Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обряд продолжения и поддержания отношений в церкви: вечеря Господня
Крещение - первоначальный обряд приобщения, а вечеря Господня - повторяющееся таинство видимой церкви. В предварительном порядке ее можно определить как установленное для церкви Самим Христом таинство в воспоминание о Его смерти. При рассмотрении вечери Господней мы сразу же сталкиваемся с любопытным фактом. Это таинство совершается практически во всех ответвлениях христианской церкви и служит фактором, объединяющим почти все разновидности христианства. В то же время трактуется оно по-разному. Фактически, как показывает история, оно даже разделяло христианские конфессии. То же самое относится к нашему времени. Таким образом, это фактор, одновременно объединяющий и разделяющий христианский мир. При определении взглядов на вечерю Господню важную роль играют философские предпосылки. Некоторые из них связаны с диспутами и полемикой времен средневековья. Во многих случаях философские позиции, на которых строились эти предпосылки, менялись или даже отвергались. Более того, сегодня на философские концепции ориентируются гораздо меньше. Тем не менее, как ни странно, средневековые философские догматы продолжают оказывать влияние на богословские взгляды. Поэтому нам важно выделить предпосылки, на которых основываются различные взгляды на вечерю Господню. При обсуждении теоретических вопросов духовное и практическое значение вечери Господней иногда затуманивается. Теоретические вопросы важны (они относятся к духовной сфере), и отмахиваться от них нельзя. Но если мы увязаем в каких-то чисто специфических вопросах и пренебрегаем практической стороной, мы перестаем сознавать смысл установления Христом вечери Господней. Нам надо не только понимать ее значение. Нам надо пережить ее значение. Общепризнанные постулаты Анализ вечери Господней стоит начать с рассмотрения вопросов, по которым в традиционных конфессиях существует согласие. Сразу же отметим, что согласие проявляется по многим важным пунктам. После их рассмотрения мы обратимся к сферам разногласий. Установление Христом В течение долгого времени вопрос об установлении вечери Господней Самим Иисусом сомнению не подвергался. Все исследователи Нового Завета считали очевидным фактом, что таинство восходит к Нему. Первым серьезное сомнение выразил Паулюс в своих исследованиях Нового Завета (1800 -1804) и жизни Иисуса (1828). Отрицал это и Давид Штраус в первом издании своей книги о жизни Иисуса (1835), но затем в следующем издании (1864) он допустил такую возможность, оспаривая кое-какие детали1710. В наше время тоже высказываются определенного рода критические замечания относительно истинности заявлений Иисуса, устанавливающих таинство вечери Господней. Дейвис, например, пишет об этих словах как об " осадке, оставшемся после их процеживания через восприятие какого-то раввина" 1711. Но в целом по вопросу об установлении таинства вечери Господней Христом существует согласие. Доказательством служит факт, что во всех трех синоптических Евангелиях слова об ее установлении исходят от Него (Мф. 26: 26-28; Мк. 14: 22-24; Лк. 22: 19-20). Хотя и есть кое-какие различия в деталях, синоптические Евангелия свидетельствуют о раннем устном предании1712. Совпадает с ними и рассказ Павла об установлении таинства в 1 Кор. 11: 23-29. Он пишет, что принял (paralambanw) от Господа то, что передает (paradidwmi) своим читателям. Хотя Павел не уточняет, были ли факты, изложенные в послании, раскрыты ему непосредственно Господом или переданы другими людьми, глагол paralambanw подразумевает, что рассказ был передан ему другими и что его сообщение коринфской церкви - часть процесса передачи1713. По всей видимости, Павел слышал рассказ от очевидцев, то есть апостолов. Как бы там ни было, включение его Павлом в послание свидетельствует о существовании предания за несколько лет до написания первого из Евангелий, скорее всего, от Марка1714. Мы делаем вывод, что хотя точные слова Иисуса нам неизвестны, именно Он установил обряд, носящий Его имя: вечерю Господню. Необходимость повторения Некоторые богословы высказывают мнение, что Иисус Сам установил вечерю Господню, но не дал повеления повторять этот обряд. Такая точка зрения основывается на факте, что в рассказах Матфея и Марка отсутствуют слова: " Сие творите в Мое воспоминание" 1715. Некоторые сторонники метода редакционной критики полагают, что Лука добавил это повеление при редактировании текста и что в полученном им предании его не было. Но отсутствие повеления у Матфея и Марка не доказывает его недостоверности. Лука вполне мог пользоваться независимыми источниками. Во всяком случае, поскольку Лука писал под вдохновением Святого Духа, вся его книга - Слово Божье, а следовательно, авторитетна для нас и в этом конкретном вопросе. Кроме того, повеление: " Сие творите в Мое воспоминание" приводит и Павел (1 Кор. 11: 24-25), который далее пишет: " Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11: 26). К этим соображениям можно добавить и церковную традицию. Не подлежит сомнению, что верующие совершали это таинство с самых ранних времен. Несомненно, церковь соблюдала его во время написания Павлом Первого послания к коринфянам (около 55 г. по Р. X.). Это происходило при жизни очевидцев, которые могли бы опровергнуть достоверность передачи Павлом слов Иисуса. Таким образом, есть все основания полагать, что повеление повторять таинство восходит к Иисусу. Зададимся также вопросом, какое значение имела бы вечеря Господня, если бы не было повеления ее повторять. В таком случае хлеб и вино имели бы смысл только для узкой группы присутствовавших. Святые дары играли бы роль личного предметного урока для одиннадцати апостолов. А рассказ о вечере Господней был бы включен в Бвангелия только как запись об историческом событии. Но мы знаем, что ко времени написания Евангелия от Марка (ок. 60 - 62 г. по Р. X.) уже не было настоятельной необходимости в описании вечери Господней как исторического события (в отличие от большинства других эпизодов служения Иисуса). Уже существовал подробный исторический и дидактический рассказ Павла. Тот факт, что Марк и другие синоптики все же включили рассказ о вечере Господней, убедительно свидетельствует в пользу того, что они считали его чем-то большим, нежели просто историческим событием. Логично сделать вывод, что описание вечери Господней включено в Евангелия потому, что Иисус установил ее как повторяющийся обряд для будущих поколений. В таком случае рассказы Матфея и Марка указывают на необходимость регулярного повторения этого обряда, хотя оба автора не приводят повеления на этот счет. Форма возвещения При наличии различных взглядов по вопросу о том, следует ли считать хлеб и вино просто символами, существует общее согласие в представлении о вечере Господней как, по крайней мере, о символическом выражении факта и смысла смерти Христа. Павел особо подчеркивает, что вечеря Господня - форма возвещения: " Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11: 26). Принятие хлеба и чаши - яркая демонстрация Влагой Вести, наглядное выражение того, что совершила смерть Христа. Оно указывает на Его смерть как на основу нашего спасения. Более того, оно провозглашает истину о крайней важности правильного расположения духа и сердца. Прежде чем есть хлеб и пить чашу, причастники должны испытать себя; причащающийся, " не рассуждая о Теле Господнем... ест и пьет осуждение себе" (1 Кор. 11: 28-29). Тот, кто ест хлеб и пьет чашу Господню недостойно, виновен в грехе против Тела и Крови Господней (1 Кор. 11: 27). Хотя слова Павла " не рассуждая о Теле" (ст. 29) можно понимать в смысле неправильного отношения к церкви, выражение " Тело и Кровь Господня" (ст. 27) ясно указывает, что Павел имел в виду смерть Иисуса. Помимо правильного понимания смысла того, что совершил Христос, и тесного общения с Ним, у причастников должно быть доброе отношение друг к другу. Павел с сожалением отмечает разделения в коринфской церкви (1 Кор. 11: 18). Принимая святые дары, некоторые ее члены фактически не вкушали вечерю Господню (1 Кор. 11: 20), ибо просто спешили прежде других есть свою пищу (1 Кор. 11: 21). Пренебрежение к братьям-христианам и к церкви противоречит самой сути вечери Господней. Таким образом, вечеря Господня - символ не только смерти Иисуса в прошлом, но и общения верующих с Господом и между собой в настоящем. Это также провозглашение события, относящегося к будущему, - второго пришествия Господа. Павел писал: " Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11: 26, курсив наш). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы