Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функции художественной литературы. Понятие художественного образа.



Искусству присущ свой неповторимый способ отражения действительности – художественный образ. Художественный образ представляет собой результат осмысления художником какого-либо жизненного процесса. Образ становится художественным, когда олицетворяется в фантазии автора в соответствии с его внутренней художественной концепцией. Всякий образ эмоционален и неповторим. Впервые термин «художественный образ» употребил Гёте.

 

Художественная литература – это духовный процесс, выполняющий множество функций:

1)познавательная (помогает познать мир, общество, природу, самого себя);

2)коммуникативная (язык художественных произведений основывается на системе символов, что позволяет ему быть средством общения поколений);

3)оценочная (каждое литературное произведение прямо или косвенно даёт оценку современности);

4)эстетическая (способность литературы влиять на взгляды людей, формировать их художественные вкусы, духовные запросы);

5)эмоциональная (оказывает воздействие на чувства читателя, облагораживая его);

6)воспитательная (книга несёт в себе духовные знания, воспитывает человека).

 

Своеобразие литературы как части искусства. Отличие литературы от других видов искусства.

Художественная литература связана с другими видами искусства. Самые важные из них – это живопись и музыка.

В глубокой древности слово и изображение были отмечены полным единством: слово было изображением, а изображение – словом (древнеегипетские погребальные фрески с пиктограммами) – нарративный текст (повествовательный). Но по мере эволюции человеческого мышления слово стало более абстрактным.

Современная наука утверждает, что между словом и изображением существует тесная связь. Но словесный образ каждый воспринимает субъективно, а живописный – конкретно.

С одной стороны музыка близка литературе. В древности музыка и лирика воспринимались как единое целое. С другой стороны, поэтическое слово, попадая в сферу музыки утрачивает конкретность и его восприятие протекает вне зрительных ассоциаций. Одна из задач поэзии – выразить переживания с помощью словесного оборота, а музыки – воздействовать на эмоции.

 

 

Понятие содержания и формы в литературоведении, их связь.

Содержание – то, о чём сообщается в литературном тексте.

Форма – как это содержание представлено перед читателем.

 

Главная особенность литературного произведения – взаимосвязь формы и содержания.

 

Содержание и форма как категории были разработаны в 18 веке в немецкой классической философии Гегеля. «Содержание искусства – идеал, а форма – его воплощение».

 

Любой писатель подсознательно старается достичь единства содержания и формы: к умной мысли он старается подобрать хороший, красивый образ. Литературоведу практически невозможно выстроить даже примерную схему создания текста. Писатель – уникальная личность и создать типологию его произведений невозможно.

 

 

Категория литературного содержания. Тема, виды тем, тематика.

Тема (греч. – то, что положено в основу) – это предмет художественного изображения и художественного познания.

Тема – круг событий, образующих жизненную основу литературных произведений.

Художественные темы:

- основная тема,

- частная тема.

Основная и частная темы образуют тематику произведения.

 

Предметом познания в литературе становятся и так называемые вечные темы. Вечная тема – комплекс значимых для человечества во всей эпохе явлений (тема смысла жизни, тема смерти, любви, свободы, нравственного долга).

 

Текст тематики, связанной с универсальными общечеловеческими явлениями, вечными категориями – философская тематика.

 

 

Категория литературного содержания. Идея, разновидности идеи.

Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в данном литературном тексте.

 

Идея (греч. – то, что видно). Этот термин пришёл в литературоведение из философии, где идея – синоним слова «мысль». В литературе идея – это не просто сухая научная, а обобщающая эмоционально-образная мысль. Это своего рода сплав обобщённой мысли и чувств писателя – пафос. Пафос включает в себя авторскую оценку.

 

 

Категория литературного содержания. Проблема как понятие.

Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в данном литературном тексте.

Проблема (греч. - задача) – это основной вопрос произведения.

 

Проблема:

- основная,

- частная.

Основная и частная проблемы создают проблематику художественного произведения.

 

Проблематика:

-социальная,

- идейно-политическая,

- философская,

- нравственная.

 

Сюжет и его составные элементы. Отличие сюжета от фабулы произведения.

Сюжет (франц. - предмет) – это система событий, составляющая содержание литературного произведения.

В узком смысле сюжет – цепь событий, а в широком – история человеческого характера.

Сюжет включает в свой состав несколько важных элементов: экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция.

 

Экспозиция (лат. - изложение) – предыстория определённых событий, лежащих в основе художественного произведения (характеристика персонажей, их расстановка до завязки).

Экспозиция:

- прямая (стоит в самом начале произведения),

- задержанная (даётся в середине или даже в конце поизведения).

 

Завязка – событие, которое является началом действия.

Завязка обычно помогает обнаружить какие-то внутренние противоречия, которые исследуются писателем.

 

Развитие действия – элемент сюжета, который помогает читателю обнаружить связи и противоречия между персонажами, то есть проясняет характер.

 

Кульминация (лат. - вершина) – высшая точка напряжения в развитии литературного действия.

 

Развязка действия – исход событий, решение противоречий сюжета.

Развязка может разрешать конфликт, а может и не устранять конфликтной ситуации.

 

Постпозиция – сообщение о дальнейшей судьбе героев.

 

В некоторых художественных произведениях встречаются пролог и эпилог – «рама» литературного произведения.

Пролог (греч. - предисловие) – краткое описание предшествующих событий.

Эпилог (греч. - послесловие) – краткое описание последующих событий.

И пролог, и эпилог всегда событийны, встречаются в крупных жанровых литературных формах. Как правило, писатель отделяет их в качестве отдельного сегмента художественного текста.

Понимание сюжета именно как системы событий возникло в 19 веке, а в 20 веке наряду с сюжетом стал бытовать ещё один термин – фабула. Довольно часто их употребляют как синонимы.

 

Фабула – совокупность событий во внутренней прямой взаимосвязи, а сюжет – художественное, искусственное, авторское распраделение событий.

Фабула от греческого – рассказ.

 

Сюжет:

- действия сюжета могут быть насыщены внешней динамикой;

- действия сюжета основаны на внутреннем действии (писатель показывает глубокие изменения в жизни персонажей в результате их осмысления сложных человеческих отношений).

 

Сюжет – это прежде всего система событий.

10. Конфликт в литературном произведении. Типы конфликта (с конкретными примерами из произведений русской классической литературы).

Конфликт (лат. - столкновение) – столкновение, прежде всего, между персонажами и их средой. Кроме того художественный конфликт – противоречие внутри сознания героя.

 

Конфликты:

- социальные,

- интимно-личные,

- просвещения и невежества,

- добра и зла,

- социально-исторические,

- философские,

- психологические,

- нравственные.

 

Социальные: связаны, как правило, со столкновением интересов определённых общественных групп.

 

Нравственные: человек, добрый, совестливый, нередко сталкивается с обществом, в котором смещаются нравственные нормы, предаются забвению этические правила.

 

Психологические: выражаются в борьбе противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека.

 

Философские: затрагивается целый комплекс вопросов, тесно связанных с тем, как надо жить, какой смысл заключён в человеческом существовании.

 

Социально-исторические: осуществляется как борьба между личными желаниями и общественным долгом.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 4386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь