Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В неделю 20-ую по Пятидесятнице (Наше отношение к слову Божию как несомненно истинному)



 

Святой апостол Павел в нынешнем чте­нии из Послания его к Галатам, как вы слышали, укоряя галатян за то, что они скоро готовы были преложиться к иному благовествованию, внушает им, что благовествование, благовещенное им, «несть по человеку» (Гал.1, 11) — и что он принял его не от человеков и не от них на­учился ему; но научен Самим Господом Иису­сом Христом. «Ни во аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым» (Гал.1, 12). Он как бы так говорит им: «Когда мое учение не есть мое, но есть учение Божие, как же это вы так скоро хотите отступать от него? »

Хочу остановить внимание ваше на сем со­знании святого апостола Павла, которое, впро­чем, было общим у всех Апостолов сознанием, — что учение, ими проповеданное, не было учение человеческое, а учение Божественное, Богом им преданное для проповедания всему роду чело­веческому, и указать вам, к чему нас сие обя­зывает.

«Бог ны посланники последние яви, яко насмертники» (1Кор.4, 9), — говорит от лица всех их апостол Па­вел; мы по Христе посольству ем, то есть испол­няем посольство Христа Бога, и когда говорим вам, не мы говорим, а Бог говорит чрез нас: «по Христе» вас «молим, яко Богу молящу нами» (2Кор.5, 20). По­чему вы праведно поступаете, когда, принимая слово наше, принимаете его «не яко слово челове­ческое, но якоже есть воистину слово Божие» (1Сол.2, 13). Так говорится об Апостолах. Но и о Пророках тоже известно, что их учение не было оставлено в руки произволения их: «яко всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает, ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святий Божий человецы» (2Пет.1, 20-21). И Сам Господь наш Иисус Христос что говорит о Себе, по Своему человечеству? «Мое учение», — говорит, — «несть Мое, но пославшаго Мя Отца» (Ин.7, 16). «Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю... яже убо Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю» (Ин.12, 49-50). Как Сын Божий и Бог, Он есть Сотаинник Богу Отцу и Святому Духу в премудром начертании Домостроительства на­шего спасения; но, положенное в тайне Триипостасного Божества пришедши совершить в вос­принятом Им человечестве, — Он говорит, что открывает только то, что видел у Отца, и «тво­рит дела» только те, кои «показует Ему Отец» (Ин.5.19-20). Поставляя затем Апостолов на служение, Он говорит им: «Что завещал Мне Отец — вам за­вещаю (Лк.22, 29). Идите, «проповедите Евангелие всей тва­ри» (Мк.16, 15). «Утешитель, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин.14, 26), и «не вы бо уже будете глаголющий, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф.10, 20).

Так «многочастне и многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне Своем» (Евр.1.1) и в посланных Им святых Апостолах. Видите, какая неотступ­ность Божественного попечения о просвещении нас истиною. Учит Бог Адама до падения, учит его и по падении, говорит потом Ною, Аврааму, Моисею, воздвигает Пророков, Сам приходит на землю в человеческом естестве, Апостолов одуховляет — все затем, чтоб слово Свое насадить на земле, — установить его и утвердить. Что воздадим Господу о сем высоком и многоцен­ном Его даре?

Бог говорил людям не раз и не однообразно. Помним ли о том и благодарим ли за то? Когда царь издает манифест или указ, все спешат уз­нать его. Когда отец пишет из дома, — дети, в отсутствии находящиеся, с неудержимою радостию теснятся, чтоб поскорее услышать, что пи­шется. Се, Царь царствующих, благоволивший явить Себя нам и отцам, открыл нам милости­вую волю Свою. Теснимся ли вокруг, чтоб ско­рее узнать, что говорит нам Бог и чего хочет от нас? По крайней мере чувствуем ли силу являе­мого нам чрез то благодеяния Божия? Благоде­яния в том, что есть на земле слово Бога — сло­во истины, — и мы не только знаем, где истина, но и призваны обладать ею. Осмотритесь кру­гом и посмотрите, что представляют нам мнения и учения человеческие! Неразрешимую смесь лжи, заблуждений, сомнений. Стоя в истине, мы не можем чувствовать того томления, которое ис­пытывает дух, жаждущий истины, находясь сре­ди такого нестроения. Отрешитесь немного и поставьте себя в сию среду. Вообразите себе че­ловека в таком положении: кругом мрак, смяте­ние, безвестность. Он не знает, куда обратиться, где найти хоть малое руководительное указание, и, кажется, самая почва под ним нетверда. Это образ духа вне Божественного слова истины. Но проведите к нему луч света: с какою радостию он устремшся вслед его и с какою заботою бу­дет напрягаться, чтобы не спустить глаз своих с него? Укажите ему твердый камень: с каким благонадежием он установится на нем и с ка­кою внимательностию будет держаться, чтоб не соступиться с него? Введите его в тихое приста­нище: с каким утешением он укроется в нем и как будет дорожить им, чтоб снова не лишить­ся его? Этими уподоблениями можно отчасти подойти к понятию тех чувств, какие должен ис­пытывать дух, обладающий истиною в нелож­ном слове Божием. Тьма неведения и лжи кру­гом, а он облит светом истины. Чувствуя сие, он не может не считать себя блаженным и не радо­ваться. Другие обуреваются волнами человече­ских лжеумствований, а он стоит там, где «столп и утверждение истины» (1Тим.3.15). Чувствуя сие, он не мо­жет и не благонадежствовать от безопасности своего положения, как стоящий на утесе среди волнующегося моря. Те «влаются всяким ветром учения» (Еф.4.14), бурю внутрь имея помышлений сомни­тельных, — а он, как на руках носимый или в пристанище спокойном укрывшийся, упоко­евается теплым покоем на лоне истины. Слово Божие для него — свет, твердыня, пристанище. Он дорожит им паче всего, — его паче всего имеет во внимании и им услаждается паче меда и сота. Так ли все сие в нашем сердце, братие?! Если так - возблагодарим Бога. Это значит, что мы верно выполняем обязательные для нас отно­шения к слову Божию. Но так ли есть в самом деле?! Испытаем себя построже, чтобы не впасть в самообольщение по самомнению!

Не бывает ли так, что, когда идет речь о кни­гах досточестных, мы перечислим их десятки и сотни, а слово Божие на ум не придет? Но сему не надлежит быть, если точно оно для нас — и свет, и твердыня, и пристанище. Был же человек, который на вопрос: «Какая первая на свете кни­га? » — отвечал: «Библия».— «А вторая? » «Библия». - «А третья? » — «Библия». — «Чет­вертая? » — «Библия».— «Да будет ли ко­нец? » — спросил тот. «От меня не дождешь конца, - отвечал он, - ибо, помянув о Библии, содержащей неложное слово Бога моего, я не знаю, каким числом означить расстояние от нее самых лучших книг человеческих». Вот это зна­чило, что он вкусил доброго глагола Божия и ощутил силу его. Если в нас не оказывается пер­вое, не лучше ли не хвалиться нам и последним?

Не бывает ли так, что, когда нужно подтвер­дить мысль свою свидетельством других, иной целые страницы прочитает из писаний человеческих, а из слова Божия текста небольшого не скажет, как следует. Можно ли сего ожидать от того, для кого слово Божие точно есть «свиде­тельство Господне верно» (Пс.18, 8), есть «светильник ногама... и свет стезям» (Пс.118, 105)? Не бывает ли так, что иной книгу за книгой покупает, — уж много накупил и еще о многих замышляет, — а приобресть Кни­гу книг ему на ум еще не пришло. Следовало ли бы сему быть, если б для его ума и сердца Боже­ственное Писание точно было «богодухновенно и полезно ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» (2Тим.3, 16-17).

И что далеко ходить. Если б теперь прошел здесь кто по всем рядам нашим и спросил каж­дого по совести, читал ли что из слова Божия и знает ли что? Что, думаете, оказалось бы? Да­руй, Господи, чтоб оказалось что-либо утешитель­ное. Но между тем нельзя не припомнить, как многие отговариваются от чтения слова Божия таким ответом: «Разве я духовный, разве я мо­нах или монахиня? » Как будто этим одним и на­до знать истину Божию и поучаться в ней во спа­сение?! А то и хуже этого услышишь. «Боюсь, — говорит, — читать Библию: с ума сойдешь». Сви­детельство Господне и младенцев умудряет, как уверяет пророк Давид, - а они с ума боятся сойти! С ума-то сошедшими надо считать тех, кои отвращаются от слова Божия и не знают содержащихся в нем спасительных истин.

Когда приведешь на память такие и подоб­ные случаи, невольно придешь к недоуметель­ному вопросу: точно ли все у нас относятся к слову Божию как следует? Конечно, на этом ос­новании заподозрить веру в Божественность Писания, может быть, будет много. Но всяко очень непонятно повсюдное почти невнимание к нему и неведение его. Се, пред нами кладязь чистой истины. Мы видим его и истаеваем жаж­дою от иссушения гортани ума человеческими лжами. Премудрость сама уготовила нам обиль­ную трапезу и всех с высоким проповеданием приглашает, чтоб приходили, вкушали и брали бесплатно все предлагаемое. Мы знаем это и го­лодаем. С чем это сообразно? И добро бы это обходилось нам — даром. Нет. Отчего иные бы­вают так шатки в истине и нетверды в добре? Преимущественно от незнания слова Божия. Касается сознания нашего ложь или соблазн. Не имея, что противопоставить им внутри же себя, мы терпим поражение и падаем. Того, кто знает слово Божие, не скоро совратит с пути ложь, не скоро увлечет на распутия греха прелесть страсти. Как иные мягкие и удоборазлагаемые тела, принимая в себя твердые – каменистые частицы, сами делаются твердыми, окаменевают и становятся недоступными повреждению и раз­ложению, так душа, словом Божиим напитавша­яся и проникшаяся, затвердевает в истине и доб­рых расположениях так, что делается безопасною от приражений лжи и греха. Слово Божие, ис­шедшее из недр Божества, само обладает Боже­ственными свойствами и, проникая приемлющую его душу, — и ей сообщает сии свойства. Свет есть Бог, — и слово Божие есть светоносно, — и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною. Бог неизменен, — непреложно и слово Божие, — и душа, препоясавшая им чрес­ла помышлений своих, бывает твердою и непоступною. Бог есть самая Жизнь, — и слово Божие живоносно, — и душа, приявшая его и напитанная им, имеет живот в себе и источает его из себя.

Хоть бы этими великими благами духовны­ми расположить нам себя к чтению и изучению слова Божия. Порадуем, братие, таким располо­жением Господа, попечительно снабдившего нас словом Своим.

Возжжем в сердце своем светильник любви к Нему и потом постоянно будем поддерживать горение его постоянным чтением и размышле­нием, как бы подливанием елея в лампаду. Се­му светильнику «внимающе, якоже светилу сияющу в темнем месте» — мы достигнем и того, что наконец «день озарит, и денница возсияет в серд­цах наших» (2Пет.1.19), и мы будем ходить тогда как при свете дня, вне всякой опасности поткнуться (Ин.11, 9). По­слушаемся увещаний Премудрого от лица пре­мудрости, являвшей себя в слове Божием.

«Сыне, аще приим глагол моея заповеди, скрыв­ши в себе: послушает премудрости твое ухо, и приложиши сердце твое к разуму... Взыщи его яко сребра, и якоже сокровища испытай его. Тог да уразумевши правду и суд, и исправиши вся стези благая. Аще бо приидет премудрость в твою мысль... совет добр сохранит тя, помыш­ление же преподобное соблюдет тя: да избавит тя от пути злаго и от мужа, глаголюща ничтоже верно. Сыне, моих законов не забывай, глаголы же моя да соблюдает твое сердце: долготу бо жития, и лета жизни, и мир приложат тебе... Да ходиши наделся в мире во всех путех твоих, нога же твоя не поткнется. Аще бо сядеши, безбояз­нен будеши, аще же поспиши, сладостно поспиши: и не убоишися страха нашедшаго... Господь бо будет на всех путех твоих, и утвердит ногу твою, да не поползнешися» (Притч.2.1-2, 4, 9-12; 3, 1-2, 23-26).

Послушаем сих увещаний и воздадим слову Божию достодолжное внимание. Аминь.

6 октября 1863 года

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. УДОВОЛЬСТВИЕ КАК КРИТЕРИЙ ЦЕННОСТИ
  2. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  3. II. КАК ПИСАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ
  4. II. Путивль. – Иностранцы в России. – Отношение к ним русских. – Сербский митрополит. – Посещение патриарха воеводой. – Описание города Путивля, крепости и церкви.
  5. II. Тибетский массаж как наружное печение
  6. II. Ценности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры.
  7. III. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  8. IV. 6. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  9. IV. 7. НАУКА И ТЕХНИКА КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ
  10. IV. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО–СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  11. IV. ОТУЧЕНИЕ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЕ, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  12. IV. Прочитайте и перепишите следующие предложения. Определите, к какому типу условного предложения относится каждое из них. Переведите письменно предложение.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь