Обучение в красноярской классической гимназии не ослабило в нем религиозно нравственной настроенности. Классическая гимназия направила его на путь разностороннего знания. С 1881 года по 1888 год, как сам Н. Ф-ч Катанов, так и его брат Николай состояли в переписке Николаем Ивановичем Ильминским.

По окончании красноярской гимназии в 1884 году Н. Катанов приехал в Казань, чтобы поступить на миссионерское отделение в Казанской Духовной Академии для совершенного изучения восточных языков. Но это отделение тогда было в упадке, почему, по совету Н. И. Ильминского и известного ориенталиста академика В. В. Радлова, 15 августа 1884 года он поступил в Петербургский Университет на факультет восточных языков по разряду арабско-персидско-турецко-татарской словесности. Будучи студентом университета, он изучал частным образом, на дому, в 1885-1888 г.г., общетюркскую фонетику у академика В.В.Радлова.

В студенческие годы на Н.Ф-ча имел сильное влияние кружок Н. М. Ядринцева, известного сибирского публициста, общественного деятеля и путешественника археолога (род. В Омске в 1842 году, сконч. В 1894 г. ) После долгих гонений со стороны властей, восстановленный в правах, Н. М. Ядринцев в 1873 г. поселился снова в Петербурге, откуда сделал несколько поездок в Сибирь. С 1886 года Н.М. энергично работал в обществе содействия учащимся в С-Петербурге сибирякам, среди которых был и студент Катанов. Н.Ф-ч с особенной приятностью вспомнил литературные встречи в квартире Н. М. Ядринцева, где он встречался с многими учеными сибиряками.

По окончании курса университета в 1888 году степенью кандидата турецко-татарской словесности, по представлению профессора И. Н. Березина, Н. Ф-ч был оставлен при Университете профессорским стипендиатом по своей специальности - турецко-татарской словесности. Факультет, Российская Академия Наук и др. ученые учреждения сразу оценили талант и знание молодого ученого сибиряка.

По ходатайству академиков В.П. Васильева и В.В. Радлова Академия Наук и Русское Географическое Общество командировали стипендиата Катанова в Русский и Китайский Туркестан, Северную Монголию и Сибирь для исследования быта, языка и религии народов турецко-татарского корня. Первая ученая командировка Катанова продолжалась четыре года, с 22-го декабря 1888 года по 22 декабря 1892 года. Из этой весьма почетной и ответственной командировки Н. Ф-ч возвратился в Петроград только в 1893 году. Результаты своих ученых поездок Н. Ф-ч представлял как в учреждения, которые командировали его в Азию, так и в Министерство Народного Просвещения. В то же время он часто сообщал главнейшие результаты своих исследований о диалектах тюркских племен академику В.В.Радлову. Эти сообщения печатались в «Записках Академии Наук» под названием «Писем».

Ученая специальность Н. Федоровича начала развиваться у него с ранних лет. Как уже было сказано, по окончанию курса одноклассного училища в родном селе Аскыс в 1874 году, 12 летний мальчик Катанов в течении 2 лет знакомился с делами об инородцах. Будучи гимназистом он каждое лето ездил в долину Абакана, где знакомился с инородцами ведомства Абаканской управы и аскысской думы. Тогда же под влиянием алтайского миссионера протоирея В.И. Вербицкого и по совету Н.И. Ильминского, он стал читать и проверять на месте образцы народной словесности инородцев аскысской думы, собранное В.В. Радловым. Катанов самостоятельно собирал новые материалы. Он обратил особенное внимание на наречие качинцев, кайбалов, сагайцев и бельтиров. Результаты наблюдения наречиями этих племен были опубликованы в издании Академии Наук. В студенчестве в Петербургском университете Н. Ф-ч под наблюдением В.В. Радлова, издал несколько заметок о наречии сагайцев.

По окончанию университета во время 4 летней командировки в Азию, он впервые всесторонне исследовал диалекты урянхайцев северной Монголии, карагасов, бультиров минусинского округа и туземного тюрского населения Китайского туркестана, а имен городов Хами, Турфана, Аксу, Кашгара, Яркенда и др. Попутно Н.Ф-ч были исследовано и другие тюрские диалекты, сагайский, койбальский, качинский, камасинский, казахо-киргизский, телеутский, шарский и др. Образцы словестности, собранные как до 1884 года так и за время 1888-1893 гг., печатались на счет Академии Наук. Под руководством Н.И Ильмиского Н. Ф-ч вместе с своим братом-священником, по просьбе епископа енисейского и красноярского Исаакия, перевел на сагайско-татарское наречие начальные молитвы, «Символ веры» и «Десять заповелдей».

Казанский период его жизни.

9-го ноября 1893 года, по представлению Академии Наук, молодой ученый и ориенталист, Н Ф-ч Катанов, вполне определившийся в своей специальности, был назначен в Казанский Университет преподавателем тюркских или турецко татарских наречий в звании экстра ординарного профессора по историко-филологическому факультету. Перед отправлением к месту профессорской службы в декабре 1893 года, он выдержал экзамен на степень магистра турецко-татарской словесности.

Прибыв в Казань 12 декабря 1894 года, Н Ф-ч приступил к чтению лекций в Университете на Историко-Филологическом факультете по тюркским диалектам. С этого времени почти тридцатилетная ученая практическая деятельность Н. Ф-ча проходит в Казани. С 1895 года Н. Ф-чу было поручено преподавание в Университете, еще языков арабского и персидского с целью лучшего ознакомления слушателей с литературным языком казанских татар, казахов, киргизов. До последнего времени он преподавал в университете языки: татарский, турецкий, арабский и персидский, арабскую и обще-татарскую литературу и историю турецко-татарских народов.

Из Казани, по поручению историко-филологического факультета Н. Ф-ч совершил четыре ученых поездки к народам Европы, Азии: татарам мещерякам, башкирам, киргизам и др. Так с 15 мая 1896 года по 1-е сентября того же года он ездил в Сибирь, что бы еще раз исследовать на месте верования, язык и быт бельтиров, сагайцев, качийцев и кайбалов; с 14 мая по 19 августа 1897 г. он был командирован в Белебевский уезд Уфимской губернии, для исследования языка тептярей и крещеных татар в тот же белебевский уезд он был командирован в следующем году с 15 мая по 31 августа для исследования быта языка башкир, мещеряков, тептярей и крещеных татар. В 1900 г. Н. Ф-ч был командирован в западную Европу для знакомства с древними тюркскими рукописями. В этой командировке Н. Ф-чу удалось ближе познакомиться с казанско-татарским и адербейджанским наречиеми.

Обучение в гимназии и университете, профессорская служба в Казани и специальные ученые командировки у Н. Ф-ча сопровождались выходом в свет целого ряда капитальных и мелких учено-литературных трудов и переводов, напечатанных в разных изданиях и оставшихся в рукописях. Их насчитывается более 400.

По приезде в Казань, в качестве преподавателя университета, Н. Ф-ч принимал деятельное участие в работах переводческой комиссии при Братстве Св. Гурия. Он руководил переводами книг Нового Завета на инородческие языки. Начав свою христианскую переводческую деятельность с ученической скамьи, в свое время Н. Ф-ч оказался единственным человеком, который по поручению Св. Синода занимался переводами Св. Писания и богослужебных книг на наречия сибирских инородцев. В 1899 г. он получил благословенную грамоту от Синода за руководствование переводом Евангелия на якутский язык.

В Комиссии при Казанском Учебном Округе Н. Ф-ч был председателем и самым деятельным и полезным переводчиком разных изданий на языки восточных инородцев; затем он состоял членом временного комитета по делам печати в Казани. Во время первой мировой войны, как знаток восточных языков, Н. Ф-ч был назначен военным цензором. Как специалист переводчик, он состоял официальным докладчиком и толкователем в делах в Казанском Окружном суде и Судебной Палате по уголовным, вероисповедным вопросам восточных инородцев. С открытием в 1918 году в Казани Губархива Н. Ф-ч оказался одним из усердных сотрудников.

Н. Ф-ч, кажется, всем был нужен, как редкий специалист. Одновременно с профессорством в университете и духовной академии он был приглашен читать лекции в северо-восточном археологическом институте. Здесь с 1918 по 1921 г. он преподавал те же предметы, что и в университете, и специальный курс восточной хронологии. Вместе с чтением лекций он состоял в институте деканом восточного отделения. Когда сев.-восточный археологический институт был преобразован в восточную академию или заменен ею, то Н. Ф-ч был приглашен читать лекции в эту академию. С 1919 г. он преподавал историю песнетворчества турецко-татарских народов в казанской высшей восточной музыкальной школе. По предложению разных организаций он выступал с публичными лекциями по татарскому языку и татарской литературе. При таких условиях учено-профессорской деятельности у Н. Ф-ча насчитывалось до 47 лекций в неделю, т.е. по 8 лекций в день. Он был занят утром и вечером, работая в сутки по 15 часов из любви к делу и по нужде, как человек семейный.

Н. Ф-ч не отказывался от делаемых ему предложений и всюду работал, не жалея себя и своих сил. В качестве специалиста по инородческому образованию Н. Ф-ч не раз вызывался в Петроград для совещания по образованию инородцев (1905-1906 гг.) и в Оренбургский учебный Округ на совещание учителей инородческих школ ( 1906 г.)

В последнее время Н. Ф-ча приглашали в другие университетские города, где он был нужен как исключительный специалист. Красноярск, Ташкент, Баку, Владивосток и др. города на перебой звали его к себе, обещая материально обеспечить его и предоставить ему лучшие условия ученой работы. Н. Ф., как ни глубоко пустил корни в Казани, все же соблазнялся предложениями, он даже начал продавать имущество. Но он остался в Казани.

Умер 10 марта 1922 г. В Казанской Шамовской больнице от гнойного плеврита после операций в 60-м году жизни.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь