Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Послушание Иисуса и наше послушание
1. Иисус – идеал послушания. 2. Плоды послушания. 3. Послушание и свобода. Послушание ради любви.
49.1 После всего происшедшего в Иерусалимском храме, Иисус вместе с Марией и Иосифом вернулся в Галилею. И Он пошел с ними; и пришел в Назарет; и был в повиновении у них [794] . По вдохновению Святого Духа этот факт упомянут в Евангелии. Такие подробности могла сообщить евангелисту Луке только сама Дева Мария, которая была постоянной свидетельницей тихого послушания своего Сына. Собственно, о детских годах Иисуса сообщается лишь то, что Он был послушен родителям. Христос, Которому послушна вся вселенная, – пишет блаженный Августин, – был послушен Своим родителям [795] . Из послушания небесному Отцу Иисус подчинился тем, кому надлежало властвовать в Его земной жизни – прежде всего, Своему земному отцу и Своей земной Матери. Богородица, наверное, часто задумывалась о послушании Иисуса, таком деликатном, а одновременно – простом и естественном. Евангелист Лука свидетельствует: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем [796] . Вся жизнь Иисуса была актом послушания воле Отца: Я всегда делаю то, что Ему угодно [797] . В другой раз Он прямо скажет Своим ученикам: Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его [798] . Пища дает энергию для жизни. Иисус хочет сказать, что послушание воле Отца – выраженное в многообразных формах – должно стать нашей пищей и смыслом нашей жизни. Без послушания не может быть и речи о духовном совершенствовании; послушание не только не уменьшает достоинства человеческой личности, но и приводит ее к полной зрелости, расширяя свободу сынов Божиих [799] . Нет такой ситуации в нашей жизни, которая была бы безразлична Богу. Он ежеминутно ожидает от нас ответа, который послужил бы Его славе и нашему личному счастью. Мы счастливы, если мы послушны, поскольку в этом случае мы творим то, что от нас хочет Бог, хотя бы это и стоило нам немалых усилий. Воля Божия находит свое выражение в заповедях, в учении Церкви, в событиях, а также в советах людей, которых мы обязаны слушаться.
49.2 Послушание – это добродетель, которая делает нас угодными Богу. Священное Писание рассказывает нам о непослушании Саула приказу, полученному от Яхве. Несмотря на его победу над амаликитянами и богатые жертвоприношения Господу, Бог не был доволен царем и устами Своего пророка Самуила возвестил ему: Послушание лучше жертвы [800] . Святой Григорий Великий дает следующий комментарий: Послушание справедливо ценится больше жертвоприношений, поскольку посредством послушания приносится в жертву собственная свобода [801] . Именно через послушание мы свидетельствуем о своей преданности Господу. На страницах Евангелия нам дан пример послушания Пресвятой Девы, которая называет Себя Рабой Господней [802] , подчеркивая тем самым Свою готовность творить волю Божию. Послушанием отличается и святой Иосиф, тотчас исполняющий все повеления Господа. Готовность немедленно исполнить повеления Божии – это отличительная черта подлинного послушания. Несмотря на все свои слабости, умели быть послушными и апостолы. Из послушания Господу они закинули сеть по правую сторону лодки [803] и поймали множество рыбы. Послушание, готовность положиться на слово Господне творят чудеса. Послушание – источник великого множества благодатных даров. Десять прокаженных исцелилось, проявив послушание Иисусу, повелевшему им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились, – добавляет евангелист[804]. То же произошло и со слепым от рождения, глаза которого Господь помазал “брением из плюновения” и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошел, и умылся, и пришел зрячим [805] . Какой пример непоколебимой веры демонстрирует нам этот слепец! Веры живой, действенной. Ведешь ли ты себя так же, следуешь ли заветам Господа, когда душа твоя, устав от забот, погружается во мрак и ты слепнешь? Стоило только смочить глаза самой обычной влагой – и они стали видеть... Но что за сила может быть в этой влаге? Ведь это не лекарство, не чудодейственная мазь, приготовленная в лаборатории какого-нибудь ученого-алхимика. И все же слепой уверовал. Он выполняет веление Бога и возвращается прозревшим [806] . Мы также можем получить прозрение, если будем послушны тем людям, которых Господь поставил на нашем жизненном пути, дабы они нами руководили и нас исцеляли. В Книге Деяний Апостолов мы читаем, что Бог дает Духа Святого повинующимся Ему [807] . В Евангелии мы встречаем много примеров послушания. Это – послушание слуг в Кане Галилейской, послушание Вифлеемских пастухов, послушание волхвов с Востока… И все они получили обильные дары благодати. Послушание способствует тому, что дела, которые мы совершили, и страдания, которые мы претерпели, становятся нашими заслугами. Даже если сами по себе они выглядят бессмысленными, на самом деле они весьма плодотворны. Одно из величайших чудес, совершенных Господом, это как раз превращение самого бесполезного дела – страданий – в дело самое плодотворное. Господь прославил страдание послушанием и любовью. Послушание велико и героично, если ради послушания некто готов принять смерть и позор [808] .
49.3 Христос… положил начало Царству Небесному на земле, открыл нам тайну Отца и Своим послушанием совершил искупление [809] . Апостол Павел говорит о Христе, что Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной [810] . Послушание Иисуса достигает своей кульминации в Гефсиманском саду, в том акте самоотречения, в котором Иисус взял на Себя бремя всех наших грехов и таким образом искупил нас: Отче, – говорит Он, – не чего Я хочу, а чего Ты [811] . Нас не должен удивлять тот факт, что послушание сопряжено с крестом. Послушание ради любви Божией требует от нас очень глубокого самоотречения. Однако Иисус помогает нам. Если мы проявляем послушание, Он делает наш путь более легким. Святая Тереза Авильская говорит: Однажды Господь сказал мне, что у меня нет подлинного послушания, если я не готова страдать; если же я буду помнить, как Он страдал, все станет для меня легким [812]. Христос послушен во имя любви. Таким и должно быть христианское послушание: послушание Богу и Его заповедям, послушание Церкви, послушание родителям. Следует быть послушным учению Церкви и ее конкретным указаниям. Послушание должно проникать собой всю нашу душу. Необходимо отметить, что наше послушание Богу всегда проявляется посредством послушания нашим наставникам и руководителям. Господь желает иметь дело не с нерадивыми слугами, а с детьми, стремящимися исполнять Его волю. Послушание, всегда связанное с подчинением и самоотречением, не означает отсутствия свободы или недостатка зрелости. Иные узы порабощают, а иные – освобождают. Веревка, связывающая альпиниста с его товарищами, не мешает свободе его движений, но обеспечивает безопасность и предохраняет от падения в пропасть. Сухожилия, связывающие наши члены, не делают их неподвижными, но доставляют телу упругость, гибкость и силу. Неупорядоченные эмоции, эгоизм и своеволие угрожают подлинной свободе. Преодолеть эти угрозы и призвано послушание. Таким образом, послушание способствует развитию личности и приумножению ее духовного богатства. Послушание обеспечивает правильное воспитание характера и приносит душевный мир. Само же послушание – это плод самоотречения и посвящения своей воли ради служения высшему благу. Служить Богу в послушании – значит стать подлинно свободным: Deo servire, regnare est – служить Богу значит царствовать… Всемогущий Боже, соделай, чтобы мы были послушны Христу, Царю вселенной, в радости, и удостоились вечно пребывать с Ним в Царстве Небесном [813] . Если же мы будем пребывать вблизи Пресвятой Девы Марии, мы сможем быстрее научиться последовательному, плодотворному и радостному послушанию. Будем учиться, следуя примеру Ее послушания, в котором гармонично сочетаются покорность и господство. В поведении Марии нет ничего общего с теми неразумными девами, которые хотя и слушаются, но сами не думают. Дева Мария слушает со вниманием то, чего желает Бог. Она обдумывает то, что не ясно, спрашивает о том, чего не знает. А потом всецело предает Себя в руки Божии: ”се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему” [814].
Рождественское Время 12 января
Взросление Иисуса
1. Иисус взрослел. Пресвятая человеческая природа Иисуса. 2. Наше возрастание в благодати. Богословские и нравственные добродетели. 3. Христианская зрелость, свойственная подлинной духовной жизни. Естественные добродетели.
50.1 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков [815] . Этим кратким предложением евангелист Лука подводит итог своему повествованию о детских годах Иисуса в Назарете. Иисус возрастал по человечеству как каждый из нас. “Преуспеяние в мудрости” означает приобретение познаний об окружающем мире. Это знание может быть почерпнуто у учителей и из жизненного опыта. Каждый из нас постепенно приумножает его. В синагогальной школе в Назарете Иисус изучал Библию и классические комментарии к Священному тексту. Представить только: Иисус читает Ветхий Завет и узнает, что именно говорится в нем о Мессии, т.е. о Нем Самом! Наверное, Иисус обсуждал прочитанное со Своей Матерью, а святой Иосиф, хозяин дома, слушал Их с огромным вниманием. Время от времени он впадал в изумление и даже вмешивался в диалог Сына и Матери. Однако и у Иосифа Иисус многому научился. Это, прежде всего, касается ремесла, благодаря которому Господь сначала содержал Себя, а затем, когда глава Святого Семейства умер, – также и всех домашних. Огромное влияние на Сына имела и Пресвятая Дева Мария. Иисус перенял у Марии образ жизни, манеру разговаривать и, прежде всего, обычай молитвы, которой каждый иудей учился у своих родителей. Кроме познания, почерпнутого из опыта, – а Иисус приумножал его из года в год, – Он располагал еще двумя видами знания. Во-первых, это было познание, связанное с прозрением Божественной Сущности. Иисус обладал этой формой познания, поскольку Божественное естество соединялось с человеческим в Едином Лице Сына Божия, Второй Ипостаси Святой Троицы. Этим, свойственным Богу познанием Иисус владел во всей полноте; оно не могло в Нем возрастать. Еще одна форма свойственного Иисусу познания – данное свыше видение, благодаря которому Его интеллектуальные способности были предельно обострены, Он имел возможность постигать тайное и сокровенное и читать в человеческих сердцах. Такого рода знание также не могло быть приумножено. Вместе с тем, в Евангелии можно прочитать, как Иисус задает вопросы типа: Как тебе имя? [816] ; Как давно это сделалось с ним? [817] ; Сколько у вас хлебов? [818] ; или выказывает изумление[819]. Все это потому, что хотя Иисус располагал совершенным Божественным знанием, Он желал жить, как живут все люди. Он не притворялся, задавая вопросы и удивляясь. Все это – нормальные человеческие реакции. Мы, со своей стороны, обязаны возрастать в познании Бога и Его спасительных замыслов. Нам не следует пренебрегать духовным воспитанием и познанием истин вероучения. Чем больше мы будем знать о Господе, тем более плодотворной будет наша любовь.
50.2 Говоря о созревании Иисуса, святой Кирилл Александрийский отмечал, что, по воле Премудрости Божией, Искупитель должен был быть во всем подобен нам. Наше же созревание должно быть отмечено возрастанием в естественных добродетелях и приумножением благодати. Господь требует от нас личной духовной зрелости, что предполагает постоянное обновление. В физической жизни юношеское “еще нет” в конце концов уступает место старческому “уже нет”. В жизни духовной все иначе: здесь нет старости, в любой момент, и в юном, и в пожилом возрасте, мы можем прибегнуть к Богу радости и веселия моего [820] . Тот, кто любит, с помощью Божией всегда остается молодым. Нам наверняка приходилось встречать людей, которые несмотря на отнюдь немолодые годы, были духовно молоды благодаря тесному общению со Христом и следованию Его воле. Духовная зрелость приобретается по благодати, с помощью святых Таинств и постоянного упражнения в добродетелях. Благодать, посеянная, подобно зерну, в наших сердцах[821], побуждает нас к постоянному усилию ради достижения полноты совершенства[822]. Антиподом благодати является грех, который умаляет человека, отталкивая его от достижения полноты человеческой природы [823] . “Внутренний человек” возрастает под воздействием Духа Божия[824], посредством упражнения в добродетелях, и достигает полноты благодаря дарам Святого Духа, цель которых – совершенствование жизни по благодати, привитой душе в форме богословских добродетелей. Всякий человек в состоянии благодати имеет эти дары. Естественная и духовная зрелость, которую мы призваны обрести, не приходит в одно мгновенье. Она – наше каждодневное задание. Исполнить его – значит одержать много малых побед, содействовать благодати в повседневной жизни. Мы должны постоянно упражняться в добродетелях, совершая конкретные поступки. Проявляя верность в мелочах, совершенствуя добродетели в обычных житейских ситуациях, мы постепенно формируем свой характер, учимся быть послушными воле Божией и служить другим людям. Так мы становимся действенным орудием Святого Духа.
50.3 Младенец же возрастал… [825] Иисус желает, чтобы наше возрастание в благодати сопровождалось обретением человеческой зрелости. Естественные добродетели являются фундаментом добродетелей духовных. Невозможно представить хорошего христианина, который не был бы хорошим отцом, хорошим гражданином, хорошим другом. Христианское призвание включает в себя в качестве неотъемлемой части чисто человеческое призвание. Если человек стремится вести добродетельную жизнь, то его сердце уже на пути ко Христу. Христианин должен знать, что богословские добродетели веры, надежды, любви и другие, напоенные благодатью Божией, нуждаются в тех достоинствах, которые свойственны человеческой природе – и поэтому являются общечеловеческими. Естественные человеческие добродетели – я настаиваю на том! – являются фундаментом для сверхъестественных, даруемых благодатью Божией. Те же, в свою очередь, дают новый импульс для утверждения в естественных добродетелях [826]. Благодать не действует независимо от природы, от реальности, с которой она связана. Эта реальность может быть физического, психического или нравственного порядка. Духовная жизнь достигает полноты своего развития лишь в том случае, если возрастает душевная зрелость. В каждом христианине нужно развивать должную общечеловеческую зрелость, проявляющуюся главным образом в определенной устойчивости характера, в способности принимать обдуманные решения и верно судить о событиях и людях [827] . Зрелый человек много знает о себе. Он отделяет свои фактические достижения от того, что все еще остается на стадии проекта или замысла. Он отдает себе отчет в своей ограниченности. Благодаря этому у него возникает чувство уверенности. Лишь уверенный человек может действовать последовательно, ответственно и свободно. Он сможет приспособиться к обстоятельствам, не проявляя ни упрямства, ни слабости, сумеет, в зависимости от обстоятельств, настаивать или уступать. Напротив, незрелый человек часто обманывается относительно своих реальных возможностей, а потому склонен строить несбыточные планы. Он неуверен в себе, избегает ответственности и пытается оправдать свои поражения и ошибки. Внешними проявлениями человеческой незрелости могут быть: наглое, высокомерное поведение, упрямство, бездумный авантюризм, нежелание исправлять свои ошибки, рисовка, формы поведения, не отвечающие возрасту и социальному положению, нездоровая мечтательность и уход от реальности. Христианин же, по примеру Христа, должен быть уравновешенным и не терять присутствия духа в любых ситуациях. Он не должен поддаваться плохому настроению, безудержным, несоразмерным с ситуацией вспышкам гнева или веселья. Всегда и везде он должен сохранять терпение, с его уст не должна сходить улыбка. Уравновешенный человек в меру самоуверен, однако он не полагается исключительно на себя самого, поскольку осознает, что “его стопы из глины”, а потому он может упасть или заблудиться. Если этого требуют обстоятельства, он обращается за советом, и, все же, принимает решение сам и готов нести за него всю полноту ответственности. С незрелостью могут быть связаны многочисленные недостатки: лень, неумение переживать неприятности в одиночестве, страх перед усилиями, склонность роптать на жизненные обстоятельства, любовь к простым решениям, привязанность к житейским благам, небрежность в учебе и работе. Быть зрелым – значит быть реалистом и сохранять объективизм. Мечтатель редко способен к борьбе, скорее, он склонен к комфорту и к бегству в мир собственного воображения, в котором он – главный герой. Он не принимает во внимание реальность, не пытается понять ее, овладеть ею и использовать ее для достижения своих целей. По этой причине мечтатель превращается в безвольного человека [828] . Ученику Христа негоже быть таким. Зрелость связана с умением доводить до конца начатое дело, не пасовать перед трудностями, которые неизбежно возникнут на нашем жизненном пути. Пусть Матерь наша, Пресвятая Дева Мария, образец и школа всех добродетелей[829], также и добродетелей естественных, поможет нам прийти… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова [830] .
Воскресенье после Богоявления Крещение Господне
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы