Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стилистический потенциал местоимений.



Не все стилистические разряды местоимений равноценны. С т.з. стилистики, наиболее важными явл-ся личные, указательные, неопределенные местоимения. Стилистические f-ии местоимений всегда зависят от расхождения м/у традиц. и ситуат. обозначающими.

Личные местоимения. Приоритет у 1 и 2 лица – I, You. Употребление в прозе и поэзии отличается – жанровая обусловленность стилистического потенциала личных местоимений. I – хар-но для лирических стихов, для романтической поэзии. You – приобщает, вовлекает читателя к повествованию. В русском Вы – проявление уважения, почтение: Я вас любил, чего же боле. He, she, it – люди говорят о себе в 3 лице: маленькие дети, когда люди на себя злятся, попытка оценить себя со стороны, м/б проявление скромности. (I do not want to write, I want to live, what does she mean by that. - It’s hard to say)

Thou (др.англ.), thee (среднеангл.), thy – местоимения 2 л, ед. ч. (ты) – употр-ся в одах, поэтических стихотворениях, в обращениях к Богу. «Ты» характеризуется чувством близости, хорошего знакомства. She, he, it – могут служить формальными показателями олицетворения, если he, she заменяют сущ-ые, традиционно заменяемые it, и т.о. создают эмоциональную приподнятость. И наоборот, замещенные it одушевленные предметы сводятся в разряд вещей, что принижает, придает высказыванию иронический, юмористический ласковый хар-р. Аналогичную функцию снижения м/иметь местоимения what, this, that, anything. We – основное значение: я + окружающие, иногда говорящий говорит только о себе. They – приобретает эмоциональную окраску когда использ-ся независимо: All the people like us are we, and everybody else is they.

Сленг.

Сленг – слой разговорной лексики, кот. формирует слова и выражения, кот. обладают юмористическими, эмоциональными, иногда вульгарными коннотациями, непризнаваемыми языковой нормой. Проблема С вызывает пристальное внимание специалистов: возникновение С, отграничение С от др. разновидностей языковых слоев, несоответствующих языковым нормам (жаргон, арго, тайный язык). Одни слова и выраж-я, формирующие С, закрепляются в языке, другие нет. Первые слова и выр-я датируются 14в: booze – алкогольный напиток, bones – игральные кости; 17в: grub – пища. С., более отдаленный по времени, имеет более грубый хар-р: peckers & stealers – руки, coffin – крышка пирога. Способ образования: 1) самый распространенный – метафорический: mental yawn – невероятно скучный человек, blood wagon – карета скорой помощи. 2) гиперболический: all-fired hot – очень жарко. 3) деривация (исп-ие суффиксов –er, -ee): You are a hummer! – Ты – чел-к, заслуживающий уважения! 4) лексические усечения: biz = business. 5) аббревиатура: I’ve killed 40 Japs, not to mention that wog (= Wily Oriental Gentlemen – житель Индии, или араб). 6) обратный сленг: mur – ром, top of reeb = pot of beer. 7) когда слова сращиваются в 1 слово: shamateur – притворщик, stinkodora – дешевая сигарета. 8) рифмы, ассонанс, аллитерация: apples & pears – лестница, artful dodger – квартиросъемщик.

Хар-ная черта сленга – огромное кол-во синонимов: смерть – to blow up, to be out of the road. Сленг включает широкий спектр слов эмоционального хар-ра (восклицания): Great Scott! Сленговые восклицания представляют собой эвфемизмы: Cripes! = Christ!, My! = My God! К С относится большое кол-во ругательств, проклятий: I’m handed, if… Будь я проклят, если… Очень много ФЕ рассм-ся как сленг: Keep your pecker up, you’ll get something! – не теряй самообладания, …

С подразделяют на несколько групп: General Slang, Army (student…) Slang, Trade Slang, etc. Army: to go west – умереть, Student: gyp – служащий ун-та.

В авторском повествовании стилистической f-ей сленга явл-ся дать предмету эмоциональную, часто ироническую, сатирическую хар-ку. Часто сленг служит автору маркером их собственной прямой речи: Galsworthy: Mr. Danby “had given him the bird” – рассчитал.

Архаизмы.

А – слова и выраж-я, кот. не исп-ся в современной устной речи или письме. Архаизмы различаются: лингвистические и нелингвистические. Лингвистические – предмет еще сущ-т, но называется он уже другим словом (их также называют: синонимическими или лексическими архаизмами): valley = dale, unlucky = hapless, by chance = haply. Нелингвистические (исторические) – когда слово остается, а предмета в природе и общ-ве больше не сущ-т: названия оружия (casque = шлем), средневекового укрепления (moat = ров), музыкальные инcт-ты (lute = лютня), профессии (thane = тан).

Слово или выражение нужно рассм-ть с позиции относительности. Архаизмы, используемые в авторском повествовании в большинстве своем явл-ся историческими, они служат для создания исторического фона романа, делая социальное отношение и культуру прошлого более яркими и живыми.

Ввод архаизма в художественный текст может рассматриваться как стилистический прием (*В терновом венце революции грядет шестнадцатый год (В. Маяковский)) или как речевая ошибка.

Полуотмеченные структуры.

ПС – это стр-ры с нарушением лексической или грамматической сочетаемости (chips of when, a grief ago, a white noisy). Введение этого понятия позволяет наиболее широкое обобщение случаев экспрессивности при введении эл-тов низкой предсказуемости на основе снятия ограничений на сочетаемость. Под это понятие входят: метафора, оксюморон и др. Этот термин был введен американским лингвистом Хомским при разработке теории «Градации грамматики». На одном полюсе модели – отмеченные стр-ры (правильные), на другом – неотмеченные стр-ры (они не возможны для данного языка и порождены им быть не могут). А м/у ними – ПС. Для стилистического декодирования: ПС иссл-ся с т.з. их качественных хар-тик. Теория грамматичности не использ. совершенно, а изучается грамматический, лексический или лексико-грамматический уровень нарушения.

Их экспрессивность основана на сопоставлении и противопоставлении содержащихся в них компонентах, кот. по тем или иным причинам в норме языка явл-ся несовместимыми, антонимичными или относящимися к далеким друг от друга семантическим полям.

В полуотмеченных структурах либо наблюдается несовместимость лексического значения и грамматической формы, либо лексическая несовместимость. Colorless green ideas sleep furiously. В соответствии с грамматическими правилами, но нарушены правила лексической сочетаемости. Название стихотворения Делла Хаймса. Нарушение сочетаемости – значимое. Оксюморон – стилистическая фигура, в которой сочетание контрастных по значению слов создант новое понятие или раскрывает противоречивость описываемого. Полуотмеченные структуры не бессмысленны, а характеризуются низкой предсказуемостью.

Барбаризмы и заимствованные слова.

ЗС – слова и фразы, заимствованные из других языков, кот. не претерпели грамматической или фонетической ассимиляции в английском языке. Фр: bonjour, tout le monde, peu de chose. Итал: dolce far niente = pleasing inactivity. Лат: alter ego, mirabile dictu. Все эти заимствования исп-ся для создания местного колорита: Come in, carino, all the light is gone. Иногда эти слова исп-ся для указания национальности персонажа: Galsworthy: “Mme Lamote found him and said…tré s amical, tré s gentel”.

Барбаризмы (варваризмы) – иностранные слова, кот. имеют точные экв-ты в английском, и потому явл-ся не нужными, излишними. В худ лит-ре они исп-ся с целью высмеивания персонажа: Thackeray: “…what a distinguee girl she was…”, Galsworthy: “…Bosinney was chic…

В лексической стилистике: заимствованное слово (часть слова) или оборот, сохраняющий звуковой, а иногда и графический облик языка-источника. * Я здесь живу в деревне и наслаждаюсь far niente (бездельем – О.Л.) и охотой (И. Тургенев)….можно при невежестве быть gentleman’ом (А. Герцен). Интернетне панацея от всех бед, и не следует поддаваться на призывы «все и везде изменить Web’образно» (Банковские технологии, 1997, №6).

Функциональные стили.

ФС – система выразительных средств, характерных для особой сферы коммуникации.

ФС не тождественен понятию сферы коммуникации, т.к. один и тот же ФС м/использоваться как в устной, так и в письменной форме коммуникации.

Ex: научный стиль (и устно и письменно) – диплом, курсовая, лекция.

Классификация ФС-ей: 1) формальный язык (лит-ра, пресса, ораторское выступление, официальный разговор – этот тип коммуникации представляет собой монолог, заранее продуманный и подготовленный), 2) неформальный язык.

Формальный стиль делится на 4 группы: 1) стиль научной лит-ры, 2) официальный стиль, 3) газетный стиль, 4) публицистический стиль.

Научный стиль – разновидность национального литературного языка, главной целью которого явл-ся док-во неких научных изысканий, что предопределяет выбор лексических и грамматических средств. Особенности НС = использование слова в прямом денотативном значении, использование научных терминов и латинских аббревиатур (cf = conferre, e.g. = exempli gratia). Грамматические особенности НС – использование определенной системы соединительных эл-тов (however, as a result, in connection with).

Официальный стиль – разновидность нац-го языка, используемый в дипломатических соглашениях, офиц-х док-тах, военных предписаниях, коммерческой корреспонденции. Главная функция = достижение понимания или соглашения м/у сторонами, кот-е принимают участие в процессе общения. В ОС сущ-т определенный набор клише: We beg to inform you, on behalf of, provided that. У всех разновидностей ОС есть своя особая лексика и фразеология, куда входят лат. и фр. слова и выражения (mutatis mutandis). Слова исп-ся в прямом значении. Многие эмоционально окрашенные слова в ОС предст-т собой вежливые формы обращения, отказа, одобрения, заключения. Свою эмоц-ю функцию они теряют (to have the honour, to be pleased). Длинные, сложные предложения.

Газетный стиль делится на 2 группы: 1) стиль коротких статей новостей, заголовков, объявлений, 2) стиль коммюнике и статьи на разного рода темы. Газетные заголовки: назначение – выражение основной идеи info. В заголовках часто опускаются артикли и глаголы-связки: Professor kills city, 40.000 homeless. Колонки новостей – отсутствие эмоц-й лексики, т.к. она выражает субъективную оценку автора.

Публицистический стиль – письменный (включая стиль газетных изданий, эссе и статей) и устный (ораторский стиль). ПС характ-ся субъективным оценочным отношением к обсуждаемому предмету – влияние на читателя и достижение т.о. желаемой реакции. Ф-ия ГС = оценка и обсуждение фактов, кот-е представлены в кратких статьях. Газетные статьи делятся на: передовицы, критические, фельетон. Особенность газетной статьи – использование эмоц-но окрашенных слов (vital importance, dark & dirty political deeds).

Ораторский стиль хар-н для речей, стиль кот-х создает изысканный хар-р. Цель – убедить слушателя в правоте чьих-то соображений, иногда сподвигнуть в действию (пример 1). Стилистические приемы в ОС: повторение, параллельные конструкции, риторические вопросы. Также исп-ся формы обращения: My Lords, Ladies & Gentlemen, Honorable members of the house.

Разговорный стиль исп-ся в повседневном 2стороннем общении, выразительность высказывания дополняется интонацией и жестами, исп-ся сложные предл-я – в основном бессоюзное соединение придаточных предл-й (There’re a few little things my wife just sent over). Эллиптические предл-я. Часто опускаются подлежащие, link-verbs, вспомогательные глаголы аналитических временных форм (пример 2). Лексические особенности: исп-ие жестикуляции делает выбор слов менее важным, чем в др. стилях, поэтому вокабуляр менее разнообразен. Слова часто исп-ся в разных семантических f-ях, обретая т.о. очень общие значения, напр.: business, way, affair, thing и т.п. Часто ипс-я глаголы: be, go, get, do, fix, have, make, put, take, etc. Эмоции выраж-ся разного рода гиперболами: Thx a lot, I told her. Thx a million.

 

Функциональные стили.

Пример 1: Now, gentlemen, what are the facts? You are sensible men. I don’t need to tell you… (Адвокат Менсон) (Th. Dreiser).

Пример 2: How does the weat her suit you, Stella? – Couldn’t be better.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Альтернативные программы продуктов и потенциала внутренние и внешние инвестиционные / дезинвестиционные альтернативы
  2. Анализ потенциала предприятия
  3. Анализ потенциальных опасностей и вредностей при выполнении проектируемых работ, переездах, быте и отдыхе в полевых условиях
  4. БЛОК V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
  5. В поле консервативных сил сумма кинетической и потенциальной энергии материальной точки остается постоянной, т.е. сохраняется.
  6. В потенциал-зависимом натриевом канале имеются активационные и инактивационные ворота (заслонки). Активационные и инактивационные заслонки меняют конформацию при различном мембранном потенциале.
  7. Внешнеэкономический потенциал.
  8. ВНУТРЕННЯЯ КОНТАКТНАЯ РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ. ТЕРМОЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА
  9. Вопрос 2. Анализ масштаба и потенциала рынка
  10. Вопрос. Электрическое поле и его характеристика. Напряженность, потенциал, разность потенциалов.
  11. Глава 2. Теоретические аспекты изучения производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий
  12. Глава 4. Духовный потенциал русской культуры


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь