Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эффективность использования программного обеспечения



4.1.Использование по назначению. При нечетком понимании достижений технологической мысли у некоторых людей, не лишенных изобретательности, мышление находит неоптимальный способ решения задач, и даже какое-то время это им сходит с рук. Пока «коса не найдет на камень» - требования стандартизации, скорости выполнения работы или, наконец, требования к качеству работы выводят на свет «изобретателя» «своей» технологии.

4.2.Оптимальная структура рабочих каталогов.

4.3.Профессиональное владение ПО.

4.4. Выполнение мер по защите и сохранению информации. Вышесказанное обобщаем в компонентах компьютерной культуры:

а) знание методологии применения ИиКТ в области образования (управление, научно-исследова тельская работа, преподавнаие и учение);

б) понимание соответствующей терминологии, связанной с ИиКТ;

в) знание общих принципов устройства и работы компьютерной техники, периферийного оборудования к ней, а также логико-функциональной структуры;

г) знание конкретных примеров использования ИиКТ и перспектив их развития;

д) свободное владение навыками работы с компьютером и периферийным оборудованием к нему, а также применение их в повседневной профессиональной деятельности;

е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.);

ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение квалифицированно ими пользоваться для решения различных задач;

и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;

к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование, отладка на ЭВМ, реализация);

л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИиКТ [89].

Существует деление компьютерной культуры на общую и специальную. Так, О.Б. Гук к общей компьютерной культуре относит навыки использования компьютерной техники и эрудицию в области создания для этого прикладных программ, а к специальной - знания, обеспечивающие возможность личности работать на стыке своей профессии с информатикой и вычислительной техникой [28].

Алгоритмическая культура. Еще одной составляющей информационной культуры является владение основами алгоритмизации.

Известно, что представления об алгоритмических процессах и способах их описания формировались в сознании учащихся при изучении многих дисциплин еще до появления информатики и вычислительной техники. Основная роль среди учебных дисциплин при этом выпадала математике, в которой операциональные и алгоритмические действия изначально составляли один из существенных элементов учебной деятельности. Действительно, умение формулировать, записывать, проверять математические алгоритмы, а также точно исполнять их всегда составляли важнейший компонент математической культуры учащегося. С распространением ЭВМ и программирования алгоритмический сектор математической культуры стал приобретать самостоятельное значение. Образованная таким образом

совокупность специфических понятий, умений и навыков получила название алгоритмической культуры [53].

В перечень компонентов алгоритмической культуры включены: понятие алгоритма и его свойства; понятие языка описания алгоритмов; уровень формализации описания; принцип дискретности (пошаговости) описания; принцип блочности; принцип ветвления; принцип цикличности; выполнение (обоснование) алгоритма и организация данных.

Культура чтения (книжная культура). Информационная культура невозможна без книжной: формирование первой начинается с последней. Без литературного тезауруса затрудняется понимание современного контекста. Прочтение книги вызывает дальнейший интерес к проблеме, расширение информационного поля. Из всех носителей информации книга в большей степени нацелена на формирование индивидуального сознания, способна оказывать воздействие на эмоции.

Сейчас появилась необходимость говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати.

Это сложное явление, включающее комплекс знаний, умений и навыков, предполагает:

- знание правил пользования библиотекой; *

- осознанный выбор тематики чтения;

- ориентировку в библиотечно-библиографическом аппарате библиотеки;

- систематичность и последовательность чтения, умение выбрать конкретную книгу;

- знание правил гигиены-чтения;

- владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентировку в книге и максимальное усвоение и глубокое понимание прочитанного;

- умение использовать и применять на практике полученную из источников информацию;

- владение аналитическими приемами конспектирования, реферирования и т.д.

Культура речи (речевая культура). Этот термин многозначен. Рассмотрим три его основных значения [24].

Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задачи информационного общения. Это первое значение называется субъективным, т.к. оно отражает состояние речевой культуры языков личности (субъекта речи), его речеязыковые способности и личностные свойства.

Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. Второе значение термина, называемое объективным, оказывается близким значению термина культура речи.

Третье значение термина культура речи - гносеологическое. Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи.

Культура речи связана с другим видом культуры - культурой языка. В этих двух словосочетаниях термины и понятия «язык» и «речь» тесно связаны и взаимодействуют с терминами и понятиями «текст», «содержание (смысл) текста». Дадим определения этим базовым терминам и понятиям.

Язык - знаковый механизм общения; совокупность и система знаковых единиц в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей.

Речь - последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Текст - словесное, устное или письменное, произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

Смысл текста - конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетическая и др.) выраженная речью и при ее участии сформированная в сознании человека.

Из различения и определения этих терминов и понятий следует, что нужно говорить не только о культуре речи, но и о культуре языка. Культура языка является степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенностью его семантики, многообразием и гибкостью его интонации.

Культура мышления. Важной составной частью как общей культуры человека, так и информационной является культура мышления. По своей сущности культура мышления выступает как определенный уровень развития способности человека к адекватному отображению в понятиях и других мыслительных формах объективной логики бытия и своего собственного существования.

Культура мышления - не врожденное качество. Она не дана человеку в готовом виде, а формируется и развивается в результате освоения им окружающей действительности и овладения знаниями, накопленными человечеством.

В распоряжении человека имеется целый спектр возможных способов повышения культуры мышления, например, обогащение собственного умственного опыта других путем чтения художественной и научной литературы. Но недостатком подобного способа развития культуры мышления является, во-первых, то, что такое чтение, как правило, носит бессистемный характер и, во-вторых, не способствует осознанному усвоению законов, форм, правил, приемов познавательной деятельности мышления, которые и составляют содержание -сультуры мышления.

Важнейшим средством преодоления отмеченных недостатков является изучение логики как теории мышления.

Культура мышления как определенный уровень развития мыслительных способностей человека в значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем минимумом, без которого вообще невозможна культура мышления.

Коммуникативная культура. Коммуникативная культура личности рассматривается как система ее качеств, включающую:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т.д.);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр. Коммуникативная культура личности не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу ее

формирования составляет опыт человеческого общения. Коммуникативная культура личности - это одна из характеристик ее коммуникативного потенциала.

Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Коммуникативный потенциал - это единство трех его составляющих:

1) коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения;

2) коммуникативные способности - это способность владеть инициативой в общении, способ ность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении;

3) коммуникативная, компетентность — это знание норм и правил общения, например празд ничного, владение его технологией и т.д.

Культура диалога. Если подвергнуть анализу понятие информационной культуры с позиций компьютеризации, то в качестве важного компонента выступает культура диалога.

Закономерности диалога «человек - компьютер» опираются на обобщение опыта человеческого общения. Решение познавательных задач с.помощью компьютера в процессе обучения, взаимодействие учащихся с компьютерными обучающими программами сводятся к организации своеобразных форм диалога. Для диалога характерны ситуативность, т.е. зависимость от обстановки; контекстуальность, т.е. обусловленность предыдущими высказываниями; наконец, отсутствие априорного хода диалога.

Культура диалога включает следующие умения: выслушать чужую точку зрения; адекватно относиться к чужому мнению; представлять информацию в любой форме; излагать свою точку зрения и доказывать свою правоту; находить общие решения и составлять программы совместной деятельности для достижения общих целей.

Условием успешного диалога выступает способность обеих сторон к пониманию содержания диалога независимо от того, идет ли речь о системе «человек - человек» или о системе «человек -компьютер» (или, точнее, «человек - обучающая программа компьютера»).

Экранная культура. Очень близким по содержанию к термину «компьютерная культура» является термин «экранная культура». Между письменной и экранной культурой существует четкая эволюционная цепь. К важнейшим средствам, обеспечивающим реализацию общеучебной культуры, несомненно, следует отнести книгу, письменность. Книжная культура (речь идет в первую очередь об учебниках и учебных пособиях) приводит к появлению экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационное пространство.

Интернет-культура (сетевая культура или Net-культура). Интернет-образование является на сегодняшний день самой динамично развивающейся областью образования. Упоминание в правительственных программах, реальные вложения средств, увеличение числа конференций, публикаций и изданий неопровержимо свидетельствуют об этом. Интернет - почти единственная область в информатике, в которой собственно работа с информацией превалирует над компьютерными технологиями.

Интернет-культура - явление достаточно сложное и многоплановое. В ней есть составляющие андеграунда, но это не основное и не главное. Основу этой культуры составляют те же компоненты, что и культуру в целом, только с некоторыми изменениями и дополнениями, которые накладываются из-за естественных особенностей электронного общения.

Под Интернет-культурой сегодня понимается та часть образа жизни, которая связана с использованием Интернет-ресурсов и сервисов в профессиональной деятельности, быту, для отдыха, общения и т.д. Пользователь глобальной сети ИНТЕРНЕТ должен сформировать свое личное структурированное пространство Интернет-ресурсов, а также расписание их использования. Эти ресурсы можно разделить по тематике: новости, справочная информация, профессиональные интересы, образовательные и др. - конкретная классификация не принципиальна.

Неотъемлемой частью Интернет-культуры является ее коммуникативная составляющая. Сегодня нужно не только технически уметь пользоваться электронной почтой или ICQ, терминалом или конференцией, но сделать электронные коммуникативные средства частью образа жизни.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь