Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие экономических отношений и культуры.



Понятие экономических отношений и культуры.

1. 1. 1. Экономические отношения — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

/. 1. 2. Понятие культуры.

Слово " культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современной науке слово " культура" используется в трех ос­новных значениях:

1. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс,
в ходе которого происходит преобразование природы, материальной
среды и самого человека.

2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного произ­
водства, связанная с непосредственным воздействием на человека.

3. В отраслевом смысле — как отрасль национальной экономя-
ки1.

В настоящем пособии имеется в виду, главным образом, третье, отраслевое измерение этого понятия.

1. 1. 3. Взаимное влияние экономики и культуры.

Развитие экономики определяет уровень финансового и матери­ально-технического обеспечения культуры.

Культура влияет на экономику через совершенствование интеллек­туального и образовательного потенциала людей, занятых в сфере ма­териального производства.

Основные направления становления науки об экономике культуры.

/. 4. 1. Политико-экономическое — обосновывается возмож­ность существования в культуре экономических отношений. Рассмат­риваются сущностные характеристики этой сферы.

Достоинство — высокий теоретический уровень.

Недостаток — особенности функционирования сферы культуры выявляются на абстрактном уровне, недостаточная конкретизация рас­сматриваемых проблем.

1. 4. 2. Прикладное — основное внимание сосредоточено на ре­шении проблем совершенствования управления, хозяйственного меха­низма сферы и организаций культуры.

Достоинство — конкретность, учет отраслевой специфики, по­вышение действенности экономических рычагов управления.


Недостатки:

— недостаточная ориентированность на социально-культурные ре­
зультаты. Разрыв между определением целей и задач организаций куль­
туры и организационно-экономическими механизмами их деятельности;

— отсутствие взаимосвязи отдельных экономических рычагов
управления, в результате чего возникает их несогласованность и опре­
деленная противоречивость.

1. 4. 3. Междисциплинарное (на стыке дисциплин) — опирается на достижения других научных дисциплин, изучающих функциониро­вание сферы культуры.

Достоинство: обогащение теоретических основ экономики куль­туры, расширение ее социальных горизонтов, возможность учитывать социально-культурные аспекты функционирования культуры.

Недостаток: эклектичность во взаимодействии смежных дисцип­лин, несформировашюсть единого категориального аппарата, различ­ная трактовка категорий, используемых для описания процессов в культуре. Классическим примером может служить сам подход к поня­тию культуры (в частности, в культурологии и экономике культуры)3.

В настоящее время при формировании системы научных знаний об экономических отношениях в культуре наметилась тенденция к слиянию названных направлений:

— повышается теоретический уровень проводимых исследований;

— усиливается их практическая направленность;

— учитываются достижения других, смежных научных дисциплин.
Особо следует подчеркнуть взаимосвязь экономических, социально-
психологических и правовых оснований культурной деятельности.

Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

2.1.1. Место сферы культуры в национальном хозяйстве.

Схема №1

Национальное хозяйство

Социальная сфера
Здравоохранение

Сфера материаль­ного производства

Промышленность

Образование

Сельское хозяйство

Транспорт и связь

Культура

Строительство и др.

Наука и научное обслуживание и др.

Обособление видов культурной деятельности в качестве сферы культуры связано с характером выполняемых ими функций.

Сфера культуры осуществляет преимущественно социальные функции: интегративную, воспитательную, образовательную, просвети­тельную, эстетическую, аккумулятивную, коммуникативную, информа­ционную, развлекательную, идеологическую и др.


4 Для решения практических задач в России в качестве национальной отраслевой классификации все еще используется принятый в 1976 г. Общесоюзный классификатор 'Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). К сожалению, группа отраслей, не входящих в сферу материального производства, по-прежнему именуется в нем непроизводственной сферой. Тем самым делается акцент на то, что в этой сфере не создаются материальные блага и затушевывается социальная значимость результатов труда.


2.1.2. Понятие и состав сферы культуры.

Содержание понятия " сфера культуры" нельзя считать устоявшим­ся. Однако в любом случае это понятие является собирательным.

Виды деятельности, включаемые в сферу культуры, специалисты подразделяют на четыре большие группы:

1. Художественное творчество.
Литературное творчество.
Изобразительное и прикладное искусство.
Исполнительское искусство.

2. Сохранение культурного наследия.

Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры.

Музейное дело. Архивное дело. Библиотечное дело.

3. Клубная и развлекательная деятельность.
Клубная деятельность.
Аттракционы.

Шоу-бизнес. Казино.

4. Массовое создание и распространение культурных благ.
Пресса.

Книгоиздание.

Производство аудиовизуальной продукции:

— кинематограф;

— производство видеопродукции;

— производство аудиопродукции.
Радио.

Телевидение.

Интернет5.

Сфера культуры включает несколько отраслевых систем В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы- " культура и искусство" и " средства массовой информации" (СМИ), объединяющие прессу, радио, телевидение Ин­тернет и т.п.


В данном учебном пособии экономические закономерности, дей­ствующие в сфере культуры, будут рассматриваться на примере отрас­ли " культура и искусство".

22. Понятие, структура и границы отрасли " культура и искус­ство".

2.2.1. Понятие отрасли " культура и искусство".

Отрасль традиционно определяется как совокупность организа­ций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или оказывающих однородные услуги непромышленного характера, и соот­ветствующих органов управления.

Под отраслью " культура и искусство" понимают совокупность ор­ганизаций, основная деятельность которых связана с сохранением, соз­данием, распространением и представлением культурных благ и ценно­стей, а также органов управления культуры6.

Отрасль " культура и искусство" имеет внеэкономические, соци­ально-культурные цели, но это не умаляет значения действующих здесь экономических механизмов.

2.2.2. Структура отрасли " культура и искусство".
Основное звено отрасли " культура и искусство" — организации

культуры и искусства (далее — организации культуры).

Организация культуры — организация, основная деятельность ко­торой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

1 К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концерт­ные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха, (город­ские сады), зоопарки (зоосады) и т.д.

Функции отраслевого управления осуществляют следующие орга­ны исполнительной власти:

— на федеральном уровне — Министерство культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации (до 2004 г. Министерство куль­
туры Российской Федерации);

— на региональном уровне — управления, комитеты, департамен­
ты, министерства культуры субъектов РФ;


 


См. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М., 2003. С. 144-146


6 Ряд исследователей включает в понятие отрасли " культура и искусство" не только совокупность организаций, но и лиц, осуществляющих культурную деятельность.


— на муниципальном уровне — отделы, управления, комитеты, департаменты культуры администраций муниципальных образований.

В условиях децентрализации системы управления органы управле­ния культуры на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим само­стоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культуры разных уровней.

Отрасль " культура и искусство" имеет экономические и админист­ративные (или организационные) границы.

2.2.3. Экономические границы отрасли " культура и искусство".

Экономические границы отрасли определяются характером вы­полняемых функций.

Отрасль " культура и искусство" состоит из двух крупных блоков: " организации культуры" и " организации искусства". Они имеют общие цели, однородные принципы деятельности и единообразный хозяйст­венной механизм, однако отличаются друг от друга составом решаемых задач, техническими средствами и методическими приемами.

К организациям культуры относятся библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и др.

В блок " организации искусства" входят театры, кинотеатры, цир­ки, концертные организации и коллективы, другие зрелищные органи­зации и учреждения искусств.

2.2.4. Административные границы отрасли " культура и ис­кусство".

Административные границы отрасли определяются ведомственной принадлежностью к тому или иному органу управления независимо от характера выполняемых организациями функций.

Административные границы отрасли отражают экономические границы, но не совпадают с ними. Эти границы подвижны и связаны с административными реформами, проводимыми в стране.

В настоящее время основным федеральным органом управления отраслью " культура и искусство" является Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В систему Минкультуры РФ входит три крупных подразделения:

— организации культуры;

— организации искусства;


— учебные заведения культуры и искусств (ВУЗы, ССУЗы, дет­
ские школы искусств).

В его административное подчинение введены также телевидение, радио, пресса, книгоиздательское дело, архивное дело.

Помимо этого к системе Минкультуры относятся памятники исто­рии и культуры, соответствующие промышленные, реставрационные, строительные, транспортные организации, научные и информационные даституты и центры и др.

В то же время часть организаций культуры не включается в сис­тему Минкультуры РФ. К ним относятся организации культуры, кото­рые находятся в ведении:

— Администрации Президента РФ, других Министерств и ве­
домств (Министерства образования и науки. Министерства обороны,
Министерства внутренних дел и др.);

» — общественных организаций — творческих союзов, профсою­зов, различных обществ (ДОСААФ, Всероссийского общества " Зна-ние", Всероссийского музыкального общества и т.д.); а также органи­зации, созданные (учрежденные) другими юридическими и физиче­скими лицами.

2.2.5 Отраслевая характеристика организаций культуры. J Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учеб-яые, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализирован­ное, предназначенные для обслуживания определенных категорий на­селения.

X i Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются на Дворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социо-кудьтурные комплексы, центры досуга и т.п.

Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, ес­тественно-научные, художественные и т.п.

Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, Драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)

В состав концертных организаций входят филармонии, самостоя­тельные концертные залы (ГЦКЗ 'Россия", Большой концертный зал " Октябрьский" в Санкт-Петербурге и др.); концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.


Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармо­ническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы.

Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зоопирки, группы " Цирк на сцене".

В системе Минкультуры РФ подавляющее большинство цирков входят в состав Российской Государственной цирковой компании " Рос-госцирк".

Театры, концертные организации и коллективы, цирки образуют группу организаций исполнительских искусствОИИ (в более ран­ней терминологии — театрально-зрелищные предприятия ТЗП).

Каждая организация культуры играет свою особую роль и занима­ет определенное место в отрасли. Значение и функции организаций культуры меняются под воздействием общественных отношений.

В 2002 году, в Российской Федерации насчитывалось 115 тысяч организаций культуры и учебных заведений культуры и искусств. (См. Таблицу №1)

Таблица №1. Сеть организаций культуры и учебных заведений

культуры и искусств в 2002 году 7

№ П. Виды организаций культуры и учебных заведений культуры и Число организаций
п искусств Всех ве­домств Системы Минкультуры России
1. Клубные учреждения, тыс. ед. 54, 2 52, 1
2. Библиотеки, тыс. ед. 51, 0 49, 0
3. Музеи, ед. 2 189 2 102
4. Парки культуры и отдыха, ед.  
5. Зоопарки, ед.  
6. Театры, ед.

7 Источник: данные отраслевой статистики.


 

7. Концертные организации и самостоятельные коллективы, ед.  
8. Цирки, ед.  
9. ВУЗы, ед.  
10. ССузы, ед  
11. Детские школы искусств, ед.  

23. Принципы и факторы размещения организаций культуры.

Социально-экономическое значение рационального и продуманно­го размещения организаций кулыуры. Формирование культурной среды регионов.

,.„ 2.3.1. Главные принципы размещения организаций культуры. , (| Главными принципами размещения являются: | — соблюдение оптимальных пропорций между развитием объек-

промышленности и социально-культурного комплекса;

— обеспечение максимальной доступности культурных благ для
селения;

— выравнивание уровней обеспеченности организациями культу-
i по регионам, включая равноправное развитие национальных культур.

Шумпетером.


Творческие ресурсы: творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ, культурное наследие, традиции. Уникальный, " стра­тегический" характер творческих ресурсов. Их воздействие на эмоцио­нальное состояние человека.

Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецен­зии в СМИ, афиши, буклеты и др. Предпосылки к созданию единого информационного пространства. Использование электронных инфор­мационных ресурсов, в частности, Интернета.

Правовые ресурсы — совокупность законодательных и иных нор­мативных правовых актов, включающая:

— международные акты;

— Конституцию Российской Федерации;

— федеральные конституционные законы;

— федеральные законы (общие и специальные);

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— акты федеральных органов исполнительной власти (мини­
стерств, госкомитетов и т. п.);

— конституции (уставы), законы и иные нормативные право­
вые акты субъектов РФ;

— акты органов местного самоуправления;

— учредительные документы и локальные нормативные акты
организаций.

Специфика места возникает из-за разницы культурных потенциа­лов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения и т. п.

Ресурсы публичности обеспечивают актуализацию культурного на­следия, опыта, ценностей. Значение PR-технологий для создания имиджа субъектов культурной деятельности.

Ресурсы творческого производства находятся между собой в оп­ределенном количественном и качественном соотношении. На совре­менном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных огра­ниченных экономических к синергетическим, саморасширяющимся ре­сурсам (информация, право, публичность, специфика места).


: 33. Информационное обеспечение культурной деятельности.

3.3.1. Основные методы сбора информации:

— статистический учет (статистическое наблюдение, едино­
временные статистические исследования);

— бухгалтерский учет;

— социологические исследования (опросы, интервью и др.)

— изучение материальных носителей творческой информации.

3.3.2. Специфика методов сбора информации.

Каждый из методов имеет свою область применения, состав пока­зателей и т.д.

Регулярное статистическое наблюдение оперирует данными о развитии культуры, которые:

— минимальны по своему числу;

•< -' — сохраняют относительную преемственность во времени по составу;

' — просты по способу нахождения значений показателей;

й — отражают утвержденные на государственном уровне приори-%ты в культуре;

— отражают информационные интересы всех субъектов полу-
Кейия информации;

" й — определены в соответствии с полномочиями ведомств как Статистических, так и культуры;

— в межведомственном плане согласованы между собой, со­
поставимы и взаимозаменяемы;

т — не противоречат международным стандартам.

Единовременные статистические исследования позволяют судить о таких показателях развития культуры, которые: 1 — разнообразны по способу нахождения значений;

— предоставляют информацию о явлениях, ранее неизвестных
в сфере культуры;

— дополняют традиционные статистические показатели в тех
аспектах, где последние дают общую информацию;

— отражают исследовательские и прогностические интересы
субъектов получения информации.

Бухгалтерский учет предоставляет данные о таких показателях развития культуры, которые:

— дают наиболее полную и достоверную информацию о хозяй­
ственной деятельности и финансовом состоянии изучаемого объекта;


— обеспечивают учет и контроль за наличием и движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов по единой методике для всех организаций независимо от форм собственности, организаци­онно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

Социологические исследования ориентированы на изучение куль­турных запросов, предпочтений индивида, уровня и форм его приоб­щения к культурной деятельности. Целью социологических исследова­ний в культуре является выявление отношения различных социально-культурных групп населения к культурным ценностям и благам.

3.3.3. Мониторинг сферы культуры.

Преобладание статистических методов наблюдения за процессами, происходящими в культуре. Разрозненность, обособленность имеющих­ся методов сбора информации.

Необходимость создания новой информационной системы — мо­ниторинга.

Мониторинг сферы культуры — процесс постоянного непрерыв­ного наблюдения за состоянием сферы культуры и анализа ее деятель­ности, предполагающий создание единой система сбора, хранения, об­работки и распространения данных.

Задача мониторинга: получение картины функционирования сфе­ры культуры с минимальными организационно-экономическими затра­тами.

Объекты мониторинга:

— организации культуры вне зависимости от форм собствен­
ности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежно­
сти;

— объекты культурного наследия;

— физические лица — создатели и собиратели культурных
ценностей;

— неинституциональные формы культурной деятельности;

— инфраструктура культурной деятельности;

— население как потребитель культурных и информационных
благ и услуг.


Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА В КУЛЬТУРЕ

4.1. Специфика характера труда.

4.1.1. Основные элементы процесса производства.

j К основным элементам процесса производства относятся предмет в средства труда, труд работников.

4.1.2. Содержание процесса труда в культуре.

Содержание процесса труда в культуре наиболее наглядно раскры­вается в сравнении с материальным производством.

S Содержание процесса труда как характер воздействия работника на предмет труда при помощи средств труда.,; Материальное производство:

предмет труда — вещество природы;

средства труда — здания, сооружения, оборудование и т.п.

Суть процесса производства — взаимодействие человека и при­роды. Человек преобразовывает вещество природы и приспосабливает к своим потребностям. v Культура:

Предметом труда выступает сам человек.

Средства труда: особую роль играют т.н. " интеллектуальные средства труда", то есть творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ.

Значительная роль личностного фактора, индивидуальности ра­ботника. Вспомогательная роль технических средств. Ограниченные возможности взаимозаменяемости живого труда и технических средств.

Труд — квалифицированный, творческий, требует специальной подготовки, более высокого уровня образования.

Суть процесса производства — " обработка людей людьми" (К. Маркс), то есть воздействие непосредственно на человека.

Интеллектуализация производства культурных ценностей и благ. Возрастание роли информационных технологий.

4.2. Результаты труда в культуре.

Можно развести конечный общественно значимый результат (со­циальный эффект) культуры, который не поддается прямому измере­нию, и непосредственный результат деятельности организаций культу­ры — продукт. Так, для театра непосредственным результатом дея-


тельности является спектакль, для концертной организации — кон­церт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для биб­лиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информа­ционных услуг.

Условия приватизации.

(см. ст. 44 " Основ законодательства РФ о культуре" ).

Приватизация объектов культуры, не перечисленных в п. 6.5.3., допускается в порядке, устанавливаемом законодательством РФ при условии:

— сохранения культурной деятельности в качестве основного
вида работы;

— сохранения профильных услуг;

— организации обслуживания льготных категорий населения;

— обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных
гарантий работникам (на срок до одного года).

6.5.5. Европейская (Голландская) модель приватизации в
культуре.

В рамках Голландской модели приватизация понимается не как передача имущества, находящегося в государственной или муниципаль­ной собственности, в частную, а как расширение хозяйственной само­стоятельности государственных организаций культуры. Подобные процессы происходили в нашей стране в конце 80-х годов XX века при переходе учреждений культуры и искусства на новые условия хо­зяйствования (см. тему 7).

Экономические методы

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

7.4.3. Социально-психологические методы
Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­
скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим
нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют
вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в
других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономиче­ских интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.

7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организа­ций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

— планирование;

— финансирование;

— ценообразование;

— стимулирование;

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйство­вания.

Планирование.

Планы могут:

— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;

— разрабатываться самостоятельно и утверждаться (согласовы­
ваться) вышестоящим органом;

— разрабатываться и утверждаться самостоятельно.


Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

— бюджетное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета);

— самофинансирование (расходы покрываются за счет собствен­
ных источников);

— смешанное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников).

7.5.3. Ценообразование.
Цены могут быть:

— регулируемыми государством;

— свободно устанавливаемыми;

— договорными.

7.5.4. Стимулирование.
Стимулирование бывает:

— материальное и моральное;

— индивидуальное и коллективное;

— экономическое и административное.

7.6. Этапы развития системы хозяйствования организаций куль­туры.

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тес­но связано с изменением общего и специального законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень само­стоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организа­ций культуры и вышестоящих органов управления.

Годы военного коммунизма {1917-1921гг.) — попытка огосударст­вления культуры и искусства. Начинается формирование системы пря­мого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.

Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Пере­вод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Уси­ление политико-идеологического контроля за творческой деятельно­стью.


Конец 20-х середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и фи­нансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.

Середина 60-х конец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положе­ние о социалистическом государственном театрально-зрелищном пред­приятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются пра­ва руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.

Конец 80-х 90-е годов XX века — попытка перехода к эконо­мическим методам управления.

С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяй­ствования18. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных орга­низаций культуры.

Конец 90-х годов XX века начало XXI века — сужение хозяйст­венной самостоятельности государственных и муниципальных учреж­дений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), вве­дения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государст­венные и муниципальные учреждения культуры как проводники куль­турной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную " несвободу".

Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации.

Основные направления реформирования в данной сфере:

— оптимизация действующей сети получателей бюджетных
средств;

— уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных уч­
реждений;

— переход к новым формам финансового обеспечения предос­
тавления государственных (муниципальных) услуг;


— внедрение методов формирования бюджета, ориентированного
на результаты.

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки незави­симых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:

— целевое бюджетное финансирование проектов;

— выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;

— расширение налоговых льгот;

— предоставление льготных кредитов;

— оказание помощи в подготовке кадров;

— обеспечение доступа к соответствующей информации.


 


18 Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые ус­ловия хозяйствования. М., 1989.



Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ

8.1. Общие положения. &.1.1.Понятие планирования.

Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйство­вания, состоящая в разработке, реализации планов и контроле за их выполнением.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно

разделить на две части:

философия планирования — основное содержание и направ­
ленность плановых документов.

технология планирования — принципы, методы и показатели
планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования определяется его философией. 8.1.2. Виды планов.

A) По уровню принятия плановых решений выделяют планы феде­
ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т. д.),
территориальные (районные, городские и др.); планы конкретных ор­
ганизаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.

Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосроч­ные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) пла­ны.

Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, сред­несрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, крат­косрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, ме­сячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.

B) По содержанию планируемой деятельности различают планы
творческого, экономического, социального развития и др.

Г) По степени директивности, то есть обязательности выполне­ния различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентиро­вочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (со­держащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).

Д) Различают также стратегические и тактические планы. К вы­работке стратегии относится формулировка миссии, определение стра­тегических целей и задач организации на планируемый период. Таким


образом, стратегия определяет содержание конкретных планов и орга­низацию обеспечения их выполнения19.

8.1.3. Принципы планирования.

Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.

Перспективный подход — постановка целей, ведущая роль пер­спективных планов.

Комплексность:

— учет социально-экономической ситуации;

— преодоление ведомственного подхода к планированию культуры;

— взаимосвязь всех аспектов развития культуры.
Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов

и пропорций планов.

Федерализм — сочетание федеральных планнов с самостоятельным планированием регионов и организаций.

Непрерывность планирования — планы больших временных гори­зонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с по­мощью наиболее адекватных методов планирования.

8.1.4. Этапы развития и методы планирования.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.163 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь