Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стадиальность развития литературы



Исторический взгляд на поэтику стал возможен после того, как литературный процесс приобрел глобальный характер и было выработано понятие всемирной литературы. В20-е гг.19 века европейская мысль (в лице Гете) совершает эпохальный поворот от нормативного к историческому взгляду на литературу. Из «чисто исторической» оценки изымается и утверждается в качестве нормы и образца одна из ветвей литературы – греческая. На отказ от ориентации на «идеальную норму» потребовалось ещё около полувека, когда идея о едином и непрерывном эволюционном движении истории была потеснена концепциями стадиальности развития. В литературоведении этот взгляд представлен А.Н. Веселовским, который осознанно поставил перед наукой задачу выявить большие стадии литературного процесса, «повторяющиеся при стечении одинаковых условий у разных народов».

С 1910-20-х гг. с идеями прогресса и стадиальности начинает неоднозначно взаимодействовать циклическая концепция истории, предложенная Н.Данилевским и О.Шпенглером. Пройдя искушение циклизмом, историософская мысль пришла к пониманию каждой культуры как «открытого единства», которое при всем своем своеобразии входит в единый (хотя и не прямолинейный) процесс становления культуры человечества. В итоге оформляются как самостоятельные дисциплины зародившиеся ещё в конце 19 века сравнительно-историческое изучение литератур (компаративистика) и историческая поэтика.

В масштабе мировой литературы определенные её этапы могут быть представлены разными национальными литературами, в какой-то исторический момент полнее и глубже других выражающими тенденции развития искусства (итальянская литература в начале эпохи Возрождения, французская – в эпоху классицизма, немецкая – раннего романтизма, русская – зрелого романтизма). В целом же национальные литературы не сводимы к какой-либо одной доминирующей особенности или стадии развития и придают всемирной литературе её многослойность, многообразие и многоголосое единство.

Историческая поэтика, изучающая генезис и развитие эстетического объекта, выработала самую обобщенную на сегодняшний день картину литературного процесса и выявила 3 большие стадии развития литературного процесса.

Первую стадию в истории поэтики Веселовский назвал эпохой синкретизма (от греч. «неразличение»). Другие наименования – эпоха фольклора, дорефлексивного традиционализма, архаическая, мифопоэтическая. По современным представлениям, эта стадия длится от древнего каменного века до 7-6вв. до н.э. в Греции и первых веков н.э. на Востоке.

Веселовский исходил из того факта, что самым очевидными и в то же время самым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчлененно-слитная природа, или синкретизм. Синкретизм есть выражение свойственного архаическому сознанию своеобразного целостного взгляда на мир. В этом сознании сами идеи тождества и различия ещё не оформились в своей раздельности, а потому оно синкретически воспринимает человека и природу, «я» и другого, слово и обозначаемую им вещь, жизненную (в том числе ритуальную) практику и искусство.

Такое видение мира породило своеобразие архаического искусства, прежде всего его субъективной архитектоники: древнейшие хоровые формы, отсутствие представлений об авторстве и четких границ между теми участниками эстетического события, которые впоследствии станут автором, героем и слушателем в литературном произведении. Такими же отношениями нерасчлененности в лоне синкретических обрядов связаны разные виды искусства, будущие литературные роды (эпос, лирика и драма) и жанры.

В целом поэтика эпохи синкретизма – время медленной выработки основных и первичных принципов художеств. мышления, субъектных форм, образных языков, сюжетных архетипов, родов и жанров – всего того, что будет задано последующими стадиями развития литературы как готовые формы.

 

Вторая стадия начинается в 6-5вв. до н.э. в Греции и первых веках н.э. на Востоке и длится до середины – 2 половины 18в. в Европе и рубежа 19-20вв. на Востоке (ок. 2, 5 тысяч лет). Наиболее распространенное наименование этой стадии – риторическая; другие обозначения – эпоха рефлексивного традиционализма, традиционалистская, каноническая, эйдетическая.

Внешний признак – появление первых поэтик и риторик, в которых эстетическая мысль начинает отделяться от других форм идеологии и рефлексировать над литературой и – шире – над нарождающимися новыми принципами культуры. («Поэтика» Аристотеля)

Данную стадию поэтики объединяет новый культурный и эстетический принцип, который пришел на смену синкретизму. Таким принципом не может считаться традиционалистская установка: исходя из этого критерия, трудно провести грань между 2 стадиями, в обоих случаях художеств. Феномен ориентирован не на нечто индивидуальное и оригинальное, а на традиционное и повторяющееся, «общие места». Исходным принципом не может считаться и тесно связанная с традиционалистской установкой ориентация на канон. Более специфическими для данной стадии являются критерии рефлексивности и риторичности с характерным для неё отношением к слову, универсалистскими тенденциями, преобладании общего над частным, установкой на готовые формы.

But… and there’s an enormous “but” here. Логические процедуры мышления и само понятие в эту эпоху существенно отличаются от того, как мы сегодня понимаем их. Понятие здесь ещё не чистая абстракция, а то, что Платон называл «эйдос»: порождающий принцип, идея, и одновременно конкретно-чувственный образ. (блин… может, надо было все-таки учить философию??? ) Будучи по своей установке различающей, поэтика данной эпохи не знает ни чистого образа, ни чистого понятия. Своеобразие эстетического сознания эпохи состоит в непоколебимой убежденности, что канон-эйдос существует, и что искусство, если использовать формулировку Ю.М. Лотмана, - «игра», правила которой заданы до начала игры, но заданы, согласно представлениям того времени, божественным прецедентом – актом творения.

 

Третья стадия поэтики начинается в середине – 2 половине 18в. в Европе и на рубеже 19-20вв. на Востоке и длится по сей день. Исследователями описан «культурный перелом», «культурный слом» на рубеже 18-19вв. Его общекультурной предпосылкой стало рождение автономной личности и её нового, «автономно-причастного» (Бахтин) отношения к «другому». Это открытие привело к рождению нового художественного мира. В нем образ и идея приобрели автономный статус и модальные отношения. Художественный образ обретает свою собственную содержательность, которая не сводима ни к отвлеченной идее, ни к предмету, послужившему для него отправной точкой. Также и отвлеченное слово только теперь становится автономным и специфичным; оно получает модальный статус – становится отношением разных языков и выражением совершенно особого рода реальности, именно – художественной.

Основанный на вероятной причастности принцип художественной модальности перестраивает субъектную сферу современного искусства, рождая новые отношения автора, героя и читателя. Изменяется авторская интенция – она становится осознанно творческой и индивидуально неповторимой, а искусство из «игры» по заранее заданным правилам становится, по формулировке Лотмана, «игрой», правила которой создаются в процессе игры. Поэтика художественной модальности исходит из того, что творческий акт не завершен, он ещё длится, и сама мера его не дана в готовом виде – она рождается и оформляется в самом процессе становления мировой и художественной целокупности.

Адекватным выражением такого «непредопределенного» мира может быть только непредвзятый подход к нему, свободный от любых заранее принятых установок и освященных традицией окончательных мер. Пушкин сформулировал это так: «Никакого предрассудка любимой мысли. Свобода». Одна из реализаций этой установки – начавшийся с середины 18в. процесс деканонизации жанров, принципиально обновивший литературу и продолжающий её обновлять.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
  2. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  3. PR в современной России: хронология развития, статистика, тенденции
  4. Uлава 4. Советский период развития культуры России
  5. V. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОРМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  6. V2: Тема 7.1 Обзор строения головного мозга. Основание головного мозга. Выход черепных нервов (ЧН). Стадии развития. Продолговатый мозг, мост.
  7. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  8. Амарнский период развития древнеегипетского искусства
  9. Анализ взаимосвязи благополучия в регионе и уровня развития социального предпринимательства
  10. Анализ динамики развития потребительского рынка на современном этапе.
  11. Анализ комплексного развития территории.
  12. Анализ структуры и тенденций развития численности персонала


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь