Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературоведение как наука. Цели и задачи науки о литературе структура литературоведения (разделы науки о литературе).Стр 1 из 2Следующая ⇒
Литературоведение как наука. Цели и задачи науки о литературе структура литературоведения (разделы науки о литературе). Литературоведение – наука о художественной литературе, её происхождении, сущности.
Основной объект - человеческое слово в художественной, образно выразительной функции. Эта наука требует большой начитанности от исследователя.
Современное литературоведение: 1)теория литературы (изучает природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы и понятия художественной литературы); 2)история литературы (история возникновения и смены литературных направлений, течений, школ, периодов, исследует своеобразие различных национальных литератур); 3)литературная критика (занимается разбором и оценкой новых, современных художественных произведений; литературный критик – живой посредник на пути литературного произведения от автора к читателю: писателю всегда важно знать, как воспринимается его произведение, а читателю критика помогает увидеть достоинства и недостатки современного произведения.
Таким образом, в литературоведении устанавливается тесная взаимосвязь всех трёх дисциплин: критика опирается на данные теории и истории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики.
2.Взаимосвязь литературоведения со смежными научными дисциплинами. Вспомогательные науки в литературоведении. Литературоведение как наука тесно соприкасается с такими смежными науками как языкознание (лингвистика), философия и психология:
1)связь с языкознанием у литературоведения обусловлена общностью объекта изучения: и литературоведение, и языкознание изучают человеческий язык, но языкознание выявляет законы построения любого текста, а литературоведение изучает художественный текст во всём многообразии жанра, внимание привлекает содержание текста, а языкознание рассматривает его средства.
2)философия (греч. - люблю мудрость) – наука, которая изучает природу человеческого мышления, общества, мира, в котором живёт человек; в литературоведении художественное мышление – это особая форма освоения реальности.
3)психология (греч. – учение о душе) – в союзе с ней литературоведение полнее изучает характер человека.
Литературоведение включает в свой состав вспомогательные научные дисциплины: текстологию и библиографию. 1)текстология – наука о тексте литературных произведений, её задача – критически проверить и установить подлинность авторского текста; 2)библиография (греч. – пишу книгу) – наука, связанная с описанием и точной систематизацией информации о произведениях, в печати – фактические сведения (автор, заглавие, год и место издания, автор, объём в страницах и краткая аннотация).
Библиография: - научная вспомогательная (комментарии), - рекомендательная (перечень публикаций).
Функции художественной литературы. Понятие художественного образа. Искусству присущ свой неповторимый способ отражения действительности – художественный образ. Художественный образ представляет собой результат осмысления художником какого-либо жизненного процесса. Образ становится художественным, когда олицетворяется в фантазии автора в соответствии с его внутренней художественной концепцией. Всякий образ эмоционален и неповторим. Впервые термин «художественный образ» употребил Гёте.
Художественная литература – это духовный процесс, выполняющий множество функций: 1)познавательная (помогает познать мир, общество, природу, самого себя); 2)коммуникативная (язык художественных произведений основывается на системе символов, что позволяет ему быть средством общения поколений); 3)оценочная (каждое литературное произведение прямо или косвенно даёт оценку современности); 4)эстетическая (способность литературы влиять на взгляды людей, формировать их художественные вкусы, духовные запросы); 5)эмоциональная (оказывает воздействие на чувства читателя, облагораживая его); 6)воспитательная (книга несёт в себе духовные знания, воспитывает человека).
Своеобразие литературы как части искусства. Отличие литературы от других видов искусства. Художественная литература связана с другими видами искусства. Самые важные из них – это живопись и музыка. В глубокой древности слово и изображение были отмечены полным единством: слово было изображением, а изображение – словом (древнеегипетские погребальные фрески с пиктограммами) – нарративный текст (повествовательный). Но по мере эволюции человеческого мышления слово стало более абстрактным. Современная наука утверждает, что между словом и изображением существует тесная связь. Но словесный образ каждый воспринимает субъективно, а живописный – конкретно. С одной стороны музыка близка литературе. В древности музыка и лирика воспринимались как единое целое. С другой стороны, поэтическое слово, попадая в сферу музыки утрачивает конкретность и его восприятие протекает вне зрительных ассоциаций. Одна из задач поэзии – выразить переживания с помощью словесного оборота, а музыки – воздействовать на эмоции.
Понятие содержания и формы в литературоведении, их связь. Содержание – то, о чём сообщается в литературном тексте. Форма – как это содержание представлено перед читателем.
Главная особенность литературного произведения – взаимосвязь формы и содержания.
Содержание и форма как категории были разработаны в 18 веке в немецкой классической философии Гегеля. «Содержание искусства – идеал, а форма – его воплощение».
Любой писатель подсознательно старается достичь единства содержания и формы: к умной мысли он старается подобрать хороший, красивый образ. Литературоведу практически невозможно выстроить даже примерную схему создания текста. Писатель – уникальная личность и создать типологию его произведений невозможно.
Категория литературного содержания. Тема, виды тем, тематика. Тема (греч. – то, что положено в основу) – это предмет художественного изображения и художественного познания. Тема – круг событий, образующих жизненную основу литературных произведений. Художественные темы: - основная тема, - частная тема. Основная и частная темы образуют тематику произведения.
Предметом познания в литературе становятся и так называемые вечные темы. Вечная тема – комплекс значимых для человечества во всей эпохе явлений (тема смысла жизни, тема смерти, любви, свободы, нравственного долга).
Текст тематики, связанной с универсальными общечеловеческими явлениями, вечными категориями – философская тематика.
Категория литературного содержания. Идея, разновидности идеи. Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в данном литературном тексте.
Идея (греч. – то, что видно). Этот термин пришёл в литературоведение из философии, где идея – синоним слова «мысль». В литературе идея – это не просто сухая научная, а обобщающая эмоционально-образная мысль. Это своего рода сплав обобщённой мысли и чувств писателя – пафос. Пафос включает в себя авторскую оценку.
Категория литературного содержания. Проблема как понятие. Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в данном литературном тексте. Проблема (греч. - задача) – это основной вопрос произведения.
Проблема: - основная, - частная. Основная и частная проблемы создают проблематику художественного произведения.
Проблематика: -социальная, - идейно-политическая, - философская, - нравственная.
Драма как род литературы. драма-род лит-ры в котором как и в эпосе наличествует система персонажей, драме присуще конфликты между героями, сюжет.человек раскрывает себя через события, поступки, борьбу.особенность: отсуствует длинная описательность.автор проявляется в прямом виде, характер раскрывается в речах.основа драмы-действие в наст времени.действие показывается через конфликт и лежит в центре произведения.диалог-основное средство развития действия, конфликта.присуствует монолог-речь лица обращенная к себе, другим.в отличие от диалога монолог не зависит от ответных реплик.драматич род лит-ры имеет три жанра: трагедия, комедия, драма(в узком смысле)трагедия-козлиная песня, основывается на трагичности героических персонажей.в трагедии изображается реальность как сгусток внутренних противоречий человека.комедия-веселая песня.характерны ситуации в смешных формах.зародилась в др греции, основатель аристофан.бывает высокой и бытовой.драма-пьесса с острым конфликтом, который не столь возвышен, более приземлен, обычен нежели трагедия, крнфликт разрешим, разрешение зависит от личной воли человека.в россии и в европе драм жанр распростанился в 18 века, популярной была мещанская драма, лирич, документ, эпич драмы.
Литературоведение как наука. Цели и задачи науки о литературе структура литературоведения (разделы науки о литературе). Литературоведение – наука о художественной литературе, её происхождении, сущности.
Основной объект - человеческое слово в художественной, образно выразительной функции. Эта наука требует большой начитанности от исследователя.
Современное литературоведение: 1)теория литературы (изучает природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы и понятия художественной литературы); 2)история литературы (история возникновения и смены литературных направлений, течений, школ, периодов, исследует своеобразие различных национальных литератур); 3)литературная критика (занимается разбором и оценкой новых, современных художественных произведений; литературный критик – живой посредник на пути литературного произведения от автора к читателю: писателю всегда важно знать, как воспринимается его произведение, а читателю критика помогает увидеть достоинства и недостатки современного произведения.
Таким образом, в литературоведении устанавливается тесная взаимосвязь всех трёх дисциплин: критика опирается на данные теории и истории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики.
2.Взаимосвязь литературоведения со смежными научными дисциплинами. Вспомогательные науки в литературоведении. Литературоведение как наука тесно соприкасается с такими смежными науками как языкознание (лингвистика), философия и психология:
1)связь с языкознанием у литературоведения обусловлена общностью объекта изучения: и литературоведение, и языкознание изучают человеческий язык, но языкознание выявляет законы построения любого текста, а литературоведение изучает художественный текст во всём многообразии жанра, внимание привлекает содержание текста, а языкознание рассматривает его средства.
2)философия (греч. - люблю мудрость) – наука, которая изучает природу человеческого мышления, общества, мира, в котором живёт человек; в литературоведении художественное мышление – это особая форма освоения реальности.
3)психология (греч. – учение о душе) – в союзе с ней литературоведение полнее изучает характер человека.
Литературоведение включает в свой состав вспомогательные научные дисциплины: текстологию и библиографию. 1)текстология – наука о тексте литературных произведений, её задача – критически проверить и установить подлинность авторского текста; 2)библиография (греч. – пишу книгу) – наука, связанная с описанием и точной систематизацией информации о произведениях, в печати – фактические сведения (автор, заглавие, год и место издания, автор, объём в страницах и краткая аннотация).
Библиография: - научная вспомогательная (комментарии), - рекомендательная (перечень публикаций).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 3503; Нарушение авторского права страницы