Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Второе Воскресенье после Рождества
Наше богосыновство
1. На чем основан дар усыновления? Мы – воистину дети Божии. Необходимость благодарения за сей безмерный дар.
39.1 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились, – говорит нам в своем Евангелии апостол Иоанн Богослов[645]. Этот отрывок мы прочитали во время сегодняшней Литургии. Бог и Отец (…) предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей [646] . Бог соделал нас Своими детьми. Мы никогда не будем в состоянии в достаточной мере понять и оценить сей несказанный дар. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. (…) Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем [647] . Никакая Декларация прав человека и гражданина, никакая Конституция, никакой общественный строй, никакие политические привилегии не могут сравниться с тем источником достоинства личности и ее значимости, каким является истина нашего богосыновства[648]. Эта несравненная истина становится реальностью во время нашего Крещения, когда мы, благодаря приобщению к Страстям и Воскресению Христа, рождаемся для новой жизни[649]. Так возникает новая тварь [650] – новокрещеный, который называется и есть чадом Божиим. Естественное Богосыновство совершенным и единственным в своем роде образом присуще Богу Сыну: Иисусу Христу, Единородному Его Сыну, от Отца рожденному прежде всех веков, рожденному, не сотворенному, единосущному Отцу [651] . Чтобы выразить существенное различие между нашим богосыновством и предвечным Богосыновством Сына, говорят об усыновлении нас Богу. В земном мире термин усыновление имеет специфическое значение. Приемный отец не дает ребенку физической жизни, зато дает свое имя, права наследования и т.д. Если слишком буквально применять данное понятие к Богу, то можно прийти к ложным выводам. На самом деле, мы являемся детьми Божиими, поскольку Бог живет в наших душах, если только мы находимся в состоянии благодати[652]. Во время нашего сегодняшнего размышления нам будет полезно задуматься о том, что Бог является нашим Отцом в большей мере, нежели тот, кого мы привыкли называть отцом на земле и при посредстве которого мы получили физическую жизнь. То, что христианина именуют чадом Божиим – это отнюдь не обычная аналогия, согласно которой опека и защита со стороны земного отца напоминают опеку и защиту, приписываемые Богу. Нет, это выражение нужно понимать в прямом смысле, когда о ком-то говорят: он является сыном такого-то и такого-то лица. (…) Посредством акта зачатия обретает жизнь новый человек. Подобным образом животное родит животное того же самого вида. Человек тоже родит подобного себе человека. Иногда сходство может стать весьма ощутимым. Тогда родственники и знакомые с удовольствием отмечают, что ребенок похож, скажем, на отца: своими чертами, поведением, взглядом, манерой говорить… Так и рожденный от Бога христианин является чадом Божиим в самом реальном смысле: он обязан походить на своего небесного Отца. Принадлежащее ему достоинство богосыновства коренится как раз в его участии в Божественной природе. Здесь становятся понятными слова апостола Петра: дабы вы… соделались участниками Божественного естества (ср. 1 Петр 1, 4). Итак, здесь нечто большее, чем аналогия, большее, чем сравнение или сходство, поскольку речь идет о вознесении и преображении человеческой природы; усвоении ею того, что первоначально было свойственно только Богу. Христианин вступает в высший (духовный) мир. Этот мир превосходит земное естество человека. Он – мир Бога [653]. В эти рождественские дни, когда еще так близка Святая Ночь, когда все еще есть возможность созерцать Младенца Иисуса в яслях, нам следует от всего сердца поблагодарить Его за то, что Он принес нам бесценный дар Божия усыновления и научил нас называть Бога нашим Отцом.
39.2 Итак, пришел Сын, посланный Отцом, избравшим нас в Нем прежде создания мира и предопределившим усыновить нас Себе, соблаговолив соединить все под главою Христом [654] . Первый плод совершенного Христом обновления – это наше богосыновство. Господь не только обновил наше падшее естество, но и даровал нам новую жизнь, жизнь по благодати. Это – наибольший из полученных нами благодатных даров: тот, кто не знает, что он усыновлен Богом во Христе – не знает самой главной истины о себе самом. И в делах его нет той силы и воли, которые присущи делам любящих Господа превыше всего [655]. Чувство богосыновства определяет наше поведение и задает ему нужное направление. Оно определяет также нашу молитву и образ действий в любой ситуации. Богосыновство – это форма существования и образ жизни. Тот, кто живет чувством богосыновства, научается правильно вести себя по отношению к братьям. Наш Господь пришел, чтобы принести мир, Благую Весть и жизнь всем людям. Не только богатым или нищим, не только мудрым или простодушным, а всем нам, которые есть братья, дети единого Отца. Есть одна только раса – раса детей Божиих. И один язык – тот, который, не нуждаясь в словах, говоря сердцу и духу, помогает нам познать Бога и возлюбить друг друга [656]. Сознание своего богосыновства позволяет нам в спокойствии духа пережить самые неприятные события. Вся наша жизнь становится упованием ребенка, целиком и полностью положившегося на своего Отца. Мы верим в Его благость, как и в то, что Ему подчинены все тварные стихии. Уверенность в том, что Бог всегда желает нам блага, позволяет нам сохранять мирное и радостное расположение даже во время грозящих нам катастроф. Святой мученик Томас Мор, находясь в заключении в ожидании смертной казни, писал своей дочери: Не расстраивайся, моя доченька, и не беспокойся обо мне, что бы со мной не случилось на этом свете. Со мной не может случиться ничего, чего бы не желал Бог. Все же, чего желает Он, хотя бы и казалось нам самым ужасным, на самом деле является самым прекрасным [657] . Когда мы сталкиваемся с какими-либо трудностями или проблемами, ощущение богосыновства побуждает нас молить небесного Отца помочь нам сохранить решимость стремиться к святости в любой ситуации, даже в той, которая кажется для этого наименее подходящей.
39.3 Перед лицом всякого рода давления богосыновство остается единственным источником подлинной свободы – свободы детей Божиих. Особенно это важно в ситуациях порабощения, причиной которого служат наши страсти[658]. Богосыновство – это также основа мира и радости. В нем – источник чувства уверенности и защищенности, столь необходимых перед лицом всегда неопределенного будущего. Независимо от того, как складывается наша личная ситуация, сознание, что мы – дети Божии, низводит в нашу душу великий мир, даже в самые черные времена болезней, войн, катастроф, экономических трудностей… Мы знаем, что Бог обязательно предложит нам средства, с помощью которых мы сможем с честью выйти из любой, самой трудной ситуации. Иногда эта помощь приходит совершенно неожиданно. Но чтобы получить ее, необходимо исполнить одно условие: довериться Ему, как умеют доверяться маленькие дети. Необходимо также помнить, что самым главным в нашей жизни остается стремление к святости, которое проявляется как раз в таких, неблагоприятных обстоятельствах. Мы станем полноценными детьми Бога Отца, если приблизимся к Иисусу. Он неизменно подсказывает нам, каким путем необходимо следовать, чтобы прийти к Отцу. Будем помнить об этом, когда приступаем к яслям, дабы почтить и прославить Младенца, Того, Кто нас ради обнищал и возлег на сене [659] . Обнимем Его и сердечно поцелуем. Вглядимся в Иисуса Новорожденного. Пусть Он станет центром нашего внимания и благочестия. Побеседуем с Ним во время нашей молитвы, будем смотреть на Него, слушать Его, почитать Его в молчании. Кто же не ответит на столь великую любовь той же любовью? [660] Любовью, которая находит свое выражение в деликатных и доброжелательных отношениях с ближними. Богосыновство побуждает нас относиться к другим людям с огромным уважением, так, как это пристало чадам Божиим. Пречистая Дева предлагает нам как можно больше времени проводить перед яслями, созерцая Ее Сына. Попросим Ее сделать наши поступки более благородными, отвечающими высокому достоинству, дарованному нам свыше. Попросим Ее также помочь нам никогда – ни в какой ситуации – не забывать, что мы – в самом деле – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу… [661] . Мы – дети, которым Отец приготовил место на небесах.
Рождественское Время 2 января
Как призывать Спасителя
1. Прибегать к Господу с любовью и доверием.
40.1 В повседневной жизни обращаться к кому-либо по имени означает иметь близкие отношения с ним. Как кажется, то обстоятельство, что два человека свободно и непринужденно начинают обращаться друг к другу по имени, имеет решающее значение для дружбы, хотя бы мимолетной. А если мы влюбимся, то единственное на свете имя возлюбленной повергнет нас в жар, как только мы случайно услышим его в разговоре или наткнемся на него в книжке. Одно только его упоминание заставит нас блаженно содрогнуться. Таким же образом был влюблен в Иисуса и Его имя святой Бернард [662] . Мы тоже обращаемся к нашему Господу по имени, а потому должны всецело доверять Ему. Святой Хосемария Эскрива советует нам: Не бойся называть Господа по имени – Иисус – и говорить Ему, что ты любишь Его[663]. К нашим друзьям мы обращаемся по имени. Как же мы можем не обращаться так к нашему лучшему Другу? Имя Его – Иисус. Этим именем Его назвал ангел еще прежде Его зачатия во чреве Марии[664]. Точнее, Сам Бог назвал Его этим именем через ангела. Это имя указывает на Его миссию: Иисус означает Спаситель. В этом имени – спасение, спокойствие духа и благословение мира. Это имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено, небесных, земных и преисподних [665] . Как же доверчиво должны мы повторять его, особенно когда обращаемся к Иисусу в личной молитве: “О Иисус, я нуждаюсь…”, “О Иисус, я хотел бы…” Имена имели огромное значение в иудейской культуре. Имя, данное человеку, выражало связанные с ним надежды и ожидания. Знать человека означало знать его имя. “Изгладить имя” означало лишить его носителя жизни, а смена имени предполагала коренное изменение жизненного предназначения. Короче говоря, имя выражало сокровенную сущность бытия. Имя Божие занимало совершенно особое положение среди прочих имен: Господь един, и имя Его едино [666] . Имя Божие следует прославлять отныне и вовек, от восхода солнца до запада [667] . Да святится имя Твое! – произносим мы ежедневно, читая Отче наш. Обычно в среде иудеев имя давали ребенку во время обряда обрезания, установленного Богом, дабы внешним образом отличить тех, кто принадлежал избранному народу. Обрезание было знамением Завета, заключенного Богом с Авраамом и его потомством[668]. Условием Завета как раз и было обрезание на восьмой день после рождения. Необрезанный человек был исключен из числа сынов Завета и, тем самым, из народа Божия. В соответствии с этим предписанием Закона, Иисус также был обрезан на восьмой день после Рождества[669]. Мария и Иосиф исполнили все, чего требовал Закон. Христос был обрезан в установленное время, – замечает святой Фома Аквинский. – Таким образом Он дает нам пример для подражания: и мы должны исполнять то, что предписывается законом в наше время [670] . Нам не следует уклоняться от исполнения возложенных на нас законом обязанностей.
40.2 После совершения обряда обрезания родители Господа Мария и Иосиф впервые произнесли Его святое имя – Иисус. Они сделали это с нежностью и благоговением. Таким же образом должны поступать и мы. Призывать имя Иисуса означает получить спасение[671]; веровать в него означает получить от Бога дар усыновления[672]; молиться во имя Иисуса означает гарантию того, что наша молитва будет услышана: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам [673] . Во имя Иисуса мы получаем прощение грехов, очищаемся и освящаемся[674]. Провозглашение этого имени составляет суть апостольского служения[675], поскольку Господь – это цель человеческой истории, конечная точка к которой устремляются чаяния истории и цивилизации, средоточие рода человеческого, радость всех сердец и полнота их желаний [676] . В Иисусе человек обретает то, в чем он наиболее нуждается и чего больше всего жаждет: спасение, мир, радость, прощение грехов, свободу, понимание, дружбу. Призывая имя Господа, мы подобны прокаженным, издалека взывавшим к Нему: Иисус Наставник! помилуй нас [677] . А Господь повелел им приблизиться, исцелил их и отправил показаться священникам. Мы подобны также слепому из Иерихона, вопиющему: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня [678] , ведь и мы так часто бываем слепы! Разве тебе никогда не хотелось закричать? Ведь дорога жизни, на обочине которой ты стоишь, так коротка. Ты нуждаешься в свете, взыскуешь большей благодати, без которой невозможно отважиться на стяжание святости... Разве ты не чувствуешь потребность воскликнуть: ”Иисус, Сын Давидов! помилуй меня! ” Какая великолепная спонтанная молитва! Ее надо повторять постоянно”[679]. Пусть же Твое имя, о Иисус, всегда пребывает в глубинах моего сердца и в поле действия моих рук, дабы все мои чувства и все мои дела были посвящены Тебе! (…) В имени Твоем, о Иисус, я нахожу исцеляющее средство, чтобы перестать творить зло и преобразить мои недостатки в совершенные добродетели; средство, чтобы сохранить мои чувства от порчи или исцелить их, если они уже были испорчены[680]. Молитвенные воззвания будут поддерживать огонь нашей любви к Господу и помогут нам ощущать Божие присутствие на протяжении всего дня. Когда-нибудь, глядя на Господа, из любви к нам ставшего Младенцем, мы доверительно скажем ему: Dominus iudex noster, Dominus legifer noster, Dominus rex noster; ipse salvabit nos – Господи, Судия наш, Господи, Законодатель наш, Господи, Царь наш, Ты Сам спаси нас! [681] Господи Иисусе, мы уповаем на Тебя! Я на Тебя уповаю!
40.3 Кроме имени Иисуса на наших устах также постоянно должны быть имена Марии и Иосифа: имена, которые так часто произносил Сам Господь. Литургическая традиция древней Церкви и благочестие верных связывают с Марией множество имен, выражающих восхищение: Преблагословенная, Всесвятая, Пренепорочная, Пречистая, Владычица, Царица Небесная, Всечестная, Всехвальная… Блаженный Иероним назвал Марию Stella Maris – Морской Звездой: подобно звезде, сияющей над морем, Она ведет нас сквозь житейские бури к надежной пристани. Имя Марии должно быть на наших устах постоянно, но особенно – если мы в чем-либо нуждаемся или сталкиваемся с трудными проблемами. На нашем пути ко Спасению мы можем попасть в полосу бурь. Бог допустил ее, дабы мы очистили свои намерения и возрастали в добродетелях. Однако может случиться и так, что в данной ситуации мы испытаем разочарование и почувствуем усталость. Как раз в этот момент следует обратиться к Марии и призвать Ее имя. Если поднимется ураган искушений, если ты напорешься на рифы искушений, взирай на звезду, взывай к Марии. Если тебя увлекают волны гордыни, тщеславия и зависти, взирай на звезду, взывай к Марии. Если в суденышко твоей души яростно бьют гнев, алчность или нечистота, взирай на Марию. Если ты, с ужасом вспоминая о совершенных тобою грехах, постыженный мерзостью твоей оскверненной совести, дрожащий от страха при мысли о суде, начнешь погружаться в бездну печали или окажешься на дне пропасти отчаяния, думай о Марии. В опасностях, тревогах, сомнениях думай о Марии, взывай к Марии. Пусть имя Марии не сходит с твоих уст, постоянно пребывает в твоем сердце, а чтобы ты мог рассчитывать на Ее заступничество и помощь, верно следуй примеру Ее добродетелей. Если ты последуешь за Ней, ты не заблудишься, если обратишься к Ней с прошением, не будешь иметь повода к отчаянию, если будешь помнить о Ней – не пропадешь. Если Она возьмет тебя за руку, ты не упадешь; если будет охранять тебя – тебе нечего опасаться; если Она станет твоей Спутницей, ты не устанешь; если возьмется помогать тебе – ты благополучно достигнешь цели[682]. Будем же призывать Ее имя, произнося молитву Радуйся, Мария, иные молитвы и молитвенные воззвания, которые являются плодом многовековой традиции христианского благочестия и которым, возможно, научили нас наши матери. Мы не должны также забывать, что рядом с Иисусом и Марией стоит Иосиф. Вся Церковь должна быть благодарна Пресвятой Деве Марии, ибо через Нее в мир пришел Христос. Церковь должна благодарно чтить и святого Иосифа. Иисус, Мария, Иосиф! Многие христиане научились у своих матерей тем или иным молитвенным воззваниям, которые впоследствии повторяли вплоть до своей смерти. Будем же как можно чаще прибегать к этой земной троице.
Рождественское Время 3 января
Пророчество Симеона
1. Святое Семейство в Храме. Встреча с Симеоном. Наша встреча с Иисусом.
41.1 Когда закончились дни очищения Марии, Святое Семейство снова отправилось в Иерусалим, чтобы исполнить два предписания Моисеева закона: очищения матери и представления Господу и выкупа перворожденного сына[683]. Поскольку рождение Иисуса было девственным, и поскольку Иисус был Богом, данные предписания не были обязательными ни для Марии, ни для Иисуса. Однако Мария, как и каждая благочестивая иудейская женщина в то время, хотела исполнить Закон. По словам святого Фомы Аквинского, Мария совершила очищение, дабы дать пример послушания и смирения[684]. Пресвятая Дева в сопровождении святого Иосифа и с Иисусом на руках пришла в Храм. Она выглядела немного смущенной. Мария стала в толпе иных женщин, ожидавших совершения обряда. Иисус, Которого Мария держала на руках, был посвящен Отцу. Еще никогда в Храме не совершалось подобного посвящения, и в будущем оно тоже не будет совершаться. Следующее посвящение совершил Сам Иисус, но сделал это вне городских стен, на Голгофе. Ныне Он многократно посвящает Себя Пресвятой Троице во время служения Литургии. Посвящение Иисуса имеет бесконечную ценность. Мария и Иосиф посвятили Младенца Богу, но, заплатив выкуп, получили Его обратно. Будучи бедными людьми, они ограничились скромными жертвоприношениями. Средств, которыми они располагали, хватило лишь на пару горлиц [685] . Богородица совершила обряд очищения. Когда семья приблизилась к вратам Храма, их встретил старец Симеон, муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем [686] . По вдохновению Духа он и пришел в Храм[687]. Симеон взял Младенца на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля [688] . Мария и Иосиф были удивлены тем, что они услышали об Иисусе. Старец Симеон удостоился увидеть пришествие Мессии, о котором весь остальной мир тогда еще не догадывался. Вся его жизнь была непрерывным ожиданием Мессии, и встреча с Ним стала ее увенчанием: Nunc dimittis servum tuum, Domine… – Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Симеон считал, что его жизнь достигла своего апогея: он познал Мессию, Спасителя мира. Эта встреча стала важнейшим событием в его жизни: до сих пор он жил лишь за тем, чтобы дождаться этого мгновенья. Его не смутил тот факт, что он увидел лишь крошечного Младенца, которого принесли в Храм родители, желающие исполнить, подобно десяткам других семей, предписания Закона. Симеон знал, что Младенец – это Спаситель: видели очи мои спасение Твое. Этого ему было достаточно, теперь он мог спокойно умереть. Не будем забывать, что нам уже приходилось неоднократно встречаться со Спасителем, видеть свет к просвещению язычников, возможно, уже много раз принимая Его в Святом Причастии. Может быть, иногда эти встречи были более глубокими и значимыми, нежели встреча, происшедшая в жизни Симеона. А может быть надо возбудить в себе раскаяние, ибо нам часто приходилось приступать ко Святому Причастию без нужной сосредоточенности и набожности. Примем же решение, что наша ближайшая встреча с Иисусом в Евхаристии будет, как и встреча Симеона, исполнена веры, надежды и любви. После каждого Святого Причастия – всегда единственного и неповторимого в своем роде – мы, как святой Симеон, можем сказать: видели очи мои спасение Твое.
41.2 Благословив родителей Иисуса, старец Симеон особо обратился к Марии и, по вдохновению Духа Святого, приоткрыл перед Ней тайну грядущих страданий Ее Сына и Ее собственной скорби: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец [689] . Наступит время, – говорит святой Бернард, – когда Иисус будет посвящен не в Храме и не на руках Симеона, но за пределами города и на перекладине креста. Наступит время, когда Он уже не будет выкуплен за деньги, но Сам искупит людей Своей кровью, ибо Господь послал Его искупить народ Свой [690]. Единственной причиной страданий Марии – меча, прошедшего Ее душу, – будут страдания Ее Сына, Его отвержение и смерть, незнание, когда именно это произойдет, и сопротивление благодати Искупления, из-за чего погибнет так много людей. Предназначение Марии неразрывно связано с предназначением Иисуса и его осуществлением. Иного предназначения у Марии просто нет. В жизни Иисуса и Марии счастье Искупления и страдание Креста нераздельны. Таким образом Бог посредством Тех, Кого Он больше всего возлюбил, хочет открыть нам важнейшую истину: счастья следует искать у подножия Креста. Жизнь Господа и Его Матери изначально отмечена тенью Креста. К радости Рождества примешиваются скорбь и тревожное ожидание. Симеон открывает Марии, что Ее жизненное призвание осуществится в страдании вблизи страдающего Спасителя, а Ее материнство останется в тени и будет переживаться болезненно[691]. Когда придет час Его [692] , Она увидит страдания и смерть Своего Сына, но мы не услышим от Нее ропота и упреков. Страдая так, как не страдала ни одна мать, Мария переживает Свою скорбь в мирном расположении духа, поскольку осознает ее спасительный смысл. Так Пресвятая Дева следовала путем веры и верно хранила Свое единение с Сыном, до самого Креста, подле которого Она стояла по явному Божественному замыслу (ср. Ин 19, 25), глубоко страдала с Сыном Своим Единородным и материнским сердцем приобщалась к Его жертве, с любовью согласившись на заклание Жертвы, от Нее рожденной”[693]. Страдание Марии имеет особенное значение и связано с грехами человечества. Это – со-искупительное страдание. Именно по этой причине Церковь присвоила Марии титул Со-Искупительницы. Когда мы размышляем о Марии, мы начинаем постигать ценность и смысл страданий, которые нам приходится претерпевать в течение земной жизни. Вместе с Ней мы учимся освящать Свое страдание, соединяя его со страданиями Сына и жертвуя Отцу. Наиболее подходящим моментом для того, чтобы пожертвовать Богу самые болезненные стороны нашей жизни, является святая Месса. Во время Мессы мы также имеем возможность встретиться с Пресвятой Девой.
41.3 Симеон по воле Божией посвятил Марию в тайну Искупления, предсказав, что Ей придется страдать вместе с Сыном. Эта тайна вошла в Ее жизнь благодаря пророчеству старца и сопровождала Ее все время вплоть до того момента, когда Она оказалась у подножия Креста. Несмотря на многочисленные указания и наставления Господа, даже апостолы вплоть до момента Воскресения так и не смогли понять, что Мессии должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников [694] . Мария же с самого начала знала, что Ей придется претерпеть безмерное страдание, и что это страдание связано с делом Искупления мира. Та, Которая сохраняла все слова сии, слагая их в сердце Своем [695] , наверняка часто размышляла о таинственном предсказании Симеона. Чудесным образом Ее сердце преобразилось так, что стало подобным Сердцу Ее Сына. Ее со-искупительное страдание заключено как в пророчестве Симеона, так и в самом описании Страстей Господних. ”Се, лежит Сей”, – сказал старец, указывая на Младенца, Которого он держал на руках, – ”на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу…” И в самом деле, когда Твой Иисус – Который принадлежит всем, но особым образом Тебе – испустил дух, острие копья не проникло в Его душу. Оно безжалостно пронзило Его ребра, но не причинило Ему боли, поскольку Он уже был мертв. Но это острие пронзило Твою душу. В тот момент Его души в Нем не было, но Твоя душа совершенно не могла отделиться от Него [696] . Господь хочет, чтобы все христиане стали участниками Его искупительной миссии в мире, чтобы все они сотрудничали с Ним для спасения всех людей. Мы сможем исполнить это задание лишь в том случае, если будем добросовестно исполнять все, даже самые мелкие наши обязанности, посвящая их спасению душ, если терпеливо и в мирном расположении духа будем переносить страдания, болезни и неприятности, и если будем давать настоящее апостольское свидетельство в своем окружении. При этом Бог хочет, чтобы мы начали евангелизацию с самых близких нам людей: членов семьи, друзей, соседей, сослуживцев, одноклассников и однокурсников и т.д. Именно так поступали Иисус и Его апостолы. Ныне мы особенно настойчиво будем взывать к Пресвятой Деве – Страстной Богоматери, дабы Она научила нас освящать наши страдания и скорби, дабы мы умели связать их с Крестом Христовым, дабы мы принесли удовлетворение за грехи мира, а плоды Искупления со дня на день в нас возрастали. О Всесвятая и Всемилостивая Богородица! Ты сопровождала Своего сладчайшего Сына, вознесенного на алтарь Креста для искупления всего человеческого рода. Ты, Со-Искупительница наша, соединила Свои страдания с Его страданиями…, сохрани и приумножь в нас плоды Искупления и Твоего сострадания [697] .
Рождественское Время 4 января
Естественность и простота
1. Естественность и простота Святого Семейства. Простота как внешнее проявление добродетели смирения. 2. Простота и чистота намерений. Плоды ”духовного детства”. Простота в отношениях с Богом, в отношениях с людьми и в отношениях с духовником. 3. Что угрожает простоте. Плоды сей добродетели. Средства, необходимые для ее воспитания.
42.1 Мессия вошел в Храм на руках Своей Матери. Наверное, никто не обратил внимания на супружескую чету, принесшую Младенца, чтобы посвятить Его Господу. Матери должны были ожидать священника у Восточных ворот. Туда и отправилась Мария вместе с другими женщинами. Она ждала, когда подойдет Ее очередь, и священник возьмет на руки Ее Сына. Рядом с Марией стоял Иосиф. Он приготовил деньги, чтобы заплатить выкуп. Обряд очищения Марии и уплаты выкупа за первенца, освобождающего его от служения в Храме, проходил как обычно. Жизнь Марии была отмечена великой простотой. Она исполняла Свою миссию Матери Искупителя со всей возможной естественностью. Вот Мария приходит в дом Своей родственницы Елизаветы, чтобы в течение нескольких месяцев служить ей; вот Она шьет одежду Своему Сыну; Она тридцать лет живет рядом с Иисусом, относится к Нему с почтением, но и в высшей степени просто. Когда Она в Кане Галилейской умоляет Сына совершить первое чудо, то делает это с такой естественностью, что даже молодожены не в состоянии уяснить всей чрезвычайности происшедшего. Она никогда не выставляет на показ Своего избранничества. Пресвятая Дева, Матерь Божия, так естественна, что Ее не отличишь от других назаретских женщин. – Научись от Нее этой великой естественности [698]. Простота и естественность выделяли Марию среди прочих людей. Ее Сын Иисус на протяжении всей Своей земной жизни был образцом простоты. Приступая к возвещению Благой Вести, Он избегает шумных, рассчитанных на внешний эффект акций. Иисус – сама простота, как в тот момент, когда Он на руках Марии появляется в Храме, так и тогда, когда Он открывает Свое Божественное достоинство, совершая чудеса, которые может сотворить один Бог. Спаситель избегает показной славы и дешевой популярности, искусственных, театральных жестов. Он легко доступен: для неизлечимо больных и отверженных, с доверием прибегающих к Нему в надежде на исцеление[699]; для апостолов, расспрашивающих Его о сокровенном смысле притч[700]; для детей, которых родители приводят для благословения[701]. Христос далек от болезненной экзальтации, от исступленного фанатизма, свойственных многим подвижникам и основателям религий. Просветленная трезвость – одна из главных черт Его характера. Когда Он говорит о вещах необыкновенных, когда зовет к трудным свершениям и мужеству, то делает это без ложного пафоса и надрыва. Он мог запросто беседовать с людьми у колодца или за праздничным столом, и Он же мог произнести потрясшие всех слова: ”Я – Хлеб жизни”. Он говорит об испытаниях и борьбе, и Он же повсюду несет свет, благословляя и преображая жизнь[702]. Простота – это внешнее проявление добродетели смирения. Простота – это противоположность всякого рода наигранности, манерности и мнимой многозначительности. Простота особенно необходима в отношениях с Богом, в отношениях с духовным наставником, в отношениях с окружающими нас людьми, а также в апостольском служении. Естественность. Пусть ваша жизнь, жизнь рыцарей веры и жен благочестия – соль земли и свет миру – протекает естественно, без странностей и причуд. Носите в себе всегда дух простоты христианской [703].
42.2 Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло[704]. Простота предполагает ясность, прозрачность и чистоту намерений. Тот, кто располагает ею, не будет вести двойную жизнь и служить двум господам: Богу и себе самому. Простота требует сильной воли, предписывающей избирать добро, контролирующей неупорядоченные чувственные влечения, превозмогающей свойственные каждому человеку сомнения и неуверенность. Простодушный человек выносит оценку людям, вещам и явлениям, руководствуясь просвещенным верой разумом, а не мимолетными впечатлениями. Простота является плодом и характерной чертой ”духовного детства”, к которому призывает нас Господь: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети – в простоте и невинности, – не войдете в Царствие Небесное [705]. Эта заповедь особенно актуальна ныне, когда мы размышляем о Рождестве Спасителя и Его сокровенной жизни в Назарете. Мы обращаемся к Господу как дети, без притворства и амбиций, поскольку знаем, что Он не даст ввести Себя в заблуждение видимостью, но смотрит на сердце[706]. Мы ощущаем внимательный взгляд, устремленный на нас, взгляд Того, Кто призывает нас к искренности, к простосердечию, к доверительной беседе в нашей личной молитве. По этой причине нам следует избегать какого-либо формализма в отношениях с Богом, хотя есть вежливость благочестия [707], побуждающая нас быть деликатными, особенно во время богослужений. Богопочитание не сводится к раз и навсегда принятым формам, но коренится в угодном Богу расположении сердца. Практикуя аскезу, мы должны, прежде всего, констатировать истинное “положение дел” в нашей душе, осознать, кто мы такие на самом деле. Необходимо принять свою собственную ограниченность: ведь Бог “видит” ее и принимает во внимание. Тогда мы сможем положиться на Бога и молить Его о помощи в нашей внутренней борьбе. Тогда мы сможем побороть наши недостатки и достигнуть тех целей, которые являются наиболее значимыми на данном этапе нашей духовной жизни. Все это должно стать объектом самого пристального внимания, когда мы совершаем общее и частное испытание совести. Если наши отношения с Богом будут характеризоваться простотой, такими же будут и наши отношения с ближними: родственниками, друзьями, коллегами. “Простым” можно назвать человека, который говорит и действует в согласии с тем, что он на самом деле думает и к чему на самом деле стремится, человека, который хочет выглядеть таким, каким он есть, без притворства. Общение с прямым, честным человеком, человеком, которому можно доверять, всегда приятно. Именно по этой причине Господь похвалил Нафанаила: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства [708]. В другой раз Он предостерег от лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные[709], а также от тех людей, которые говорят не то, что думают. В нашем повседневном общении с другими людьми любая неискренность воздвигает между нами стены и отдаляет нас от Бога. Высокопарный тон, самодовольный вид тебе не подходят. Ведь это только поза, не больше. – Не выказывай ее перед Господом, перед старшим и перед твоими братьями – вот и будет между вами одной преградой меньше [710]. Простодушие особенно необходимо, когда мы молимся, беседуем с духовным руководителем и приступаем к исповеди. В этот момент необходимо говорить предельно ясно, конкретно, называя вещи своими именами, избегая абстракций, недомолвок и полуправды, ничего не скрывая. Господь хочет, чтобы мы открыто исповедали наши радости и печали, обнаружили истинное расположение нашего сердца и подлинные мотивы наших поступков.
42.3 Простота и естественность – это чрезвычайно привлекательные добродетели. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на пример Святого Семейства: Иисуса, Марии и Иосифа. Вместе с тем, необходимо признаться, что следовать им на практике довольно трудно. Гордость формирует у нас завышенную самооценку и побуждает выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Мы чувствуем себя униженными, если окружающие обходят нас вниманием. Мы не хотим скромно делать свое дело, но ожидаем благодарности и похвал со стороны окружающих. Мы сами себе усложняем жизнь, поскольку не желаем примириться со своей ограниченностью. Мы любим много говорить о себе и своих проблемах, мы стремимся привлечь к себе внимание, притворяясь больными, разыгрывая печаль или радость, которых не испытываем на самом деле. Манерность, притворство, хвастливость, лицемерие и душевная фальшь несовместимы с простотой. Они разрушают дружбу и отравляют совместную жизнь. Они подтачивают корни семейных отношений. Простота, к которой нас призывает Господь, не имеет ничего общего с наивностью: Вот, – говорит Господь, – Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби [711]. Будучи христианами, мы должны идти по жизни, руководствуясь этими двумя добродетелями – простотой и мудростью, которые дополняют друг друга. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы