Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности политической культуры в современной России
. Специфика современной политической культуры России
политический культура социализация
Политическую культуру России на современном этапе характеризует ряд особенностей. Применительно к массовому сознанию -- приоритет аффективной сферы над рациональной, катастрофизм как естественная реакция на кардинальную смену системы и общественные катаклизмы, правовой нигилизм; в политическом поведении населения -- отсутствие базового консенсуса, низкая толерантность, перманентная фрагментарность, крайняя гетерогенность, то есть разнородность.
Новой эту политическую культуру можно назвать потому, что она начала формироваться сравнительно недавно, двадцать лет назад после распада СССР. Ломка политической системы и политической культуры происходила в несколько этапов: провал военного путча и победа антикоммунистических сил в августе 1991 г., развал Советского Союза в декабре 1991 г., начало реформ в экономике и небывалое падение жизненного уровня большинства людей на фоне стремительного обогащения узкого слоя «новых русских», рост сепаратистских настроений внутри России, схватка за власть между президентом Ельциным и Верховным Советом, закончившаяся вооруженной ликвидацией последнего в октябре 1993 г., принятие новой Конституции и победа на первых выборах в Государственную думу националистов во главе с Жириновским в декабре того же года, первая чеченская война 1994-1996 гг., переизбрание Ельцина на выборах 1996 г. при широкой поддержке населением его главного оппонента, лидера победившей на парламентских выборах 1995 г. КПРФ Зюганова, глубокий финансовый кризис 1998 г., начало новой чеченской войны в августе 1999 г.
В результате общество оказалось перед выбором демократической или авторитарной политической культуры. Правление Б. Ельцина продемонстрировало яркое стремление к первому пути, но итоги политических реформ, их незавершенность не устраивали большую честь населения. С приходом к власти В. Путина, а затем и Д. Медведева наметился обратный процесс, при этом общество находится в состоянии постоянной биполярности, разрозненности. В России своеобразие ситуации состоит в том, что уровень противостояния политических субкультур здесь крайне высок. Это обстоятельство дает основание некоторым политологам (А. Соловьев) говорить о «внутреннем расколе» политической культуры современной России, противоречивости ее сегментов и наличие фрагментированной модели политической культуры.
Специфика также заключается в том, что противостояние субкультур - историческая традиция в политической культуре России еще со времен крещения Руси (язычники - христиане, старообрядцы - приверженцы новой веры, западники - славянофилы, православные - иноверцы). В настоящее время имеют место кардинальные различия в массовом сознании, поведении избирателей национальных анклавов, Юга, Центра России. Это дает основание исследователям делить российское электоральное пространство на неконкурентные регионы с элементами авторитарной политической системы и демократические, демонстрирующие живой политический процесс реальным соперничеством двух или более кандидатов. Среди недемократических регионов выделяются «заповедники» советской модели голосования со значительными ресурсами управляемого электората, отсутствием реального соперничества между кандидатами, ограниченным выбором (преимущественно национальные субъекты Российской Федерации - Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Чеченская Республика, Мордовия). Другую группу составляют регионы, формально принадлежащие к демократическим, но отличающиеся засильем местного лидера, номенклатурной элиты, отсутствием реальной оппозиции, способной привести к смене здесь власти (Саратовская, Московская области).
При этом уровень демократизации региона очень сильно обусловлен его экономическим положением. Кризисная экономическая конъюнктура создавала почву для воспроизводства в массовом сознании традиционных ценностей, которые брали верх над демократическими (коллективизм, усиление этатистских настроений, персонификация, централизация власти).
Государство, как еще один важный фактор влияния на политическую культуру в РФ придерживается позиций строгого этатизма, то есть доминирования над обществом. Не находящиеся при власти политические партии и общественные организации оказались достаточно слабыми без четких идеологических установок, потому в меньшей мере влияют на процесс формирования политической культуры. Средства массовой информации, как и в советский период, отражают преимущественно прогосударственные правящие взгляды. Среди внешних факторов формирования политической культуры можно отметить геополитическое положение России и историческое развитие государства, включающее набор определенных черт в политической культуре: поиск врагов, социально-политическая пассивность населения, сильная вера в харизматического авторитарного лидера с одновременной нетерпимостью и недоверием к власти.
Главными направлениями формирования российским государством политической культуры стали глобализация и модернизация политической жизни. Глобализация оказывается чрезвычайно сложным и многоплановым процессом. Меняется сам характер глобальности по мере нарастания целостности мирового социума, сокращается разрыв между его авангардом и остальными частями. В такой ситуации возникают прогнозы, согласно которым национальная политика и, тем более, национальная политическая культура перестанут существовать, уступив место чему-то унифицированному или универсализированному.
Особое место занимает и модернизация. В каждом обществе процесс модернизации сложен и многомерен. Модернизация, как правило, проявляется сначала в увеличении производительности труда как прямом следствии внедрения новых технологий и в более эффективной мобилизации трудовых, финансовых и земельных ресурсов. В реформируемой России, однако, не очень заметны успехи на этом направлении.
Быстро увеличивающееся социальное неравенство, рост безработицы, преступности, увеличение смертности, сокращение рождаемости, уменьшение реальной продолжительности жизни, деградация системы здравоохранения, сокращение ВВП на душу населения - называют социальной ценой посткоммунистической модернизации. С большинством подобных последствий столкнулись все бывшие социалистические государства. Россия не оказалась исключением, но в отличие от центрально-европейских стран, социальная цена реформ здесь оказалась выше.
Значит, в России сформировалась смешанная политическая культура, а в системе политических выборов преобладает экономический аспект. При этом западные модели и ценности политической культуры только декларируются, но не воплощаются в жизнь, на практике же более популярны традиционные политические взгляды и мифы с авторитарным уклоном. Некоторые исследователи рассматривают политико-культурную ситуацию в современной России как «конфликт демократической формы и авторитарного содержания». Сосуществование их приводит к утверждению на российской почве «управляемой демократии» как некоей «совершенной политической системы», сочетающей авторитарный и демократический элементы. От их соотношения во многом зависят внутрироссийские перспективы развития политической культуры.
2. Основные проблемы построения новой политической культуры
Таким образом, изучая выше указанные материалы, мы можем прийти к выводу, что в новой политической культуре РФ наметился ряд актуальных проблем. Во-первых, многочисленные политические субкультуры современной России никак не могут прийти к согласию или полному консенсусу относительно базовых политических ценностей, идеалов и целей всего общества. И главной причиной данной тенденции является возраст представителей этих политических субкультур. Различные группы населения формировались в разных историко-политических и социально-экономических условиях, обусловив тем самым нынешнюю ситуацию в обществе. Эта ситуация характеризуется тем, что представители старшего поколения отдают свои предпочтения как к материальным, так и к социалистическим ценностям. Тогда как представители среднего поколения, также учитывая приоритет материальных ценностей, вместе с тем имеют неоднозначное отношение к социалистическому прошлому. Более сложная ситуация с молодым поколением, представители которого, не отказываясь от материальных благ, одновременно немаловажное значение отдают нематериальным ценностям (принципу свободы слова, индивидуализму, возможности самореализации и так далее). Такая разобщенность во взглядах, по сути дела, формирует повышенную конфликтность и социальную напряженность, обусловливающие, в свою очередь, политическую нестабильность в обществе.
Во-вторых, помимо конфликта различных политических субкультур можно также с уверенностью говорить о том, что в современных условиях в России ведется иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических тенденций (по линиям: демократизм-авторитаризм, централизация-регионализация), а в различных политических движениях, организациях продолжает играть существенную роль своеобразный культурной борьбы, которая была присуща советскому тоталитарному прошлому. С одной стороны, такая конфликтность является закономерностью, потому что процессы перестройки сознания, ценностных ориентаций, стандартов политического поведения не только отличаются наибольшим консерватизмом, но и при этом они постепенно развиваются через механизмы смены поколений, а, с другой стороны, совершенно очевидно, что раскол в российском обществе до сих пор не преодолен.
В-третьих, политическая культура современной России характеризуется крайне низкой степенью доверия населения к государственным институтам власти. На такое отношение граждан к властным структурам в нашей стране огромное влияние оказывает длительное отчуждение населения от властных ресурсов, вообще, от процесса принятия политических решений, а также так называемая псевдореальная активность граждан. Иначе говоря, все это можно объединить в одну причину: нашей стране свойственна низкая степень участия населения в институтах гражданского общества. Эти пробелы, как правило, замещались сильными эмоциями на стачках, митингах и съездах.
В-четвертых, в современном российском обществе отсутствуют фундаментальные и общепринятые политические ценности, а, следовательно, и единая (стандартная) модель политической социализации, основной задачей которой является формирование устойчивых ценностных воззрений и взглядов, а также самостоятельного и ответственного субъекта политики на основе свободного выбора им политических ориентиров. Иначе говоря, политическая социализация должна не только воспроизводить фундаментальные и общепринятые политические ценности, но и транслировать их большинству населения. Сегодня отсутствие единой модели политической социализации чаще всего списывают на переходный период, который переживает вся страна и на процессы постепенной смены поколений. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы