Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разработка программы специализированного обучающего курса «Практическая психология для музыкантов»



В ходе аудиторных (лекционных и семинарских) учебных занятий был проведён письменный опрос (анкетирование), посвящённый роли практической психологии в деятельности музыканта-профессионала. Всего в опросе приняло участие 179 человек. Результаты опроса позволили выявить насущную потребность музыкантов в специализированных обучающих психологических программах. 96% опрошенных музыкантов выразили потребность в специальных психологических знаниях, которые дали бы им возможность самостоятельно справляться с возникающими в ходе трудовой деятельности проблемами. Лишь 8% респондентов заявили об осведомлённости относительно способов решения собственных психологических проблем и/или проблем учеников. Наличие проблем, но отсутствие знаний, умений и навыков для их продуктивного решения обнаружилось у 98% опрошенных. Более половины респондентов (60%) обнаружили неосведомлённость о взаимосвязи психологических трудностей и профессиональных неудач. В той или иной степени они оказались подвержены стойким обыденным представлениям относительно природы творческого становления музыканта, таким как:

1) Представление о «харизматической» природе таланта музыканта. Согласно этому представлению, уровень творческой самореализации музыканта-исполнителя заложен исключительно «в генах». Путь развития музыканта – лишь постепенное развёртывание генетической программы. Следовательно, задачей обучения является лишь овладение исполнительскими навыками, и задачей педагога является лишь «не мешать» талантливому ученику становиться творческой личностью. Данное положение характерно и для многих методических пособий по обучению музыкантов. Разумеется, в контексте данных представлений не было места прицельной психологической работе по формированию личности музыканта-профессионала.

2) Представление об исключительности личностных особенностей музыканта. Миф о том, что музыкант – человек изначально «другой», «не от мира сего», прочно бытует как в музыкантской, так и в «не – музыкантской» среде. Причина этого мифа, отчасти, состоит в том, что музыкант редко сам выбирает свою профессию. Профессиональное обучение музыканта обычно начинается в 5 – 6 –7 лет, и часто у самого музыканта остаётся ощущение, что не он выбрал профессию, а «музыка выбрала его». Практически никто из студентов консерватории не испытывал характерные для периода оптации размышления, колебания. С другой стороны, процесс художественного творчества исторически окутан ореолом таинственности, и причастность к творческой профессии нередко налагает на человека этот ореол. Разумеется, в рамках этих представлений также нет места процессу формированияличности: личность музыканта якобы «не принадлежит сама себе» и формируется иррациональным способом, в связи с чем любое «человеческое» вмешательство в данном контексте исключено.

3) Третий «миф» – четкое разделение на «высших» и «низших» представителей профессии, «рядовых» и «гениев». С первых лет обучения ребенок сравнивается с известным или гипотетическим «вундеркиндом», и уже годам к 8 – 10 ему ставится предполагаемый «предел» развития его таланта (подчас вне учета общей ситуации развития человека, особенностей и трудностей его роста, формирования его личности). В результате складывается у человека некий «предел веры» в свои силы и способности, который является существенным тормозом в самореализации музыканта. Согласно результатам проведенного опроса, все (100%! ) наших испытуемых относились к себе как к рядовым музыкантам, которым «не стоит и пытаться» войти в «большое» музыкальное искусство. Такое представление о себе присутствовало не только у зрелых профессионалов старшего возраста, но даже у студентов-первокурсников консерватории, только лишь начинающих своё профессиональное становление! У 92% опрошенных обнаружена неадекватно заниженная самооценка своих способностей, потенций или профессиональных достижений.

В ходе аудиторной работы нам удалось поколебать у слушателей убеждённость в непререкаемости данных заниженных представлений о себе и своих возможностях и направить их сознание на формирование более продуктивной и эффективной ментальной позиции, используя знания, накопленные в рамках практической психологии. Для этого нами был разработан и внедрён в практику специализированный обучающий курс «Практическая психология для музыкантов», а также проведено экспериментальное исследование его эффективности. Теоретические основы курса опираются, в основном, на методологию психологии труда, музыкальной психологии и ряда направлений практической психологии.

 

 

Основные тематические разделы курса:

В 1 разделе «Музыкальная психология и психология музыканта» рассматриваются общие и специальные вопросы музыкальной деятельности, осуществляется постановка основных проблем в данной области знания. Даётся общая характеристика основных отраслей музыкальной психологии (психология музыкальных способностей, психология музыкального восприятия, психология музыкального творчества, психологические проблемы обучения музыке, социальная психология музыки, психология деятельности музыканта-профессионала, музыкальная психокоррекция и музыкотерапия)

2й раздел - «Деятельность музыканта-профессионала с позиций психологического профессиоведения». Здесь рассматриваются пути установления оптимального соответствия человека и требований профессии музыканта (профориентация и профконсультация, профотбор и расстановка кадров, профессиональная подготовка и адаптация, оптимизация условий и организации трудовых процессов). Даётся понятие об аналитической профессиограмме как методе системного анализа профессиональной деятельности. Рассматривается профессиограмма музыканта-исполнителя и музыканта-педагога, а также психограмма музыканта-профессионала как идеальный «психологический портрет» человека-музыканта. Отдельный тематический раздел посвящён «профессионализму» как системной организации сознания и психики человека. Даётся понятие о профессионализме и профессиональной пригодности, а также изучаются особенности структуры профессионализма музыканта.

3й раздел– «Профессиональная музыкальная деятельность как личностный феномен». Здесь рассматриваются требования к личностным качествам музыканта как к одному из условий успешности трудовой деятельности. Приводятся психологические типологии проблем человека-профессионала, указываются личностно-профессиональные проблемы музыканта. Рассматриваются функциональные состояния в трудовой деятельности музыканта, особенности проявлений утомления, стресса и выгорания у данной группы профессионалов. Особое место уделяется проблеме мотивации (стимулы и мотивы труда, классификация мотивов труда, концепции трудовой мотивации), а также удовлетворённости трудом как условию и важнейшему компоненту успешности профессиональной деятельности.

4й раздел посвящен «Становлению и развитию музыканта-профессионала». Рассматриваются стадии развития профессионала и профессиональные кризисы, а также особенности их протекания у профессиональных музыкантов (особенности возрастного развития музыканта-профессионала, проблемы ранней профессионализации, проблемы «периода оптации», проблема самостоятельности и осознанности выбора профессии музыканта, проблемы раннего «выгорания» музыканта-профессионала и др.). Изучаются вопросы планирования карьеры музыканта-профессионала в соответствии в общей типологией профессиональных карьер.

5й раздел – «Способности и индивидуальный стиль деятельности музыканта». В нём приводятся основные подходы к изучению музыкальных способностей (классификации способностей, структура музыкальных способностей, специфика музыкальных способностей как сложной динамической системы нескольких групп способностей). Рассматриваются проблемы диагностики и развития способностей (условия и методы диагностики, развития способностей, развитие способностей в условиях музыкальной деятельности, неспецифические подходы к активизации и развитию музыкальных способностей, внемузыкальные психологические факторы, влияющие на развитие музыкальных способностей). Даётся понятие индивидуального стиля деятельности (ИСД): структура ИСД музыканта-профессионала, способы формирования эффективного ИСД.

6й раздел, «Формы и методы психологической коррекции профессионального развития музыкантов», посвящен анализу основных этапов, а также конкретных приёмов и способов диагностики и коррекции личностно-профессиональных проблем музыкантов. Приводятся способы диагностики психологических предпосылок профессиональных проблем, а также предлагаются средства подробного изучения структуры профессионализма данного конкретного человека-музыканта, включая комплекс его музыкальных способностей. Рекомендации по коррекции профессиональных проблем основаны как на достижениях известных музыкантов-педагогов и психологов, так и на базовых методах практической психологии, адаптированных нами для нужд музыкантов-профессионалов (прежде всего, для педагогов музыкальных учебных заведений).

Оценка результативности курса проводилась по параметрам, связанным с изменением показателей профессиональной успешности и удовлетворенности трудом у музыкантов-профессионалов, прошедших полный курс объёмом не менее 40 часов, включающий методологические (обучающие) и практические (тренинговые) разделы. В полном объёме к настоящему времени курс освоили 26 человек.

Результаты участников занятий по обучающему курсу «Практическая психология для музыкантов» мы также сравнивали с результатами динамики показателей у участников только тренинговых групп и контрольной группы музыкантов, не принявших участие ни в тренинге, ни в полном обучающем курсе по Программе личностно-ориентированной коррекции профессионального развития музыкантов.

В экспериментальном исследовании использовался комплекс методических средств, включающий те же методы, которые были использованы ранее, при оценке эффективности «Музыкального тренинга личностной и творческой самореализации».

Данные сравнительного анализа убедительно иллюстрируют преимущество полного специализированного обучающего курса по практической психологии в процессе личностно-ориентированной коррекции профессионального развития музыкантов. По сравнению с участниками тренинговых групп, слушатели обучающего курса обнаруживают более качественные и стойкие изменения по всем группам показателей.

1) Улучшение общего самочувствия у слушателей обучающего курса приобретало более стойкий характер, так как целенаправленное формирование навыков саморегуляции позволило им не только «отслеживать» последствия внутренних изменений после воздействия тренинга или индивидуального сеанса саморегуляции, но и сознательно оказывать влияние на внешние и внутренние факторы изменения самочувствия. Поэтому стойкая тенденция к улучшению самочувствия обнаруживается только у слушателей обучающего курса (в отличие от участников тренинговых групп и контрольной группы).

2) Процесс и результаты формирования уверенности в себе у слушателей обучающего курса, в целом, не отличаются от участников тренинговых групп. Нами не были получены значимые различия по данному показателю ни в одной из позиций (показания «экспертов», экспериментатора и самих испытуемых). Возможно, наибольшее влияние на фактор уверенности в себе оказывает именно тренинговая работа, тем более что показатели двух вышеуказанных групп заметно в лучшую сторону отличаются от показателей контрольной группы. В контрольной группе нет значимых изменений по фактору уверенности.

3) Формирование и оптимизация навыков продуктивного общения у слушателей обучающего курса также носит наиболее целенаправленный и стойкий характер на фоне двух остальных групп. «Эксперты» отмечают, что у слушателей обучающих занятий усиливаются «гибкость» и «комфортность» в общении, спокойствие и толерантность в конфликтных ситуациях. Сами слушатели, прежде всего, отмечают оптимизацию навыков «сценического» (публичного) общения, а также не только формирование способности «хорошо держаться» на публике, но и получать удовольствие от данного рода деятельности.

4) Развитие способностей самовыражения у слушателей обучающего курса по отношению к участникам тренинговых групп не обнаружило заметных отличий. По-видимому, основной акцент на самовыражении сделан также в процессе тренинговых занятий, и обучающий курс не вносит особых дополнений в данный процесс.

5) Что касается формирования позитивной мотивации к своей профессиональной деятельности, то отличие слушателей обучающего курса от двух других групп наиболее заметное. Пожалуй, именно обучающий курс, объединяющий знания не только в области практической психологии, но и социальной, организационной психологии, психологии труда, менеджмента, психологии развития и ряда других отраслей, позволяет сформировать у слушателей-музыкантов продуктивную установку на процессы своего дальнейшего профессионального развития и пробудить позитивную мотивацию, несмотря на многие трудности, сопровождающие трудовую деятельность рядового музыканта-профессионала на современном этапе.

6) В результате, показатели «общей проблемности» (как средняя арифметическая оценка решения всего комплекса проблем) в «обучающей» группе также подвергаются наиболее существенным изменениям в лучшую сторону по сравнению с «тренинговой» и «контрольной» группами. Значимость различий p< 0.05.

Показатели стандартизированных диагностических методик также свидетельствуют о высокой результативности курса «Практическая психология для музыкантов». Мы обнаружили 1) значимое (p< 0.001) снижение уровня личностной тревожности с высокого до умеренного (в среднем с 52.2 до 34.4 баллов); 2) значимое (p< 0.001) снижение уровня ситуативной тревожности (в среднем с 43.6 до 31.5 баллов); 3) значимое (p< 0.01) улучшение общего состояния с умеренного до оптимального уровня (в среднем с 40.0 до 57.0 баллов); 4) значимое (p< 0.05) повышение общего уровня субъективного контроля в среднем на 1 стандартную единицу (с 3.92 до 6.78), а также уровня субъективного контроля по факторам «достижений», «неудач», «семейных отношений», «производственных отношений», «здоровья» и «межличностных отношений» (в среднем на 1 стандартную единицу с высоким уровнем значимости (от p< 0.05 до p< 0.001).

Значимость различий практически по всем тестовым показателям между обучающей и контрольной группами составляет от p< 0.05 до p< 0.001. Различия между обучающей и тренинговой группами не столь существенны. Они обнаруживаются лишь в области показателей уровня субъективного контроля (за исключением «семейных отношений», «здоровья» и «неудач») и личностной тревожности.

Проведённая работа также позволила получить данные, подтверждающие предположение о том, что личностные (в частности, характерологические) предпосылки играют важную роль при формировании и развитии основных музыкальных способностей и профессиональных навыков музыкантов. В частности, велика роль «установки на успех» в процессе формирования и развития карьеры музыканта-исполнителя и педагога, нередко подавляемая в условиях традиционного обучения музыканта в силу мифа об изначальной «генетической заданности» пределов развития его творческой самореализации.

Выявлены и обоснованы личностные (в частности, характерологические) предпосылки формирования и развития основных музыкальных способностей и профессиональных навыков музыканта-исполнителя. Особенность указанных предпосылок – возможность их формирования и коррекции на всех этапах развития профессионала, что существенно снижает риск профнепригодности или слабого профессионализма. Данное положение вносит вклад в методологию профессионального обучения музыкантов-исполнителей и расширяет представление о природе способностей и таланта музыканта.

Обоснована и экспериментально подтверждена зависимость целого ряда компонентов профессионализма музыканта-исполнителя от «физической динамики структуры характера» (термин А.Лоуэна). Пределы развития чувства ритма, а также вокальной или инструментальной исполнительской техники могут существенно расшириться при снятии характерологического «мышечного панциря» (термин В.Райха), т.е. проработке личностных характерологических проблем, проецирующихся на телесные структуры и функции.

Получены данные о том, что пределы развития музыкальности и ряда качеств музыкального слуха зависят от проработки детских «аффективных комплексов», снятия внутренних эмоциональных барьеров и повышения общей сензитивности личности, происходящих в ходе специальной психокоррекционной работы, основанной на принципах личностно-ориентированной психотерапии и психокоррекции.

Предложены неспецифические для музыкальной практики и обучения психокоррекционные подходы и методы, способствующие формированию личностных предпосылок для развития основных музыкальных способностей и навыков. Овладение основами данных методов существенно расширяет методический инструментарий музыкантов-педагогов.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Ольга Лучинина – кандидат психологических наук, доцент по кафедре психологии, профессор Российской академии естествознания. Включена в биографические справочники «Who's Who in the World» (США, 2000, 2001 гг.), «Outstanding people of the 20th Century» (Великобритания, 2000 г.), «Учёные России» (Москва: Академия Естествознания, 2005). В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (на материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей)» на кафедре Психологии труда, инженерной психологии психологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. О. Лучинина является автором методики «Личностно-ориентированной музыкальной психотерапии», апробированной в Астрахани и астраханской области, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Сьене (Италия). Область научных интересов: музыкальная психотерапия; психология труда и организационная психология; телесно-ориентированная психотерапия; разработка индивидуальных программ семинаров и тренингов личностной, творческой и профессиональной самореализации для специалистов различных профилей. В настоящее время О. Лучинина преподаёт в Астраханской государственной консерватории.

 

Елена Винокурова – доцент кафедры специального фортепиано Астраханской государственной консерватории. Ведёт класс специального фортепиано, методику и педагогическую практику. Включена в биографический справочник «Who's Who in the World» (США, 2004 г.). Имеет почётное звание «Заслуженный работник высшей школы». Область научных интересов – методика преподавания фортепиано, музыкальная психология и педагогика, воспитание личности музыканта-исполнителя. Является автором спецкурса «Проблемы современного фортепианного искусства». В течение всех лет работы в Астрахани Е. Винокурова проводит интенсивную методическую деятельность в музыкальном училище, музыкальных школах и школах искусств города и области, являясь одним из ведущих методистов города. Она постоянно участвует в педагогических конференциях для музыкантов-педагогов, читает лекции, проводит открытые уроки и консультации, ведёт занятия на курсах повышения квалификации педагогов музыкальных школ и школ искусств. По приглашению республиканских методических кабинетов читала циклы лекций по методике для педагогов детских музыкальных школ в Элисте, Нальчике, Махачкале, Грозном, Дербенте, Владикавказе. Проводила мастер-класс в музыкальном училище Пензы в 1994 и 2000 годах.

Связаться с авторами можно по адресу e-mail: [email protected].

 


[1] Эксперимент проходил в рамках диссертационного исследования О.А. Блиновой (Лучининой) «Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (на материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей)», выполненного на кафедре Психологии труда, инженерной психологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова в 2002 году под руководством А.Б. Леоновой.

[2] Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в 2004-2005 гг. (Проект «Программа личностно-ориентированной коррекции профессионального развития музыкантов» № 04-06-31002а/ю). Исполнители проекта – О.А. Блинова (Лучинина) и Е.С. Винокурова.

 

[3] Об этом см. напр.: Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001; Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001; Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979; Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1999; Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998; Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

 

[4] Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – С 289.

[5] Об этом см. напр.: Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997; Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М., 2000; Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: МГУ, 1993; Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. – Л.: Советский композитор, 1963

[6] Баскаков В. Танатотерапия – искусство жизни. - М., 1996. – С.36.

[7] Хрестоматия по телесно – ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю. Баскаков. - М., 1992. – С.8.

[8] Бодалев А.А. О месте и роли отношения в гуманистическом воспитании// Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Междунар. науч.-практич. конф., Москва, апр. 1993.- М., 1993; Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987; Колмогорцева Е.Б. Личность учителя и её влияние на самооценку учащихся// Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1986.

[9] Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Рус.яз., 1992. – С.231.

[10] Тридцать три ответа на тридцать три вопроса (диалог стажеров и сотрудников Центра интенсивного обучения иностранным языкам при МГУ). – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С.22-39.

[11] Тридцать три ответа на тридцать три вопроса (диалог стажеров и сотрудников Центра интенсивного обучения иностранным языкам при МГУ). – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С.179.

[12] Об этом см. напр.: Григорьева Т.Г., Лимская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: метод. пособие для преподавателей. – Новосибирск, 1997; Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. – 2000.-т.21.-№6. – С.57-65; Родионов В. Психологическое здоровье педагогов: сценарий – план проведения психолого-педагогической студии// Школьный психолог. – 2000. - №19. – С.20; Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей// Педагогика. – 2000.- №7.- С.58-64.

[13] Функциональное состояние человека – интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой деятельности и задействованных в её реализации систем по критериям надёжности и внутренней цены деятельности. … в эргономике, психологии труда и инженерной психологии Ф.с. анализируется на уровне работающего человека. (Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. - С. 408)

[14] Блинова (Лучинина) О.А. Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (на материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей): Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2002

[15] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1996. – С.12-15

[16] Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. - М.: Музыка, 1984. - С. 13

[17] Г-н Журден: Что? Когда я говорю: «Николь! Принеси мне туфли и ночной колпак», это – проза?

Учитель философии: Да, сударь

Г-н Журден: Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой

(Ж-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»)

 

[18] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – С. 330.

[19] Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. «О формировании личности молодого исполнителя» (с.195 – 206) и «Еще раз о воспитании молодых исполнителей» (с.206 – 216).

[20] Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993

[21] Коган Г. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Советский композитор, 1961

[22] Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001

[23] Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1968

[24] Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. – М.: Сов. Композитор, 1988

[25] С. Савшинский. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961. – С.17-18.

 

[26] Д.А. Рабинович. Владимир Горовиц и русская пианистическая традиция.// Исполнитель и стиль. Избранные статьи. Выпуск 2. Критико-публицистические этюды. М.: Сов. композитор, 1981. - С.213.

[27] А. Вицинский. Беседы с пианистами. М.: Классика - XXI, 2004. С. 12.

[28] С. Савшинский. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961. – С.17

[29] Об этом см. напр. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1999

[30] Бенедиктов С.Б. Две проблемы воспитывающего обучения в консерватории// Тезисы научно-практической конференции по проблемам воспитания и обучения педагога-музыканта. - Тбилиси, 1980. – С.30-33

[31] В.С. Лукина. Исследование мотивации профессионального развития// Вопросы психологии 2004. - №5. - С.25-32.

[32] В.С. Лукина. Исследование мотивации профессионального развития… С.28.

[33] В.С. Лукина. Исследование мотивации профессионального развития… С. 29.

[34] Эти вопросы рассматривались в ряде докладов на конференции в Тбилиси. С.Б. Бенедиктов. Две проблемы воспитывающего обучения в консерватории. А. Л. Готсдинер. Роль психологических знаний в деятельности музыканта-педагога. Тезисы научно-практической конференции по проблемам воспитания и обучения педагога-музыканта (5-10 апреля 1980 г.) Тбилиси, 1980.

 

[35] Г. Цыпин. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: Советский композитор, 1988. – С. 124.

[36] Там же. С.128.

[37] Г. Цыпин. Музыкант и его работа… С.249-251

[38] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997. - С.267.

[39] Савшинский С. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961. – С. 112.

[40]Автор типологии – Е. Милерян, приводится по изданию: Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979

[41] Волнение-подъем и волнение-паника - термины П.М. Якобсона

[42] Коган Г. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Советский композитор, 1961.С.64

[43] Савшинский С. Пианист и его работа… С.113.

[44] Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца. – Тбилиси: «Мецнеиреба», 1985. С.119-120

[45] А. Вицинский. Беседы с пианистами. М.: Классика - XXI, 2004. С.87.

[46] Коган Г. У врат мастерства… С 146.

[47] В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Учебное пособие для вузов. М., Владос, 2001.С.181

[48] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997. С.263-265

[49] В.Н. Мясищев предложил называть такое состояние «дидактогения».

[50] Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца… С 113

[51] Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца… С 120

[52] Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца… С 113 - 114

[53] Г. Цыпин. Музыкант и его работа… С.56

[54] Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Классика – XXI, 2004. С.24

[55] Г. Коган. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Советский композитор, 1961. С.176-182

[56] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997. С.267

[57] Г. Коган. У врат мастерства… С.175.

[58] Коган. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. С. 184Ю

[59] Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца… С.124

[60] Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца… С.126.

[61] Среди музыкантов есть анекдот следующего содержания. На крупном международном конкурсе председатель жюри (назовите любого выдающегося пианиста, скрипача или вокалиста) перед началом прослушиваний 1 тура спрашивает: «Будем слушать или сразу места распределим? ». Наверно что-то реальное в этом анекдоте отражено.

[62] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. С. 262-263

[63] Одна из участниц наших занятий обнаружила, что её склонность «всегда учитывать интересы окружающих» оказалась чуть ли не основным препятствием для реализации собственных профессиональных интересов и интересов её учеников.

[64] Кирнарская Д.К. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век, 2004

[65] Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 368.

[66] А. Бирмак. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы.

Издательство «Музыка», М., 1973. С.51.

[67] А. Бирмак. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы.

Издательство «Музыка», М., 1973. С.116-117.

 

[68] Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 135.

[69] Смирнова Т. Учебное пособие «Allegro». Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001

[70] Смирнова Т. Учебное пособие «Allegro»... С.19

[71] По вопросам оптимизации функциональных состояний см. напр.: Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. - Л., 1977; Гиссен Л.Д. Психорегулирующая тренировка. - М., 1970; Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001; Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984; Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. - М.: изд. МГУ, 1987; Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001; Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. В.С. Лобзина. Л., 1980 и др.

[72] Об этом см. напр. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997; Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей// Психологическая саморегуляция. – Алма-Ата, 1973; Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. – Л.: Советский композитор, 1963

[73] Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности… С. 286.

[74] Там же. С.288.

[75] Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности// Проблемы высшего музыкального образования. –М., 1975. С. 307.

[76] По этому поводу см. Готвальд Ф.-Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация: Пер. с нем. – М.: СП «Интерэксперт», 1992; Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1993 и другие издания.

[77] Можно воспользоваться материалом, изложенным, в частности, в изданиях: Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI, 2001; Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и методы её совершенствования. Л.: «Музыка», 1969; Чистякова М. Психогимнастика. - М., 1990; Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1978

[78] Г. Кеетман. Элементарное музыкальное воспитание // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1978. С. 155.

[79] Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – 2-е изд. Л.: Музыка, 1985

[80] Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков… С.3.

[81] Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и методы её совершенствования. Л.: «Музыка», 1969. С. 100.

[82] Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Классика – XXI, 2004. С. 27.

[83] Смирнова Т. Учебное пособие «Allegro». Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001

[84] Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и методы её совершенствования… С. 39.

[85] Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике… С.25-27.

[86] Методика была разработана О. Блиновой (Лучининой) в 1992-95 гг., защищена в рамках кандидатской диссертации по психологии в 2002 году. В 2004-2005 гг. методика была адаптирована специально для работы с музыкантами-профессионалами и прошла апробацию в рамках Проекта «Программа личностно-ориентированной коррекции профессионального развития музыкантов» (Работа выполнена О. Блиновой (Лучининой) и Е. Винокуровой при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 04-06-31002а/ю)

[87] Смирнова Т. Учебное пособие «Allegro». Методическая часть: Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». М., 2001.

[88] Из отзывов о методике. Цит. по Смирнова Т. Учебное пособие «Allegro»… С. 7-8

[89] Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музгиз, 1965

[90] Волчек О.Д. Значение доминирующей частоты речи и музыки: Автореф. дис.... канд. психол наук- Л., 1986. – С.1.

[91] Там же. – С.6.

[92] Об этом см. работы М.П. Блиновой, Э. Жак-Далькроза, Б.М. Теплова, Р. Пирсона и др. авторов.

[93] Бурангулов Р.Г., Шаймухаметова Л.Н. Музыка, инфразвук и медицина// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике.- Казань, 1988. – С.61.

[94] Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – С. 172.

 

[95] Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Серия «Панацея».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

[96] Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993. – С.166 – 172.

[97] Шошина Ж. О музыкальной терапии// Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. – С.219.

 

[98] Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993.

[99] Об этом см. напр. Гольдварг И.А. Музыка на производстве. - Пермь, 1971; Гольдварг И.А. Функциональная музыка (Опыт внедрения музыки на Пермском телефонном заводе). – Пермь, 1968; Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987; Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984; Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. - М.: изд. МГУ, 1987.

 

[100] Зорин С.М. Управляемая аудиовизуальная среда – инструмент преподавателя// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988.-С.63-66

[101] Голубов И.В. Цветоритмическое воздействие и музыка в суггестивной педагогике// Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка». – Тез. докл. – Казань, 1979.- С.164

[102] Медведева Н.Н. Какова роль музыки в интенсивном обучении иностранным языкам// 33 ответа на 33 вопроса (диалог стажеров и сотрудников Центра интенсивного обучения иностранным языкам при МГУ). – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С.184-185.

[103] Там же. С.184-192.

[104] Марголин В.Н., Пиунова Н.А. Использование цветомузыки в системе эмоционально-волевого тренинга «ЛАВР»// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988.- С.58-60

[105] Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Композитор, 1997. – С.17.

[106] Мы использовали Сочинения


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь