Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БИЛЕТ 16. ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ПРОДУКТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ АВТОРА. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. КАТЕГОРИЯ АВТОРСТВА.
Автор как субъект художественной деятельности организует произведение и порождает его художественную целостность. «Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности, хотя и не всегда актуализируется (ранние стадии развития культуры, традиционность). Автор дает о себе знать прежде всего как носитель того или иного представления о бытии и его феноменах, что определяет принципиальную значимость в составе искусства его идейно-смысловой стороны. Субъективная направленность художественных произведений привлекла к себе внимание в XVIII в., когда творец художественных произведений был осознан не просто как «подражатель» природе или прежним образцам искусства и не как пассивный созерцатель неких умопостигаемых сущностей, а как выразитель определенного круга чувств и мыслей. Художественная идея, присутствующая в произведениях, включает в себя как направленную интерпретацию и оценку автором определенных жизненных явлений, так и воплощение философического взгляда на мир в его целостности. Мысль, выражаемая в произведении, всегда эмоционально окрашена. Специфика же собственно художественных идей заключается не в самой по себе их эмоциональности, а в направленности на мир в его эстетической явленности, на чувственно воспринимаемые формы жизни. При этом к собственно осмыслению реальности художническая субъективность далеко не сводится. Камю: «автор неизбежно говорит больше, чем хотел». В произведениях искусства неизменно присутствует нечто запредельное взглядам и творческим намерениям их создателей. Лихачев считал, что в составе авторской субъективности различимы два ее важнейших компонента: слой «активного воздействия на читателя», то есть сфера сознательных и направленных мыслей, и слой «пассивный», который «приходит» в произведение от укорененных в обществе представлений непроизвольно, как бы минуя авторское сознание. Второй слой, то есть бессознательное в творчестве, Ортега-и-Гассет связывал с верованиями, Переверзев расценивал его как «психоидеологию» общественной группы, Фрейд называл его вытесненными из сознания художника болезненными комплексами. Юнг ассоциировал бессознательное с надэпохальным «коллективным бессознательным». Сознательное и бессознательное (преднамеренное и непреднамеренное) – в равной мере необходимые стороны художнической субъективности. Категории авторства. Слово «автор» имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт (Пушкин как писатель и поэт). Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя («Евгений Онегин»). И, наконец, в-третьих, это художник-творец, присутствующий в его творении как целом. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность, осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.
БИЛЕТ 17. ФОРМЫ АВТОРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ. ТРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОРА. КОНЦЕПЦИЯ «СМЕРТИ АВТОРА» Р. БАРТА. Начнем с того, что смысл и красота художественного произведения существуют на пересечении авторской воли и читательского восприятия. Три определения автора. Слово «автор» имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт (Пушкин как писатель и поэт). Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя («Евгений Онегин»). И, наконец, в-третьих, это художник-творец, присутствующий в его творении как целом. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность, осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности. Автор - всегда носитель определенного мировоззрения, системы ценностей, которые зависят от его социального статуса, воспитания, эпохи. Автор всегда в своем творчестве воплощает как сознательное, так и бессознательное. Автор счастлив, когда он находит своего читателя. В этом смысле занимателен пример Пушкина, который издавал «Евгения Онегина» по частям, чтобы люди ждали продолжения, не отказывался от маленьких скандалов. Иногда автор оказывается забытым, выключается из литературного процесса («Красное и черное» Стендаля стало популярным через 30 лет после смерти автора). Литература, конечно же, делится на элитарную и массовую. Баланс между элитарностью и массовостью может обеспечиваться народностью, когда ценности элиты совпадают с ценностями народа. Классической литература может стать лишь после проверки временем. Формы авторского присутствия в художественном мире. Авторская субъективность отчетливо проявляется в заглавии, эпиграфе, начале и концовке текста, посвящениях, авторских примечаниях, предисловиях, послесловиях, эпилогах. Здесь же можно отметить и использование псевдонимов с выразительным лексическим значением: Саша Черный, Максим Горький, Демьян Бедный и т. д. Формы присутствия автора в тексте напрямую зависят от родовой принадлежности произведения. Лирика. Здесь автор наиболее непосредственно заявляет о себе, так как высказывание принадлежит лирическому субъекту, изображены его переживания, отношение к внешнему миру и миру своей души. Если комплекс лирических произведений дает представление о личности поэта, о его устойчивом индивидуальном облике, об авторской судьбе, то применительно к таким случаям употребляется понятие лирический герой, введенное Тыняновым. Кроме автопсихологической есть еще и ролевая лирика, раскрывающая авторское самосознание более опосредованно. Автор также выражает себя в акростихе (стихотворной структуре, начальные буквы которой составляют имя автора или адресата), авторских отступлениях. Драма. Здесь автор в большей степени оказывается в тени своих героев, предоставляя им богатые возможности диалогического общения. Но и здесь он присутствует в заглавии, списке действующих лиц, разного рода сценических указаниях, ремарках, репликах в сторону (апорт). Рупором автора могут быть сами действующие лица: резонеры (Стародум в «Недоросле»), хор (в древнеаатических трагедиях. Особо следует выделить авторское слово, вложенное в уста персонажа, далекого от автора («Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!...» у Городничего в «Ревизоре»). Авторское присутствие также видится и в расстановке и характере действующих лиц, в природе конфликта. Эпос. В данном роде литературы автор может предъявляться непосредственно – в автобиографической повести или автобиографическом романе. Значительно чаще автор выступает как повествователь, ведущий рассказ от третьего лица – самая распространенная, анонимная форма повествования. В литературе Нового времени она обычно сочетается с введением рассказчиков, излагающих авторскую речь своими устами (в «Войне и мире» читатель видит Бородинское сражение глазами Андрея Болконского). Автор в эпосе может передоверять свои сюжеты мнимому рассказчику (участнику событий, хроникеру, очевидцу, автору дневниковых материалов и т. д. – например, доктор Ватсон). Рассказчик может последовательно вести повествование от первого лица. Здесь выделяют личного повествователя («Капитанская дочка») и собственно персонифицированного рассказчика, с его узорчатым, затейливым сказом («Вечера на хуторе близ Диканьки»). В любом случае объединяющим началом эпического текста является авторское сознание, проливающее свет на целое и на все «составляющие» художественного текста. Согласно концепции смерти Р. Барта, ныне исчезает миф о писателе как «священном носителе высших ценностей». Барт утверждает, что в тексте «нет записи об Отцовстве» автора, и личность писателя лишена власти над произведением, что с волей автора считаться не надо, ее следует забыть. Ныне, полагает ученый, на смену Автору пришел Скриптор (пишущий), который «несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо». Барт полагает, что автора нет ни до написания текста, ни после его завершения; полноту власти над написанным имеет лишь читатель, безгранично активный, независимый от создателя произведения.
БИЛЕТ 18. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СТАТЬЯ Д. С. ЛИХАЧЕВА «ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ». Создание завершенного произведения – конкретная цель творчества писателя. Литературное произведение представляет собой высказывание, зафиксированное как последовательность языковых знаков, или текст. Слова, текст и произведение не синонимы: текст - материальный носитель образов, он становится произведением, когда его читают. Произведение представляет собой художественное целое, а значит, имеет свои границы. Во-первых, текст открывает читателю образный мир, эстетическую реальность. Во-вторых, в самом тексте есть рама, или рамочный текст, по-разному оформляемый в зависимости от литературного рода, жанра, национальной традиции и др. В формировании установки восприятия читателя особую роль играет заглавие, подготавливающее читателя к вхождению в мир произведения. С точки зрения читателя, в заглавие входит также имя (псевдоним) писателя, которое, «по мере забирания им известности, превращается из собственного в нарицательное, тем самым участвуя в нарицании, то есть назывании книги». Нередко писатели используют псевдонимы, желая подчеркнуть какую-то сторону своего творчества, своей биографии: Андрей Белый, Саша Черный, Игорь Северянин, Максим Горький. Если говорить об основном тексте произведения, то при всей множественности типов произведений в них есть общие черты, связанные как с эстетической природой искусства в целом, так и со спецификой его вида – художественной литературы. В любом литературном произведении заключен некий общий, глубинный смысл, который порождает сопереживание и соразмышление читателя. Чтению неизбежно сопутствует толкование произведения, выведение некой «идеи». Но она потому и проблематична, что в самом произведении неотделима от образа. Показать общее в индивидуальном – задача эстетического анализа. Трудности эстетического анализа усугубляются особенностями материала художественной литературы – словесного строя, речи. В литературе особое значение имеет контекст слова, ведь слово «живет» не в словаре. Тезисы лекции по «Внутреннему миру произведения» Лихачева: 1) Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве. 2) Ошибка литературоведов, которые отмечают различные «верности» или «неверности» в изображении художником действительности, заключается в том, что, дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они делают то и другое несоизмеримым: мерят световыми годами квартирную площадь. 3) Примерное " реальное" время событий не равно художественному времени. 4) Нравственная сторона мира художественного произведения тоже очень важна и имеет, как и все остальное в этом мире, непосредственное «конструирующее» значение. Нравственный мир художественных произведений все время меняется с развитием литературы. 5) Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте. 6) Пространство сказки необычайно велико, оно безгранично, бесконечно, но одновременно тесно связано с действием. Благодаря особенностям художественного пространства и художественного времени в сказке исключительно благоприятные условия - для развития действия. Действие в сказке совершается легче, чем в каком либо ином жанре фольклора. 7) Сюжетное повествование требует чтобы мир художественного произведения был «легким» - легким прежде всего для развития самого сюжета. 8) Изучая художественный стиль произведения, автора, направления, эпохи, следует обращать внимание прежде всего на то, каков тот мир, в который погружает нас произведение искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 3201; Нарушение авторского права страницы