Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как сделать мир более справедливым



 

1. Христиане призваны сделать этот мир более справедливым и гуманным.

2. Следствия общественной активности христиан.

3. Одна лишь справедливость не может обеспечить решения всех проблем, стоящих перед человечеством.

 

35.1 Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [567] . Этими словами из Евангелия от Иоанна начинается сегодняшняя Литургия.

Младенец, Которого мы в эти дни можем увидеть в яслях, – это Искупитель всего мира и каждого человека. Он приходит, прежде всего, для того, чтобы даровать нам жизнь вечную. Бог стал человеком, дабы призвать грешников к покаянию[568], спасти погибшее[569] и отдать Свою жизнь для искупления многих[570].

Господь, совершая Свое земное служение, почти не касался политической и социальной ситуации Израиля, хотя этот народ в то время подвергался тяжелому гнету со стороны римлян. Иисус многократно давал понять, что Он не является “политическим Мессией” и освободителем от чужеземного ига. Он пришел, чтобы даровать нам свободу детей Божиих: освобождение от рабства греху, в котором мы пребываем; освобождение от рабства смерти, которое является следствием греха; освобождение от рабства дьяволу, поскольку отныне мы, с помощью благодати, можем победить грех; освобождение от жизни по плоти, противящейся требованиям духовной жизни. Освобождение, дарованное нам Христом во Святом Духе, вновь сделало нас способными превыше всего возлюбить Бога, чего нас прежде лишил грех, и пребывать в единении с Ним [571].

Кроме того, Иисус показал пример Своей Церкви, которая будет продолжать Его дело на земле вплоть до конца времен.

Будучи христианами, мы обязаны, различным образом включаясь в общественную жизнь, способствовать созиданию более справедливого, более гуманного, более христианского мира, при этом не вовлекая Церковь в нашу личную деятельность[572]. Церковь должна быть озабочена социальными проблемами, что вытекает из характера ее миссии. Однако, именно в силу характера ее миссии, она должна оставаться в духовной сфере. Церковь как таковая не призвана к решению проблем сего мира[573]. В этом отношении Церковь подражает Христу, Который утверждал, что Царство Его не от мира сего [574] , прямо отказался разбирать земные конфликты и стать поборником земной справедливости[575].

Вместе с тем, ни один христианин не имеет права уклоняться от участия в решении важнейших социальных проблем, стоящих ныне перед человечеством. Вот что пишет по этому поводу папа Павел VI: Пусть каждый спросит себя: что я сделал до этого, что я еще могу сделать? Ибо недостаточно напоминать людям общие принципы, выказывать добрые намерения, осуждать вопиющие проявления несправедливости, изрекать смелые пророческие суждения. Все это лишено подлинной ценности, если только не подкрепляется сознанием собственного долга и конкретными делами. Безусловно, легче обвинять других в существующей ныне несправедливости, нежели признать, что за сложившееся положение дел несут ответственность все, а потому исправление следует начинать с себя [576] .

Социальный вопрос для Христа – вопрос нравственный (…). Вот почему в истории христианских народов измена Евангелию, отход от его заветов под предлогом надежд на загробную жизнь получили впоследствии неизбежное возмездие, а принципы свободы, справедливости и братства оказались начертанными на враждебных Церкви знаменах… [577]

Во время нашего сегодняшнего размышления нам следует задаться рядом вопросов: насколько мы интересуемся общественным учением Церкви и стремимся лучше познать его? Делаем ли мы что-либо, чтобы воплотить это учение в жизнь? Предпринимаем ли конкретные усилия, дабы образ жизни нашего общества и его законодательство были проникнуты духом этого учения в том, что касается принципов семейной жизни и воспитания детей, трудовых отношений и права на работу? Господь, взирающий из Вифлеемской пещеры, будет доволен нами, если мы по-настоящему включимся в созидание более справедливого мира, будь то в больших городах или в маленьких поселках, где мы живем, будь-то в жилых домах или на рабочем месте в учреждениях, будь-то в семье или среди друзей, короче говоря, везде, где мы находимся и где продолжается наша жизнь.

 

35.2 В конечном счете, проблема справедливости и мира во всем мире должна решаться в сердце человека. Именно в нашем сердце мы отдаляемся от Бога, именно в сердце – источник того гнета и насилия, которым человек подвергает своих ближних[578]. Нам не следует забывать, что когда мы посредством нашего апостольского служения делаем этот мир более христианским, мы одновременно делаем его и более гуманным. Верно и обратное. Если мы прилагаем усилия, дабы наше социальное, профессиональное, семейное окружение проникалось принципами справедливости и человечности, то тем самым создаем условия, чтобы наши ближние могли познать Христа и полюбить Его.

Решимость служить возрастанию добродетели справедливости побуждает нас ежедневно молиться за людей, управляющих общественными делами: власть имущих, предпринимателей, профсоюзных лидеров и т.д. Ведь именно от этих людей в первую очередь зависит решение социальных и гуманитарных проблем. Вместе с тем, мы должны сознавать нашу личную ответственность за водворение в мире справедливости. Нам не следует избегать этой обязанности или пытаться переложить ее на других. Церковь побуждает нас руководствоваться принципами справедливости, своевременно оплачивая оказанные нам услуги, делая все с нашей стороны возможное, чтобы улучшить жизненные условия тяжело нуждающихся, профессионально и образцово исполняя доверенную нам работу, ответственно и творчески подходя к реализации наших гражданских прав и обязанностей, участвуя в работе различных организаций, в деятельность которых мы, вместе с другими людьми доброй воли, можем привнести идеалы добра и человечности. Мы должны делать все это, невзирая на недостаток времени. Если мы будем очень стараться, Бог незаметным образом сделает так, что наш день продолжится и станет длиннее.

Господь поручил нам реализовать программу, которая способна изменить жизнь всего человечества. Господь говорит нам, что мы все – дети Божии, а между собой – братья. Это не может не оказать воздействия на отношения между людьми. Господь доверил материальные блага всем нам, чтобы мы надлежащим образом ими распоряжались. Он также обещал всем нам жизнь вечную. Учение Христа на протяжении многих веков вдохновляло многие величайшие начинания: упразднение рабства, признание достоинства и прав женщины, охрану материнства и детства, социальную опеку над вдовами, сиротами и инвалидами и т.д. Все это – следствия чувства братского единения всех людей, обусловленного христианской верой. Можем ли мы сказать о себе, что словом и делом способствуем рождению более справедливого и гуманного мира у себя дома и на работе? Могут ли другие сказать это о нас?

Здесь стоит вспомнить слова святого Хосемарии Эскривы: Быть может, вы вспомните о многих злоупотреблениях, с которыми никто не борется, о тех преступлениях, которые остаются безнаказанными, о тех несправедливостях, которые передаются из рода в род без всякой попытки положить им конец. (…)

Человек или общество, равнодушные к несправедливости и боли, не спешащие их облегчить – живут не по мере любви Сердца Христова. Христиане свободны изучать проблемы и предлагать различные решения в духе законного плюрализма – но в то же время они должны иметь единое желание служить человечеству. Иначе их христианство будет не Словом и Жизнью Иисуса, но только притворством и обманом пред Богом и перед людьми [579] .

 

35.3 Однако одной только справедливости недостаточно, чтобы разрешить все гуманитарные проблемы: нам известно…, что даже общественная гармония и разумное распределение благ не отменяют боли, вызванной болезнью, непониманием, одиночеством, смертью близких, которых мы любим, сознанием личных несовершенств [580] . Милосердие дополняет справедливость и придает ей новое измерение. Неумолимая справедливость может стать своей противоположностью и прийти к самоотрицанию, если, созидая жизнь человеческого сообщества в разных ее измерениях, не будет следовать путем еще превосходнейшим, который есть любовь [581] . Иначе она может обратиться в систему подавления слабых сильными или в арену непрерывной борьбы противостоящих сторон[582].

Справедливость и милосердие тесно связаны. Они нужны друг другу и друг без друга не существуют. Одной справедливостью не поможешь всем трудностям человеческого существования. Не удивляйтесь, что, когда с людьми поступают только по-справедливости, это их уязвляет. Человеческое достоинство детей Божиих требует большего [583].

В то же время, милосердие, которое не руководствуется справедливостью, не является настоящим милосердием, а, скорее, попыткой обмануть свою совесть. Иногда приходится иметь дело с людьми, которые называют себя христианами, но очень своеобразно толкуют, что есть милосердие, а что – справедливость. Отказавшись от принципа справедливости, заменив его лишь пригоршней благотворительных акций, они считают, что это и есть то истинное милосердие, к которому они стремились. (…)

Милосердие – это великодушный выход за рамки справедливости. Прежде всего оно требует исполнения долга. Оно начинается со справедливости законной и продолжается справедливостью истинной... Но для достижения милосердия мы должны стать еще более чуткими, отзывчивыми, радушными [584] .

Самый лучший путь воплощения в реальности принципов справедливости и мира – это жить сообразно достоинству детей Божиих. Если мы, как христиане, будем решительно следовать требованиям Евангелия в нашей личной и семейной жизни, на работе, в кругу своих друзей и знакомых, с которыми мы ежедневно общаемся, мы понемногу будем изменять само общество, делать его более справедливым и гуманным. Господь призывает нас к этому из Вифлеемской пещеры. Не будем разочаровываться, не будем поддаваться иллюзии, будто наши “малые дела” не имеют никакого значения. Именно так изменили мир первые христиане: конкретной, ежедневной работой, которая на первый взгляд зачастую казалась незаметной.


Рождественское Время

30 декабря

 

36. Не бойся!

 

1. Иисус Христос – надежное прибежище в бедствиях и искушениях. С Ним мы сможем выиграть все сражения.

2. Значение нашего богосыновства. Упование на Бога. Бог всегда приходит на помощь вовремя.

3. Провидение Божие. Все способствует благу любящих Бога.

 

36.1 История Боговоплощения начинается со слов: не бойся, Мария [585] . Также и Иосифу Ангел Господень говорит: Иосиф, сын Давидов! не бойся… [586] Аналогичным образом ангел обращается к пастухам: не бойтесь [587] . Эти черты, которыми было отмечено начало Божия пришествия в мир, будут присущи всему периоду пребывания Иисуса среди людей.

Значительно позднее, когда Иисус в сопровождении Своих учеников пересекал Галилейское озеро, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами [588] . Евангелист Марк указывает точное время происходящего: это было вечером того дня, когда Иисус излагал Свое учение о Царствии Божием в притчах[589]. Вполне естественно, что после столь долгой проповеди Господь очень устал, поэтому Он и заснул в лодке.

Буря, по всей видимости, была просто ужасной. Хорошо знающие особенности морской стихии рыбаки тотчас поняли, что находятся в смертельной опасности и с тревогой обратились к Иисусу: Господи! спаси нас, погибаем [590] .

Первоначально апостолы не решались разбудить Учителя (Он был крайне измучен; иначе Он бы уже давно проснулся Сам) и делали все возможное, чтобы справиться с ситуацией своими силами: они опустили парус, налегли на весла, вычерпывали воду со дна лодки… Однако буря все усиливалась. В какой-то момент стало очевидно, что лодка непременно пойдет ко дну. Тогда, охваченные смертельным страхом, они воззвали к Господу – теперь – их единственной и последней надежде, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? [591]

Как же слаба порой бывает наша вера, как часто мы испытываем сомнения, вступая в полосу бурь! Нас повергают в отчаяние болезни, неприятности на работе, превратности судьбы, непонимание со стороны окружающих. Страх – это обычное состояние современного человека. Мы опасаемся буквально всего. Часто страх является следствием невежества, эгоизма (чрезмерного попечения о себе самом; предчувствия неприятностей, которые еще только могут произойти), однако в любом случае он – следствие хрупкости тех оснований, на которых мы пытаемся утвердить наше благополучие. Мы склонны забывать важнейшую истину: единственным надежным основанием является Иисус Христос. Это не значит, что мы можем равнодушно взирать на происходящее вокруг. Нам следует использовать все средства, которыми мы только располагаем, и при этом не терять надежды. Нам следует помнить, что если мы находимся вблизи Иисуса, нам ничто не угрожает, даже если иногда может показаться, что Иисус “спит”. Господь не забывает о нас, особенно в минуты растерянности и испытаний, Он никогда не обманывает Своих друзей[592].

 

36.2 Иногда нам может показаться, что все уже потеряно, и Бог “опоздал” с помощью. На самом же деле, Бог никогда не опаздывает. Он появляется как раз вовремя, хотя иногда – таинственным и сокровенным образом. Совершенное упование на Бога, которым сопровождается использование всех по-человечески доступных средств, делает нас неимоверно сильными и обеспечивает мирное расположение духа перед лицом неприятных происшествий и ударов судьбы.

Он тебя не оставит – если ты Его не оставишь[593]. А мы, произнося наши ежедневные молитвы, постоянно уверяем, что не хотим Его покидать. Вместе с Ним мы способны выиграть все сражения, даже те, которые на первый взгляд кажутся проигранными. Когда нам кажется, что все погибло, то... ничто не погибло, ибо Ты – Бог крепости моей (Пс 59 (58), 10). Если Господь живет в нашей душе, то все остальное второстепенно, преходяще – даже если кажется очень важным. Мы же в Боге – вечны [594] . Вот – лекарство против страхов, опасений и тревог. Апостол Павел так утешал первых христиан Рима, которым приходилось сталкиваться со многими трудностями: Если Бог за нас, кто против нас? (…) Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (…) Но все сие преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем [595] . Христианин, верный своему призванию, – это человек, который принадлежит Богу. Богу он поручает также и то, что с ним случается или может случиться.

Однажды Господь поучал народ, рассказывая ему о любви Божией, о той опеке, которую Бог простирает над всем творением. Люди, слушавшие Иисуса, были простыми и смиренными, они склонялись перед величием Бога, но им не хватало того особого доверия к Нему, которое отличает истинных детей Божиих.

Вероятно, в тот момент, когда Господь обращался к толпе, поблизости летали в поисках пищи птицы. Кто заботился о них? Может быть, домохозяйки иногда их немного подкармливали. Они стоили так мало, что даже самые бедные люди могли позволить себе купить парочку пойманных в силки птиц…

Можно предположить, что Господь, обращаясь к слушателям, указал на птиц пальцем и сказал: “Бог не забывает ни одну из этих малых птиц”. Он знает их всех, ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего [596] . Затем Иисус добавляет: Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц [597] . Мы – не птицы, а дети Божии. Как же Бог может не заботиться о нас? Не бойтесь! Бог даровал нам жизнь и не отнимет ее никогда. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь… [598] . В какой бы тяжкой ситуации не оказался человек, он всегда может рассчитывать на Божию помощь… Друг Божий всегда может рассчитывать, что Бог спасет его от всех несчастий… Поскольку Бог хранит Своих слуг, они должны чувствовать себя в большей, чем иные люди, безопасности [599] . Однако при этом необходимо исполнить одно условие: быть друзьями Божиими и жить согласно с достоинством Его детей.

 

36.3 В богосыновстве мы обретаем мир и покой. Бог – это Отец, полный нежности и бесконечной любви [600] .

Изо всех имен, которыми Творец называется в Писании, Иисус предпочитал слово ”Отец”. В Его молитвах оно звучало как ”Авва”, или Абба. Так по-арамейски обращались дети к своим отцам. Выбор этот глубоко знаменателен (…). Евангелие приносит людям дар богосыновства (…). Вручив себя Отцу, душа одолевает ”заботу” – не ту повседневную заботу, которая необходима, а тягостную, навязчивую, помрачающую разум озабоченность[601].

Как с точки зрения жизни земной, так и с точки зрения жизни вечной нет более надежного фундамента для спокойствия духа, нежели наше богосыновство. Все заботы ваши возложите на Него, – призывал апостол Петр первых христиан[602], – ибо Он печется о вас.

Я знаю, что меня Некто поддерживает, – говорит святая мученица Эдит Штейн – и потому я спокойна и чувствую себя в безопасности. Это – не самоуверенность мужчины, имеющего твердую почву под ногами, но сладкое и блаженное ощущение ребенка, которого несет на руках отец [603].

Богосыновство не следует понимать метафорично. Оно не сводится лишь к тому, что Бог рассматривает нас как Своих детей и хочет, чтобы мы обращались к Нему как Отцу. Христианин является чадом Божиим в силу освящающего воздействия Бога, пребывающего в Своем творении. Это – глубочайшая реальность, она касается самой сущности человека до такой степени, что святой Фома Аквинский даже утверждал: через богосыновство человек стал новой тварью [604].

Богосыновство – это основа свободы, безопасности и счастья детей Божиих. В нем человек обретает необходимую защиту, отцовскую заботу и уверенность в завтрашнем дне. В нем – может без страха смотреть в неизвестное будущее и утверждаться в убеждении, что все происходящее имеет высший смысл: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу [605] . Даже ошибки и заблуждения могут иметь позитивные последствия, поскольку Бог абсолютно все обращает во благо[606].

Сознание богосыновства помогает христианину в любых обстоятельствах относиться с любовью к своему окружению, что является важнейшим проявлением добродетели веры. Человек, сознающий, что он – дитя Божие – никогда не утратит бодрости и спокойствия духа. Сознание богосыновства избавит его от ненужных беспокойств. Даже если он, в силу своей естественной ограниченности, собьется с правильного пути, то всегда сможет на него вернуться, с полным основанием рассчитывая на радушный прием.

Сознание того, что всем на свете руководит Провидение Божие, позволит нам обращаться к Богу не как к далекому, равнодушному и невозмутимому Существу, но как к любящему Отцу, Который интересуется делами всех Своих детей и даровал каждому из нас ангела – подобного тем ангелам, что возвестили пастухам Рождение Мессии, – дабы он хранил нас на всех путях нашей жизни.

Мирное расположение духа, которое является следствием осознания этой истины, не имеет ничего общего с игнорированием реального положения вещей. Напротив, оно побуждает нас воспринимать происходящее с оптимизмом, с упованием на помощь Божию. Вот в чем состоит различие между нами и теми, кто не знает Бога: они жалуются и ропщут перед лицом трудностей; нас же трудности не только не отдаляют от добродетели, но утверждают в ней [607] . Ведь мы знаем, что даже волосы у нас на голове сочтены.

Будем же сохранять спокойствие во всех обстоятельствах. Если мы в действительности ищем правды Божией, все, что с нами происходит, будет способствовать прогрессу нашей духовной жизни.

Завершая наше размышление, примем решение прибегать к Иисусу сокровенному, во всех тех случаях, когда неприятности, испытания и трудности лишают нас радости и мирного расположения духа. Будем прибегать и к Марии, стоящей рядом с яслями, в которых лежит Ее Сын. В эти тихие и радостные рождественские дни Она научит нас, как мы должны вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, чтобы по праву носить имя детей Божиих.

 


 

Рождественское Время

31 декабря


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь