Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДЕНИЦЫ КУРСА



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Таблица 1

 

№№ п/п Тематика практических занятий  
 
 
1-2 Особенности архаических форм культуры  
Культура Древнего Египта  
Культура Древней Мессопотамии (Двуречья)  
5-6 Культура Древней Индии  
Красота и эрос в культуре Индии  
Культура доколумбовой Америки  
Культура Древней Греции  
Красота и эрос в культуре Античности  
Культура Древнего Рима  
12-13 Славянская языческая культура  
14-15 Народная культура Западного Средневековья и Древней Руси  
Культура Византии  
Рыцарство и его культура  
18-19 Православие как культурно-исторический выбор Древней Руси.  
Идеал красоты и концепция любви в культуре средневековой Европы и Древней Руси  
Представления о смерти в эпоху Средневековья  
Культура средневекового арабского мира  
23-24 Человек в культуре Возрождения  
Идеал красоты и концепция любви в культуре Ренессанса  
Проблема разума и глупости в культуре Северного Возрождения  
27-28 Русская культура XVII века.  
Культура Европы эпохи Абсолютизма.  
30-31 Русская культура петровской эпохи.  
32-33 Русская культура 2-ой половины XVIII века.  
Русская усадьба как культурно-исторический феномен  
35-36 Человек в культуре русского романтизма  

 

Занятие 1-2

ОСОБЕННОСТИ АРХАИЧЕСКИХ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

 

1. Роль и значение погребальных ритуалов, обрядов инициаций в становлении культуры.

2. Тотемизм: теории происхождения. Культ тотема.

3. Анимизм: магические действия и обряды.

4. Фетишизм в системе жизнедеятельности первобытного человека.

5. Отражение архаической картины мира в первобытном искусстве.

Термины и понятия: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, синкретизм, бинарность, чуринга, фратрии, инициации, шаман, менгир, дольмен, обряд, культ, тотем.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

 

1. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В.
5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 — 533 с.

2. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.

3. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php

4. Горелов, А.А. История мировой культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Юрайт, 2012.- 387 с.

5. Чекалов, Д. А История мировой культуры: Конспект лекций/ Д. А. Чекалов, В. А. Кондратов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011 — 352 с.

6. Сайт: Первобытная культура// Режим доступа: http: //www.pervobyt.ru/

 

 

Занятие 3

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

1. Восточная деспотия как социальное основание культуры Египта. Бассейновый тип ирригационного земледелия. Л.Мэмфорд о создании египетской «мегамашины».

2. Культ мертвых и его роль в индивидуальной и общественной жизни. «Книга мертвых». Культурологическое значение мифа об Осирисе и Исиде.

3. Жреческая власть и ее религиозная и научно-практическая деятельность. Своеобразие древнеегипетской письменности.

4. Реформы Эхнатона и их значение.

 

Термины и понятия: «Мегамашина», иерархизм, «Книга мертвых», драма-мистерия, жрец.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Горелов, А.А. История мировой культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Флинта, 2011.- 512 с.

2. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В.
5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 — 533 с.

3. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.

4. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php

5. Сайт: Культура древних цивилизаций/Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/ancient/index.htm

6.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983— 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp

 

Занятие 4

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕССОПОТАМИИ

Задание: В процессе подготовки к занятию определите специфику и функцию «священных текстов» и литературных произведений в культуре Древнего Востока.

 

1. Своеобразие социокультурного развития Древней Месопотамии. Хронологические и географические границы.

2. Развитие письменности как нового кода культуры. Историческое значение библиотеки Ашшурбанипала.

3. Литература и искусство Древней Месопотамии.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Горелов, А.А. История мировой культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Юрайт, 2012.- 387 с.

2. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В.
5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 — 533 с.

3. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php

4. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.

5. Чекалов, Д. А История мировой культуры: Конспект лекций/ Д. А. Чекалов, В. А. Кондратов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 — 352 с.

6. Сайт: Культура древних цивилизаций > /Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/ancient/index.htm

6.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983— 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp

 

 

Занятие 5-6

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

1. Древнейшая цивилизация бассейна реки Инд: периодизация и географические границы.

2. Древнеиндийский кастовый строй.

3. Древнеиндийские боги: типология и систематизация.

4. «Махабхарата», «Рамаяна» как величайшие философские памятники культуры.

5. Особенности буддийской картины мира и отражение ее в зодчестве.

6. Специфика изображений Будды. Каноничность изображений. Влияние греческой культуры.

7. Символическое и религиозное значение танца и музыки. Кодификация жестов и поз в танце (мудра и хаста).

8. Особенности индийского аскетизма.

 

Термины и понятия: Упанишады, «Веды», ступа, варна, карма, сансара, чайтья, стамбха, сангиз, ваника, мудра, хаста, раги.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учеб.пособие для вузов / Г. В. Гриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. - 941с.

2. Очерки по истории мировой культуры: учебное пособие. / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Языки русской культуры, 1997. – 496с.

3. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.

4. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php

5. Горелов, А.А. История мировой культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Юрайт, 2012.- 387 с.

6. Сайт: Культура древнего Востока/Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/ancient/index.htm

7.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983 — 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp

 

Занятие 7

КРАСОТА И ЭРОС В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

1. Представления об идеальной красоте мужчины и женщины.

2. Отражение темы любви в индийской мифологи (Ками и Рати, Шива и Шакти, Рама и Сати и др.).

3. Типы любовных и семейных отношений.

4. Индийская система эротических образов и способы их реализации в художественных формах: поэзии (творчество Калидасы и др.), зодчестве и скульптуре (храм Кхаджурахо), миниатюрной живописи.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Очерки по истории мировой культуры: учебное пособие. / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Языки русской культуры, 1997. – 496с.

2. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php

3. Мифы народов мира / Сост. С.А.Токарев: В 2-х тт. (любое издание).

4. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии (Серия БВЛ, Т.16). М.: Художественная литература, 1977.-925 с.//Режим доступа: http: //lib.rus.ec/b/287257

5. История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983 — 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp

6. Розин В., Шапинская Р. Природа любви. М.: Логос, 1993.-231с.

7. Розин В.М. Любовь и сексуальность. М.: Логос, 1999.- 243с.

 

Занятие 8

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Задание: в процессе подготовке к занятию ответьте на вопрос: к какому типу культуры принадлежит античный человек - к культуре «стыда» или культуре «вины»?

 

1. Мировоззренческие основы древнегреческой культуры. Афины и Спарта – два полюса культурных моделей поведения.

2. Идеал мудреца в Древней Греции. Суд над Сократом: судьба афинского гражданина и мудреца. Поиски смысла человеческого бытия.

3. Становление и развитие греческого театра. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида.

4. Религиозные мистерии и праздники Древней Греции (олимпийские, панафинеи, истмийские, дионисии и др.).

Термины и понятия: агон, кактарсис, мимезис, полис, мистерии, дионисии, панафинеи.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В.
5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 — 533 с.

2. Г.С. Кнабе, И.А. Протопопова. Культура Античности//Режим доступа: http: //kogni.narod.ru/knabe2.htm

4.Сайт: История античной культуры/Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/ancient/index.htm

5.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983— 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp

 

Занятие 10

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

 

Задание: В процессе подготовки к занятию ответить на вопрос:

Справедливо ли многие исследователи определяют римскую культуру как культуру периода кризиса, упадком Античности? Можно ли говорить о самостоятельном древнеримском культурно-историческом типе?

 

1.Своеобразие культуры Древнего Рима.

2. Мифологические представления римлян о мире и особенности римской мифологии.

3. Идеал человека в римской культуре. Система ценностей: приоритеты государства и права, дисциплины и долга.

4. Обожествление императора, мифологизация истории. Образы героев и цезарей в скульптуре.

5.Своеобразие древнеримской философии и литературы.

6. Роль и значение зрелищных форм культуры.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В.
5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 533 с.

2. Г.С. Кнабе, И.А. Протопопова. Культура Античности//Режим доступа: http: //kogni.narod.ru/knabe2.htm

3. Горелов, А.А. История мировой культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Юрайт, 2012.- 387 с.

4. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.

5. Сайт: История античной культуры/Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/ancient/index.htm

10.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983.— 584 с.//Режим доступа: http: //feb-web.ru/feb/ivl/default.asp

 

Занятие 13-14

РЫЦАРСТВО И ЕГО КУЛЬТУРА

Задание: ответьте на вопрос: Справедливо ли утверждение о том, что рыцарство сформировалось под влиянием слияния двух тенденций в средневековой культуре: терпимости церкви к воинству и попытки обрести «благородный» пыл воинством?

1. Рыцарство как феномен средневековой культуры: исторические корни рыцарства.

2. Структура «рыцарского универсума»: кодекс, этикет, оружие.

3. Крестовые походы и рыцарские ордена.

4. Легенда о Граале и о рыцарях Круглого стола короля Артура.

5. Специфика рыцарской литературы.

 

Термины и понятия: рыцарь, рыцарство, хронотоп, донжон, орден

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Очерки по истории мировой культуры: учебное пособие. / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. - М.: Языки русской культуры, 1997. – 496с.

2. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. Глава IX. Ментальность, мир эмоций, формы поведения (X—XIII вв.). Перевод Е. Лебедевой//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/index.php

3. Гуревич А.Я. Культура Средневековья и историк конца XX в. // История мировой культуры: Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. М., 1998. С. 276-316. //Режим доступа: http: //window.edu.ru/window_catalog/files/r42452/index.html

4. Хейзинга И. Осень средневековья (XV. ОТЦВЕТШАЯ СИМВОЛИКА, XVI. РЕАЛИЗМ — И ОСЛАБЛЕНИЕ ОБРАЗНОСТИ В МИСТИКЕ, XVIII. ИСКУССТВО В ЖИЗНИ) //Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Huiz/index.php

8.Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php

9.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), М.: Наука, 1983.— 584 с.//Режим доступа: http: //lib.rus.ec/s/33960

 

Занятие 19-20

ВЫБОР РОССИИ

Задание: подумайте и ответьте на вопрос: почему Древняя Русь, по словам русского философа Г.Федотова, предпочла «путь святости» «пути культуры»? Как это отразилось на истории русской культуры?

1. Геополитическое положение Древней Руси. Взаимосвязь с восточными религиями и культурами.

2. Древняя Русь и Западное христианство. Проблема противостояния.

3. Византийская культура и ее влияние на Русь.

4. Трагедия древнерусской святости. Юродство как феномен древнерусской культуры.

5. Первые русские святые. Характер религиозного подвига.

6. Формы и темы литературного творчества: изборники, летописи, плач, обличение, похвла.

 

7. Термины и понятия: «нестяжатели», «праведный человек», «ночная» культура, «дневная» культура, двоеверие, «иосифляне», исихазм, мученичество, столпничество, изборники, летописи, плач, обличение, похвла, юродство.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Березовая, Л.Г. История русской культуры: В 2 ч.: Учебник для вузов. Ч.2. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. - М.: Владос, 2002. - 400с.

2. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: Учеб.пособие для вузов / А. В. Юдин. - М.: Высшая школа, 1999. - 332с.

3.Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры: учебное пособие для вузов / И.В. Кондаков. - М.: Аспект-Пресс, 1997. – 687 с.

4. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/01.php

5.История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), — М.: Наука, 1983. — 584 с.//Режим доступа: http: //lib.rus.ec/s/33960

 

 

Занятие 21

СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Гуманизм и религиозно-реформаторское движение в Европе.

2. Книгопечатание и процессы демократизации культуры.

3. Проблема разума и глупости и ее концептуальная актуальность в культуре Северного Возрождения:

· тема глупости и ее философско-этическое решение в творчестве И. Босха («Фокусник», «Операция глупости», «Корабль дураков»);

· тема суда над разумом (С. Брант «Корабль дураков», Э. Роттердамский «Похвала глупости» и др.).

Термины и понятия: «Корабль дураков», бюргерская культура, реформация, трудовая этика

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В.
5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 — 533 с.

2. Вебер М. Избранные произведения - М., 1990: Протестантская этика и дух капитализма, с. 61-272 (Ч. I: Постановка проблемы, с. 61-135; Ч. II: Профессиональная этика аскетического протестантизма, с. 136-272) http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/index.php

3. Культурология: История мировой культуры: Уч. пособие / Г.С. Кнабе, И.В. Кондаков, Т.Ф. Кузнецова. М.: Академия, 2009.-607с.

4. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.

5. Поликарпов В. Лекции по культурологии//Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/19.php

 

Занятие 27-28

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

1. Социокультурная ситуация Руси XVII века.

2. Феномен самозванчества на Руси.

3. Сущность церковного раскола; деятельность Аввакума и Ивана Неронова.

4. Способы и формы самоопределения личности в культуре: а)новаторство в русской художественной культуре:

· живопись – теория «шарописательства» Симона Ушакова;

· литература – Житие Аввакума, Виноградарь Российский, Киево-Печерский патерик, Книга бесед,

· старообрядческая литература;

б) секстанство.

Термины и понятия : «Смутное время», «Бунташный век», «Домострой», юродство, раскол, секстанство.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Березовая, Л.Г. История русской культуры: В 2 ч.: Учебник для вузов. Ч.2. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М.: Владос, 2002. – 400с.

2.Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник для вузов / Т. В. Ильина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 2005 –407 с.

3.Панченко, А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры. Т.III. М., Языки русской культуры, 2000.- 674с. (Гл.: Самозванчество на Руси; Раскол).

4.Юдин, А.В. Русская народная духовная культура: Учеб.пособие для вузов / А. В. Юдин. – М.: Высшая школа, 1999. – 332с.

 

Занятие 29

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

1. Березовая, Л.Г. История русской культуры: В 2 ч.: Учебник для вузов. Ч.2. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. - М.: Владос, 2002. - 400с.

2. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь искусства (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 912 с.

3. Горелов, А.А. История мировой культуры. Учебное пособие/А.А.Горелов - Москва: Флинта, 2011.- 512 с.

4. Ильина, Т.В. История отечественного искусств от Крещения Руси и до начала третьего тысячелетия: Учебник для бакалавров / Т. В. Ильина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайт, 2013 –473 с.История мировой культуры//Под ред. Драча Г.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 533 с.

5. История русской и мировой культуры в 5 томах Автор: Серия или выпуск: История русской и мировой культуры Издательство: Вече Год издания: 2006-2011 Страниц: 3500

6. Кондаков И. Культура России / Кондаков И. – М.: ИТК Дашков, 1999. – 388с.

7. Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 506 с.: ил. - (Справочник).

8. Чебанюк, Т.А. О «Гражданской похвале труждающихся о целостности отечества своего»: тип человека в динамике русской культуры: Учеб.пособие для вузов / Т. А. Чебанюк. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос.техн.ун-та, 2003. – 142с.

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Промежуточная аттестация по курсу определяется рабочим учебным планом реализуемой образовательной программы и осуществляется в форме зачета с учетом выполнения всех видов самостоятельной работы студентов на основе балльно-рейтинговой системы:

Формы контроля Количество баллов
Посещение лекций
Посещение семинарских занятий
Максимальное кол-во баллов за работу на семинарах
  Выполнение заданий в срок и качественно
Максимальное кол-во баллов за устный доклад
Контрольное тестирование 15/30
Поощрительный балл
Зачет
Незачет Менее 50

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДЕНИЦЫ КУРСА

 

1.Предмет, категории и понятие истории культуры. Место истории культуры в социально-гуманитарном знании. Генезис культуры. Проблемы хронологии и периодиза­ции истории культуры. Историче­ская типология культуры. Характе­ристика культурно-исторических эпох.

2.Первобытная эпоха как культурно-исторический тип. Понятие «первобытности». Хронология. Культурные эпохи первобыта. Первые формы культуры: магия, ритуал, табу, искусство и др. Ключевое положение верхнего палеолита. Роль языка («вторая реальность») в становлении культуры. Мифологическое мышление, коллективные представления и закон партиципации (теория К. Леви-Брюля). Синкретическая целост­ность первобытной культуры. Специфика культурных форм.

3.Древнейшие мировые культуры. Древний мир как культурно-историческая эпоха. Неолитическая революция и ее значение для развития мировых (речных) цивилизаций. Место и роль древних цивилизаций в культурной эволюции человечества.Типологические черты культуры Древнего мира. Язычество как форма объяснения мира и человека, первая сложившаяся система воззрений на мир. Особенности мифологии и религии. Религиозная и научно-практическая деятельность жрецов. Развитие письменности. Культура кочевых народов

4.Античность как культурно-исторический тип. Периодизация и характеристика эпохи. Культура Древней Греции как начало и парадигма Европейской культуры. Полис как космос в античной культуре, место человека в полисной системе. Агон как основа античной ментальности. Роль досуга и система образования в формировании древнегреческого гуманизма. Эволюция представление о человеке и красоте в древнегреческой художественной культуре. Литература, искусство, наука и философия в культуре Древней Греции. Рациональное и иррациональное в античной культуре.

5.Культура Древнего Рима. Специфика культуры Древнего Рима, представление о человеке и власти, система ценностей. Преемственность и взаимодействие с культурой этрусков, италийских городов, греческих колоний. Идеал человека в римской культуре. Система ценностей. Мифологические представления римлян о мире и особенности римской мифологии. Обожествление императора как мифологизация истории; образы героев и цезарей в художественной культуре. Общие черты и различия грече­ской и римской культур.

6. Культура средневековой Европы. Средневековье как культурно-историческая эпоха. Типологические характеристики культуры. Теоцентриче­ская картина мира и человека. Представление о времени, пространстве микрокосмос и макрокосмос, «хронотроп», циклическое и эсхатологическое время (А.Я.Гуревич). Официальная, «куртуазная» и народная карнавальная культура. Явление культуры «осени средневековья» (Й.Хейзинга). Роль средневе­ковых университетов и схола­стики. Каноничность, символика, догматический характер культуры. Ведущие начала в художественной культуре: символизм, дидактизм, универсальность знаний.

7. Культура Древней Руси. Крещение Древней Руси. Двоеверие в русской средневековой культуре и его культурно-мировоззренческое содержание. Феномен мученичества, «страсто-терпения» в русской православной культуре и его два полюса: кротость, почитание мученика и обиженных и «грозная святость». Формирование письменной книжной культуры. Концепции влияния языка на самобытность русской культуры. Церковно-славянский язык как средство выражения богооткровенной истины. Становление Московского государства и идеологии «Москва-Третий Рим». Особенности древнерусского искусства как синтеза. Формы и жанры.

8. Культура Возрождения. Термин, значение, хронологические рамки культурно-исторического периода. Новое открытие античности, два ее аспекта: филологическая реставрация и историческое самосознание. Процессы секуляризации в ренессансной культуре. Появление нового типа творца и учености. Формирование и развитие новых форм организации культуры.

9. Северное Возрождение. Исторические, экономические и социальные предпосылки культуры нового типа. Реформация как обоснование индивидуализма и самостоятельности личности. Роль протестантской морали в становлении нового типа личности. «Бюргерское» начало в культуре Северного Возрождения. Массовый характер культуры и ее отличие от элитарной культуры итальянского Ренессанса. Снижение «величия» человека итальянского Ренессанса и его классической красоты.

10. Культура Нового времени. Хронологические рамки и культурно-исторический смысл понятия Новое время. Типологические характеристики европейской культуры Нового времени. Научная, философская, социальная и художественная картина мира и человека в культуре XVII века. Роль Локка, Декарта, Спинозы, Ньютона и Лейбница в становлении новой механистической картины мира. Человек в системе социальных отношений, законов и структур. Становление внимания культуры и искусства к реалиям мира. Утверждение в культуре конкретно-чувственного человека. Мировоззренческие, философские и идейно-эстетические системы барокко, рококо и классицизма.

11.Сущностные особенности русской культуры XVII века как переходной эпохи от Средневековья к культуре Нового времени. Религиозный раскол как фактор социокультурного развития русской культуры. Распад традиционной картины мира, кризис коллективной идентичности, взрыв эсхатологических настроений. Трансформация смеховой стихии. Становление барочного мироощущения и нового типа человека. Актуализация странничества в русской культуре переходной эпохи. Концепция Д.С. Лихачева о Предвозрождении в культуре Древней Руси.

12.Идеология Просвещения и особенности мировоззренческой картины мира и человека в европейской культуре XVIII века. Типологические характеристики культуры Просвещения: энциклопедизм, исторический оптимизм, утопичность, рационализм, прагматизм и др. Вера в безграничные преобразовательные возможности естественнонаучных знаний, рационального мышления и воспитания. Идея разумного человека и «общественного договора» в деле переустройства мира. Просвещение умов как гражданское и нравственное воспитание. Роль культуры в просветительском процессе. Формирование новой рационально-просветительской системы ценностей. Процесс сентиментализации в европейской культуре.

13. Русская культура Нового времени. Своеобразие культурной ситуации перехода от Средневековья к культуре Нового эпохи, формирование амбивалентных процессов в культурном развитии. Петровские реформы и их значение для преобразования России. Общекультурные изменения в жизни страны, процесс секуляризации. Формирование нового, личностного сознания, трансформация европейского антропоцентризма в идею долга, чести, пользы.

14. Культурно-исторические особенности российского Просвещения. Русские просветители и их роль в культурном развитии России. Масонство. Новая концепция личности; детерминанты и культурные параметры парадигмы «человека просвещенного». Разум и наука как инструмент овладения жизнью, идея государственного служения и общей пользы. Роль М.В. Ломоносова в развитии наук. Московский университет и история образования в России.

15.Человек и мир в культуре Романтизма. Мировоззренческие, философские и идейно-эстетические основания Романтизма. Проблема кризиса разума и трагедия человека в Романтизме. Открытие эры психологизма в культуре. Тематика, идеалы и символы романтизма. Культурное значение иронии. Национальные особенности романтизма.

16.Русская культура 1-ой половины XIX века. Специфика культуры «Александровского поколения».Романтическое жизнетворчество в русской культуре1-ой половиныXIX века. Отечественная война 1812 года и национальное самосознание. Русская литература XIX века как национальное достижение. А.С. Пушкин об исторической судьбе и характере русской культуры и ее отношении к Европе.

 

Таблица 1

 

№№ п/п Тематика практических занятий  
 
 
1-2 Особенности архаических форм культуры  
Культура Древнего Египта  
Культура Древней Мессопотамии (Двуречья)  
5-6 Культура Древней Индии  
Красота и эрос в культуре Индии  
Культура доколумбовой Америки  
Культура Древней Греции  
Красота и эрос в культуре Античности  
Культура Древнего Рима  
12-13 Славянская языческая культура  
14-15 Народная культура Западного Средневековья и Древней Руси  
Культура Византии  
Рыцарство и его культура  
18-19 Православие как культурно-исторический выбор Древней Руси.  
Идеал красоты и концепция любви в культуре средневековой Европы и Древней Руси  
Представления о смерти в эпоху Средневековья  
Культура средневекового арабского мира  
23-24 Человек в культуре Возрождения  
Идеал красоты и концепция любви в культуре Ренессанса  
Проблема разума и глупости в культуре Северного Возрождения  
27-28 Русская культура XVII века.  
Культура Европы эпохи Абсолютизма.  
30-31 Русская культура петровской эпохи.  
32-33 Русская культура 2-ой половины XVIII века.  
Русская усадьба как культурно-исторический феномен  
35-36 Человек в культуре русского романтизма  

 

Занятие 1-2


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь