Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В неделю 32-ую по Пятидесятнице (Сетование по поводу слухов, будто, живя среди православных, нельзя спастись)



 

Недавно слышал я одну очень скорбную весть: будто у нас в деревнях, селах, а то ив городах, мало-мало кому приходит забота о спасении души, — тот собирается к от­падению в раскол, в той мысли, что раскольники лучше живут и, стало, прямее идут ко спасению. А прежде сего не раз приходилось слышать: «Смотри, — говорят, — как хорошо живут мо­локане и, особенно, хлысты, — трезво, степенно, честно, трудолюбиво, тогда как православные тут же живут не так исправно и подвергаются раз­ным слабостям и порокам». Так что, по этим отзывам, православный означает человека, жи­вущего распущенно, предающегося страстям, страха Божия не имеющего и заботу всякую о спасении потерявшего. Что же это такое у нас вышло?! Весь порядок Божий изменился, — и истина Божия во лжу превратилась! Мы — православные. Истинная вера Божия спаситель­ная есть наша вера. Ею мы закрепляем за собою все великие обетования Божий о Христе Иисусе, Господе нашем. Ради нее нам вверена истина, нам принадлежит благодать; ради нее мы — сыны Отца Небесного, а ради сыновства — наследни­ки всех благ Отчих, на вечное время нам изго­товленных. Итак, кто хочет спасаться, к нам иди: ибо у нас все силы, яже к животу и благочестию; а в другом месте — нигде их нет и не найдешь. Что же это сделалось, что бегают пребывания среди православных как дела опасного и указы­вают на них уже не как на образец подража­ния?! Хорошо, если это напраслина. Тогда вме­сте с Апостолами мы будем, хулимы, утешаться. А ежели... Но я совестям вашим оставляю ре­шить, в какой мере справедлив укор, — будто жизнь среди нас, православных, так распущен­на и непохвальна. Сам же готов скорее пре­даться сетованию и вас пригласить к тому: за­чем это так есть? Зачем это дело — у нас дошло до того, что нами имя православное, христиан­ское хулится среди отпадших от истины и за­блудившихся?!

Так ли сему подобает быть? Припомним, как было в начале. Проповедовали Апостолы свя­тую веру, избранные внимали, обращались, возрождались благодатию Духа Святаго чрез Таинства и, обновившись внутренно — в исходищах (в источниках) жизни, и внешно ходили потом в обнов­лении жизни, — по новым заповедям, правилам и порядкам. Сие изменение жизни худшей на лучшую, чистую, непорочную, благодатную, свя­тую — было так резко очевидно, что Апостол не усомнился — отличительною чертою христиан поставлять то, что они суть «чада Божия непороч­на посреде рода строптива и развращена», яв­ляясь, «яко светила в мире» (Флп.2, 15). Так что всею совокупностию своею христиане, по ведению святой истины, по чистоте нравов, по взаимной любви, по отчуждению от всякой скверны и порока, в точности исполняли пророчество Исайи, — что во дни Христа Спасителя явлена будет гора Божия, и дом Божий верху горы (Ис.2), - явлена, то есть, высота нравственно-религиозного совершен­ства,, которую увидят «вcu языцы», восхотят ее и, друг друга поощряя, «скажут: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля и возвес­тит нам путь и пойдем по нему» (Ис.2, 2-3), то есть оставим язычество и худые нравы его, пойдем к христиа­нам, примем закон их непорочный и пойдем по нему. Книга деяний апостольских и свидетельст­вует, что, когда в Иерусалиме сначала три тыся­чи обратилось, потом пять, потом еще многое мно­жество, сия община христиан высотою жизни духовной и привлекала, и изумляла, и ужаса­ла всех. После и вне Иерусалима, сущим хрис­тианам из язычников пиша, апостол Петр похваляет и воодушевляет их, говоря: «Пред этим вы «волю языческую» творили, ходили «в нечисто­тах, в похотях... в пьянстве, в козлогласованиях», под чем разумеются пляски, песни, гулянья, теат­ральные кривлянья и прочие непотребства; те­перь все сие вы бросили и положили жить по воле Божией, и все, видящие вас, «дивятся», что вы уже не сходитесь «в тоже блуда разлияние» (1Пет.4, 3-4), то есть в ту же распущенную, разгульную, похотли­вую и бесстрашную жизнь, как бывало прежде и как делают ныне все не обратившиеся еще ко Христу и не вступившие в общество христиан».

Вот что было! «Елика... истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала» (Флп.4, 8) — вот что было на стороне христиан и что составляло отличительную черту их. Мы, православные, — преемники тех хрис­тиан, — единственные преемники, поистине хра­нящие вверенный им и нам преданный залог спасения мира. Как же теперь смеют говорить нам в лицо: «Это — народ распущенный, бежи от них! Вот такие-то и такие-то — отщепенцы, заблудшие — лучше их! » — «Как смеют? » — так строго следовало бы спросить их. Но, может быть, они укажут между нами на деле много та­кого, что и нехотя замолчишь.

Что же это такое? Сила Божия ослабела или благодать Божия истощилась? Нет, так нельзя думать. Ибо «Господь Иисус — вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр.13.8). Так что же, истины Божией нет в нас? Она перешла на сторону тех, коих счита­ем мы отступниками от нее?! О! Да не будет! Выставляющим наши слабости на вид, а чрез них — на позор имя православное, это-то и хо­чется доказать, что, то есть, «у вас худо живут, стало, — у вас нет истины». А я, напротив, в этой самой распущенности и нашем всестороннем себе послаблении нахожу очевидное и решительное подтверждение того, что истина на нашей сторо­не, — так, однако ж, что в связи с этим должно поставить непререкаемое обличение нас в край­нем нашем неразумии. Вот как! Истинной пра­вославной вере и Церкви принадлежат непре­менно все обетования Божий. Убеждение в сем преисполняет всю Церковь Божию во всем ее и внутреннем, и внешнем устройстве, и всякий пра­вославный — член Церкви Христовой, — живя в ней и ею объемлемый, исполняется тем же убеж­дением, — как бы дышит сим воздухом. Так сие есть и должно быть. Но тут же начинается и ошибка. Иной не так пользуется сим внутрен­ним удостоверением, — не то построевает на сем основании. «Я — православный, — чувствует он в сердце своем.— Православным принадлежит прощение, очищение, освящение, всыновление, наследие Царства Небесного. Так, и я сын, и в дому Отца моего — все мое». Затем, считая сие дело уже решенным, так слагается в помышле­ниях своих: «Чего же еще мне себя беспокоить? Зачем трудить? Зачну жить в свое удовольст­вие» — и живет, как живется, ни в чем себе не отказывая, никаких встречающихся утех мира не чуждаясь и никаким правилам не подчиняясь. Не то ему следовало задумать. Следовало так рассудить: «Вот что мне обетовано! Велико сие, но несомненно есть мое. Буду же всячески блю­стись, чтоб сохранить сие наследие, буду жить в дому Отца, дающего мне сие наследие, достойно Отца, чтоб не прогневать Его и не заставить Его своим недостоинством и беспорядочною жизнию разодрать рукописание завещания и лишить ме­ня обетованного наследия». Так следовало по­думать и по сему помышлению действовать; а он, в неразумном забвении, — бросается на все похоти сердца своего. И выходит точь-в-точь сын, получивший богатое наследство и проматываю­щий его.

Но как мотовство сего последнего не отнима­ет истины и достоинства у наследства, а только обличает неразумие наследника, так распущен­ность нравов некоторых православных не оп­ровергает истины и достоинства принадлежа­щих Православию обетовании, а только облича­ет крайнее неразумие распущенных христиан. Итак, не говорите мне, что поскольку православ­ные худо живут, то нет истины в Православии; не то отсюда следует, а вот что: православным даны и несомненно принадлежат обетования та­кие великие, что мыслию исчерпать нельзя их обилия и обнять их величия. Следовательно, православные, которые живут слабо, нерадиво, беспечно, поблажая похотям сердца и дурным обычаям мирским, суетным и богопротивным, — и чрез то лишающие себя сих обетованных им благ, обнаруживают такое неразумие, такое ос­лепление, такую недальнозоркость, что для озна­чения их имени нет на языке человеческом.

Полагаю, что и вы все — и правые, и непра­вые — согласитесь на сие заключение. И нельзя не согласиться с ним. Одно из двух остается: или себя обличить, или предать на позор истину Православия. Облечем же лучше себя в обли­чение, да неприкосновенным сохраним светлый лик истины Божией. «Да будет Бог истинен», — говорит Апостол, — «всяк же человек ложь, якоже есть писано: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти» (Рим.3.4) Обличим себя и поможем горечи сего обличения произве­сти на сердце наше — все воздействие свое, ка­ким действует Божеское обличение. «Обличу тя, — говорит Господь, — и разжегу тя в чистоту» (Ис.1, 25). Огнь обличения да разжжет сердце наше сокрушением и явит его чистым, извергшим вся­кую нечистоту из себя, как растопленный металл извергает из себя всякую стороннюю примесь. Вы знаете, к чему это ведет. К тому, чтоб сознать свои неисправности, раскаяться в них и поло­жить впредь не подвергаться им. Тогда не обли­чением себя явим истину Православия, — а так, как являет чистым лик солнца вода чистая и невозмущенная. Аминь.

17 января 1865 года. В г. Владимире, в соборе

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Устранитесь от ошибочных представлений о покаянии в грехе и печали по его поводу.
  2. Беседа в двадцать вторую неделю.
  3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
  4. В маржиналистском направлении экономической теории среди категорий ресурсов выделяют землю, капитал, труд и предпринимательскую способность.
  5. В неделю 12-ую по Пятидесятнице (О неизменности Православного исповедания)
  6. В неделю 18-ую по Пятидесятнице (Как неумеющему читать можно успеть в уяснении догматов, внимая в церкви поемому, читаемому и действуемому)
  7. В неделю 20-ую по Пятидесятнице (Наше отношение к слову Божию как несомненно истинному)
  8. В неделю 24-ую по Пятидесятнице. В день освящения нового семинарского корпуса (начала веры в жизни христианской должно хранить неподвижными)
  9. В неделю 9-ую по Пятидесятнице (истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской)
  10. В неделю двенадцатую по Пятидесятнице (Благоденствие от благословения Божия, подаемого за веру и благочестие как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься)
  11. В неделю по Рождестве Христове (В христианстве ничего не следует изменять, подчиняясь духу времени, но должно строго держаться всего, как изначала заповедано, не ища льготностей)


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь