Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сила голоса имеет большое значение: речь оратора должна быть хорошо слышна в разных концах аудитории. Однако если голос выступающего слишком громкий, это может вызвать раздражение у слушателей.



Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию. Поэтому во время выступления рекомендуется время от времени плавно повышать и понижать голос.

Для убедительности речи следует говорить медленно и в низкой тональности, оставаясь в рамках естественного диапазона своего голоса.

Кроме чисто физиологических предпосылок полноты и звучности голоса (правильное речевое дыхание), есть и психологические предпосылки. Это уверенность оратора в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора.

Следующий важный компонент техники речи – ее темп, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.

Темп речи зависит от многих факторов:

· от темперамента говорящего (люди флегматичные нередко говорят медленно, вяло; холерики, наоборот, склонны к скороговорке);

· от психологического состояния оратора в момент речи (если выступающий спокоен, он говорит размеренно, давая слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи; люди, робеющие перед аудиторией, часто говорят слишком быстро, что мешает усвоению содержания речи);

· от особенностей аудитории (в подготовленной аудитории темп речи может быть более быстрым, чем в аудитории неподготовленной);

· от характера излагаемого материала (новый материал должен подаваться в более медленном темпе, чем материал, уже известный слушателям).

Рекомендуется во время выступления менять темп речи. Это придает ей выразительность, а также меняет скорость восприятия, не давая слушателям отвлекаться.

Важную роль в технике речи играет интонация. По подсчетам психологов, существует более 20 разновидностей интонации, выражающих различные чувства: радость, уныние, удивление, сомнение, негодование и т.п. Голос оратора должен выражать те чувства, которые соответствуют содержанию речи. Если этого не происходит (например, о грустном говорится веселым голосом, а о радостном – голосом печальным), слушатели не усваивают около 30% информации. Таким образом, выступающий должен научиться сдерживать свои эмоции, полностью погружаться в содержание речи.

Профессиональная речь отличается хорошей дикцией, позволяющей слышать и понимать сказанное всем и в любом месте аудитории. Это качество отрабатывается при постановке голоса, увеличении выносливости речевых органов и слаженности их движений.

В практике публичных выступлений дикция связана с орфоэпией (правильным произношением). Если оратор не уверен в правильном произношении того или иного слова, лучше его не использовать до тех пор, пока не будет возможности обратиться к орфоэпическому словарю.

Работа над дикцией – составная часть постановки профессионального произношения.

Гибкость, активность и податливость речевого аппарата и его отдельных мышц развивается при помощи артикуляционной гимнастики – специальных упражнений для рта, губ, челюстей.

Хорошая дикция предполагает умение держать паузу. Паузы играют важную психологическую роль в публичной речи: они позволяют привлечь внимание к наиболее важным моментам выступления, активизировать внимание аудитории, заинтриговать слушателей.

6.2. Речевые средства, их качество – центральный элемент производимого оратором впечатления.

Следует иметь в виду, что портят речь:

· речевые штампы (ср.: выразить глубокую благодарность; проходить красной нитью; проходить широким фронтом; трудно переоценить ту роль… и т.п.);

· канцеляризмы (например: Со стороны отдельных студентов имеют место случаи нарушения дисциплины; В деле повышения экономичности работы двигателя.., Каждая мать хочет, чтобы за ее ребенком ухаживало одно и то же лицо);

· вульгаризмы; жаргон (беспредел, чувак, колбаситься и т.п.);

· многословие (ср., например: Позвольте мне как от своего имени, так и от себя лично выразить глубокую благодарность за ту возможность, которая мне предоставлена. Ср. также: в августе месяце, пять человек студентов, семь штук трансформаторов, потерпеть полное фиаско);

· слова-паразиты (так сказать, как бы, в общем, значит, по большому счету и т.п.);

· ошибки в произношении (м[зэ]й, компью[т’е]р, кон[чн]о, оче[чн]ик, аф[о]ра);

· неправильное ударение (ходатАйствовать, квАртал, катАлог);

· ошибочное употребление слов (Декада технической книги будет проходить пять дней (слов декада означает «десять дней»); удовлетворять современным потребностям (смешение сочетаний удовлетворять требования и отвечать потребностям);

· вычурность, манерность, искусственное усложнение речи (произвести повертывание рукоятки; Этот вопрос заслуживает особого внимания, ибо не имеет в науке однозначного решения);

· неоправданное использование иностранных слов (Диверсификация видов собственности – вместо разнообразие; лимитировать рассматриваемые вопросы – вместо ограничивать рассматриваемые вопросы).

Способствуют убедительности речи:

· богатство словаря;

· соблюдение норм литературного языка;

· образность и выразительность речи.

Образность речи имеет чрезвычайно важное значение в публичном выступлении, поскольку с помощью образных средств оратор оказывает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Важнейшими средствами создания образности речи являются тропы (слова, употребленные в переносном значении): метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола (см. лекцию №2).

К средствам выразительности речи относятся синтаксические фигуры: риторические вопросы, повторы, инверсия, риторические восклицания, градация, антитеза и др.

Говорящему следует помнить, что одним из залогов успеха его выступления является личностный подход к слушающим. Суть его состоит в том, что убеждение должно вестись с позиций так называемого «Вы-подхода», как бы с позиций собеседника. Отражением этого служат соответствующие словесные конструкции (см. табл. 4).

Таблица 4

 

Следует избегать формулировок Следует применять формулировки
«Я бы хотел…» «Мне это представляется интересным…» «Я пришел к такому выводу…»   «Хотя вам это и неизвестно…» «Вы, конечно, об этом еще не знаете…» «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» «Не хотите ли Вы…» «Вероятно, Вам будет интересно узнать…» «Давайте проанализируем факты…»; «Давайте разберемся…» «Как вы, конечно, знаете…» «Очевидно, вам уже известно…» «Вы, наверное, уже об этом слышали…»

 

6.3. Успех публичного выступления не в последнюю очередь зависит и от правильного использования невербальных средств общения – жестов, мимики, взгляда, позы, расположения в пространстве.

Жесты. Жесты –одно из средств передачи информации, призванное усиливать эту информацию, воздействовать на слушателей.

Человеческая деятельность в значительной степени осуществляется при помощи рук, поэтому жесты являются способом выражения эмоций, переживаний.

Не следует злоупотреблять жестикуляцией во время выступления. Излишняя жестово-мимическая виртуозность, по выражению Д.И.Писарева, не только не украшает оратора, а вызывает у слушателей чувство иронии. В «Правилах высшего красноречия» М.Сперанского есть такое наставление: «Рука движется только в местах страстных, жарких и живых».

Отметим кстати, что специалисты по риторике рекомендуют определить с помощью зеркала, как лучше держать руки во время выступления, чтобы выглядеть естественно. Для неопытного докладчика лучше опустить их вдоль тела. Не нужно засовывать руки в карманы. Не стоит также скрещивать руки на груди или сцеплять их сзади в замок.

Жесты должны быть адекватны содержанию речи, подчеркивая отдельные, наиболее важные, смысловые моменты. Истинное мастерство оратора проявляется в единстве слова и жеста. Говорят, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, так как они увлечены содержанием речи оратора.

Необходимо вносить разнообразие в жестикуляцию. Не следует пользоваться одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам наибольшую убедительность.

Поза. Оратору необходимо следить за позой во время выступления. Когда выступающий покачивается взад-вперед, шаркает ногами или топчется, это отвлекает (или развлекает) аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чтобы обеспечить свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это не означает, что нужно стоять неподвижно.

Мимика. Выражение лица – главный показатель чувств говорящего. Выступающему публично необходимо следить за своей мимикой, стремиться к тому, чтобы лицо выражало только те чувства, которые говорящий хотел бы обнаружить перед аудиторией. В мимических выражениях не должны проявляться неуверенность оратора, его плохое настроение, а также негативное отношение к слушателям. Следует также обращать внимание на то, верно ли мимика передает соответствующие эмоции, достаточно ли она выразительна.

«Эффект луча». Опытный выступающий за время выступления создаст у каждого слушателя впечатление, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: когда оратор смотрит на одного из слушателей, трем-пятерым из них, находящимся перед ним на луче, соединяющем оратора с ними, кажется, что говорящий смотрит на них. Отсутствие визуального контакта воспринимается как равнодушное отношение оратора к слушателям.

Однако не следует подолгу останавливать взгляд на отдельных лицах: долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство.

Улыбка. Улыбка – это действие, означающее: «Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь». Все это приятно сознавать, поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов.

Хорошую улыбку можно «сделать»: находясь перед зеркалом, нужно заставить себя засмеяться, а затем «запомнить» мышцам лица это состояние и постараться его повторить. (А.С.Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях.)

6.4. Для того чтобы добиться успеха в публичном выступлении, оратор должен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В соответствии с представлениями классической риторики, говорящий обладает тремя способами воздействия на аудиторию – логосом, этосом и пафосом, гармоничное сочетание которых должно сделать речь убедительной и влиятельной. Основополагающим в этой триаде древние считали этос – нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям. Но и собственно знание предмета, владение логикой и искусством аргументации (все это соответствует понятию логос ) являются неотъемлемой составляющей хорошего выступления, способного заинтересовать аудиторию. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием пафос. Использование интонационных средств (паузы, смена темпа речи, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению.

Остановимся подробнее на психологических аспектах установления контакта оратора и аудитории.

Прежде чем начать говорить, выступающему необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление.

Эффективен прием неожиданного начала, когда выступление начинается совсем не так, как ожидалось присутствующими. Например, доцент, приехавший в одну из школ с целью «рекламировать» свой вуз, начал выступление с того, что не собирается вести никакой агитации, поскольку в его институте и без того большой конкурс, и только хочет предостеречь от подачи случайных заявлений. Естественно, этот прием сработал лучше всякой рекламы и выступающий добился поставленной цели.

Некоторые ораторы используют прием обнаружения перед аудиторией своего волнения. Это волнение слушатели воспринимают как комплимент, проявление уважения к себе.


Поделиться:



Популярное:

  1. D Если клапан не извлекается из направляющей
  2. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  3. II. Дана гарантия против этого порока.
  4. II. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ.
  5. Que: Интегрированная оболочка это
  6. А в шлемофоне раздался голос Павла Головачева, который кружился рядом в немыслимой огненной карусели с несколькими «мессерами».
  7. А МОЖЕТ, ЧТО-НИБУДЬ С ФАБУЛОЙ?
  8. А натолкнул меня на такую мысль и на раскрутку всей это ситуации именно грязно-зеленый цвет, который просто был нами правильно принят и расшифрован.
  9. А тебе не говорили, что читать чужие письма нехорошо?
  10. А хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах.
  11. А.2 Доведение до самоубийства может быть совершено со следующей формой вины
  12. Абсолютное равнодушие в голосе, ни смотря на вопросительный тон - ни малейшей заинтересованности в судьбе пациента. Что-то меня это настораживает.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь