Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Динамика проявлений этапов горя.



 

  шок переживание принятие

 

Первым этапом является шоковое состояние. Человек не осознает потери, не в состоянии осмыслить случившееся, происходящее воспринимается как в тумане или во сне. Оно развивается сразу после утраты и длиться от нескольких дней до месяца, сосуществуя с признаками следующего этапа—переживания.

К концу этапа шока после психической анестезии начинается страдание, свидетельствующее о начале переживания, то есть «работы горя». Страдание обычно достигает наибольшей силы и отличается разнообразием проявлений.

На стадии принятия начинается освоение своего нового места в мире, а энергия переключается на отношения и занятия, не связанные с утратой.

 

 

Вместе со студентами попытаться определить временные рамки в проявлении этапов горя и связать эти рамки со временем похорон и поминок и поминаний (3, 9, 40 день, 1 год и т.д.)


Приложение №1 Проблема №7.

 

Психологическое и изотерическое значение ритуалов.

Первобытные религии мира:

Большинство первобытных племен верят, что души умерших продолжают жить. Эти живые мертвые» общаются с теми, кто продолжает жить в этом мире. Живым следует почитать духов предков, полагаться на их защиту и указания, а также возносить молитвы верховным духам-покровителям.

 

Те, кто умер, никуда не ушли:

Они здесь, в густых сумерках.

Мертвые не живут под землей:

Они в шорохе листьев,

Они в скрипе стволов,

Они в бегущей воде,

Они в хижине,

Они в толпе,

Мертвые не мертвы.

 

Те, кто умер, никуда не ушли,

Они в груди женщины,

Они в ребенке, который плачет,

Они в поленьях, которые горят.

Мертвые не живут под землей:

Они в умирающем пламени,

Они в плачущих травах,

Они в стонущих скалах,

Они в лесу, они в доме,

Мертвые не мертвы.

Ости Нуар «Песни теней».

 

Зороастризм (парсы). Из всех ритуалов в большинстве религий меньше всего подвержены изменениям с течением времени похоронные обряды. Так как для зороастрийцев смерть означает временную победу зла, то в месте смерти всегда присутствуют темные силы. Целью похоронной церемонии является ограничение возможности распространения этого зла. Тело должно быть убрано из дома как можно скорее. Его обмывают и одевают в чистую, но старую одежду – старую, потому что расточительность считается грехом. По возможности похороны должны пройти в день смерти. После произнесения надлежащих молитв, когда оплакивающие уже бросили последний взгляд на усопшего, тело относят в дакхму, или, как назвали ее британцы, «Башню молчания». Она представляет собой деревянную конструкцию круглой формы, окруженную высокими стенами, чтобы люди не могли видеть, что происходит внутри, или зайти туда. В башню ведут несколько ступенек, по которым поднимаются носильщики. Сверху башня открыта небу, и в ней тело раздевают, чтобы стервятники и вороны могли склевать с костей мясо. Замечено, что Стервятнику достаточно для этого тридцати минут, в течении которых родственники молятся в расположенном неподалеку строении. Возвратившись домой, они умываются и на протяжении трех дней, пока душа ожидает страшного суда, проводят специальные обряды. На третий день родственники по мере возможности обычно совершают благотворительное денежное пожертвование в честь умершего, что, по мнению парсов, является лучшей памятью, чем сооружение могильного камня. Выбеленные солнцем кости позднее сбрасывают в яму. Парсы избавляются от тела таким образом потому, что считают землю и воду священным творением Бога. Их не следует загрязнять смертью, последствием зла. Огонь тоже священное творение, поэтому вариант кремации отпадает. Бог, по их мнению, для того и создал стервятников, чтобы пожирать трупы. Парсы упорно настаивают на том, что их форма погребения намного естественнее, чем любая другая, и считают христианские кладбища ужасными и отвратительными.

 

Религии Китая (конфуцианство и даосизм).

Почитание предков было введено в Китае в начале династии Чжоу (1122 – 325 гг. до н.э.). Популяризации этой практики способствовало учение Конфуция о сыновей почтительности, провозглашавшее необходимость уважения к родителям и старшим при их жизни и после смерти.

Китайцы верят, что после смерти душа предка проживает в трех местах. Одна ее часть отправляется на небо, другая остается в могиле, чтобы принимать приношения, а третья поселяется в семейном святилище. На пути к небу душе требуется помощь. Поэтому китайские похороны проводятся с соблюдением сложных процедур, обеспечивающих душу всем необходимым снаряжением в дольний путь. С помощью даосских жрецов члены семьи произносят молитвы, делают подношения еды, жгут бумажные деньги – а в некоторых случаях даже бумажные автомобили, самолеты и слуг – чтобы душа ни в чем не нуждалась по дороге. Противостоящих усопшему злых духов задабривают жертвами и громкими причитаниями. Очень важно правильно выбрать место для могилы. По этому поводу консультируются у гадателя-геоманта. Могила должна содержаться в полном порядке, и проживающей в ней душе следует периодически приносить еду. Потомки должны посещать могилу, особенно в дни весеннего праздника (тзинь-мень). На протяжении ста дней старшего наследника мужского пола проводятся поминальные службы. Буддийский или даосский жрец освещает памятную дощечку предков, в которую обычно вписывают имя усопшего и его послужной список и наклеивают фотографию. Над дощечкой жгут благовонные палочки и в определенные праздничные дни ставиться еда. Молодожены, проходя мимо, обязаны каждый раз перед ней кланяться. Ее присутствие сплачивает семью и обеспечивает покровительство и благословение всем родственникам.

 

Иудаизм. Кончина и воскрешение.

Последние слова умирающего еврея либо произносимые другими, если он слишком немощен – это слова Шма, те самые, которые первыми учатся детьми: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един…». На похоронах в знак глубокой скорби близкие слегка разрывают на себе одежду, выражая горе. Похоронный ритуал, которому присуща простота даже и в богатых семьях, проводится как можно скорее, желательно в пределах двадцати четырех часов после кончины. Молебнов по усопшему не бывает, но присутствующие читают на память кадиш, молитву о величии Бога. Произносить кадиш, поминая усопших родителей, - особая обязанность детей.

После похорон близкие родственники возвращаются домой для недельного траура в семейном кругу. Этот период известен как «Шива», или семь дней, все это время скорбящие сидят на низком табурете либо даже на полу. В годовщину кончины родителей их дети зажигают поминальную свечу и читают кадиш, завершая синагогальную службу.

Доктрина воскрешения в торе отсутствует, и некоторые рассматривают ее как заимствование из христианства. В иудаизме мысль о жизни после смерти выражена в известных Тринадцати Догматах Веры: «Я с совершенной убежденностью верю, что наступит воскрешение умерших в то время, которое должно быть избрано Создателем». Но все же истина в том, что иудаизм отдает преимущество не загробной, а прежде всего настоящей жизни и соблюдению Закона Божьего сейчас, а не в будущем.


Приложение №2

Заповеди хосписа.

1) Хоспис – не дом смерти. Это качественная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас.

2) Основная идея хосписа – облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе, и только с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и почти неиссякаемые возможности.

3) Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живёт свою жизнь. Время её не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни человека.

4) За смерть нельзя платить. Как и за рождение.

5) Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в нашей жизни, - для пациента имеет огромный смысл.

6) Пациент и его близкие – единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7) Пациент всегда прав. Он мудр, он ближе к смерти.

8) Каждый индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент даёт больше, чем мы можем дать ему.

9) Репутация хосписа – превыше всего.

10) Не спеши, приходя к пациенту. Не стой над пациентом – посиди рядом. Как бы мало времени не было, его достаточно, чтобы сделать всё возможное. Если думаешь, что не всё успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

11) Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде, чем что-нибудь делать – пойми человека, прежде, чем понять – прими его.

12) Говори правду, если пациент этого желает. Будь готов к правде и искренности, но не спеши.

13) «Незапланированный» визит не менее ценен, чем визит «по графику». Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти – позвони; не можешь позвонить – вспомни и всё-таки… позвони.

14) Хоспис – дом для пациентов. Мы – хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

15) Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента – всегда носи их с собой.

16) Главное, что ты должен знать, что ты знаешь очень мало.

 

«Лицом к лицу со смертью человек вырастает в такую меру, какой он не знал раньше»


Приложение №3


Поделиться:



Популярное:

  1. XII. Социодинамика культуры.
  2. Биодинамика передвижения со скольжением (лыжи)
  3. Внутригодовая динамика заболеваемости дизентерией Зоне
  4. ВРАЩАЮЩИЕСЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ И ДИНАМИКА РЕШЕТКИ
  5. Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты.
  6. Глава 1 Химическая термодинамика.
  7. Групповая психотерапия. Динамика группового процесса
  8. Динамика ARPU российских операторов подвижной связи, долл.
  9. Динамика валютного курса рубля и его регулирование
  10. Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения.
  11. ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
  12. Динамика вращательного движения тел вокруг неподвижной оси: момент силы относительно оси, плечо силы, момент инерции точечного тела и системы тел, основной закон динамики вращательного движения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь