Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИРАК В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
К концу 1860-х годов Ирак, несмотря на некоторое оживление его экономической жизни, оставался одной из самых отсталых частей Османской империи. Более трети его населения составляли кочевники, и среди них три такие мощные полунезависимые племенные конфедерации, как мунтафик на юго-востоке, шаммар-джерба в северном Междуречье и амарат-анезе на западе страны. Постоянные междоусобицы между племенами, их выступления совместно с городскими оппозиционными кругами против османских властей во многом определяли политический климат в стране. Речное пиратство и набеги кочевников на оседлое население наносили ущерб ее хозяйству.Продолжались вооруженные столкновения между Османской империей и государством Каджаров за обладание приграничными с Ираном территориями Ирака.
Отсталость Ирака была обусловлена и его изолированностью: страна, расположенная вблизи Персидского залива, до конца XIX в. оставалась почти неоспоримой зоной влияния Великобритании, которая рассматривала ее преимущественно как транзитную территорию, связывавшую метрополию с восточными владениями. В начале 1860-х годов, когда более активно стал осваиваться иракский рынок, английский торговый дом братьев Линч в Багдаде основал регулярное пароходное сообщение по р. Тигр между Багдадом и Басрой; тогда же англо-индийское правительство организовало пароходные рейсы между Индией и портами Персидского залива. С открытием Суэцкого канала были основаны морские английская и французская компании, непосредственно связавшие Басру с Лондоном и центром французской торговли с Востоком —Марселем.
Главная причина отсталости Ирака таилась в особенностях его природных условий. Как всякая страна, чья экономика зиждется на ирригационном хозяйстве, Ирак был особенно чувствителен к демографическим колебаниям и политическим коллизиям, нарушавшим течение повседневной хозяйственной жизни. Между тем в первые две трети XIX в. страна регулярно страдала от эпидемий чумы. Разливы Тигра и Евфрата, чреватые катастрофическими наводнениями, происходили весной, во время созревания зерновых. Успех земледелия там зависел от состояния ирригационной системы, в частности каналов и дамб. Последствия чумы Ирак ощущал еще в начале XX в.: если за столетие в Сирии население увеличилось более чем в три раза, то Ирак только к 1870-м годам восстановил численность населенияначала XIX в. (1280 тыс. чело-пек), удвоив его лишь к Первой мировой войне.
Реформы первого периода Танзимата начали осуществляться в Ираке с опозданием: лишь в 1848 г. был создан VI Багдадский армейский корпус и таким образом разделены военная и административная власти, вали был лишен финансовых и судебных полномочий, переданных финансовому чиновнику и вновь созданному административному совету. Но и эти преобразования, ограничив до известной степени всевластие вали, внедрялись с трудом. Только закон 1852 г., сбалансировавший разделение функций и ответственности среди вилайетских должностных лиц, позволил более успешно подчинять Ирак османской власти. Теперь вали предпочитали назначать на административные должности шейхов «усмиренных» племен и поощрять кочевников к занятиям земледелием. Одновременно они создавали военные посты вдоль караванных путей и речную службу для борьбы с пиратством на реках.
Отмена в 1861 г. внутренних и повышение ввозных таможенных пошлин благоприятствовали развитию торговли. Экономическому и политическому объединению Ирака и укреплению его связей со Стамбулом и окружающим миром послужило создание англичанами в 1860-х годах телеграфной линии Стамбул-Басра, соединившей Ирак с Европой и Индией. Импульсом для ускорения эволюции Багдадского вилайета стали реформы второго этапа Танзимата, начало которым положил убежденный реформатор и энергичный администратор Ахмед Мидхат-паша. Несмотря на короткий срок пребывания на посту в Багдаде (1869-1872), он развернул свою деятельность едва ли не во всех областях экономической, общественно-политической и культурной жизни Ирака.
Начались работы по улучшению ирригационной системы и строительству дамб; стал составляться земельный кадастр; на финиковых плантациях и садоводческих хозяйствах было установлено дифференцированное налогообложение в денежной форме; в районах общинного землепользования поземельные отношения приводились в соответствие с османским аграрным законом 1858 г., который предусматривал передачу частным лицам в бессрочную аренду государственных земель на основе документа (many) и ликвидацию общинного землевладения. Несмотря на то что реформу удалось осуществить лишь на части земельного фонда, ее результатом стали расширение обрабатываемых земель и оседание на землю полукочевников и кочевников, вынужденных обрабатывать землю шейхов после того, как они лишились своих наделов, а с ними средств для поддержания кочевого образа жизни. Социально-политическим следствием реформы стало возникновение слоя крупных частных землевладельцев, заинтересованных в государственной стабильности и сотрудничестве с властями. Вместе с тем было положено начало формированию мелких частных землевладельцев-крестьян — исправных налогоплательщиков, дороживших общественным порядком, в чьей среде узы племенной и общинной солидарности постепенно заменялись сознанием государственного подданного.
Необходимость материально обеспечить вверенный ему армейский корпус побудила Мидхат-пашу к созданию нескольких промышленных предприятий — фабрик по производству сукна, мыла, переработке риса. При нем был создан арсенал, началась, хотя и в небольших размерах, промышленная добыча нефти, оборудование для которой было выписано из Европы. Но наибольшее внимание Мидхат-паша обращал на развитие средств транспорта. Открытие Суэцкого канала побудило Мидхат-пашу к организации пароходных рейсов между Басрой, Лондоном и Стамбулом.
С именем Мидхат-паши связано проведение в жизнь в Багдадской провинции османских вилайетских законов 1864 и 1871 гг.: развитие системы административного управления, определение функций административных советов, создание судебной палаты, коммерческого и муниципального советов. В деятельности меджлисов участвовали члены иракских знатных семей, они же пополняли ряды чиновников. Мидхат-паша основал первую иракскую газету «аз-Заура» с полосами на турецком и арабском языках.Все это способствовало оживлению общественно-политической жизни. Мидхат-паша осуществил некоторые мероприятия и в области образования; при нем были открыты военное и ремесленное училища, средняя школа с обучением на турецком языке, несколько начальных школ и создана типография для печатания учебников и вилайетской газеты. Он также открыл в Багдаде госпиталь.
В 1872г. Мидхат-паша был отозван из Багдада. Его преемники на посту губернатора не отличались влиянием и энергией Мидхат-паши, и большинство его проектов не было осуществлено. Тем не менее продолжались ирригационные работы, строительство дамб, а в конце XIX в. была возведена плотина на Евфрате. В сельскохозяйственный оборот вводились новые земли, в этой деятельности преуспело Управление султанскими имениями («Аразийе сенийе»), вкладывавшее с 1870-х годов средства в покупку частновладельческих и государственных пустопорожних земель и их окультуривание с последующей сдачей в аренду или продажей. Доходы от привилегированных султанских имений, составивших в Бассорском вилайете 40, а в Багдадском — 30% обрабатываемых земель, поступали в султанскую казну. Это же управление в начале XX в. приобрело турецкую пароходную компанию «Омани-Османи», обновив состав ее судов. К началу XX в. господствующие позиции английского капитала во внешней торговле и транспортной системе Ирака начинают оспариваться другими европейскими державами. Однако накануне Первой мировой войны в результате острой борьбы английский капитал получилконцессии на добычу нефти на территории Ирака при условии предоставления немецкому капиталу25% акций в английской «Тэркиш петролеум компани».
8 в. Арабские страны в XVI-XVIII. Общая характеристика
Территория нынешних Сирии, Ливана, Иордании, Палестины и Израиля исторически представляла собой одну географическуюобласть (или страну), известную в средневековых арабских источниках как Сирия (Сурийя, аш-Шам).В политическом плане Сирия не являлась самостоятельным государством, и ее территория в различные периоды входила в состав разных государственных образований, а к началу рассматриваемого периода являлась частью владений мамлюкских султанов Египта. Вместе с тем ряд внутренних областей Сирии обладал своей местной спецификой.Она определялась, главным образом, природными и климатическими условиями. К подобным обособленным районам следует отнести Горный Ливан, горные районы Джэ-бэль эд-Друз и Джэбэль-Ансарийя (соответственно, на юге и западе нынешней Сирийской Арабской Республики), горы в окрестностях Наблуса и Иерусалима, а также полупустынную периферию на востоке и юго-востоке Сирии.
К началу XVI в. население Сирии едва ли превышало два миллиона человек, значительная часть которых проживала в крупных городах (Дамаск — около 100 тыс. жителей, Халеб (Алеппо) — около 150 тыс.).Среди стран Арабского Востока Сирия издавна выделялась благодаря своеобразной этно-конфессиональной ситуации.К началу XVI в. в Сирии уже сформировалась сравнительно однородная арабоязычная этническая среда. Различия между потомками древнего арамейского и финикийского населения и потомками арабов — выходцев из Аравии полностью стерлись.Неарабское население (курды и туркмены, компактно проживавшие в некоторых районах на севере Сирии, а также турки, армяне, евреи и цыгане) составляли незначительное меньшинство в общей массе населения. Религиозные принципы самоидентификации в сознании жителей Сирии доминировали над этническими, а национальное сознание не было еще сформировано. Человек воспринимал себя прежде всего в качестве представителя той или иной религиозной общины, затем — в качестве жителя той или иной местности (города), а этническому происхождению не придавалось особого значения.
Конфессиональный состав населения Сирии был довольно пестрым. Мусульмане составляли явное большинство(около 85%). Среди мусульман большинство составляли сунниты (вероятно, около 80%), меньшинство — шииты (в том числе представители ряда крайних шиитских течений — друзы, алавиты (ансарии) и исмаилиты). Впрочем, все мусульманское население подчинялось юрисдикции суннитских судей (кади). Значительная часть арабоязычных жителей Сирии (около 15%) исповедовала христианство. Наиболее многочисленными среди них были православные и марониты ( последователи одной из древних ближневосточных церквей, заключившей в эпоху Крестовых походов унию с римской католической церковью).
К началу XVI в. Сирия являлась частью обширного мамлюкского султаната (со столицей в Каире), в состав которого, помимо Египта и Сирии, входили также и западные районы Аравийского полуострова (Хиджаз). К началу XVI в. мамлюкская военная система и государство в целом находились в состоянии упадка. Вместе с тем, укреплялись позиции другого крупного мусульманского государства имперского типа —Османской империи, также претендовавшей на роль лидера в мусульманском мире.В 1516 г. многочисленное османское войско под командованием султана Селима I (1512—1520) вторглось из Анатолии в Сирию — на территорию мамлюкского султаната. 24 августа 1516 г. в битве на Мардждабикском поле к северу от Халеба (Алеппо) мамлюкская армия была наголову разбита, османские войска без боя заняли Халеб, затем Дамаск и Иерусалим, после чего перешли границу Египта и в следующем, 1517 г., разгромили остатки мамлюкских войск, заняв Каир. Мамлюкский султанат прекратил свое существование, а его владения, в том числе и Сирия, были включены в состав Османской империи. Уже после вступления в Халеб Селим I был провозглашен в пятничной проповеди «служителем обоих священных городов» (т. е., Мекки и Медины). Тем самым при полном одобрении местного мусульманского населения и представителей высшего мусульманского духовенства он принял титул, который еще со времен Салах ад-Дина (Саладина) носили правители Египта.Таким образом, в результате разгрома мамлюков, османский султан утвердился в качестве духовного и светского главы мусульманского мира. Социально-экономические отношения в сирийских провинциях Османской империи (XVI - XVIII в.) В указанный период в Сирии господствовали феодальные отношения, характерные для Османской империи в целом. В качестве верховного феодального собственника выступало само государство. Как и в других областях Османской империи, основу экономической жизни Сирии составляло сельское хозяйство. После османского завоевания государственные земли уничтоженного турками мамлюкского султаната были объявлены собственностью османского государства. Часть государственных земель в Сирии была роздана в качестве условных военных пожалований (тимаров и зеаметов) феодалам-сипахи. Сипахи собирали подати с крестьян и, оставив себе установленную государством долю, отдавали остальное в казну. На тех землях, где не была распространена система военно-ленного землевладения, налог собирали государственные чиновники при посредничестве местных старейшин (шейхов).Ополчения сипахи из сирийских провинций несли военную службу в самой Сирии, а также участвовали в военных походах Османской империи за пределами сирийских провинций.
Государственными налогами были обложены все обрабатываемые государственные земли. При этом османские власти учитывали не только площадь возделанной земли, но и ее урожайность. Для каждой провинции (эйалета) Османской империи были приняты специальные законодательные положения.Они определяли систему раскладки и сбора налогов с учетом местной специфики. Как известно, в Османской империи не существовало института крепостного права. Крестьяне считались лично свободными и могли свободно менять место жительства в том случае, если за ними не числилось недоимок. Крестьяне, трудившиеся на государственной земле, были обязаны платить поземельный налог. Крестьянин имел право распоряжаться своей долей урожая только после того, как уплатил государству налог. Помимо поземельного налога с пахотных земель, особым налогом облагались плодовые деревья. Даже кочевники не были избавлены от налогообложения— существовали особые налоги с поголовья скотаи пастбищ. Немусульмане, помимо прочих налогов, платили особую подушную подать — джизъю.
Особую категорию земель составляли вакфы — неотчуждаемые земли, доходы с которых шли на благотворительные нужды в интересах мусульманской общины и на содержание мусульманских религиозных учреждений (мечетей, школи т. д.). Вакфы составляли до трети обрабатываемых земель. Значительную роль в экономике сирийских провинций играли города. Дамаск, Халеб (Алеппо), Иерусалим являлись крупными торгово-ремесленными центрами. Через них проходили важнейшие маршруты караванной торговли, связывавшие Сирию с Месопотамией, Хиджазом, Анатолией, Ираном и другими странами. Немалую роль играла и морская торговля с другими областями Османской империи, а также с европейцами, которая велась через портовые города.В Дамаске и Халебе пересекались маршруты караванной и морской торговли, что способствовало процветанию этих городов. В одном лишь Халебе насчитывалось более трехсот караван-сараев. Знаменитые сирийские шелка и оружие (дамасская сталь), ювелирные украшения высоко ценились не только в пределах Османской империи, но и в странах Западной Европы. Как и в других арабо-мусульманских странах, ремесленники в Сирии сохраняли четкую цеховую организацию. В каждом городе существовало большое количество торгово-ремесленных корпораций (эснаф), причем степень разделения труда и специализации была гораздо выше, чем в Европе. Османское государство облагало всех ремесленников и торговцев налогами и торговыми пошлинами. Городское население неизменно находилось под пристальным вниманием османской провинциальной администрации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы