Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оценка освоения учебного материала программыСтр 1 из 5Следующая ⇒
Философия методические указания ДЛЯ студентов юридического факультета (специальность 120001 - «юриспруденция»)
Ярославль 2007
$Составитель: доцент кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова С.А.Кудрина. Предлагается развернутый конспективный план изложения материала, список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям, а также темы для докладов с перечнями источников, контрольные вопросы и вопросы к экзамену. Предназначены для студентов юридического факультета.
Методические указания по каждой теме включают (1) развернутый конспективный план изложения материала; (2) список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям или для самостоятельного изучения материала; (3) темы для докладов; (4) список литературы для подготовки к докладам. Предлагаемые методические указания должны способствовать формированию у студентов целостного системного представления о динамике и сущности духовной культуры человечества и об отображении ее различных состояний в философии. Изучение философии должно содействовать развитию способностей к философскому диалогу, осознанию личных ценностей и формированию способности к их теоретическому выражению, а также пониманию особенностей национальной философской традиции и ее места в мировой философии. Данные методические указания призваны нацелить студентов на понимание философии как неотъемлемой составляющей духовного опыта человечества, на осмысление главных философских проблем в историко-философском ракурсе. Для этого идеи и концепции представляются в их генезисе и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой философии. Методические указания должны также способствовать рассмотрению в их становлении основных типов философствования и рассуждения, сохранивших свое значение для современности, и выявлению единства мирового историко-философского процесса и одновременно разнообразия его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Для студентов важно понять, что философия не являет собой набор мертвых абстрактных истин, а благодаря существованию индивидуального духовного опыта предстает как воплощение живого интереса к вечным вопросам бытия и познания, как “творческий диалог” философов всех эпох. Контрольные вопросы позволят студентам попытаться стать участниками этого увлекательного диалога. В заключение дополнительно даны итоговые вопросы, которые могут служить в качестве тем как для философских эссе, так и для “круглого стола”.
Введение «Философия» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития специалиста. «Философия» входит в число наиболее важных дисциплин цикла ГСЭ. Свои образовательные функции «философия» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе, опирающемся на требования, предъявляемые к современному специалисту-юристу. Цели и задачи курса Курс философии нацелен на формирование у студентов специальности «юриспруденция» знаний по философии в соответствии с государственным образовательным стандартом. Он должен способствовать развитию у студентов-юристов целостного системного представления об обществе, а также о динамике и сущности духовной культуры человечества и об отображении ее различных состояний в философии. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: ü развитие способности к философскому диалогу; ü формирование умения осознавать собственные ценности и способности к их теоретическому выражению; ü Видение философских концепций и идей в их генезисе, преемственности и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой философии; ü пониманию особенностей национальной философской традиции и ее места в мировой философии.
Место дисциплины в системе образования Курс философии относится к циклу дисциплин ГСЭ (федеральный компонент). Он способствует пониманию философии как неотъемлемой составляющей духовного опыта человечества, осмыслению главных философских проблем в историко-философском ракурсе, а также создает методологический фундамент для получения знаний, предлагаемых такими теоретическими дисциплинами ОПД, как «Теория государства и права», «Юридическая психология», дисциплинами ГСЭ «Основы социологии», «Основы культурологии», а также курса по выбору «Религиоведение».
Требования к уровню освоения содержания курса Специалист-социолог в результате освоения курса должен
Иметь представление: ü о становлении основных типов философствования и рассуждения, в том числе древнейших, сохранивших свое значение для современности; ü об основных философских категориях; ü о единстве мирового историко-философского процесса разнообразии его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Знать: ü основные периоды развития философии и наиболее важные философские концепции; ü основные направления современной философии; ü содержание базовых онтологических, гносеологических, аксиологических, этических понятий. Уметь: ü вести философский диалог; ü использовать знания научной методологии в профессиональной деятельности; ü грамотно обосновывать и отстаивать свою мировоззренческую позицию. Иметь навыки: ü работы с философскими текстами и, прежде всего, - с первоисточниками.
Содержание дисциплины
Учебная дисциплина «Философия» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы: Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы: § теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний; § практический, обеспечивающий овладение базовыми категориями философии и умение использовать их в теоретических исследованиях; § контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Формы проведения дисциплины Дисциплина «Философия» в высших учебных заведениях проводится на 1 курсе обучения по специальности «юриспруденция» и осуществляется в следующих формах: § обязательные учебные занятия, являющиеся основной формой занятий по дисциплине, предусматривающиеся в учебных планах по специальности «юриспруденция» на 1 курсе (лекции и семинары, включенные в учебное расписание); § самостоятельная работа студентов; § индивидуальная работа с преподавателем.
Обязанности студентов При прохождении курса учебной дисциплины «Философия» студенты обязаны: · систематически посещать учебные (теоретические и семинарские) занятия по «Философии» в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; · выполнять необходимые контрольные мероприятия для определения уровня освоения теоретического материала; · активно овладевать знаниями, используя специальную литературу; · читать первоисточники; · заниматься на учебных практических занятиях и выполнять соответствующие задания.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Тема 3. ДОСОКРАТИКИ. Рождение античной философии в VII-VI вв. до н.э. Периодизация: (1) досократики (до V-IV вв. до н.э.), (2) классический период (V-IV вв. до н.э.), (3) эллинистический (конец IV - II в.в. до н.э.) и римский (I в. до н.э. - V-VI вв. н.э.) периоды. Досократовская философия: проблема первоосновы и сущности мира. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о проблеме первоначала: вода, воздух или апейрон? Мистицизм и интуитивизм Гераклита Эфесского: поиск истины не в чувственной достоверности (“ослы солому предпочли бы золоту”), а в Божественном Логосе -“Многознание уму не научает...”. Мудрец и толпа: мистическая интуиция как дар для бодрствующих. Учение Пифагора и пифагорейцев о бытии: числовая структура космоса, противоположности, гармония и проблема переселения душ (“ныне мы мертвы, а тело - наша могила”). Элейская школа: пантеизм Ксенофана, рождение идеи бытия в учении Парменида, апории Зенона. Эмпедокл и Анаксагор. Детерминизм и атомистический материализм Демокрита. & Литература: 1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1969. С.267-314. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976. 3. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1976. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. 5. История философии: Запад-Россия-Восток. - Кн. 1: Философия древности и средневековия. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. С.378-445. 6. Кессиди Ф.Х. Гераклит. - М., 1982. 7. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М., 1989. 8. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М.: Политиздат, 1991. С.17-167. 9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Ч.1: Античность. - Спб.: ТОО ТАК “Петрополис”, 1994. С.19-52. 10.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1999. 11.Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997. 12.Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 13.Фрагменты ранних греческих философов. - Ч.1: От теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1989.
Тема 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Перенос акцента философских размышлений на проблему человека. Софисты: “Человек есть мера всех вещей...” Сократ: истина и моральность едины, “познай самого себя”. Майевтика и сократовская ирония. “Мир идей” Платона как подлинное бытие, “мир вещей” как кажущееся бытие и материя как небытие. Теория познания Платона: бессмертие души, анамнезис (знание-припоминание) и метемпсихоз (переселение душ), приоритет разумного познания над чувственным знанием, или “знанием по мнению”. Миф о пещере: проблема познания истинного бытия и человеческая трагедия мудреца. Иерархия душ в соответствии со степенью познания блага и добродетели. Платоновская эротика как алогичный путь к абсолюту. Учение Аристотеля о форме и материи: материя как потенциальное бытие, из которого божественная форма образует реальное бытие. Виды причин: материальные, формальные, активные и целевые. Критика Аристотелем платоновской теории идей. Аристотелевская “первая философия” как собственно философия (или теология), изучающая “то, что существует отдельно и неподвижно”. “Усматривание” универсалий, знание которых не врождено. Непосредственное познание: вывод и интуиция. Господство души и подчиненность тела в философии Аристотеля. & Литература: 1. Антология мировой философии: В 4 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1969. С.315-474. 2. Аристотель. Метафизика//Аристотель. Сочинения. - Т.1. - М., 1975. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976. 4. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1976. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. 6. История философии: Запад-Россия-Восток. - Кн. 1: Философия древности и средневековия. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. 7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М.: Политиздат, 1991. С.178-250. 8. Платон. Федон. - Пир. - Теэтет. - Федр // Платон. Собр.соч.: В 4 т. - Т.2. - М.: Мысль, 1993. С.7-345. 9. Платон. Тимей // Платон. Собр.соч.: в 4 т. - Т.3. - М.: Мысль, 1993. С.421-500. 10.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Ч. 1: Античность. - Спб.: ТОО ТАК “Петрополис”, 1994. С.53-170. 11.Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. - 2-е изд. - Т.2. - М.: Мысль, 1990. С.582-625. 12.Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1999. 13.Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997. 14.Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. $Темы докладов: · Философский и человеческий подвиг Сократа. Литература: 1. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995. С.158-177. 2. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1988. 3. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. - 2-е изд. - Т.2. - М.: Мысль, 1990. С.582-625. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. Позитивизм как философское направление, основанное на принципе, что все положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Классический позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер и др.): философия как систематизация и обобщение специально-научного знания. Обесценивание метафизики. “Второй позитивизм” (махизм, или эмпириокритицизм): проблема существования объективной реальности и отношения сознания к этой реальности. Противопоставление философии как “вненаучной метафизики” и науки в неопозитивизме. Проблема исследования знаково-символических средств научного мышления. Постпозитивистские концепции в философии науки: К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд и др. Сужение предмета философии до методологии науки. & Литература: 1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала ХХ века. - М.: Высшая школа, 1988. С.23-73, 92-116. 2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994. 3. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX веков.- М., 1998. 4. Конт О. Курс позитивной философии. - Спб., 1900. 5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977. 6. Половинкин С.М. Всё // Вопросы философии. - 2002. - № 4. 7. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. 8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. 9. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 10.Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. С.122-123, 146-147, 149-150, 236-237, 240-242.
В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. Иррационалистическая философия как реакция на онтологический нигилизм, рационалистическую веру в безграничные возможности человеческого разума и попытка вернуть «забытые» ценности. Отчаянный «бунт против разума». Христианский предэкзистенциализм С.Кьеркегора: “Кто заманил меня сюда и покинул здесь? ” Кьеркегор о ступенях духовного развития личности: эстетическая, этическая, религиозная. Волюнтаризм А.Шопенгауэра -“Мир как воля и представление”: попытка разрешения проблемы вынужденности человеческого существования через освобождение от воли к жизни как “голой, голодной агрессивности”. Философия жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон, О.Шпенглер). Развитие антисциентистской ориентации в философии ХХ века. “Науки о природе и науки о духе”. Герменевтика как метод “наук о духе”. Экзистенциализм: проблема вины, ответственности, смыслоутраты и обретения смысла через личный духовный опыт (Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю, К.Ясперс). Встреча с существованием в “пограничных ситуациях”. “Бытие взывает” (М.Хайдеггер). Антинаучная направленность экзистенциализма: противопоставление калькулирующего мышления и осмысляющего раздумья. Асоциальный, крайне персоналистический характер экзистенциализма: социальное бытие как “опошленная, банальная реальность”. & Литература: 1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988. 2. Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С.108-134. 3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала ХХ века. - М.: Высшая школа, 1988. С.219-459. 4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994. 5. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX веков.- М., 1998. 6. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990. 7. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде//Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. С.222-318. 8. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993. 9. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла// Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2. 10.Половинкин С.М. Всё // Вопросы философии. - 2002. - № 4. 11.Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. 12.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. С.319-344. 13.Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. 14.Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997. 15.Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1996. С.84-105. 16.Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. 17.Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв”// Вопр. филос. - 1990. - N 7. 18.Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе современного человека // Вопросы философии. - 2002. - № 2. 19.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. 20.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М.: Московский клуб, 1992. $ Темы для докладов: · Проблема рациональности и отчуждения в философии Франкфуртской школы. Литература: 1. Адорно Т. О технике и гуманизме// Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989. 2. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1995. 3. Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. 4. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. “Фрейдо-марксизм” о человеке. - М.: Мысль, 1989. С. 75 -87. 5. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. 6. Фромм Э. Душа человека. Исскуство любить. Концепция человека у Маркса// Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. С.13-178, 299-374, 388-403. 7. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.
· Концепции философии истории ХХ века. Литература: 1.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994. 2.Лооне Э.Н. Современная философия истории. - Таллинн, 1980. С. 329-331. 3.Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991. 4.Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. 5.Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. 6.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991. Контрольные вопросы к темам 11-14: 1.Каким образом влияет на философию сознания посылка “Бог умер”? Что в таком случае, в соответствии с западноевропейским искурсом, составляет духовный мир человека? 2.Что такое онтологический нигилизм? 3.Почему иррационализм не справляется с попыткой восстановить целостность духовного опыта? 4.Во взгляде на какую проблему противостоят друг другу сциентизм и антисциентизм? 5.Может ли философия быть свободной от ценностей? 6.Какую позицию занимают позитивисты в отношении метафизики? 7.Сформулируйте основной вопрос философии с точки зрения экзистенциализма. Почему основоположником экзистенциализма считают Н.А.Бердяева? 8.Что такое “пограничная ситуация” с точки зрения экзистенциализма? 9.Почему экзистенциализм считается асоциальной концепцией? 10.Что такое интуитивизм? Кто является оппонентами интуитивистов?
Тема 15. ОНТОЛОГИЯ. Рождение идеи бытия в древней Греции. Иерархическая структура бытия в христианской философии. Тварное и нетварное бытие. Средневековый номинализм и западноевропейская философия Нового времени: отказ от метафизики и от идеи абсолютного бытия. Онтологический нигилизм: сознание как единственное несомненное и подлинное бытие. Вытеснение проблемы бытия гносеологической проблематикой. Сужение предмета философии до философии науки. Переоценка времени: потеря идеи вечности. Отождествление бытия с природой в философском материализме. Пространство, время движение как онтологические проблемы. Основные законы диалектики. Понятие материального и идеального. Онтологизм русской религиозной философии. Европейская философия ХХ века: поход против разума. & Литература: 1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989. - Гл. 4: Об онтологической гносеологии. - С.96-122. 2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986. 3. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Глава 3: О возрождении философского опыта// Ильин И.А. Сочинения в 2-х т.т. Т. 2. - М., 1994. 4. Половинкин С.М. Всё // Вопросы философии. - 2002. - № 4. 5. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - Глава 3: Бытие. С. 125-161. 6. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Ч. 1. Гл. V: Итоги. - М., 1990.
Тема 16. ГНОСЕОЛОГИЯ. Возрастание роли гносеологии по мере отказа от онтологии. Эмпиризм, рационализм, интуитивизм. Агностицизм. Познание и деятельность. Научное познание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Логика, мышление, язык. Рост научного знания. Типы рациональности. Рациональное и иррациональное. Сциентизм и антисциентизм. Вера и знание. Проблема единства нравственно-гносеологического опыта. & Литература: 1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994. 2. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2: Философия XV-XIX веков.- М., 1998. 3. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977. 4. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. 5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. 6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997. С. 153-169. 7. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1996. С.419-165. 8. Философско-религиозные основы науки. - М., 1997. 9. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. 10.Юркевич П.Д Разум по учению Платона и опыт по учению Канта// Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. Философия методические указания ДЛЯ студентов юридического факультета (специальность 120001 - «юриспруденция»)
Ярославль 2007
$Составитель: доцент кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова С.А.Кудрина. Предлагается развернутый конспективный план изложения материала, список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям, а также темы для докладов с перечнями источников, контрольные вопросы и вопросы к экзамену. Предназначены для студентов юридического факультета.
Методические указания по каждой теме включают (1) развернутый конспективный план изложения материала; (2) список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям или для самостоятельного изучения материала; (3) темы для докладов; (4) список литературы для подготовки к докладам. Предлагаемые методические указания должны способствовать формированию у студентов целостного системного представления о динамике и сущности духовной культуры человечества и об отображении ее различных состояний в философии. Изучение философии должно содействовать развитию способностей к философскому диалогу, осознанию личных ценностей и формированию способности к их теоретическому выражению, а также пониманию особенностей национальной философской традиции и ее места в мировой философии. Данные методические указания призваны нацелить студентов на понимание философии как неотъемлемой составляющей духовного опыта человечества, на осмысление главных философских проблем в историко-философском ракурсе. Для этого идеи и концепции представляются в их генезисе и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой философии. Методические указания должны также способствовать рассмотрению в их становлении основных типов философствования и рассуждения, сохранивших свое значение для современности, и выявлению единства мирового историко-философского процесса и одновременно разнообразия его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Для студентов важно понять, что философия не являет собой набор мертвых абстрактных истин, а благодаря существованию индивидуального духовного опыта предстает как воплощение живого интереса к вечным вопросам бытия и познания, как “творческий диалог” философов всех эпох. Контрольные вопросы позволят студентам попытаться стать участниками этого увлекательного диалога. В заключение дополнительно даны итоговые вопросы, которые могут служить в качестве тем как для философских эссе, так и для “круглого стола”.
Введение «Философия» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития специалиста. «Философия» входит в число наиболее важных дисциплин цикла ГСЭ. Свои образовательные функции «философия» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе, опирающемся на требования, предъявляемые к современному специалисту-юристу. Цели и задачи курса Курс философии нацелен на формирование у студентов специальности «юриспруденция» знаний по философии в соответствии с государственным образовательным стандартом. Он должен способствовать развитию у студентов-юристов целостного системного представления об обществе, а также о динамике и сущности духовной культуры человечества и об отображении ее различных состояний в философии. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: ü развитие способности к философскому диалогу; ü формирование умения осознавать собственные ценности и способности к их теоретическому выражению; ü Видение философских концепций и идей в их генезисе, преемственности и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой философии; ü пониманию особенностей национальной философской традиции и ее места в мировой философии.
Место дисциплины в системе образования Курс философии относится к циклу дисциплин ГСЭ (федеральный компонент). Он способствует пониманию философии как неотъемлемой составляющей духовного опыта человечества, осмыслению главных философских проблем в историко-философском ракурсе, а также создает методологический фундамент для получения знаний, предлагаемых такими теоретическими дисциплинами ОПД, как «Теория государства и права», «Юридическая психология», дисциплинами ГСЭ «Основы социологии», «Основы культурологии», а также курса по выбору «Религиоведение».
Требования к уровню освоения содержания курса Специалист-социолог в результате освоения курса должен
Иметь представление: ü о становлении основных типов философствования и рассуждения, в том числе древнейших, сохранивших свое значение для современности; ü об основных философских категориях; ü о единстве мирового историко-философского процесса разнообразии его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Знать: ü основные периоды развития философии и наиболее важные философские концепции; ü основные направления современной философии; ü содержание базовых онтологических, гносеологических, аксиологических, этических понятий. Уметь: ü вести философский диалог; ü использовать знания научной методологии в профессиональной деятельности; ü грамотно обосновывать и отстаивать свою мировоззренческую позицию. Иметь навыки: ü работы с философскими текстами и, прежде всего, - с первоисточниками.
Содержание дисциплины
Учебная дисциплина «Философия» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы: Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы: § теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний; § практический, обеспечивающий овладение базовыми категориями философии и умение использовать их в теоретических исследованиях; § контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Формы проведения дисциплины Дисциплина «Философия» в высших учебных заведениях проводится на 1 курсе обучения по специальности «юриспруденция» и осуществляется в следующих формах: § обязательные учебные занятия, являющиеся основной формой занятий по дисциплине, предусматривающиеся в учебных планах по специальности «юриспруденция» на 1 курсе (лекции и семинары, включенные в учебное расписание); § самостоятельная работа студентов; § индивидуальная работа с преподавателем.
Обязанности студентов При прохождении курса учебной дисциплины «Философия» студенты обязаны: · систематически посещать учебные (теоретические и семинарские) занятия по «Философии» в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; · выполнять необходимые контрольные мероприятия для определения уровня освоения теоретического материала; · активно овладевать знаниями, используя специальную литературу; · читать первоисточники; · заниматься на учебных практических занятиях и выполнять соответствующие задания.
Оценка освоения учебного материала программы Студенты специальности «юриспруденция», выполнившие рабочую учебную программу, в 1 семестре сдают экзамен по дисциплине «Философия». Оценка, полученная в результате экзамена, проставляется в зачетную книжку и экзаменационную ведомость в 1 семестре. Условием допуска к зачету и экзамену является регулярность посещения учебных занятий в объеме, предусмотренном расписанием, а также отсутствие долгов по первоисточникам. Критерием успешности освоения учебного материала студентом является оценка преподавателя регулярности посещения обязательных учебных занятий и результатов контрольных мероприятий. Усвоение теоретического материала определяется по уровню овладения теоретическими и методологическими знаниями, В течение семестра студенты должны также посещать практические занятия, на которых осуществляется учет текущей успеваемости.
Обязательная промежуточная аттестация по дисциплине «Философия»
Условием допуска к экзамену является регулярность посещения учебных занятий, выполнение обязательных контрольных мероприятий, фактическое активное участие в семинарских занятиях. Промежуточная аттестация проводится в формах устного опроса и собеседования по первоисточникам. Студент, завершивший обучение по дисциплине «Философия», должен обнаружить знание, общую и специальную профессиональную подготовку, соответствующие требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной обязательной дисциплине.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы