Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мировоззрение и его исторические типы.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Мировоззрение и его исторические типы. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем. Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. По форме мировоззрение может быть социально дифференцированным, региональным, профессиональным и т п. По уровню мировоззрение может быть обыденно-практическим или научно-теоретическим. Может опираться на жизненный опыт или – на научную логику. В соответствии с этим, человек обосновывает и необходимые действия. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Миф выступал как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включал в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, колдуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями. Формировался новый тип мировоззрения – религиозное. Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия. В центре внимания философии находятся три ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек. Детерминизм как способ организации и понимания бытия. Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Процессуальная сторона Д. выражается понятием " детерминация". Термин Д. происходит от лат. determino (определяю). Антиподом этого понятия считают индетерминизм. К числу всеобщих категорий Д. относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, вероятность, закон, детерминация, причинение, функция, связь состояний, корреляция, предвидение и др. Д. в философии так же древен как и она сама. Можно выделить: 1) Д. философский; 2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий Д. в сфере технических приложений; 4) социальный Д., который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе. Заметим, что в мировой литературе сложилось две точки зрения на сущность Д. вообще 3) Понятие, виды интуиции и её роль в медицинском познании. Интуи́ ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте. Основными видами интуиции являются: чувственная и интеллектуальная. Интуиция характеризуется несколькими этапами. Первый этап (подготовительный) – сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее логически, т.е. в рамках дискуссии. Второй этап (инкубационный) – выбор решения подсознательным путем. Третий этап – неожиданное «озарение» (инсайт), т.е. понимание результата, соответствующий переход от незнания к знанию, то, что чаще всего и называют интуицией. Четвертый этап – сознательная проверка интуитивно полученной информации, придание ей логической формы, установление логической цепочки суждений и умозаключений, помогающих решить проблемы. Основными чертами интуиции являются: -раскомплексованность или раскованность -получение результата бессознательным путем -неожиданность Интуиция близка при таких состояниях, как духовное видение, откровение, и имеет свое начало в бессознательном слое человеческой психики. Так же интуиция опирается на рефлексию. Собирая в своей памяти образы и абстракции, сопоставляя и перерабатывая их, включая силу воли, человек может прийти к осознанию задачи более четко. Основными условиями создание интуитивного решения являются: -основательное знание материала -наличие проблемной ситуации -поисковая доминанта (на основе постоянных попыток решить возникшую проблему, ситуацию) -подсказка
Билет №2 Предмет и структура философии. Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук. В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики. Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Структура философии Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры. - В состав философии входят: · теоретическая философия (систематическая философия); · социальная философия; · этика; · эстетика; · логика; · история философии. - Основными частями теоретической философии выступают: · онтология — учение о бытии; · гносеология — учение о познании; · диалектика — учение о развитии · аксиология (теория ценностей); · герменевтику (теорию понимания и толкования знаний). 2) 3) Практика и познание. Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального мира, который преобразуется в этом процессе. Практика имеет общественный характер, она объединяет в целое миллионы человеческих воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом. Поскольку практика основана на разуме, то она является целесообразной деятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи. Разумный характер практической деятельности предполагает продумывание программы действий, оценку средств и условий достижения цели и т.д. Поскольку целеполагающее начало неустранимо из человеческой практики, то последняя является двуединым субъективно-объективным процессом, связывающим объективные предпосылки (природный и надприродный материал) с человеческой целеустремленностью. В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Как упоминалось выше, практика и познание очень тесно связаны. Поэтому каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее. Гносеологические функции практики: · базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением; · детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование; · критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины; · целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания. Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике: · информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности; · проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее; · регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.
Билет №3 1) Место и роль философии в культуре. Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности самой культуры. Культурой можно назвать совокупность результатов человеческой деятельности и самой этой деятельности. Понятие «культура» фиксирует различие между деятельностью человека и функционированием животных, выделяет сферу внебиологических программ человеческой деятельности. К области культуры относятся: религия, искусство, мифология, мораль, политика, право и т.д. Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные (лат— существование), ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения. Поэтому философию считают наукой, особой наукой, которую М. М. Бахтин (1895—1979) о характеризовал как «метаязык» всех наук (и всех видов познания и сознания). Рационально-теоретический уровень мировоззрения может быть структурирован следующим образом: мировосприятие (верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем, эмоциональные предпочтения в этой связи). миропонимание (интеллектуальная картина мира –на теоретическом уровне представлена естественно-научными, философскими, религиозными и другими теориями. мироотношение (основная проблема любого мировоззрения — вопрос об отношении человека к миру – стержень всех философских построений, поэтому философия – центрирована на проблеме мироотношения. Философию не интересуют природа сама по себе, культура, очищенная от человека. Ее интересуют отношения человека и мира, человека и человека, человека и продукта культуры. 2) Принцип причинности в медицине. В медико-биологических науках обсуждение принципа причинности в последнее время идет особенно активно. Ряд зарубежных медиков и биологов, рассматривая статистическое исследование как отрицание объективного характера индивидуальных причин, отождествляют причину с механическим толчком и приходят тем самым к индетерминизму. Некоторые зарубежные психиатры (Салливен и др.), игнорируя познание индивидуальных причин заболеваний, превращают психиатрию лишь в описательную науку, неспособную вскрывать причины заболеваний. Другие же, отождествляя причинность с необходимостью, игнорируют роль случайности в природе. Объявляя науку врагом случайности, они лишь низводят случайность до уровня необходимости. В связи с этим требуется тщательный анализ категории причины, следствия и условий и в целом принципа причинности. Открытие закономерности передачи генетической информации и явлений изменчивости вступило в противоречие с традиционным лапласовским представлением об одностороннем воздействии причины на вызываемое ею следствие и об универсальном характере такой связи. В высокоорганизованной живой системе однозначное влияние причины на следствие можно выявить, лишь выхватывая из сложного взаимодействия какой-либо один момент взаимосвязи. Одна и та же причина может вызвать спектр состояний в зависимости от внутреннего состояния элемента, который переходит не в строго заданное состояние, а в одно из возможных. При этом наблюдается и такая связь, когда одновременно обнаруживаются причинные отношения и обратные воздействия на причину. Отсутствует также однозначная направленность как внешней, так и внутренней среды. «Таким образом, оказывается, что каждый момент процесса биосинтеза, каждый элемент, включенный в образование белка, детерминируется не только непосредственно связанным с ним элементом, но и всеми другими, с которыми в данный момент может и не быть прямой необходимой и причинной связи. 3) Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Непосредственная цель познания - постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и всей целостной картины мира в динамике ее развития. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания - нелегкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем. Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и социальные основания. Но их следует отличать от ЛЖИ как нравственно-психологического феномена. ЛОЖЬ - это искажение действительного состояния дел. имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Но познание не сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к естественно- научному и социальному познанию. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок? Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики своего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. Принцип прагматизма, определяющий значение истины ее практической полезностью. Критерий истины заключается в практике: «Вопрос о том. обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а вопрос практический. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощносторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть вопрос оторванный от жизни»(Маркс, Энгельс, сочинения, т. 42).Но и практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание... ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Билет №4 Антропокосмизм от греч. antropos - человек + kosmos – мир). 1. Мировоззрение, осуществляющее снятие противоположности космоцентризма и теоцентризма с одной стороны и антропоцентризма – с другой. В отличие от названных противоположностей, провозглашающих приоритет одной из соотносящихся сторон – природы, бога или человека, А. строится на паритете, диалоге и сотворчестве человека и мира. А. как мировоззренческая установка оформился в ХХ столетии в рамках русского космизма. 2. В философии этот термин выступает как синоним философской концепции развивающейся гармонии. 3. В онтологии А. снимает противоположности натурализма, неучитывающего специфическую роль человека в мире, и субъективного идеализма, утверждающего, что мир таков, каким его полагает человек. 2) Диалектика необходимости и случайности, возможности и действительности и их значение для медицины. Свобода и ответственность личности. Необходимость и случайность – философские категории, отражающие детерминативные связи объективного мира. Необходимость есть такое развитие предметов и явлений, которое возникает закономерно, вытекает из их сущности и есть результат внутренних, устойчивых и повторяющихся связей и отношений. Необходимость есть такой способ осуществления возможности, когда предмет в определенных условиях имеет только одну возможность, которая рано или поздно превращается в действительность. Случайность вытекает из внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Случайность есть результат совпадения, перекрещивания независимых причинных связей. Это такой способ осуществления возможностей, когда предмет или явление в определенных условиях имеет много возможностей, а реализуется одна какая-то из них. Развитие выступает как единство необходимости и случайности. Предметы и явления как необходимы, так и случайны (в зависимости в каких отношениях мы их рассматриваем). Необходимость реализуется через массу случайностей, а случайность есть форма выражения и дополнения необходимости. Связь между необходимостью и случайностью реализуется через статистические и динамические закономерности. Возможность и действительность – философские категории, выражающие объективные тенденции развития, связь между новым и старым в процессе развития. Возможность – это совокупность необходимых и достаточных предпосылок, обуславливающих закономерное возникновение того или иного явления. Действительность есть результат осуществления некоторой возможности, в широком смысле – совокупность всех реализованных возможностей, это окружающий нас мир. Каждый предмет или явление содержит в себе различные возможности как тенденции развития. Возможность есть потенциальная действительность или будущее в настоящем. Каждая возможность имеет основу и условия. Различаем абстрактные и конкретные возможности. Абстрактная возможность есть такая тенденция развития, которая в принципе может быть, не противоречит действительности, но для её осуществления нет ещё необходимых условий. Конкретная возможность – тенденция в развитии, которая может быть и имеет все необходимые и достаточные условия для реализации. Абстрактную возможность надо отличать от невозможности – то, что противоречит действительности, законам науки. Создать вечный двигатель невозможно, так как это противоречит закону сохранения и превращения энергии. С точки зрения обыденного сознания быть свободным - значит беспрепятственно делать то, что я желаю, и так, как я хочу. Этот очевидный для здравого смысла вывод практически поддерживается и философией. Б. Спиноза называет свободной такую вещь, которая существует по необходимости собственной природы и определяется к действию сама собой. Именно поэтому свобода для него есть познанная необходимость. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но они свободны в выборе ее целей и средств. С точки зрения марксизма абстрактной свободы нет, ибо свобода всегда конкретна и относительна. 3) Научное и вненаучное познание. Основные особенности научного познания (критерии научности): 1.Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных(общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. 2.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.Отсюда характерная черта научного познания — объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. 3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем. 4.Научное познание есть сложный противоречивый процессвоспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы). 5.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. 6.Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. 7.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты. В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания: 1.ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2.донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; 3.паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями; 4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание; 5.квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим; 6.антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»; 7.псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. Билет №6 1). Основные философские концепции понимания бытия: метафизика, диалектика, синергетика. Диалектика — это наука, систематизированное, стройное знание, все части которого связаны друг с другом и представляют собой обширный арсенал принципов, законов и категорий. - Закон единства и борьбы противоположностей выступает ядром, стержнем диалектики, ибо он раскрывает источник движения мира, образует логическую основу, стержень всех других законов и определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя изучать противоположности в сущности явлений. До XVIII века метафизикой называли философствование по поводу выходящих за пределы опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали применять в смысле антидиалектического способа мышления. Метафизика — метод, тяготеющий к построению однозначной статичной картины мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение объективной реальности построением априорных, абстрактных схем. Синергетика - новая междисциплинарная область знания. Это теория самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория разработана И.Р. Пригожиным и его коллегами в рамках брюссельской школы. Важнейшей категорией синергетики является хаос, отражающий независимость элементов мира, степень их свободы, стохастичность. Хаос в синергетике выступает в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, он есть средство объединения, усложнения и гармонизации развития сложной структуры. 2) Понятие развития. Модели развития. Развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека). Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных характеристик: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение качественно новых возможностей не существовавших ранее и невозможность возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и систем по определенным предпочтительным траекториям). В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н. Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия. Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках новой целостности. Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон) утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей. Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия. 3). Развитие науки. Научная революция и смена типов научной рациональности. В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций. Наиболее общие виды научных революций в истории науки:
1) Внутридисциплинарные научные революции – происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами подобных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования. 2) Междисциплинарные научные революции – происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. На ранних этапах истории науки такое взаимодействие осуществлялось путем переноса научной картины мира наиболее развитой научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. 3) Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности. Первая революция: XVII — первая половина XVIII века — становление классического естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как общенаучная картина реальности Вторая революция: Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира Третья революци я: Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Четвертая революция: Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. Мировоззрение и его исторические типы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы