Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиционная римско-католическая концепция



Официальная римско-католическая позиция относительно вечери Господней была определена на Тридентском соборе (1545 - 1563). Хотя сейчас многие католики, особенно в западных странах, отказались от ряда положений этой концепции, она остается основанием веры для большого числа христиан. Рассмотрим ее основные принципы.

Транссубстанциация (пресуществление) - метафизическое изменение субстанции при освящении священником святых даров; в результате обыч ные хлеб и вино фактически превращаются в плоть и кровь Христа. Изменяется именно субстанция, а не акциденции. Хлеб сохраняет форму, cipyK-туру и вкус хлеба. Химический анализ показал бы, что это хлеб. Но его сущность меняется1721. Весь Христос полностью присутствует в каждой частице гостии1722. Все участники вечери Господней или евхаристии, как ее называют, буквально вкушают физическое тело и кровь Христа.

Нашим современникам, не привыкшим мыслить в метафизических категориях, пресуществление кажется странным, если не абсурдным понятием. Но оно основывается на аристотелевском разграничении между субстанцией и акциденциями, принятом Фомой Аквинским и вошедшим в официальное богословие римско-католической церкви. С такой философской точки зрения пресуществление выглядит вполне здравым понятием.

Второе основное положение католической концепции заключается в том, что вечеря Господня включает в себя жертвенное действие. Иисус снова приносит реальную жертву ради Своих последователей, такую же жертву, какой было распятие1723. Ее следует понимать как заместительную жертву, удовлетворяющую требования Бога. Она служит для Искупления простительных грехов. Таинство евхаристии оскверняется, если в нем участвует кто-либо, повинный в непростительных смертных грехах. Поэтому предварительно человек должен испытать себя, как учил тому Павел своих читателей.

Третья отличительная черта католической концепции - особая роль духовенства, то есть представление, что для освящения необходимо присутствие должным образом рукоположенного священника. Без такого священника святые дары остаются просто хлебом и вином. Когда же установленный обряд совершает священник, обладающий надлежащими полномочиями, святые дары полностью и навсегда превращаются в тело и кровь Христа1724.

При традиционном отправлении таинства миряне к чаше не допускаются, ее принимают только священники. Основная причина - опасение, что кровь может расплескаться1725. А если кровь Иисуса попадет под ноги, это будет осквернением. Есть и еще два довода в пользу того, что мирянам необязательно принимать чашу. Во-первых, мирян представляют священники, они принимают чашу от имени свой паствы. Во-вторых, от принятия чаши мирянами нет никакой особой пользы. Таинство и без этого совершается до конца, ибо тело, душа и Божественность Христа содержатся полностью в каждой частичке как вина, так и хлеба1726.

Лютеранская концепция

Лютеранская концепция от римско-католической отличается по многим, но не по всем пунктам. Традиционный взгляд Лютер не отвергал полностью. В отличие от реформатских церквей и Цвингли, Лютер придерживался католических взглядов о физическом присутствии в святых дарах тела и крови Христа. В своей полемике с Цвингли (на марбургской встрече) Лютер неоднократно подчеркивал слова: " Сие есть тело Мое" 1727. Слова Иисуса он.воспринимал вполне буквально. Тело и кровь присутствуют в святых дарах, реально, а не просто символически.

Но Люгер отвергал католическое учение о пресуществлении. Молекулы не превращаются в плоть и кровь, они остаются хлебом и вином. Тем не менее тело и кровь Христа присутствуют в хлебе и вине, с ними и при них. Это означает не то, что хлеб и вино стали телом и кровью Христа, а то, что, помимо хлеба и вена, мы имеем тело и кровь. Тело и кровь здесь, с нами, но не в том смысле, что уже нет хлеба и.вина. Лютеровскую идею об одновременном присутствии и сосуществовании тела и хлеба, крови и вина называют концепцией консубстанциации (восуществления), но сам Лютер этого термина не употреблял. Он мыслил в категориях взаимопроникновения субстанций и в качестве аналогии предлагал пример разогретого на огне железного прута. Когда субстанция огня проникает в железо, разогревая его до высокой температуры, субстанция железа не перестает существовать1728.

Лютер отвергал и другие стороны католической концепции об этом таинстве.. В частности, он отвергал идею о его жертвенном характере. Христос умер за грехи и искупил их раз и навсегда, верующий же оправдывается верой на основании уже раз совершенной жертвы, поэтому нет никакой необходимости в повторных жертвах1729.

Не соглашался Лютер и с представлением об особой роли духовенства. Присутствие тела и крови Христа достигается не действиями какого-то священника. Оно появляется под действием силы Иисуса Христа. Согласно католическому учению, хлеб и вино преобразуются в тот момент, когда священник произносит слова, лютеране же не утверждают однозначно, когда появляются тело и кровь. Хотя для отправления таинства необходим рукоположенный священник, появление тела и крови не связано с ним или с тем, что он делает1730.

Отвергая различные положения католической концепции, Лютер в то же время сохранял верность идее об вкушении. Тело Иисуса вкушается в прямом смысле, Лютер буквально воспринимал слова: " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф. 26: 26). В его понимании эти слова означают не духовное принятие Христа или Его тела, а реальное внесение Христа в свое тело1731. Действительно, по другому поводу Иисус сказал: " Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6: 53-56). Ясный смысл этих слов соответствует заявлению Иисуса на вечере Господней. Если мы хотим быть верными тексту и последовательными в его понимании, нам надо воспринимать эти заявления буквально.

Каков результат таинства? По этому вопросу Лютер высказывается не так ясно, как нам бы хотелось. Он утверждает, что участие в таинстве приносит человеку реальную пользу - прощение грехов и укрепление веры. Но эта польза исходит не из святых даров таинства, а из принятия Слова верой1732. В этом отношении позицию Лютера можно понимать почти в таком смысле, будто он считает таинство просто одним из способов донесения свидетельства, на которое человек отвечает как на проповедь. Но если таинство - всего лишь одна из форм проповеди, какое значение имеет присутствие тела и крови Христа? Другие высказывания Лютера подразумевают, что пользу приносит фактическое вкушение тела Христова. Из разрозненных заявлений Лютера ясно одно: вечерю Господню он, безусловно, считал таинством. Принимая святые дары, верующие получают духовную пользу, которой иначе они познать не могут. Поэтому христиане должны пользоваться возможностью получения благодати, предоставляемой таинством вечери Господней.

Реформатская концепция

Третий взгляд на вечерю Господню отражает кальвинистская или реформатская позиция. Термин кальвинизм обычно связывается с особым взглядом на спасение и на Божью инициативу в нем, с Его решением об избрании людей, которые уверуют и получат спасение. Но в данном случае мы имеем в виду не это, а кальвинистскую позицию в отношении вечери Господней.

В вопросе о сути взглядов Кальвина и Цвингли полного согласия нет. По мнению одних, акцент Кальвина на динамическое и оказывающее прямое воздействие присутствие Христа не очень отличается от позиции Лютера1733. Цвингли, со своей стороны, учил, что Христос присутствует чисто духовно. Если такое истолкование верно, в реформатских кругах преобладает цвинглианский, а не кальвинистский подход. По мнению других, Кальвин считал, что в святых дарах Христос присутствует духовно, а с точки зрения Цвингли, святые дары лишь символизируют Христа, Который не присутствует ни физически, ни духовно1734. Если верно такое истолкование их позиций, реформатские церкви следуют концепция Кальвина. Но в конечном счете значение имеет не то, чьи взгляды стали нормативными в реформатских церквах, а какова по сути их позиция. Поэтому концепцию, рассматриваемую в данном разделе, лучше именовать реформатской, а не кальвинистской.

По реформатским взглядам, Христос присутствует в вечере Господней, но не физически или телесно. Его присутствие в таинстве духовное или динамическое. В качестве иллюстрации Кальвин приводил пример солнца и утверждал, что Христос просто оказывает определенное воздействие. Солнце остается на небе, но его тепло и свет присутствуют на земле. Точно так же сияние Духа доносит до нас воздействие плоти и крови Христа1735. В соответствии с Рим. 8: 9-11, Христос пребывает в нас Духом и только Духом. Представление, что мы действительно едим тело Христа и пьем Его кровь, просто-напросто абсурдно. На деле участники таинства питаются духовно, причащаясь к хлебу и вину. Святой Дух приводит их в более близкое общение со Христом, живым Главой церкви и источником духовной жизни.

Согласно реформатским взглядам, святые дары таинства - не какие-то произвольно выбранные символы, их нельзя отделить от того, что они олицетворяют, - от смерти Христа, ее смысла, присутствия верующих в распятом Христе и от единения верующих между собой1736. Но святые дары не только олицетворяют или представляют тело и кровь Христа. Они еще и скрепляют. Луи Беркхоф высказывает мнение, что вечеря Господня как бы скрепляет или запечатлевает любовь Христа к верующим, придавая им уверенность, что все обетования завета и богатства " Евангелия принадлежат им божественным даром. В ответ на исполнение личных просьб и осознание владения всем этим богатством верующие выражают веру во Христа как Спасителя и обещают повиноваться Ему как Господу и Царю1737.

Таким образом, таинство действительно приносит объективную пользу. И она вызывается не действиями его участников, а привносится Самим Христом. Принимая святые дары, причастник фактически получает новую и неиссякаемую энергию Христа. Но это таинство не следует считать уникальным в том смысле, что его участник не может испытать чего-то подобного иным способом. Ведь даже ветхозаветные верующие переживали нечто в таком же роде. Кальвин пишет: " Вода, пошедшая из скалы в пустыне, была для израильтян таким же символом и знаком, каким для нас в вечере является вино" 1738. Пользу от вечери Господней нельзя считать и автоматической. Результат таинства в значительной степени зависит от веры и восприимчивости участника.

Цвинглианская концепция

Согласно последней из рассматриваемых нами концепций, вечеря Господня - просто обряд воспоминания. Такой взгляд на нее обычно связывается с Цвингли, хотя многие утверждают, что Цвингли имел в виду не только это. Вполне вероятно, что Цвингли смотрел на этот вопрос шире и что к концу жизни он изменил свою позицию. Чарльз Ходж утверждает, что между взглядами Цвингли и Кальвина нет большого различия1739.

Отличительная черта взглядов Цвингли - особое внимание в таинстве к напоминанию о смерти Христа и о ее результатах для верующих. Таким образом, вечеря Господня становится по сути своей воспоминанием о смерти Христа1740. Хотя Цвингли говорил о духовном присутствии Христа, многие из тех, кто принимают его взгляд (например, анабаптисты), до такой степени отвергают мысль о физическом или телесном присутствии, что вообще не остается места для какого бы то ни было присутствия. Они указывают, что Христос в принципе духовно присутствует везде. В святых дарах Он присутствует не более, чем где-то еще.

Согласно этому взгляду, значение таинства состоит просто в принятии верой благословений, даруемых смертью Христа. Вечеря Господня - всего лишь одно из средств получения верой этих благословений, и ее воздействие по сути своей не отличается, например, от проповеди. И то, и другое - формы свидетельства1741. От проповеди вечеря Господня отличается лишь наличием видимых средств свидетельства. Но в обоих случаях, чтобы свидетельство достигло цели, необходима вера. Среди неверующих Иисус не присутствует. Итак, мы можем сказать, что не столько само таинство приводит Христа к причастнику, сколько вера участников привлекает Христа к таинству.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь