Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А МОЖЕТ, ЧТО-НИБУДЬ С ФАБУЛОЙ?
Рассмотрение жанра художественных фильмов умышленно оставлено на самый конец. Естественно, что этот вид фильмов заманчив для каждого кинолюбителя, который видит в кинотеатрах много художественных игровых картин и сам хочет испробовать свои силы на этом поприще, по пе представляет себе всех опасностей, ожидающих его в этом интересном деле. Начнем со сценария, который должен быть не только оригинальным по своему замыслу, но и простым в постановке, доступным для производственных возможностей кинолюбителя. Большую трудность представляет актерский коллектив художественного фильма. Пригласить профессиональных актеров, умеющих играть перед кинокамерой, любители, как правило, не могут. Для работы же с непрофессиональными актерами нужно режиссерское умение, уверенность в себе и навыки в обращении с людьми. Кроме того, постановка художественного фильма требует работы большого состава съемочной группы и точного распределения обязанностей. На съемочной площадке необходимо следить за многими элементами обстановки и действия, что требует слаженной работы хорошо сработавшейся между собой съемочной группы. В художественных фильмах часто необходимо применение синхронной со съемкой изображения записи речи и соответствующих звуковых эффектов, а кинолюбители редко располагают необходимым для этого специальным оборудованием. Аналогичные трудности встречают кинолюбители и при необходимости выполнения последующего озвучения, записи диалогов и других видов звукового сопровождения, записываемых под уже снятое изображение. Расхождение в синхронности изображения и звука, которое, например, имеет место при записи на обычном несинхронизированном магнитофоне, может иногда совершенно неожиданно полностью исказить намерения постановщика. Следует помнить, что современный кинозритель приучен не только к звуковому кино, но и к фильму, выполненному без каких-либо технических ошибок. Всякие нарушения синхронности затрудняют наблюдение за развитием событий, портят настроение зрителя и восстанавливают его против просматриваемого фильма. Художественный фильм требует больших финансовых затрат, связанных с организацией самих съемок, увеличенным расходом кинопленки, сложности проведения синхронных съемок и озвучения. Только приняв во внимание все сказанное, можно браться за постановку художественного фильма; только при большом желании и изобретательности, хорошем знании всех тайн киноремесла и наличии таланта можно попытать счастья в этом виде кинематографа. Желательна, однако, осторожность, чтобы затраченный труд не пропал даром, а разочарование при слабом результате не отбило охоты к дальнейшему творчеству. Вот несколько советов, которые можно дать на основе результатов удачных и неудачных экспериментов: 1. Лучше выбирать тему художественного фильма, опираясь на собственные наблюдения в хорошо знакомой среде, избегая литературных ситуаций и внешних эффектов. 2. Действие основывать на неусложненных ситуациях без развитых побочных линий; при этом проводить его в естественной обстановке, имеющей привлекательные черты (красивая архитектура, интересные интерьеры). 3. Исполнителей подбирать в соответствии с их действительным жизненным положением и способностями. Так, пусть студент играет студента, рабочий — рабочего, старик — старика, а ипохондрик — ипохондрика. 4. Особенно привлекательным игровым направлением для любительского фильма являются бурлески, комедии и различные сюжеты с участием детей и зверей. 5. Не старайтесь подражать профессиональным фильмам или внушенным ими образам, помня всегда разницу в техническом, организационном и финансовом обеспе- чении постановки профессионального и любительского фильма. 6. Следите за старательной подготовкой литературного сценария, разработкой режиссерского сценария, отработкой съемочных эпизодов, проведением монтажа и озвучения. Не жалейте времени на постановку, ее тщательное продумывание и проведение. В любом случае на спешите. В противном случае лучше не браться за съемку художественного фильма.
ГЛАВА II. СО СЦЕНАРИЕМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?
Постановке каждого фильма предшествует подготовка сценария. Только хроникальные темы, выполняемые на основе простой регистрации событий в их естественной последовательности, обходятся без сценария, его заменяет съемочный план, отражающий в общих чертах основы той или другой хроникальной темы. Во всех остальных случаях написание сценария является первым и основным этапом в создании фильма. Попытки кинолюбителей снимать фильмы без сценария, на основе импровизации, чаще всего кончались плачевно. В первый период появления кинематографа маленькие фильмы видового характера снимались без написанного сценария. Перед установленным неподвижно киноаппаратом актеры выполняли порученные постановщиком задания. При этом они не заботились о каких-либо драматургических или композиционных тонкостях. Речь шла только о наибольшей подвижности и забавных ситуациях. Все происходило главным образом на одном расстоянии, при котором все актеры были видны с одного положения кинокамеры, что позволяло не думать о последующем монтаже. Если все было снято без технических неполадок, то фильм был готов для показа в иллюзионе или световом театре сразу после окончания съемки и лабораторной обработки. Так работали братья Люмьер и Мельес — первые кинолюбители. Однако с течением времени искусство кино развивалось, расширялись его изобразительные средства, углублялось содержание фильмов. Искусство кинематографа стало таким же емким, как литература, а по мнению некоторых, оно даже обогнало ее, имея в своем арсенале слово, изображение и различные технические трюки. «В кино нет невозможных вещей» — стало его основой. Кинематограф как самостоятельное и независимое искусство, произведения которого имеют законченную композиционную цельность, требует, чтобы каждая тема, прежде чем быть преобразованной в кинопроизведение, была разработана в деталях на бумаге. Сценарий является чем-то вроде архитектурного проекта будущего здания, красота и совершенство которого должны быть осязаемы уже в самом проекте. На современном этапе развития киноискусства уже нельзя обходиться без этой основной подготовительной работы. Известный французский режиссер Рене Клер считает, что проблема сценария является первостепенной. Поэтому свои сценарии он готовит очень тщательно, предусматривая все до мельчайших деталей. Споры о том, является ли сценарий литературным произведением или нет, кажутся уже анахронизмом. Литература как классическая, так и второразрядная часто становится материалом для сценариев, подвергаясь иногда существенным переработкам, вызываемым специфичностью кинопроизведений и ограниченностью времени показа [Киносеанс не должен превышать отведенного для него времени, так как просмотр фильма связан со значительны»! напряжением внимания. Излишне длительный сеанс утомляет зрителя и вызывает усталость. Оптимальная длительность показа художественного фильма составляет 90 мин. Только в редких случаях она может быть удвоена. Любительские художественные фильмы, как правило, рассчитаны на 15 — 20 мин.]. Очень редко, но все же бывает, что оригинальный киносценарий отличается существенными литературными достоинствами. Для будущего фильма литературная форма сценария и его стиль не имеют никакого значения. Сценарий не предназначен для чтения. Он своего рода полуфабрикат. Только фильм, поставленный на основе сценария, становится самостоятельным произведением искусства. Сценарий является драматургически построенным описанием содержания будущего фильма, содержащим все элементы, определяющие изобразительный и звуковой ряд.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы