Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как компенсировать потерянное время



 

1. День подведения итогов. Наш век короток. Важная частица наследия Божия.

2. Раскаяние в грехах и упущениях уходящего года. Благодарение за полученные дары благодати.

3. Планы на наступающий год.

 

37.1 Сейчас весьма уместно подвести итоги уходящего года и наметить планы на новый год. Сегодня – подходящий случай, чтобы принести Богу покаяние за все, что мы сделали плохого или не сделали хорошего, за недостаток любви. А также поблагодарить Господа за все Его благодеяния.

Церковь напоминает нам, что мы – странники. Сама Церковь присутствует в мире и вместе с тем странствует [608] . Она проходит поприще своего странствования среди гонений мира и утешений Божиих [609].

Так и наша жизнь – это путь скорбей и Божиих утешений. Есть временная жизнь, которую мы проживаем ныне на земле, а есть жизнь вечная, которая остается целью нашего странствия. Время, отпущенное каждому из нас, – это важная частица наследия, полученного нами от Господа. Время – это своего рода расстояние, отделяющее нас от того момента, когда мы станем перед Господом с пустыми или с полными даров руками. Лишь в этой жизни мы можем заслужить ту, иную жизнь. Каждый день на земле – это время, дарованное нам Богом, дабы мы наполнили его любовью к Нему, а также ко всем окружающим, посвятили его добросовестному труду, упражнению в добродетелях и иным угодным Богу делам. Ныне нам следует собирать “сокровища неветшающие”. К каждому из нас обращены слова: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения [610] . Когда это время подойдет к концу, другого нам не будет дано.

Время, которым располагает каждый из нас, коротко. И все же, его достаточно, чтобы успеть сказать Господу как мы Его любим и исполнить задание, которое Он нам поручил. Вот почему апостол Павел предостерегает нас: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы [611]. Ведь вскоре может наступить ночь, когда никто не может делать [612] .

Как краток наш земной путь! Эти слова звучат в сердце христианина упреком в недостаточной душевной щедрости и постоянным призывом к самоотдаче. Ведь нам отпущено так мало времени, чтобы любить и жертвовать, чтобы искупать наши грехи. Поэтому мы поступаем неумно, когда плохо им распоряжаемся, бездумно пуская по ветру наше сокровище. Мы не имеем права тратить впустую то время, которое доверено Господом каждому из нас в этом мире [613] .

Принимая во внимание краткость нашего земного странствия, как и тот факт, что все земное само по себе лишено значения, апостол Павел восклицает: проходит образ мира сего [614] . Теперешняя жизнь – это лишь жалкая тень того, что нас ждет.

Краткость земного бытия несет в себе неумолкающий призыв правильно использовать отпущенное нам время. Спросим же себя, доволен ли, по нашему мнению, Бог тем, как мы прожили уходящий год? Хорошо ли мы распорядились предоставленными нам возможностями в профессиональной сфере, в апостольском служении, в семейной жизни или же, напротив, упустили их? Не пытались ли мы сбросить нашу крестную ношу, ропща на переживаемые нами трудности и неприятные неожиданности?

Каждый уходящий год – это одновременно обращенные к нам призыв и предостережение. Призыв к освящению повседневной жизни и предостережение, предписывающее готовиться к окончательной встрече с Господом.

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере [615] .

 

37.2 Совершая испытание совести, мы легко обнаружим, что в уходящем году нами были не использованы многие возможности проявить любовь к ближнему, что мы были недостаточно трудолюбивы, что наша духовная жизнь характеризовалась формализмом, что мы не давали милостыни, что мы были исполнены эгоизма и тщеславия, были неумеренны в еде, нечувствительны к воздействиям Духа Святого, невоздержанны, поддавались плохому настроению, не боролись с негативными чертами собственного характера, что нам случалось быть рассеянными во время молитвы… Иначе говоря, существует множество причин, чтобы в конце года просить Господа о прощении и сотворить достойный плод покаяния. Вспоминая прожитые нами дни, мы должны признать, что нам следует просить о прощении ежедневно, поскольку ежедневно мы оскорбляем Господа [616] . Не было ни одного дня, свободного от грехов и падений. Однако еще больше у нас причин для благодарения Богу. Это касается как духовной жизни, так и самых обычных земных дел.

Речь идет о бесчисленных дарах Святого Духа, благодати таинств Исповеди и Святого Причастия, помощи нашего Ангела-Хранителя, заслугах, приобретенных благодаря посвящению своих трудов или страданий за других людей, помощи, полученной от ближних. Это ничего, что в данный момент мы осознаем лишь ничтожно малую часть сей духовной реальности; когда-нибудь она откроется нашему взору целиком. Пока же поблагодарим Бога за все благодеяния уходящего года.

Нам следует умножать наши силы, необходимые для служения Богу, и не быть неблагодарными. Лишь при соблюдении этих условий Господь даст нам Свою благодать. Если мы не найдем должного применения тому сокровищу, которое было нам доверено, и не воспользуемся преимуществами того высокого положения, до которого мы были вознесены, Бог отберет обратно и то, и другое, и оставит нас в еще большей нищете, нежели прежде, а Свои жемчужины отдаст тому, кто сумеет их оценить и воспользоваться ими для собственного блага и блага ближних.

Но как же может ими воспользоваться и щедро одаривать ближних тот, кто не знает, что он – богат? Имея такую природу, как наша, кажется невероятным, чтобы кто-то отважился стремиться к великой цели, не имея убеждения, что он обрел благодать у Бога. Мы так слабы, так склонны к земному, что едва ли кто сможет отвернуться от временных благ и от привязанности к ним, если не ощутит в себе некий залог благ вечных [617] .

Заканчивая этот год, попросим у Господа прощения за то, что мы не отвечали на Его любовь к нам, не замечали Иисуса, идущего рядом с нами, изгоняли Его из нашей жизни… Вместе с тем, поблагодарим Бога за Его милосердную любовь и бесчисленные, порой даже неизвестные нам, благодеяния.

Кроме того, примем решение еще больше любить Бога, изо всех сил бороться с нашими многочисленными недостатками и упражняться в добродетелях, как если бы наступающий год был последним дарованным нам Господом.

 

37.3 В последние дни уходящего года и в первые дни нового мы от всего сердца желаем друг другу счастливого Нового Года.

Однако спросим: что именно большинство людей имеют в виду, когда говорят: ”счастливый год”? Несомненно, они имеют в виду год без болезней, страданий, беспокойств и неудач. Чтобы все вам улыбалось и было к вам благосклонно, чтобы возросли ваши доходы, а налоговая инспекция не досаждала вам, чтобы ваша заработная плата увеличилась, а цены – снизились, чтобы радио каждое утро радовало вас хорошими новостями. Словом, чтобы не было никаких неприятностей [618] .

Желать друг другу материального благополучия очень хорошо, но только если это не мешает достижению подлинных целей. В новом году у нас будут новые радости, но и новые неприятности. Для христианина счастливым годом будет тот, в котором и то, и другое будет способствовать возрастанию его любви к Богу. Год же материального изобилия – если такой когда-нибудь случится – не будет для христианина счастливым, если Бог окажется в это время на заднем плане. Счастливый год – это год, когда мы плодотворно служим Богу и другим людям, хотя бы с человеческой точки зрения он выглядел катастрофическим. Счастливым годом может стать и такой год, когда у вас обнаружится тяжелая болезнь, если только вы сумеете использовать ее как средство собственного освящения и освящения других.

Счастливым может стать любой год, если только мы должным образом распорядимся полученными милостями. В этом случае даже неудачи послужат нам во благо. Бог приготовил нам на наступающий год все необходимое, чтобы этот год стал счастливым. А от нас требуется одно: не потерять ни одного дня! Если же случится падение, будут допущены ошибки, если мы почувствуем себя усталыми и разочарованными, – тотчас начнем сначала, в каких-то случаях через таинство Исповеди.

Пусть же наступающий год для всех нас станет счастливым! Пусть в его конце мы сможем прийти к Господу с обильными дарами: трудами, Ему посвященными, апостольским служением в нашем окружении, многими проявлениями любви к ближним, неповторимыми встречами в Святом Причастии…

Примем же решение обращать наши поражения в победы, всякий раз прибегая к Господу и открывая новую страницу наших с Ним отношений.

Здравствуй, Новый Год, год обретения духовного совершенства. Я заранее благодарна Тебе, Господи, за все, что будет мне дано по благости Твоей. Благодарю Тебя за чашу страданий, которую я буду пить ежедневно. Не уменьшай горечи ее, Господи, но укрепи уста мои, чтобы я, вкушая горечь, научилась улыбаться из любви к Тебе, мой Наставник. Благодарю Тебя за все утешения и милости, которые невозможно исчислить и которые изливаются на меня ежедневно, подобно утренней росе. (…) За все это я уже сегодня благодарю Тебя. (…) И вот, сегодня я с любовью покоряюсь святой Твоей воле. (…) О мой Учитель, я вручаю Тебе кормило души моей, управляй же ею Сам по Божественному изволению Твоему. Я затворяюсь в милостивом Сердце Твоем, этой бездне милосердия[619].

Попросим Пресвятую Деву Марию помочь нам прожить наступающий год так, как если бы это был последний год, данный нам Господом.

 


 

Рождественское Время

1 января

Богоматеринство Марии

 

Матерь Божия и Матерь наша

 

  1. Мария – Матерь Божия.
  2. Наша Матерь. Помощь, Ею подаваемая.
  3. Богородичное благочестие – это путь ко Христу. Войти в новый год вместе с Марией.

 

38.1 Многочисленные произведения искусства, вдохновленные христианским благочестием, изображают Марию с Младенцем на руках. Они вводят нас в сегодняшнее торжество. Богоматеринство Марии – это то основополагающее событие, которым определена вся жизнь Пресвятой Девы. Именно в нем следует искать источник всех благодатных даров, которыми Богу было благоугодно Ее украсить. Ныне мы благодарим и прославляем Бога Отца за то, что Мария Единородного Твоего Сына зачала осенением Святого Духа и во славе приснодевства явила миру вечный Свет – Иисуса Христа, Господа нашего [620] . Мы от всего сердца взываем к Марии: Радуйся, Матерь Святая, родившая миру Владыку, Он на земле и на небе Царь во веки веков [621] , ибо воистину Жена родила Царя вечного; Деве честь! Матери слава! Не было Ей подобной и не будет [622] .

Мария, Владычица наша, исполненная благодати и добродетелей, без греха зачатая – это Матерь Бога и наша Матерь, Которая пребывает на небесах с телом и душой. Священное Писание представляет Ее прекраснейшей из творений, благословенной, славнейшей из женщин, благодатной [623] , Которую отныне будут ублажать все роды [624] . Церковь учит, что Мария занимает самое высокое, после Христа, и одновременно – ближайшее к нам положение именно в силу Своего Божественного Материнства. Даром исключительной благодати Она значительно превосходит все прочие тварные существа: и небесные, и земные [625] .

Чрез Тебя, Мария, исполнились слова всех пророков, сказанные о Христе: Ты, Дева, во чреве приняла, и Ты, Дева, родила [626] .

Святой Дух свидетельствует во втором чтении сегодняшней Литургии, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены… [627] Иисус не “упал с неба”, но в действительности стал человеком, принимая человеческое естество в пречистом лоне Пресвятой Девы. Как Бог, он был рожден (а не сотворен) от Отца прежде всех веков. Как человек, родился (был сотворен) от Пресвятой Девы Марии. Меня удивляет, – восклицает святой Кирилл Александрийский, – как может еще кто-то сомневаться, допустимо ли Пресвятую Деву Марию называть Богородицей. Если Господь наш Иисус Христос является Богом, то почему же не должна называться Богородицей Пресвятая Дева Мария, произведшая Его на свет? Эту веру передали нам ученики Господни, хотя они и не использовали данного понятия. Этому же учили и Святые Отцы [628] . Так учит и Ефесский Собор[629].

А вот какой комментарий дает святой Хосемария Эскрива: Мы именуем великими все праздники, посвященные Царице Небесной, потому что они дают нам – Церковь дает нам, – возможность воплотить в дела нашу любовь к Пречистой Деве. Но если бы мне пришлось выбирать один из этих праздников, то я предпочел бы сегодняшний – Праздник Богоматеринства Святой Девы Марии.

И продолжает: Когда намерения Создателя открываются Деве Марии, Она отвечает с готовностью: “Да будет Мне по слову твоему”. В тот миг Божественное Слово обретает природу человеческую – разумную душу и тело, зачатое в пречистом чреве Девы Марии. Человеческая и Божественная природа соединяются во Иисусе Христе – истинном Боге, Который стал истинным человеком. В Единородном Сыне Отца, ставшем истинным Сыном Марии. Она – Мать воплощенного Слова, Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Триединого Бога, соединившегося через Нее, неразрывно и неслиянно, с человеческой природой. Поэтому мы можем во всеуслышание величать Деву Марию тем именем, которое выражает Ее высшее достоинство: Матерь Божия [630] .

Пресвятой Деве Марии будет очень приятно, если мы обратимся к Ней так, как когда-то обращались Ангел и святая Елизавета: Радуйся Мария, Матерь Божия, молись о нас.

 

38.2 Наша Небесная Мать. Вот наиболее распространенный и значительный титул, принадлежащий Марии. Она наша Матерь, поскольку постоянно рождает нас для жизни вечной.

Зачав Христа, родив Его, вскормив, представив в Храме перед Отцом и страдая вместе с Сыном Своим, умирающим на Кресте, Она совершенно особым образом споспешествовала послушанием, верой, надеждой и горячей любовью делу Спасителя, восстановлению сверхъестественной жизни в душах. Поэтому – Она наша Матерь по благодати [631].

Это Материнство Марии в домостроительстве благодати продолжается непрерывно (…), вплоть до вечного увенчания всех избранных. И по взятии на небо Она не оставила этого спасительного служения, но Своим многообразным заступничеством продолжает содействовать нам в обретении даров вечного спасения Своей материнской любовью. Она заботится о братьях Своего Сына, еще странствующих и находящихся среди опасностей и бедствий, пока они не придут в блаженную отчизну [632] .

Иисус усыновил нас Марии в тот момент, когда, будучи распят на кресте, обратился к Ней со словами: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя.[633]

Таким образом Он по-новому соединил Свою Матерь с людьми: людьми, которым Он доверил Евангелие, Он соединил Ее с каждым человеком… С того дня Она – Матерь всей Церкви. И Матерь всего человечества. Следует считать, что слова, произнесенные Христом на Кресте, обращены ко всем нам[634].

Иисус видит каждого из нас. И каждому из нас Он говорит: Се, Матерь твоя! Апостол Иоанн благодарно принимает Деву Марию и нежно заботится о Ней. Он принимает Марию и вводит Ее в свой дом, в свою жизнь. Духовные авторы видели в этих евангельских словах призыв, обращенный к каждому христианину: ввести Марию и в свою жизнь. Но в каком-то смысле эти пояснения излишни. Ведь очевидно, что Мария хочет, чтобы мы взывали к Ней, к Ее материнству, приближались к Ней с доверием, прося Ее показать нам, что Она наша Матерь [635] . Христос, даровав Своим ученикам Марию в качестве Матери, до конца возлюбил их [636] . Пресвятая Дева, принимая апостола Иоанна как сына, демонстрирует тем самым Свою материнскую любовь ко всем людям.

Эта любовь решительным образом определяет нашу жизнь. Если мы проанализируем прошедшие события, то увидим, что Пресвятая Богородица поддерживала нас Своим ходатайством в самых трудных ситуациях, побуждала нас снова и снова прилагать усилия, дабы устоять на выбранном нами пути. Когда я думаю о множестве благодатных даров, полученных при посредстве Пресвятой Девы Марии, – пишет один современный духовный автор, – то кажусь себе чем-то подобным посвященному Марии святилищу, стены которого увешаны памятными подарками, а под каждым из них надпись: “В благодарность за дар благодати от Марии”. Вот и мне кажется, что я исписан со всех сторон: “За дар благодати от Марии”. [637]

Сегодня – в торжество Пресвятой Богородицы – спросим самих себя: взяли ли мы Ее к себе, как это сделал апостол Иоанн[638]? Обращались ли мы к Ней: Monstra te esse matrem! Покажи, что Ты – Матерь! [639] Подтверждали ли мы нашими делами, что хотим быть Ее послушными детьми?

 

38.3 Что касается марийного благочестия, каждый из нас должен отдавать себе отчет, что здесь речь идет не только о потребности сердца, о некой эмоциональной склонности, но и об объективной истине Богородичного догмата [640] . Пречистая Дева, стоя одесную Своего Сына, исполняет роль Матери всех людей и непрестанно ходатайствует за них. Поэтому Пресвятую Деву призывают в Церкви как Заступницу, Помощницу, Споспешницу, Посредницу [641], а Она, движимая материнской любовью, испрашивает для нас обычные и чрезвычайные милости и утверждает нас в единении со Христом. Более того, мы с полным основанием можем считать Марию путем, который ведет нас ко Христу. Тот, кто встретит Марию, не может одновременно не встретить Христа [642] .

По этой причине детская преданность Марии является неотъемлемой составной частью христианского призвания. Мы призваны в каждое мгновенье нашей жизни инстинктивно удаляться под Покров Той, Которая утешает нас в скорбях, пробуждает веру, укрепляет надежду, рассевает страх и превращает малодушных в отважных воинов[643].

Идти к Богу через Марию очень легко. Народ Божий, несомненно, по внушению Духа Святого, всегда обладал этой Божественной уверенностью. Христиане всегда видели в Марии кратчайший путь к Господу – тропинку, ведущую напрямик.

Боже, в девственном материнстве Преблагословенной Марии Ты даровал роду человеческому сокровища вечного спасения. Просим Тебя, чтобы мы ощущали заступничество Той, через Которую Ты послал нам Своего сына, Подателя вечной жизни [644] .

Сегодняшним торжеством в честь Пресвятой Девы Марии открывается новый год. Самым лучшим образом мы сможем начать год или какое-нибудь дело, если будем вместе с Марией. Мы с детским упованием прибегаем к Ней и просим Ее помочь нам проводить все дни нашей жизни в святости; дать нам силы начать сначала, если нам, по нашей слабости, придется претерпеть падение или сбиться с пути; ходатайствовать за нас перед Сыном, дабы мы обновились внутренне и возрастали в любви к Богу и в служении ближним. Пресвятой Богородице мы поручаем наше желание уподобиться Христу, стремление освятить наш профессиональный труд и верно свидетельствовать об истине Евангелия. Будем взывать к Ней всякий раз, когда на нашем жизненном пути возникнут трудности и проблемы. А Она, Скоропослушница, будучи самоотверженной служительницей Своих детей, поспешит нам на помощь, как только услышит из наших уст Свое имя. Она не оставит нас одних в трудной ситуации.

Взглянем сегодня на какое-либо Ее изображение и скажем Ей: “Матерь моя! ”. И тогда мы почувствуем, что Она принимает нас в Свои объятия и дает нам силы начать этот новый, дарованный нам от Бога год с упованием человека, уверенного в опеке и помощи свыше.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь