Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Родовая принадлежность произведения



Эпос, драма, лирика. О родах рассуждает Сократ в книге Платона «Государство», а также Аристотель. Поэт может говорить от себя (лирика), от персонажей (драма) и смешивая свои слова со словами персонажей (эпос). В 19 веке литературные роды стали мыслиться как типы художественного содержания. Гегель: эпос объективен, лирика субъективна, драма соединяет эти два начала. Эта концепция укрепилась в русском литературоведении благодаря Белинскому.

Теория речи К.Бюллера. Три аспекта речевых актов:

1) репрезентация (сообщение о предмете речи) --> эпос

2) экспрессия (выражение эмоций) à лирика

3) апелляция (обращение говорящего к кому-либо) à драма

Каждый из родов литературы обладает особым комплексом свойств. Деление литературы на роды не совпадает с членением на поэзию и прозу. Эпос на ранних этапах развития был стихотворным, в драматическом роде применяются как стихи, так и проза. Лирика тоже бывает прозаической.

Эпичность – величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. Эпическое миросозерцание – «Илиада», «Война и мир». Драматизм – умонастроение, связанное с переживанием каких-то противоречий. Лиризм – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Однако эти термины могут присутствовать во всех трех родах: эпос, драма и лирика не связаны с ними неразрывно.

Э.Штайгер – «Основные понятия поэтики». Эпическое, лирическое и драматическое – явления стиля, связанные с понятиями представления, воспоминания, напряжения.

Веселовский, «Историческая поэтика». Литературные роды возникли из обрядового хора. Из возгласов запевал (наиболее активных участников) выросли лиро-эпические песни – первоначальная форма поэзии. На ее основе сформировался эпос. Лирика выросла из возгласов хора. Однако роды могли формироваться и вне хора: мифологические сказания и т.д.

Существуют двухродовые образования. Роман-соединение эпоса с драмой( Шеллинг) Брехт характеризовал свои пьесы как эпические. Блок - лирические драмы. Лирическая проза – автобиографии. Лиро-эпическая поэма- «Евгений Онегин».

 

Неоднократные попытки обозначить возникновение нового рода. Внеродовые формы: очерки (внимание сосредоточено на внешней реальности, однако повествование не играет значительной роли: произведения Пришвина), «поток сознания» (нескончаемая цепь впечатлений, воспоминаний, душевных движений носителя речи: М.Пруст, А.Белый), эссе (соединение сообщений о единичных фактах, описаний реальности и размышлений о ней). «Опыты» М.Монтеня. Размышления писателей, сопровождающие повествование.

 

Эпос

Организующее начало – повествование о персонажах, их судьбах, поступках и т.д. Рассказ о происшедшем ранее. Временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Грамматическая форма прошедшего времени.

 

Повествование в узком смысле – развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имеет временную протяженность. В широком смысле – может включать в себя описания (воссоздания посредством слов чего-то стабильного) и авторские рассуждения. Повествование подключает к себе высказывания действующих лиц – монологи и диалоги.

Эпос не знает ограничений во времени и пространстве, в объеме текста. Проникновение во внутренний мир человека. Всегда присутствует повествователь, посредник между изображенным и читателем. Дух повествователя может быть «бесплотен и вездесущ», однако его речь характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего.

Эпическая форма воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего. Облик повествователя обнаруживается в своеобразном повествовательном монологе.

 

Повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием, причем ему присущ дар «всеведения». Максимальная объективность. Классическая эстетика 19 века утверждала, что эпический род литературы – художественное воплощение особого, эпического миросозерцания, которое отмечено максимальной широтой взгляда на жизнь.

 

Однако дистанция между повествователем и персонажами сохраняется не всегда. Персонажи могут сами рассказывать об увиденном и испытанном. Иногда повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. Дистанция между ним и персонажем почти исчезает (Бородинская битва показана глазами Пьера Безухова). Герой, к которому приблизился повествователь, изображается как бы изнутри.

 

Повествующий может выступать как некое «я». Пресонифицированный повествователь называется рассказчиком. Многие из рассказчиков-персонажей близки фактами своей жизни и умонастроениями самим писателям. Но чаще их судьбы различаются.

 

Драма

Драматические произведения воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но, в отличие от эпоса, авторская речь играет вспомогательную роль. Это лишь побочный текст. Основной текст драматического произведения – цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

 

Драматурги ограничены в художественно-выразительных средствах, а также в объеме текста (время действия должно быть не больше трех-четырех часов). Но у них есть преимущества: время не сжимается и не растягивается, действие воссоздается с максимальной непосредственностью.

 

Драма тяготеет к эффектной подаче изображаемого. Гиперболическая образность. В 19-20 веках присущие драме условности свелись к минимуму. Максимальный пример «жизнеподобия» - драматургия Чехова. Однако и в ней сохранились театрализующие условности (неправдоподобный конец «Трех сестер»).

 

Диалоги и монологи насыщены афоризмами и сентенциями, зачастую неправдоподобными. Условны реплики «в сторону», которых будто не слышит никто, кроме зрителей – вынесение внутренней речи наружу.

 

Драма имеет две жизни: театральную и литературную. Драматическое произведение воспринимается и читающей публикой. Но драмы стали читаться только во второй половине 18 века после открытия Шекспира как великого драматурга. «Фауст» Гете, маленькие трагедии Пушкина – драма для чтения.

 

Создание спектакля сопоставимо с творческим достраиванием: мизансцены, сценическое пространство, интонационно-пластические рисунки исполняемых ролей. Концепция пьесы может поменяться, но режиссер и актеры призваны донести до зрителя произведение с максимально возможной полнотой.

 

Причины успеха драмы в 18 веке: театральное искусство было доступно широким слоям общества; театральные патетика, гротеск и гиперболичность отвечали общелитературным и общехудожественным тенденциям.

 

Лирика

На переднем плане в лирике – единичные состояния человеческого сознания, эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления и т.д. Событийный ряд обозначается без тщательной детализации. Лирическое переживание принадлежит говорящему и выражается с максимальной энергией.

 

Лирическая эмоция – квинтэссенция душевного опыта человека. Душевное озарение. Лирику привлекают состояния души, знаменующие сосредоточенность человека на внешней ему реальности. Поэтому лирическая поэзия – освоение не только сознания, но и бытия. Лирика тяготеет к всему позитивно значимому и не может плодоносить, исходя из мироотторжения.

 

Лирика тяготеет к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее».

 

Душевные состояния человека описываются либо прямо и открыто, либо косвенно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика) или компактного рассказа о каком-либо событии (повествовательная лирика). Медитативное начало – взволнованное и напряженное раздумие о чем-либо. Лирическая экспрессия роднит лирическое творчество с музыкой. На ранних этапах развития лирические произведения пелись à многочисленные песни и романсы. Однако музыка передает лишь общий характер переживания, лирика более конкретно показывает жизненную ситуацию. Поэт передает связь сознания с бытием.

 

Лирический герой – носитель переживания, один из типов лирического субъекта. Лирический герой связан тесными узами с автором, его душевным настроем и т.д. Лирика зачастую автопсихологична. Лирика возвышает и облагороживает чувства поэта, автор силой воображения творит ситуации, которых в реальности никогда не было.

 

В ролевой лирике выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора.

 

Лирике присуща «распахнутость» внутреннего мира автора, которая позволяет получить представление о его духовно-биографическом опыте, личной судьбе. Бахтин усматривал в лирике систему взаимоотношений между «я» и «другим». Бройтман: для лирики характерно запечатление взаимодействующих сознаний.

Лирическое творчество обладает суггестивностью, т.е. максимальной внушающей, заражающей силой. Полно воспринять лирическое произведение – проникнуться умонастроениями поэта и пережить их как свои собственные. Автор и читатель образуют «мы».

Канонический текст

Каноническим называют текст произведения, принятый текстологами в качестве окончательного варианта для его публикации в различных изданиях.

Данное понятие довольно спорно, так как могут быть найдены новые автографы, предложены более убедительные конъектуры (исправления или расшифровка мест, не подлежащих прочтению, на основании догадки исследователя).

Текстология - филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публицистических и других произведений с целью их издания и интерпретации.

Понятие ввел в конце 1920-х г. Томашевский. Он видел задачу текстолога в том, чтобы «внятно рассказать, каким способом получается текст, открыв книгу, не им изданную».

Текстологу, готовящему текст для его публикации в авторитетном издании, важно учесть последнюю творческую волю автора ( как правило наиболее полно выраженную в последнем прижизненном издании). В древней литературе это было выяснить практически невозможно, так как большинство текстов анонимны.

При установлении канонического текста в расчет принимаются различные его редакции. Редакцией текста следует считать специальную специальную и целенаправленную переработку текста, которая может принадлежать самому автору или какому-нибудь другому лицу.

В любое академическое полное собрание сочинений писателя обязательно должен входить раздел Dubia (произведения, приписываемые автору).

Научный аппарат издания должен содержать комментарии и указатели, в которых читатель обнаружит справки о месте и времени первой публикации, о перепечатках, о рукописях и их особенностях, получит необходимые сведения о значении произведения в творческом наследии писателя.

Очень значим составленный текстологами реальный комментарий, необходимый в первую очередь для уточнения как существенных, так и менее значимых с точки зрения длительной исторической перспективы фактов общественного, культурологического, лингвистического, политологического характера. Текстолог должен указать на источники приведенных в произведениях цитат.

Образцовыми для филологов считаются многие издания вышедшие в сериях «Библиотека поэта», «Малая Библиотека поэта», «Литературные памятники».

 

Творческая история

Творческая история- это процесс создания литературного произведения, а также научное описание этого процесса (синонимы-генезис текста, динамическая поэтика).

Некоторые литературные школы при изучении произведений считали предельно важной литературную традицию (напр. мифологическая школа). Другие выдвигали на первый план творческую индивидуальность автора.

Важное значение данному типу исследования в 19 веке придавала психологическая школа (Россия, биографические словари Венгерова) и биографическое направление (Запад, Сен Бёв).

В 20 веке под воздействием идей Фрейда биографические исследования становятся одновременно психоаналитическими.

Социологическая школа. Автор- Переверзев. Идея- автор, будучи носителем той или иной классовой психологии, изображал ее различные варианты в своем произведении, задача исследователя- в объекте поэтического содержания найти его субъект, в изображенном найти изобразителя.

Формальная школа- произведение автономно, независимо от биографии его создателя.

Историческое направление- рассматривает произведение на фоне обстоятельств и фактов жизни его автора и времени.

В 1920-х творческая история как тип научного исследования получила подробное обоснование в работах Пиксанова.

Он рекомендовал при изучении произведения использовать биографию писателя + различные типы комментариев (литературный, реальный, исторический)+ исследовать эволюцию языка произведения (его стиха, сюжета, композиции).

Данный метод называется телеогенетическим. Но данный метод рассматривает произведение с точки зрения только современных произведению факторов ( то есть изучает некоторые прототипы). Для более широкого изучения использовался метод исторической поэтики (в контексте этого метода речь шла об архетипах). Данный метод был актуален в таких направлениях как социогенетическое, психоаналитическое, постструктурализм.

Воссоздание творческой истории тесно связано с текстологией.

Текстология- основываясь на многих факторах создает эталон текста для тиражирования, а творческая история, опираясь на историю текста, в идеале дает историю создания всего произведения в целом.

Для творческой истории произведений реалистической литературы важны данные о протосюжетах и прототипов героев, так как данные произведения основываются на реальных фактах, жизненных наблюдениях писателя.

Архетип

Понятие архетипа разработал К.Г.Юнг. Он, пытаясь открыть тайну человеческой личности, пришел к выводу, что при изучении человека нельзя принимать во внимание только его сознание. Бессознательное – объективное свойство психики. Индивидуальное бессознательное было открыто З.Фрейдом, а коллективное бессознательное – К.Юнгом. Коллективное бессознательное впитывает опыт человека, длящийся долгие века. Наши души хранят память о прошлом, то есть архетипическую память.

Архетип – находящиеся априори в составе индивидуальной психики инстинктивные формы, которые обнаруживаются тогда, когда входят в сознание и проступают в нем как образы, картины и фантазии. Анима – прообраз женского начала в мужской психике. Анимус – след мужчины в женской психике. Тень символизирует темную сторону личности. Самость – индивидуальное начало, таящее принцип определения себя в мире.

Юнг зафиксировал также противоположности в составе психических структур. Это было подтверждено Якобсоном и Леви-Строссом. В ходе обобщающей работы мысли были выявлены бинарные оппозиции.

Архетипы, заложенные в психике, дают о себе знать в ритуале (инициация, календарное обновление природы, свадьба) и мифе. Важнейшая фигура в мифе – творец, демиург, т.е. первопредок, культурный герой. Он выполняет функции устроителя мира: защищает род и племя, устанавливает обряды, добывает огонь и т.д. Прометей. Один из главных архетипических образов.

Чаще всего архетип отождествляется с мотивом. Мотив – простейшая повествовательная единица, образно ответившая на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения (Веселовский). Мелетвинский: мотив = микросюжет, а полный сюжет – клубок мотивов. Архетипические мотивы: попадание во власть демонического существа, приобретение помощника, женитьба на царевне и т.д.

Представители мифологической школы 19 века в своих исследованиях опирались на архетипичность фольклора. Последователи ритуально-мифологической школы (Бодкин, «Архетипические образы в поэзии») часто используют это понятие. Персонажи, наделенные противоречиями, сравниваются с архетипами б-га и дьявола, герои трагедий – с козлами отпущения, приносимыми в жертву.

КАФКА (о май гад, хоть одно знакомое имя). Разочарование в историзме, желание доказать существование вечных начал в сферах человеческой психики. Герой ищет ответы на метафизические вопросы, являясь носителем единой и вечной человеческой сущности. Размышления и медитации. Достоевский, Бунин.

В русской литературе: архетипический мотив дома, метели, стихии, кладбища (Пушкин), ритуально-праздничное карнавальное веселье (Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»), поединок отца с сыном («Тарас Бульба») и т.д.

Понятие архетипа помогает увидеть преемственность в жизни человеческого рода и неразрывную связь времен.


Поделиться:



Популярное:

  1. БИЛЕТ 10. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ИДЕИ И ТРУДЫ М. М. БАХТИНА.
  2. Введение: Внутренний мир художественного произведения
  3. Векторы в пространстве. Векторное и смешанное произведения векторов и их свойства.
  4. Вещи в мире произведения, их изображения и функции.
  5. Вопрос 176. Понятие и виды подсудности по ГПК. Родовая подсудность гражданских дел мировому судье и федеральным судам общей юрисдикции.
  6. Вопрос 21. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Неоднородность их литературоведческой интерпретации.
  7. Вопрос 23. Конфликт и его претворение в сюжете и иных элементах художественной организации произведения.
  8. Вопрос 232. Родовая и территориальная подсудность в арбитражном процессе.
  9. Вопрос 24. Композиция литературно-художественного произведения.
  10. Вопрос 35. Основные представители и произведения реалистов 19 века.
  11. Вопрос 4. Основные методологические направления в литературоведении. Структурно-семиотическое направление. Герменевтика и проблема интерпретации литературного произведения.
  12. Жилые дома Помпей и сохранившиеся в них произведения живописи


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1802; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь