Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КРАСОТА И ЭРОС В КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ
1. Концепция любви и любовного поведения в древнегреческом обществе: Агапэ, Эрос, Страге, Филиа. 2. Мифологические представления о любви (мифы об Афродите, Орфее и Эвридике, Амуре и Психее и т.д.). 3. Философия Платона о высшей форме любви. Роль и значение платоновской концепции в развитии культуры. 4. Представления о красоте. Законы «классической красоты». 5. Античная система эротических образов и способы их реализации в художественных формах: поэзии, зодчестве, скульптуре. 6. Положение женщины в античном обществе.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Мифы народов мира / Сост. С.А.Токарев: В 2-х тт. (любое издание). 2. Очерки по истории мировой культуры: учебное пособие. / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Языки русской культуры, 1997. – 496с. 3. Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. Ч.1 / Под общ. ред. Д.П. Горского. М.: Прогресс, 1990.-347с. 5.Г.С. Кнабе, И.А. Протопопова. Культура Античности//Режим доступа: http: //kogni.narod.ru/knabe2.htm 6.Шестаков, В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/shest/intro.php 7.Горский, Д.П. Философия любви (в двух томах) 8.Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.
Занятие 12 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Задание: В процессе подготовки к занятию ответить на вопрос: Справедливо ли многие исследователи определяют римскую культуру как культуру периода кризиса, упадком Античности? Можно ли говорить о самостоятельном древнеримском культурно-историческом типе?
1.Своеобразие культуры Древнего Рима. 2. Мифологические представления римлян о мире и особенности римской мифологии. 3. Идеал человека в римской культуре. Система ценностей: приоритеты государства и права, дисциплины и долга. 4. Обожествление императора, мифологизация истории. Образы героев и цезарей в скульптуре. 5.Своеобразие древнеримской философии и литературы. 6. Роль и значение зрелищных форм культуры.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В. 2. Г.С. Кнабе, И.А. Протопопова. Культура Античности//Режим доступа: http: //kogni.narod.ru/knabe2.htm 3. Горелов, А.А. История мировой культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Юрайт, 2012.- 387 с. 4. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с. 5. Сайт: История античной культуры/Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/ancient/index.htm 10.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983.— 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp
Занятие 13-14 СЛАВЯНСКАЯ ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.Анализ «источников» мифологических представлений славян. Проблема «Велесовой книги». 2. Пантеон славянских богов до реформы князя Владимира и языческая реформа Владимира. 3. Капища, святилища, идолы. Сущностные особенности Збручского идола. 4. Представления o жизни и смерти у славян-язычников. Специфика погребальных обрядов. 5. «Заложные покойники» и система охранительных обрядов 6. Мифо-символические особенности свадебных обрядов. 7.Представление о времени и календарные обряды: Святки, Масленица, Семик, Ивана Купала, осенние и др. 8. Культ дома и домашняя жизнь славян. Символика орнамента в интерьере и экстерьере.
Задание: составьте таблицу пантеона богов славянской мифологии:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Березовая, Л.Г. История русской культуры: В 2 ч.: Учебник для вузов. Ч.2. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. - М.: Владос, 2002. - 400с. 2. Велецкая Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов Режим доступа: //tp: //www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/05. 3.Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси/ Б.А.Рыбаков.- М.: Просвещение, 1988.-637с. 4.Горелов, А.А. История русской культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Юрайт, 2012.- 387 с. 5.Мифы народов мира / Сост. С.А.Токарев: В 2-х тт. (любое издание). 6.Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. В.Я. Петрухин (Ст.: душа, еда заложный покойник, имя, осина, перекресток, погребение, род, смерть, тот свет и др.). М.: ЭЛЛИАС ЛАК, 1995.-416с. 7.Сайт: Славянский языческий портал: Режим доступа: http: //slaviy.ru/slaviy/slavyanskaya-yazycheskaya-biblioteka/
Занятие 15 КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВИЗАНТИИ
1. Византия – синтез античной и ближневосточной культуры. 2. Централизация светской и духовной власти в руках василевса. 3. Философско-эстетические основания религиозной культуры и отражение её в зодчестве, изобразительном искусстве. Канон византийского искусства. 4. Формирование христианской литературы: хроники, агиография и др. 5. Золотой век византийской культуры в правление Юстиниана I. 6. Всемирно-историческое значение культуры Византии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В. 2. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php 3. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В. 5.Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с. 6.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983— 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp, 2007
Занятие 16-17 НАРОДНАЯ КАРНАВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
1. Официальные (христианские) и неофициальные (языческие) праздники Средневековья. 2. Народно-площадная смеховая культура и ее составляющие. 3. Носители карнавального начала (гистрионы, шуты, дураки, великаны, карлики, уроды). 4. Словесные смеховые произведения. 5. Фамильярно-площадная речь, ругательства как форма всеобщего равенства. 6. Мистерии, литургическая драма и зарождение средневекового театра.
Задание: законспектируйте «Введение» книги М.М.Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса».
Термины и понятия: карнавал, «смеховая культура», «народная культура», гистрионы, сатурналии, мистерии, литургическая драма.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., Просвещение, 1990. //Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Baht/index.php: «Введение» (конспект). 2. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава IX. Ментальность, мир эмоций, формы поведения (X—XIII вв.). Перевод Е. Лебедевой//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/index.php 3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства М.: Искусство, 1990. - 396с. //Режим доступа: http: //window.edu.ru/window_catalog/files/r42452/index.html 4. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php 5. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В.
Занятие 18 РЫЦАРСТВО И ЕГО КУЛЬТУРА Задание: ответьте на вопрос: Справедливо ли утверждение о том, что рыцарство сформировалось под влиянием слияния двух тенденций в средневековой культуре: терпимости церкви к воинству и попытки обрести «благородный» пыл воинством? 1. Рыцарство как феномен средневековой культуры: исторические корни рыцарства. 2. Структура «рыцарского универсума»: кодекс, этикет, оружие. 3. Крестовые походы и рыцарские ордена. 4. Легенда о Граале и о рыцарях Круглого стола короля Артура. 5. Специфика рыцарской литературы.
Термины и понятия: рыцарь, рыцарство, хронотоп, донжон, орден
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Очерки по истории мировой культуры: учебное пособие. / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Языки русской культуры, 1997. – 496с. 2. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава IX. Ментальность, мир эмоций, формы поведения (X—XIII вв.). Перевод Е. Лебедевой//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/index.php 3. Гуревич А.Я. Культура Средневековья и историк конца XX в. // История мировой культуры: Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. М., 1998. С. 276-316. //Режим доступа: http: //window.edu.ru/window_catalog/files/r42452/index.html 4. Хейзинга И. Осень средневековья (XV. ОТЦВЕТШАЯ СИМВОЛИКА, XVI. РЕАЛИЗМ — И ОСЛАБЛЕНИЕ ОБРАЗНОСТИ В МИСТИКЕ, XVIII. ИСКУССТВО В ЖИЗНИ) //Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Huiz/index.php 8.Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php 9.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983.— 584 с.//Режим доступа: http: //lib.rus.ec/s/33960
Занятие 19-20 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы