Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В неделю 18-ую по Пятидесятнице (Как неумеющему читать можно успеть в уяснении догматов, внимая в церкви поемому, читаемому и действуемому)



 

Хочу и ныне продолжать слово о том же, о чем беседовал к вам прошедший раз, именно: об уяснении и утверждении по­знания нашего о предметах святой веры нашей, или познания о Боге и вещах Божественных. Умеющий читать, говорил я, изучай веру при помощи катихизиса или чрез чтение других бла­гочестивых книг. А не умеющий читать, скажу теперь, умножай, уясняй и утверждай свои по­знания о вере посредством слуха. Слушай, вни­май, размышляй и поучайся именно здесь, в хра­ме Божием.

Я уже не раз говорил и еще повторю, — что наши храмы со своим многознаменательным ус­тройством, со своим благолепным и глубоко та­инственным богослужением — суть воистину училища премудрости Божественной, — всеобъятной, изъясняющей — и нынешнее, и грядущее, и наше, и всего мира состояние и действование. Возьми ты «всенощную». Она представляет нам все течение миробытия от начала до Пришествия в мир Христа Спасителя, — представляет, как из мрака ничтожества все возведено было к бытию и прекрасно устроено, как прародители введены в рай сладости и в обладание всем как намест­ники Божий на земле, — как по горьком паде­нии померкло счастие их и благосостояние всех вещей, — как Господь, не осудив их вконец, обетовал им восстановление чрез семя жены, — как потом непрерывно поддерживал чрез прообра­зы и пророчества сие сладкое упование спасе­ния, которое с приближением времени Его При­шествия все становилось яснее и определеннее, пока явилось в полном свете, и само Небо при­звало к славословию Показавшего сей свет — в ангельской песни: «слава в вышних Богу» (Лк.2.14). Возьми ты Божественную литургию: она представляет всю земную жизнь Господа и Спасителя нашего с Его Рождением, возрастанием, исходом на про­поведь, страданием, Воскресением и Вознесени­ем на Небо. А в этом не всё ли, в лицах и дейст­виях, изображается дивное Домостроительство нашего спасения?! Между тем здесь не только это общее, но и всякая вещь, и всякое действие, и всякая песнь и слово имеют свою мысль и свое предлагают учение истины — только внимай и умудришься! Возьми самое простое слово: «Господи, помилуй! » Посмотри, на какие трогательные наводит оно мысли! Кого наказывают, тот чув­ствует боль и, желая прекращения ее, кричит к наказующему его: «Помилуй». И мы все за преслушание заповеди несем наказание скорбного пребывания на земле и, желая облегчить его, к Господу, праведно наказующему нас, взываем: «Господи, помилуй! » Кому готовится казнь, тот, об­ращаясь к судье своему, вопиет: «Помилуй! » За грехи наши и нам готовится казнь вечного осуж­дения в огне. Страшась сей горькой участи и желая избыть ее, и мы умоляем милосердого Гос­пода: «Господи, помилуй! » Кто погряз в тину, или утопает в воде, или окружен врагами, тот, обра­щаясь туда и сюда, ко всякому кричит: «Поми­луй, помилуй! » В тине грехов погрязаем и мы, волны моря житейского борют нас, и враги во множестве окружают нас, пожрати нас хотя, — почему, ниоткуда помощи не чая, к Единому Гос­поду взываем: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! »

Вот одно слово сколько мыслей дает! Но та­ково и всякое слово, и всякое действие богослу­жения нашего. А о том уже и не говори, сколько святых истин содержит всякий Апостол и вся­кое Евангелие, читаемые на литургии. Тут стань размышлять — и конца не дождешь течению мыслей твоих и открыванию тайн, которые бу­дут разверзаться в уме твоем.

Таково-то наше богослужение! Итак, ходи на него неопустительно, слушай, внимай, размыш­ляй о том, что поется, читается и действуется в продолжение его, — и будешь все более и более умудряться во спасение в боговедении. Бывают же такие, кои, не умея читать, а только поучаясь в том, что предлагает святое богослужение, до того умудряются, что ясно и определительно могут объяснить всякую истину святой веры на­шей к немалому назиданию слушающих. Сим и поревнуйте.

Сие же все предлагаю вам ради того, чтоб возбудить ревность вашу — самим, своим лич­ным трудом, доходить до точного познания дог­матов веры и правил жизни. Не все ждать, пока придет кто да научит. Сам возбуди вопрос и сам найди ему решение посредством ли чтения и размышления или посредством беседы с кем. Действуя так, необоримую крепость ума стяжешь и явишься сильным поборником истины. Тогда как, усыпленною и невнимательною содержа мысль свою, будешь все более и более ослаблять ум свой, который уже не в силах будет устоять против всякого возникающего внутри недоуме­ния и всякого слышимого совне сомнения.

Всяко, однако ж, ведайте, что не в одной крепости ума — сила. В «злохудожну душу», — говорит Премудрый, — «не внидет премудрость» (Прем.1.4). Попекитесь же сделать душу свою доброхудожною. Благонравие соделывает душу не только сосудом, пригодным к содержанию Небесной мудрости, но и пространным вместилищем, в ко­торое сама собою течет и теснится сия мудрость. Господь не сокрыл своей мудрости в Себе. Она явлена Им в устроении всего окружающего нас и непрестанно является в устроении участи каж­дого из нас, и всего рода нашего, и всего, что благословил Он учредить ради нас. Мудрость Божественная движется вокруг нас и в нас и, коль скоро душа наша доброхудожна, втекает в нее, дается ей сама и исполняет ее. Да и Сам Господь — Источник всякой мудрости и всяко­го ведения — всюду есть и все исполняет, ис­ключая душ нечистых. Коль же скоро душа чи­ста и украшена благонравием, Он, посещая ее и с Собою принося выну ириседящую Ему пре­мудрость, исполняет ее всяким светом ведения и разума духовного.

Вот вам благонадежный путь к просвещению разума! Он же есть и путь спасения! Ибо и спа­сение чем стяжается? Содержи разумно догма­ты веры и сердце возымей доброе, под действием благодати чрез Таинства и под таинственным наитствованием душ чрез святое богослужение. В светском просвещении не так. Там знание может идти отдельно от настроения сердца; в духовном же образовании они идут рука об ру­ку и, одно другим поддерживаясь, растут и при­ходят в силу вместе. Здесь знание с благонра­вием и то и другое со вкусом духовным вместе развиваются и надлежащее приемлют образование в духе нашем.

В сем-то чине и да дарует вам Господь «Духа премудрости и откровения в познание Его — и просвещенна очеса сердца вашего, — да исполнитеся во всяко исполнение Божие» (Еф.1.17; 3.19). Аминь.

11 октября 1864 года. В г. Владимире, в соборе

 

 

В неделю 19-ую по Пятидесятнице (Пример, как из дневных чтений в церкви извлекать себе уроки ведения и жизни христианской)

 

Хочу коротко пересказать вам содержание нынешних Евангелий, чтоб показать вам, как надобно с рассуждением прочиты­вать церковные чтения из слова Божия и по­учаться из них духовной премудрости. Увидите, как в немногом преподается нам очень многое и как справедлив укор к нерадящим: зачем остав­ляете вы этот неистощимый источник спаситель­ного ведения и обращаетесь всё к книгам челове­ческим - этим кладенцам сокрушенным, которые не могут содержать чистой и здоровой воды исти­ны? Вот послушайте! Ныне читались два Еван­гелия: одно ради святого евангелиста Луки, кое­го ныне память, а другое — ради воскресного дня.

В первом Евангелии (Лк.10, 16-21) содержится конец на­ставлений Христа Спасителя, какие давал Он ученикам Своим, посылая их на проповедь, имен­но: Господь говорил им: «слушаяй вас, Мене слутает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (Лк.10, 16) Слово сие обращено было к Апостолам, но оно более касается нас, нежели Апостолов, обя­зуя нас вседушно покоряться апостольскому уче­нию, преданному Церкви и содержимому ею. Господь принес истину на землю, — ту истину, которую слышал у Отца. Он вверил ее душам святых Апостолов Духом Святым, святые Апос­толы предали ее душам верующих и блюстите­лями ее поставили преемников своих. От них друг-друго-приимательно она переходила из ро­да в род, из века в век — до нас — и будет пе­реходить до скончания мира. Но сила ее и обя­занность наша к ней не ослабляется от времени. Как в начале слушавший Апостолов слушал Са­мого Господа, а отметавшийся Апостолов отме­тался Самого Господа, так и ныне: кто слушает проповедь апостольского учения, Самого Госпо­да слушает; а кто не слушает, Самого Господа не слушает или отметается Его. Отметающийся же Господа отметается Пославшего Его — Отца. Таковый ни Отца, ни Сына не имеет, — как учит евангелист Иоанн Богослов, — а следовательно, и ни Духа Святаго, ибо Они нераздельны, — и нет ему части в Царстве Пресвятой Троицы. Сего ради внимать надо слову, проповедуемому в цер­кви, не как слову человеческому, но, яко же есть воистину, как слову Божию, — и всячески блюс­тись колебания уверенности в истине его и тем паче отвержения его — под опасением изверже­ния из спасительного Царства Божия; надо из­бегать и того легкомыслия, по коему помыкают словесами Божиими небрежнее всякой простой речи человеческой.

«Возвратились семьдесят ученик» (Лк.10, 17), — читает­ся далее (евангелист Лука причисляется к се­мидесяти Апостолам; ради сего и читается это Евангелие в день памяти его), — «возвратились семьдесят» и, рассказав о своей проповеди, «с радостию» поминали: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем» (Лк.10, 17). Дивная сила слова, овладе­вавшего душами слушавших, их не столько зани­мала, потому что, пребывая с Господом, они при­выкли видеть сие и в себе, и в других. Но чтоб и бесы повиновались им, этого они никак не ожи­дали. Потому, как о нечаянности, с детскою про­стотою говорили Господу: «и беси повинуются нам». Господь говорит им: «видех сатану яко молнию с небесе спадша» (Лк.10, 18). Это — образное изобра­жение прекращения власти сатаны. Господь го­ворит как бы так: «Не изумляйтесь! Кончилась власть сатаны: опустеют капища, истреблены бу­дут идолы, замолкнут прорицалища! Всюду бу­дет царствовать Единый Бог, и Он будет всеми почитаем и поклоняем». Такова неотъемлемая сила имени Христова — прогонять полчища бе­сов и знамением образа креста Его сокрушать все сопротивные силы! В мире одна сила Бога, в Троице поклоняемого, чрез Господа Спасителя нашего. Сатана — злобою и лестию покушается покорить себе души, но мановение Божие в прах обращает все козни его. Сия сила мановения Божия усвояется всякому верующему, — и бе­сы бегут его, как огня. Дерзайте у бо! Господь победил. Он и вас победители явит всякой сопротивной силы, если поревнуете с Ним быть и верою — живою и деятельною — силу имени Его себе присвоить.

Так победительная над невидимыми врага­ми сила естественна во вседушно исповедующих имя Господа; «даю вам власть», — говорит Гос­подь, — «наступати на змию и скорпию и на всю силу вражию» (Лк.10, 19). Но не в этом существо дела. Су­щество дела — во внутреннем изменении духа человеческого, — в приискреннем его соедине­нии с Господом, — «в облачении во Христа» (Гал.3, 27), как говорит святой Павел; а победа над бесами есть уже следствие сего. Как от солнца свет, от огня тепло, от тела тень — естественны и неотъемле­мы, так неотъемлемо присуща разгнательная бе­сов нечистых сила у всех внутренно просвещен­ных Господом и Спасителем нашим. Почему говорит Господь: «Вы на это и внимания не об­ращайте. Имейте же в мысли своей паче то, что «имена ваша написана суть на небесех» (Лк.10, 20), то есть что вы сопричислены к единому блаженному Царству Пресвятой Троицы, которое, на земле начинаясь, на Небе завершается, — где заранее обозначаются все искренние и вседушные испо­ведники Христовы.

Сказав сие, Господь как бы обозрел Своим Божественным Всевидящим оком все будущее Царство Свое: и кого же Он в нем увидел? Уви­дел одних младенцев и никого из премудрых и разумных, — ни одного из тех, кои одному свое­му разуму верят и на свои одни силы надеют­ся, а всё таких, кои в детской простоте сердца, без всякого совопросничества, приемлют учение христианское и, вседушно предаваясь Богу, как дети Отцу, Его силою сильными быть чают в хождении по стезям заповедей Его. «В той час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил ecu сия от премудрых и разумных, и открыл ecu та мла­денцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою” (Лк.10, 21). Так постановлено в Предвечном Со­вете Божием, — иначе сие не было и никогда не будет. Кто спасался, сим путем спасался, и кто имеет спастися, сим путем спасется: иного нет.

Вот одно Евангелие! Коротко оно вот чему учит! Слушай учение Христово, в Церкви про­поведуемое, и слушай с детскою простотою, без всяких мудрований. Ибо, если не будешь так слушать, Богу будешь противник и будешь за то отвержен Богом. Вседушно предавшись сему учению и себя самого по нему образовавши, ты исполнишься такого света и силы, что от одного имени Христова, тобою произносимого, будет исчезать вся сила вражия. Но не это важно, а важно то, что сего ради ты будешь несомненно внесен в список наследников Царства Христо­ва — единого вечно блаженного.

«Хорошо, — скажешь, — принимаю сердеч­но учение Христово все сполна, ничего не отме­тая, ничему не попереча и ни в чем уму своему, суемудреннику, не потакая. Но говоришь, чтоб и сила сего учения в меня вошла, надо мне самому по нему образоваться и с ним в делах и чув­ствах своих соображаться. Как же это мне на­добно действовать и как себя расположить? » На это отвечает тебе второе нынешнее Евангелие (Лк.6, 31-36), и оно не обременяет многим, а только два дает правила, такие, однако ж, кои все совмещают. Первое: как желаешь, чтоб другие действовали в отношении к тебе, так и ты действуй в отноше­нии к ним. Второе: люби всех, даже врагов сво­их, и всем благотвори нелицеприятно и без рас­четов. Именно, в нем Господь так говорит: «якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (Лк.6, 31), то есть хочешь, чтоб тебе помогли, когда ты в нужде, — помогай и сам тому, кого видишь в нужде. Хочешь, чтоб тебе простили, когда чем провинишься против кого, — прощай и сам. Хочешь, чтоб тебя не осуждали и не поно­сили, — не осуждай и не поноси сам никого. Хочешь, чтоб тебя не обижали, — не обижай и сам. Так и во всем. Переноси на себя состояние твоего брата, — и чего бы ты пожелал себе, нахо­дясь в подобном положении, то сделай для него без отказа, не сокращая руки, но всей широте благожелания.

Таков закон правды! А о законе любви так говорит Господь: «аще любите любящия вы, кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящия их любят» (Лк.6, 32). Кто из нас кого-либо не любит? Лю­бим мы родителей своих, любим братьев и сес­тер, любим родных и всех знакомых, с коими на­ходимся в приятных отношениях. Почему, когда предлагается нам заповедь о любви, думаем, что исполняем ее, и остаемся спокойными. Господь же не так полагает. Он такую любовь нашу ни во что ставит. «Так, — говорит, — и грешники, то есть язычники — нехристиане — любят друг друга, а вам — христианам — надобно любить врагов своих. То только и будет несомненным признаком, что в вас есть истинно христианская любовь, когда вы будете любить врагов. Пока же этого нет, не хвалитесь любовию своею». Равным образом не ценит Спаситель и того, если делаем добро тем только, кои нам делают добро, или взаимно даем тем, от коих чаем восприять. «Невеликое это дело, — говорит.— И все так делают, даже неверующие. Но вы, когда хотите показать себя истинными Моими последовате­лями, «любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже же чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя. Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк.6, 35-36).

Вот содержание нынешних Евангелий! Два небольших чтения, а сколько истин предлагают они вам! Сокращенно они учат — и тому, как веровать, и тому, как жить по вере, — и полный обзор христианского жития приводят на мысль, с первого приятия учения Христова до увен­чания за него в нескончаемом Царстве Божием. И это только Евангелия, а Апостолы — свои многообъятные содержат учения. Не правда ли, что сказал я вначале, что в немногом нам предлага­ется многое, и это не ныне только, но и всегда. Всякое чтение церковное таково. Вот вам не­исчерпаемый источник спасительного ведения. К нему притекайте и от него напояйтесь. При­шло воскресение или праздник какой, — вече­ром, после всенощной, или утром, пред обеднею, найди положенный Апостол и Евангелие и про­читай с рассуждением, разбирая слово за сло­вом, вникая в то, какое ученье в нем содержится, извлекая из него правила и прилагая их к своей жизни. Не успеешь прочитать или не умеешь читать, — со вниманием прослушай, что читать­ся будет в церкви, и потом рассуждением пройди все не раз и не два, чтоб научиться чему-либо.

Когда станете так поступать, скоро вы сде­лаетесь богословами. Богословом никто не рож­дается, — а читает, рассуждает, заучивает и становится многосведущим в вещах Божествен­ных, — вот и богослов! А этого достигнуть вся­кий может. Не в титле, впрочем, сила, а в опреде­ленном и ясном знании христианского учения. До такого-то знания — я и умоляю вас дохо­дить своим трудом. Хоть то верно, что не все уже имеет тот, кто знание имеет; но и то не под­лежит сомнению, что ведение Божественной ис­тины служит основанием спасительного жития. Кто ясно понимает истину Божию, тот во свете ходит, а кто не понимает ее, тот ходит как в сум­раке, как во тьме. Кто же во тьме ходит, тому как не споткнуться! Как, наоборот, не так удоб­но споткнуться тому, кто во свете ходит. Бог дал нам совесть — стража своей истины. Но сию истину надо познать, чтоб совесть имела что сторожить. Когда знает душа истину, то, хоть придется ей по немощи поступить противно ей, — совесть все будет напоминать ей о сем наруше­нии правды и возвратит на путь правый. А ког­да душа не знает истины или плохо знает, совес­ти не за что взяться, чтоб потревожить душу, когда уклонится она на распутие лжи или поро­ка. Сего-то ради желающий всем спастися Спа­ситель наш и Бог желает вместе спасаемым и «в разум истины прийти» (1Тим.2, 4). Сего-то ради и Апосто­лы заповедовали всем «расти» не «во благодати» только, но и в «разуме» (2Пет.3.18) — и молились ко Госпо­ду, «да соблюдает» Он не только «сердца», но и «разумения» их (Флп.4.7).

Помолимся и мы, «да даст» и нам «Господь разум о всем» (2Тим.2, 7). Аминь.

18 октября 1864 года. В г. Владимире, в соборе

 

 

28. В неделю 21-ую по Пятидесятнице (Другой подобный пример)

 

В позапрошлое служение говорил я вам под воскресенье, вечером, или в воскре­сенье, пред литургиею, прочитывать по­ложенное Евангелие с размышлением, чтоб чрез то праздничное душе доставить питание и рас­положить ее к духовному в храме ликованию, и для примера коротко протолковал вам два Еван­гелия. Сделали ль вы теперь сами так? Если не сделали, так давайте теперь сделаем. Я протол­кую вам и нынешнее Евангелие, - а вы послу­шайте и тем восполните неисполненный урок домашнего о нем размышления.

Ныне читалась притча о сеятеле (Лк.8, 5-15). Хоть и прошлый год я говорил вам о ней малое нечто, но она такого рода, что если и еще придется не­сколько раз говорить, — всего не исчерпаешь, чему она учит. Так она многообъятна. Почему Господь, сказав сию притчу, присовокупил: «име­яй уши слышати, да слышит» (Лк.8, 8)— и, растолковав ее, опять повторил то же слово: «имени уши слы­шати, да слышит» (Лк.8, 15).

Содержание сей притчи, конечно, вам извест­но. Господа окружало множество народа, — и Он поучал его. Народу было много, и слово было обильно. Но Всевидящее око Его видело, что не все слушают слово, как следует, не все принима­ют его с должным расположением и не у всех потому приносит оно чаемый плод. Почему, же­лая вразумить неисправных слушателей и всех научить «блюстися, како слышати» (Лк.8, 18), Он изъясняет им участь слова Своего в сердцах слушающих участию семени, сеемого сеятелем. Народ мног, стоявший пред Ним, Он уподобляет полю, Себя сравнивает с сеятелем, слово Свое — с семенем. И говорит: «Как, когда сеет сеятель, иное семя падает при пути и попрано бывает проходящи­ми, и птицы небесные склевывают его; другое падает на каменистом месте, где мало земли, и, прозяб­ши и давши росток, скоро засыхает, по недостат­ку влаги и почвы, в которую могло бы углубить­ся; иное падает посреди терния и вырастает, но, прежде чем принесет плод, выросшее быстрее его терние подавляет его; иное, наконец, падает на земле доброй и, прозябши, приносит плод сто­рицею, — так и слово Мое, — говорит, — у иных слышащих бывает то же, что семя при пути; у иных — то же, что семя на каменистом месте; у иных — то же, что семя посреди терния, а у иных — то же, что семя на земле доброй». У кого именно и почему такова бывает участь слова Его, Господь объясняет тут же нескольки­ми характеристическими чертами, на которые и обратите всё ваше внимание.

У кого же это слово Божие, слышимое, быва­ет то же, что семя при пути? Вот как рассудим о сем. Придорожная земля не открывает недр своих, чтоб принять семя, — семя падает на нее, но остается на поверхности, внутрь не входит. Вот эта черта, — что семя остается на поверхно­сти и внутрь не входит, и укажет нам, какого рода слушатели слова Божия изображаются сим. Именно, это те, кои слышат слово, но оно в душу их не входит: мысль не понимает его, сердце сочувствия к нему не изъявляет и расположе­ния никакого в себе изменения не обещают, — так что оно, и слышанное, будто не слышано; ухом принято, а души не коснулось; душа не открыла себя, чтоб принять его; слово чуждым ему оста­лось. У кого же, именно, такова бывает душа, укажут следующие свойства придорожной зем­ли. Придорожная земля не пахана и не приго­товлена к засеву, — и семя сеятеля падает на него невзначай. Этою чертою она представляет образ тех душ, кои совсем не думают о Боге и вещах Божественных, а заняты совсем другим, — совсем к другому привыкли; почему, когда вне­запно услышат слово Божие, оно не вмещается в их душу: не таков у них сгиб ума и все на­строение — и слово остается у них невоспринятым. Придорожная земля суха, жестка. Этою чертою, — применительно к тому, как мы гово­рим: «Сухо, жестко обошелся со мною», — она изображает тех, кои неприязненно относятся к Божественным истинам и вещам, — и слово о них отвергается ими с яростию, как семя отска­кивает от сухой земли, и попирается с презорством, как попирается семя проходящими по пути. Придорожная земля есть земля проход­ная; проходящие топчут ее и не дают произ­растать на ней ничему. Семя хоть падает, но ос­тается наруже, видно, — и птицы пролетающие расклевывают его. Этою чертою она изобража­ет тех, кои не остепеняют мыслей своих и, не установляя внимания, дают волю воображению, которое, образ за образом представляя и один другим непрестанно сменяя, делает душу похо­жею на дорогу, по которой проходят один за другим разные лица. В этом состоянии если и слышится слово, - тотчас забывается, другое слышится, — и тоже забывается и так далее. Мечты вытесняют их из памяти, или, лучше, — бес забвения приходит и похищает слово от сер­дца. От сего иной, например, целую службу про­стоит задумавшись и ничего не вспомнит из того, что было в церкви. Вот какие слушатели слова изображаются придорожною землею!

У кого, во-вторых, слово Божие, слышимое, бывает похоже на семя, падающее на каменис­тую землю? Вот как о сем рассудим. Каменистая земля не то же, что камень голый. Она бывает покрыта небольшим слоем земли, достаточным на то, чтоб принять семя и скрыть его в себе. Семя здесь, овлаженное и согретое, быстро дает корень и ростки; но как земли мало, то солнце скоро иссушает ее, и семя, не имея влаги на пи­тание себя, засыхает. Заметьте, отличительная черта в сем роде почвы та, что только на поверх­ности есть земля, а дальше - камень; только поверхностию принимается семя, а глубже ему не дается ходу. Этою чертою земля каменис­тая изображает всех тех, кои принимают слово Божие, но поверхностно, — принимают как бы верхнею частью души, а в глубь не пропускают, не дают ему проникнуть себя, именно, те; во-пер­вых, кои слышат Божественные истины, и пони­мают их, и знают, чему они учат, но ума своего по ним не преобразуют, а позволяют ему содержать в себе и другие мысли и воззрения; во-вторых, те, кои слышат Божественные заповеди и хорошо понимают, чего они требуют, — но расположений своих по ним не преобразовывают, а позволяют скрываться в сердце и таким расположениям, кои не согласны с заповедями Божиими; в-третьих, те, кои слышат с радостию обетование вечных благ и желают быть наследниками их, но в то же время не отсекают земных пристрастий и в жиз­ни своей опираются более на земные надежды, нежели на чаяния Небесные. Вообще — те, кои поверхностно христиане суть, — но по внутреннейшему своему настроению, — по тому, как ви­дит их Всевидящее око Божие, совсем не то суть. Бывают у них и речи христианские, и рассужде­ния, и дела; но все это только до времени, как говорит Спаситель. Когда все им благоприят­но—и они хороши. А случись какая теснота из-за христианского исповедания, они тотчас и от истины откажутся, и правила все христиан­ские готовы бывают нарушить, так как они не составляют внутреннейшего их настроения. Так и Спаситель говорит о них — что они «во время веруют, а во время напасти отпадают» (Лк.8, 13). Вот кого изображает земля каменистая!

У кого, в-третьих, слово, слышимое, бывает то же, что семя, падшее среди терния? Видите ли, тут нет камней, земли много; семя, падшее в нее, дает корень и ствол и готово бы уже и плод принесть; но тут же вырастает терние, подавляет его и заглушает, — и оно остается бесплодно. Сею чертою, то есть что семя уже выросло, — оста­лось только плод принесть, да терние не дало, — изображаются два рода лиц: во-первых, те, кои, искренно уверовав сердцем, и жизнь свою уста­новить по духу Христову начинают; но, потру­дившись так сколько-нибудь времени, увлекаются снова чувственными удовольствиями или прелестию богатства и многопечального многоимания; отстают от прежних правил христианских, огрубевают от суеты и сластей житейских в мыс­лях и чувствах и забывают совсем почти свои прежние понятия и благочестивые порядки, — то есть у них замирает все прежде возращенное добро; а во вторых, те, кои слышат слово и ус­лаждаются им и долг следовать ему вполне со­знают; но не заботятся очистить сердце свое от страстей и оставляют их в нем проявляться во всей силе. От сего, как только нужно бывает по­ступать по-христиански, наперекор страстям, - страсть восстает и подавляет доброе намерение, которое уже образовалось и которое оставалось только привесть в исполнение. Надобно бы про­стить, и готов бы; но восстает гордость и подавля­ет мысль о прощении. Надобно бы помочь; но восстает скупость и подавляет мысль о том. Так и во всем. Таковы все, как говорит Господь, коих добрые намерения «печалию, богатством и сластьми житейскими подавляются и не совершают плода» (Лк.8, 14).

У кого, наконец, слово Божие, слышимое, бы­вает то же, что семя, падшее на добрую землю? У «тех», — говорит Господь, — «иже добрым серд­цем и благим слышавше слово, держат и плод творят в терпении» (Лк.8, 15). У тех, то есть, кои не имеют худых свойств всех изображенных пред сим слушателей, а напротив, обладают противополож­ными им хорошими качествами, — кои слышат слово Божие сердцем открытым, с теплым усер­дием и любовию, кои услышанное слово держат, и не поверхностно притом, а объем л ют всеми силами души своей и всецело им проникаются и кои плод творят в терпении, — исполняют сло­во, каких бы это трудов и лишений ни стоило, не поддаваясь возникающим страстям и терпеливо и мужественно противостоя им и побеждая их.

Вот вам толкование нынешней притчи. Вня­ли ль вы толкованию сему? Если вняли, поза­ботьтесь приложить к себе и, что укорно, того избегать, а елика достохвальна, о том ревновать положите. Это и будет точным исполнением то­го, что сказал Господь в заключение притчи и толкования ее: «имеяй уши слышати, да слы­шит» (Лк.8, 15). И еще: «блюдитеся убо, како слышите» (Лк.8, 18). Аминь.

1 ноября 1864 года. В г. Владимире, в соборе

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.12. Факторы жизни растений, возможность управления ими с помощью агротех. приёмов.
  2. II. Путивль. – Иностранцы в России. – Отношение к ним русских. – Сербский митрополит. – Посещение патриарха воеводой. – Описание города Путивля, крепости и церкви.
  3. III. Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
  4. VIII. Иконоборческое учение и ответ на него Церкви
  5. А тебе не говорили, что читать чужие письма нехорошо?
  6. А. О возможном носительстве палочек брюшного тифа
  7. Адаптационные возможности биосистем
  8. Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).
  9. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
  10. Амет-хан еще в воздухе прикинул: раз железнодорожный состав идет с запада, а цистерны все чистенькие, то наверняка гитлеровцы везут горючее на фронт. И вполне возможно, даже авиационный бензин.
  11. Анализ внешней среды: возможности и угрозы
  12. Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь