Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Шумеры, иск-ва междуречья 4-го 3-го тысячелетия до н.э.
Постоянная борьба между шумерийским югом и семитским севером приводит, наконец, к победе семитского севера. Саргон I, основатель семитского государства Аккада, подчиняет себе Шумер и объединяет под своей властью значительную часть Месопотамии. В XXIV—XXII вв. до н. э., когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены еще двенадцать пленников. Один из них валяется на коленях у ног царя, другой поднимает руки вверх, делая ими умоляющий жест, а третий летит в пропасть; остальные пленники пребывают в ужасе. Над фигурой царя-триумфатора высечены две многоконечные звезды, символизирующие благосклонность богов к победителю. Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски. Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э. Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705— 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии. Ниневия снабжалась водой с помощью специального акведука, который брал начало в 16 км от города. В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты изготовления относятся еще к XVII до н. э. Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий да и оружия началось лишь несколько столетий спустя. Следует отметить, что достижения обитателей Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности, литературе, и сфере научных знаний играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности. Арх-ра Крита, Кноский дворец Основными центрами эгейской культуры были остров Крит, города Троя и Микены. В первой половине II тысячелетия до н. э. первенство в этом районе принадлежало Криту, в XIV-XII вв. до н. э. - Микенам. Отряды микенских вождей ворвались на Крит, подвергли разгрому Трою. Но в конце XII в. до н. э. вся территория нынешней Греции, западное побережье Малой Азии и острова Эгейского моря были заняты племенами дорян, пришедшими с севера, из глубин Балканского полуострова, и эгейская культура прекратила свое существование. Наибольшего расцвета эгейская культура достигла на Крите в XVIII- XV вв. до н. э. Микены в то время находились под влиянием культуры Крита и перенимали многие ее формы, вследствие чего эгейскую культуру называют также крито-микенской. Эгейская культура неоднородна: Крит по своей культуре отличается от Микен и Трои. Критяне являлись коренными жителями этих мест, и в культуре продолжались традиции древнейших племен Средиземноморья. Еще в древности, во II тысячелетии до н. э., на Крите распространилась характерная для Египта и Месопотамии сплошная застройка, при которой небольшие прямоугольные помещения вплотную примыкают друг к другу, образуя в общем бессистемный, хаотический план квартала. В Микенах же и Трое характерным типом жилища был так называемый мегарон - прямоугольный в плане дом с двускатной крышей. Если в жилищах Передней и Средней Азии вход расположен на длинной стороне постройки, то у мегарона - с торца. Продолжение крыши образовывало над входом навес, поддерживаемый деревянными столбами или продольными стенами. Остатки жилищ такого типа обнаружены археологами в разных местах Центральной Европы. На основе планировки и структуры жилища типа мегарона сформировался древнегреческий храм - знаменитый в истории мировой архитектуры тип сооружения, формы которого впоследствии применялись для построек различного назначения в Европе и во всем мире. По образцу круглого жилища на Крите строили гробницы. Этот тип гробниц был воспринят в Микенах, но здесь они более грандиозны, чем на Крите. Дело в том, что критские гробницы являлись семейными или родовыми усыпальницами, а микенские - царскими. Микенская гробница представляет собой каменное сооружение, врытое в землю на склоне холма; к нему ведет траншея-коридор, а само оно покрыто землей. Сложенные из камня стены погребального помещения смыкаются наверху, образуя ложный купол. Критское государство обладало сильным флотом и в свое время господствовало на море, поэтому не боялось вторжений; его города не имели оборонительных стен. Дома со стенами, возведенными из неотесанного камня, с плоскими земляными крышами, имели один - два, нередко три этажа. Большие окна были обращены к улице - явление, совершенно неизвестное Востоку. Стены покрывались штукатуркой, и фасады окрашивались в разные цвета. Интерьеры часто украшались росписями. Одна из специфических черт зодчества Древнего Крита, которой не знала архитектура всех стран в ту эпоху, да и в последующие времена, состоит в том, что здесь решалась в первую очередь не проблема материальной массы и внешнего оформления зданий, а задача организаций внутреннего пространства..Зодчие стремились создавать такую композицию, которая и соответствовала бы требованиям удобства, и производила благоприятное впечатление. Кносский дворец Дворец представляет собой комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из них уходят глубоко под землю. Коридоры заводят в тупики, переходы между этажами сделаны в самых неожиданным местах, планировка комнат не поддается здравому смыслу. Дворец не является монолитным строением, в его центре находится довольно обширный двор. Этажи дворца опираются на колонны и соединяются между собой лестницами Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников. Во дворце обнаружены огромные кладовые, театр, способный вместить до 550 человек, места для ритуальных представлений боя быков, прекрасно продуманная система канализации и водоснабжения, и даже первые в истории туалеты со смывом. От дворца начиналась самая старая дорога в Европе, используемая только пешеходами. В тронном зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками. На них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом. Понятие античное иск-во Термин «античный» (от латинского «antiquus»— древний) был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Сейчас, когда раскрыты более древние, чем греко-римская, цивилизации Древнего Востока, термин «античный» приобрел чисто условное значение. Сложный и многообразный исторический материал принято делить на несколько периодов, согласно которым строится и история искусства. 1. Древнейший период — эгейская культура: 3 тысячелетие — 11 в. до н. э. 2. Гомеровский и раннеархаический периоды: 11—8 вв. до н. э. 3. Архаический период: 7—6 вв. до н. э. 4. Классический период: 5 в. до н. э. — до последней трети 4 в. до н. э. 5. Эллинистический период: последняя треть 4—1 вв. до н. э. 6. Период развития племен Италии; этрусская культура: 8—2 вв. до н. э. 7. «Царский» период Древнего Рима: 8—6 вв. до н. э. 8. Республиканский период Древнего Рима: 5—1 вв. до н. э. 9. Императорский период Древнего Рима: 1—5 вв. н. э. Источники изучения греческого изобразительного искусства и архитектуры разнообразны: это развалины городов, достаточно хорошо сохранившиеся отдельные архитектурные памятники, бесчисленные скульптуры, расписные вазы и многие другие изделия художественного ремесла. Римляне позднего республиканского и императорского периода высоко ценили греческое искусство и перевезли огромное количество знаменитых памятников живописи и скульптуры к себе в Рим, где во множестве снимали с них копии. Причем, как правило, бронзовые оригиналы копировались в мраморе. Таким образом, о ряде великих греческих скульпторов, работавших в бронзе, например Мироне, Поликлете, Лисиппе и многих других, мы можем судить только по римским мраморным копиям, сделанным 400—600 лет спустя после создания оригинала. Дискобол Мирона, Афина Парфенос Фидия, Дорифор Поликлета, Апоксиомен Лисиппа и т. д.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы