Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 12. Философия марксизма. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Диалектико-материалистическая концепция бытия и сознания. “Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”. Материалистическое понимание истории: “Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих”. Идея смены общественно-экономических формаций в процессе естественноисторического развития общества: “Общество... не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами, но оно может сократить и смягчить муки родов”. & Литература: 1. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Предисловие к первому изданию//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.23. 2. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. Предисловие//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.13. 3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3. 4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 2. 5. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. $ Тема для доклада: · Проблематика отчуждения в творчестве раннего Маркса. Литература: 1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М., 1961. - Из ранних произведений. С. 517-642. 2. Фромм Э. Концепция человека у Маркса// Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.
Тема 13. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Понятие “жизненного мира” и “естественной установки” в феноменологии Э.Гуссерля. Интенциональность сознания, то есть направленность его на объект. Феноменологическая редукция (эпохе) как ключ к исследованию чистого сознания. Решение проблемы alter ego и интерсубъективности в феноменологической философии: “Я, как первичное эго, конституирую свой горизонт трансцендентальных других, которые конституируют мир”. & Литература: 1. Гуссерль Э. Идея феноменологии// Ступени. - 1992. - N 2. - С. 139-164. 2. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология// Вопр. филос. - 1992. - N 7. - С. 136-176. 3. Гуссерль Э. Логические исследования. - Новочеркасск, 1995. 4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994. 5. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии в ХХ в. - М.: Наука, 1983. 6. Проблема сознания в современной западной философии. - М.: Наука, 1989.
Тема 14. ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. Иррационалистическая философия как реакция на онтологический нигилизм, рационалистическую веру в безграничные возможности человеческого разума и попытка вернуть «забытые» ценности. Отчаянный «бунт против разума». Христианский предэкзистенциализм С.Кьеркегора: “Кто заманил меня сюда и покинул здесь? ” Кьеркегор о ступенях духовного развития личности: эстетическая, этическая, религиозная. Волюнтаризм А.Шопенгауэра -“Мир как воля и представление”: попытка разрешения проблемы вынужденности человеческого существования через освобождение от воли к жизни как “голой, голодной агрессивности”. Философия жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон, О.Шпенглер). Развитие антисциентистской ориентации в философии ХХ века. “Науки о природе и науки о духе”. Герменевтика как метод “наук о духе”. Экзистенциализм: проблема вины, ответственности, смыслоутраты и обретения смысла через личный духовный опыт (Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю, К.Ясперс). Встреча с существованием в “пограничных ситуациях”. “Бытие взывает” (М.Хайдеггер). Антинаучная направленность экзистенциализма: противопоставление калькулирующего мышления и осмысляющего раздумья. Асоциальный, крайне персоналистический характер экзистенциализма: социальное бытие как “опошленная, банальная реальность”. & Литература: 1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. 2. Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С.108-134. 3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала ХХ века. - М.: Высшая школа, 1988. С.219-459. 4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994. 5. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX веков.- М., 1998. 6. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990. 7. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде//Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. С.222-318. 8. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993. 9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла// Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2. 10.Половинкин С.М. Всё // Вопросы философии. - 2002. - № 4. 11.Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. 12.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. С.319-344. 13.Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. 14.Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997. 15.Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1996. С.84-105. 16.Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. 17.Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв”// Вопр. филос. - 1990. - N 7. 18.Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе современного человека // Вопросы философии. - 2002. - № 2. 19.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. 20.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М.: Московский клуб, 1992. $ Темы для докладов: · Проблема рациональности и отчуждения в философии Франкфуртской школы. Литература: 1. Адорно Т. О технике и гуманизме// Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989. 2. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1995. 3. Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. 4. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. “Фрейдо-марксизм” о человеке. - М.: Мысль, 1989. С. 75 -87. 5. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. 6. Фромм Э. Душа человека. Исскуство любить. Концепция человека у Маркса// Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. С.13-178, 299-374, 388-403. 7. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.
· Концепции философии истории ХХ века. Литература: 1.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994. 2.Лооне Э.Н. Современная философия истории. - Таллинн, 1980. С. 329-331. 3.Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. 4.Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. 5.Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. 6.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991. Контрольные вопросы к темам 11-14: 1.Каким образом влияет на философию сознания посылка “Бог умер”? Что в таком случае, в соответствии с западноевропейским искурсом, составляет духовный мир человека? 2.Что такое онтологический нигилизм? 3.Почему иррационализм не справляется с попыткой восстановить целостность духовного опыта? 4.Во взгляде на какую проблему противостоят друг другу сциентизм и антисциентизм? 5.Может ли философия быть свободной от ценностей? 6.Какую позицию занимают позитивисты в отношении метафизики? 7.Сформулируйте основной вопрос философии с точки зрения экзистенциализма. Почему основоположником экзистенциализма считают Н.А.Бердяева? 8.Что такое “пограничная ситуация” с точки зрения экзистенциализма? 9.Почему экзистенциализм считается асоциальной концепцией? 10.Что такое интуитивизм? Кто является оппонентами интуитивистов?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы