Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные факторы, влияющие на размещение объектов ультуры.



t На характер размещения объектов культуры влияют следующие Основные факторы:

— тип населенного пункта (город, село);

— административный статус населенного пункта;

— численность населения и его плотность;

 

— социально-демографическая структура населения (пол, возраст,
уровень образования и др.);

— исторические и культурные традиции территорий;

— природно-климатические условия;

— особенности национальных обычаев;

— экономическая ситуация в регионе.

Фактор географического положения, влияющий на размещение объектов культуры:

— близость к крупному культурному центру (например, ближнее
Подмосковье);


— статус курорта всероссийского значения (например, Сочи).
2.3.3. Нормативные правовые акты, регулирующие размеще­
ние
объектов культуры.

В законе РФ " Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.):

— предусматривается сбалансированность в создании объектов
хозяйственного и культурного назначения (ст.48);

— определены приоритеты в развитии организаций культуры в
сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним территориях (ст.49).

В 1996 году Правительством Российской Федерации в качестве социальных нормативов одобрены нормативы обеспеченности населе­ния учреждениями культуры по их видам. Эти нормативы не распро­страняются на Москву и Санкт-Петербург. В целом они задают состав учреждений культуры и основные характеристики их материальной базы в зависимости от типа населенного пункта, численности населе­ния и административного статуса. Так, профессиональные театры и концертные залы создаются в городах с численностью населения свы­ше 100 тыс. чел., норматив обеспеченности устанавливается в виде количества мест на 1000 жителей: 4-5 — для театров и 1-4 — для концертных залов.

Для регионов данные нормативы носят ориентировочный, реко­мендательный характер. Реальные потребности конкретных территорий в увеличении сети организаций культуры определяются, исходя из ана­лиза социально-демографической, экономической и социо-культурной ситуации.

2.3.4. Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры.

Для анализа обеспеченности населения учреждениями культуры используются " сетевые показатели", которые принято подразделять на простые и сложные.

Простые (абсолютные) сетевые показатели отражают общее коли­чество учреждений культуры.

Сложные сетевые показатели выражаются в виде относительных величин: количество учреждений культуры на 1 000 (10 000) жителей, число посадочных мест на 1 000 (10 000) жителей или на одно учреж­дение культуры.


Показатели обеспеченности населения учреждениями культуры приведены в Таблице 2.

Таблица №2

Обеспеченность населения учреждениями культуры и искусства всех ведомств в 2002 г.8

Годы Виды учреждений культуры
Театры Коммерческая вместимость зри­тельного зала (ос­новного и допол­нительных), иест » 194152" 220075**
Число мест зри­тельного зала (ос-вовного и допол­нительных) на 1000 городских " жителей * 1.777 2.040 2.173 2.212 2.225 2.285
Концертные 1Ш1Ы Коммерчески вместимость концертного зала, ** -«■ ест * * 1005*1
Число мест кон­цертного зала на 1 000 жителей   0.567 0.669 0.691 0.701 0.710
Число мест кон­цертного зала на 1 000 городских жителей « * 0.77В 0.916 0.948 0.961 0.973
Музеи Число музеев, ед. Число музеев на 10 000 жителей 920** 0.064 1257" O.OSS 1725 0.117 1979 0.140 2046 0.140 2113 0.140 2189 0.152
Библиотеки Число библиотек, ед. Число библиотек и» 10 000 жите­лей 62118 4341 62234 4204 54384 3.676 51435 3.520 51224 3.520 51192 3.540 50968 3.540

8 Источник: Статистический сборник " Основные показатели работы отрасли куль­туры за 1985, 1990, 1995, 1999—2002 годы". М., 2003. С. 45. * — сведения отсутствуют. " — сведения по учреждениям Минкультуры России.



Парки культу­ры и отдыха Число ПКнО.ед.»' Число парки нд 10 000 жителей 606 0.042 730 0.04» «03 0.041 554 0.040 542 0.040 545 0.040 535 0.040
Клубные учре­ждения Число посадочных мест > зрительных и лекционных залах, тс. ед. Число посадочных мест • зрительных и лекционных млах на 1000 жителей 1385*4 96Л51 13357.6 90.22» 11007.3 74405 10271.7 70.196 10203Л 70.100 10162.4 70.173 9»97, 0 69.44*
Детские шкалы искусств Число школ, ед. Число школ на 1000 детей 5190 0, 324 65»1 0, 33< 5891 0, 277 583! 0.2S2 5*23 0, 294 5»37 0, 311 57вб 0, 325

 

6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финан­
сирования государственных (муниципальных) некоммерческих органи­
заций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от
предпринимательской деятельности, средств спонсоров, грантов благо­
творительных фондов и т. п.

7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной дея­
тельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярма­
рок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.

8. Внедрение в деятельность организаций и органов управления
культуры новых информационных и управленческих технологий (со­
циально-культурное проектирование, фанцрейзинг, связи с обществен-
востью — PR и т. д.).


2.4. Основные тенденции развития отрасли " культура и искус­ство" на современном этапе.

1. Разрушение отраслевой " вертикали" — формирование иерархии
органов управления культуры на федеральном, региональном и муни­
ципальном уровнях.

2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых уч­
реждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха.
Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.

3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учрежде­
ний культуры, которые одновременно используют многообразные фор­
мы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учре­
ждений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы — цен­
тров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-
спортивных комплексов и др.

4. Развитие альтернативных государственным организаций культу­
ры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в кон­
цертном и галерейном деле). Расширение спектра общественных дви­
жений и объединений в культуре.

5. Разделение организаций культуры на коммерческие и неком­
мерческие. Развитие коммерческого сектора.


Тема 3. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ

3.1. Общее понятие ресурсов.

Слово " ресурс" в переводе с французского языка означает вспомо­гательное средство, источник.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания культурных ценно­стей и благ.

3.2. Виды ресурсов.

Ресурсы культуры подразделяют на ресурсы творческого произ­водства и духовного восприятия.

3.2.1. Ресурсы духовного восприятия определяются:
свободным временем;

доходами населения и уровнем цен; уровнем культуры.

3.2.2. Ресурсы творческого производства.
Экономические ресурсы:

— трудовые;

— капитал (материальные, денежные и интеллектуальные средст­
ва); 9

— природные;

 

— предпринимательская способность.
Иные ресурсы:

— временные;

— творческие;

— информационные;

— правовые;

— специфика места;

— ресурсы публичности.

Трудовые ресурсы — люди, занятые в отрасли " культура и искус­ство". Высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда.

Материальные ресурсы — основные и оборотные фонды.


" • Основные фонды — часть имущества организаций, которая ис-дользуется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-аешественной форме, постепенно перенося свою стоимость на созда­ваемые продукты.

*'- Оборотные фонды — часть имущества организаций, целиком по-Требляемая в одном производственном цикле и полностью переносящая Ьвйю стоимость на изготовляемый продукт.

Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, со­оружений). Тенденция к росту активной части основных фондов (обо-

Влияние оснащенности основными фондами на качество культур­ного продукта.

Увеличение затрат материальных ресурсов на единицу продукта организаций культуры.

Денежные ресурсы — совокупность всех денежных средств, нахо­дящихся в распоряжении организации и представленных в виде бан­ковской и кассовой наличности, средств в расчетах и т.д. 'Iй Природные ресурсы — естественные ресурсы, которые использу­ются в процессе создания культурных благ. К ним относят земельные участки, зеленые насаждения (в ПкиО, ландшафтных музеях-заповед­никах и т.д.), воду и др.

От имени органов государственной власти и местного самоуправ­ления землей уполномочены распоряжаться соответствующие земельные комитеты. Организации культуры, расположенные в отдельно стоящих зданиях, оформляют специальные документы — акты землеотвода.

Предпринимательская способность — набор качеств, умений и способностей человека, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разум­ные, последовательные решения, создавать и применять новшества, йети на допустимый, оправданный риск10.

Временные ресурсы: период (сезон) и режим работы организаций культуры. Важное значение имеет время начала и окончания меро­приятия, его " возраст". Необходимость внедрения современных социо­культурных и управленческих технологий. Связь временного ресурса с Фактором моды.


 


Существует и более узкое определение капитала как материальных или матери­альных и денежных средств организации.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь