Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диалог и монолог в эпике и драме, их разновидности
Диалог и монолог – опорные понятия литературоведения. Используются также в лингвистике, искусствоведении, теории общения, культурологически ориентированной философии, но это к сведению. Диалог – преимущественно речь устная, протекающая в условиях непосредственного контакта. Слагается из высказываний нескольких (как правило, двух) лиц; беседу нескольких лиц иногда называют полилогом. Эти высказывания, в большинстве случаев краткие, называют репликами. Сущность диалога определяется мгновенным, «сиюминутным» возникновением высказывания, а также зависимостью каждой последующей реплики от предыдущей, принадлежащей другому лицу. Не меньшей значимостью обладает и монологическая речь. Монолог бытует в форме устной речи (вырастая из диалога и существуя независимо от него), в облике речи внутренней, в облике речи письменной. Различаются монологи уединенные и обращённые. Уединённые монологи – высказывания, осуществляемые человеком либо в прямом (буквальном) одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих. Это говорение для себя самого (либо вслух, либо про себя, в форме внутренней речи) и дневниковые записи, не ориентированные на читателя. Этот речевой феномен вслед за Ю.Л.Лотманом называют «автокоммуникацией». Уединенный монолог в форме внутренней речи подобен репликам диалога, тяготеет к редуцированности лексико-грамматических форм. Внутренняя речь представляет собой специфическую форму языковой деятельности. Выготский: «вся состоит с психологической точки зрения из единых сказуемых», т.к. сам себя человек понимает менее чем с полуслова, и по этой причине у него нет потребности выражать мысли, импульсы, чувства внятно. Обращённые монологи – апелляция к группе слушающих. В отличие от реплик диалога и единиц внутренней речи, могут иметь неограниченно большой объём. Не требуют от адресата сиюминутного отклика, даже порой исключают его. В монологической речи говорящий противостоит в качестве активного «деятеля» коммуникации её пассивным участникам – слушающим. Имеет место некоторая иерархическая привилегированность носителя речи и далеко не обязательно социальное или интеллектуальное равенство общающихся (лектор читает лекцию студентам). Диалоги и монологи составляют наиболее специфическое звено литературного произведения. Художественный текст – «контрапункт двух сплошных нервущихся линий. Одна линия складывается из наименования фактов внесловесной действительности, другая – из монологов и диалогов как таковых» (Бахтин). Монологи и диалоги делают человека носителем речи: писатель таким образом осваивает интеллектуальную сторону бытия людей и их межличностное общение. Носители диалогов и монологов в художественном тексте – повествователи/рассказчики, лирические субъекты, персонажи эпических и драматических произведений. В эпических произведениях к монологу повествователя, который или впрямую воплощает позицию автора, или является предметом авторской критики (иронии), подключаются диалоги и монологи персонажей. Зачастую тесно переплетены и нередко переходят один в другой: в рамках живых бесед возникают и упрочиваются пространные монологические высказывания. - разговор на пароме Пьера Безухова и Андрея Болконского - сцена признания Раскольникова в совершенном им преступлении В рамках монолога как внутренней речи разворачивается диалог между голосами персонажей (одна из сторон «полифонии», по Бахтину), или при изображении двойничества вступают в спор два голоса одного персонажа («разложившееся сознание», по Бахтину). Драма организуется речью действующих лиц, по форме диалогической. Повествовательный комментарий, присутствующий в роли ремарки, роли не играет. Монологическое начало речи в драме прослеживается в диалогических репликах, так как они адресованы зрителям. «Риторика в драме является в виде…поэтически смягченном; благодаря музыкальной и ритмической инструментовке это нечто среднее между лирической поэзией и ораторским искусством» (В.М.Волькенштейн). Немалую роль в этом роде литературы играют прямые монологи – пространные высказывания, выходящие за рамки взаимного общения персонажей, обращённые напрямую к публике (монолог Чацкого в конце 3-го действия комедии «Горе от ума»). Драматическая речь как бы умножает живой диалогический контакт героев на монологическое, и притом непосредственно публичное обращение актёров к зрительному залу.
Невербальные знаковые системы в зеркале литературы. Формы невербального поведения персонажей. Психологизм в лит-ре и его основные формы. «Диалектика души», «поток сознания» Особое изображение вн. мира человека худ. средствами, глубина и острота проникновения писателя в душевный мир героя, способность подробно описывать различные психологические состояния и процессы (чувтва, мысли, желания и т.п.), подмечать нюансы переживаний – вот в общих чертах приметы психологизма в лит-ре. Литр-ра – наиболее психологичное из искусств, но каждый род лит-ры имеет свои возможности для раскрытия вн. мира человека. В лирике психологизм носит экспрессивный характер; как парвило, невозможен «взгляд со стороны». Основные формы выражения в лирике: лирический герой непосредственно выражает свои чувства и эмоции; рефлексия; лирическое размышление-медитация. Формы выражения в драматургии: монологи; жестово-мимическое поведение персонажей, интонационный рисунок, звуковое и шумовое оформление и т.д. (стало использоваться довольно поздно: в 19 и особенно в 20 в.). Эпический род литературы развил в себе весьма совершенную структуру психологических форм и приёмов. Формы психологического изображения: 1. прямой. Непосредственное воссоздание процессов вн. жизни человека. Занимает ведущую роль в системе психологизма. 2. косвенная. 3. суммарно-обозначающая. Называние, предельно краткое обозначение тех процессов, которые протекают во вн. мире. Повествование от первого лица является исторически более ранним. Несмотря на все преимущества повествования от первого лица (исповедальность же), оно всё-таки сосёт по сравнению с повествованием от третьего лица. Такое повествование наиболее свободно обращается с художественным временем. Особая повествовательная форма – несобственно-прямая внутренняя речь. Она формально принадлежит автору, но несёт на себе отпечаток стилистических и психологических особенностей речи героя. Психологический анализ и самоанализ тоже рулят. Первый – употребляется только в повествовании от первого лица, второй – и от первого, и от третьего, и в форме несобственно-прямой внутренней речи. Внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности вн. речи (ваш кэп). Вн. диалог, доведённый до своего логического предела, дают уже несколько иной приём психологизма, нечасто встречающийся и называемый потоком сознания. Этот приём создаёт иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Одним из первых открыл Толстой (пр. сон Ростова). В целом активное использование потока сознания было выражением общей гипертрофии психологизма в творчестве многих писателей 20 в. Термин диалектика души принадлежит Чернышевскому. Чернышевский описывал его так: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни мысли и чувства развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувства, непосредственно возникающие из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходят в другие чувства, снова возвращаются к прежней исходной точке и опять странствуют, изменяясь, по всей цепи воспоминаний. как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2432; Нарушение авторского права страницы