Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел I. Культура XVII века
Тема 1. Основные тенденции развития зарубежной культуры в XVII в. Факторы, определяющие специфику развитие культуры в XVII в. Кризис мировоззренческих идеалов Возрождения. Стремительное изменение картины мира под воздействием развития естественных наук. Рождение науки Нового времени в работах Г.Галилея, И. Кеплера, Х.Гюйгенса, Р.Декарта, Г.В. Лейбница. Жизнь и деятельность И. Ньютона. Создание первых научных обществ: Британское королевское общество, Парижская, Берлинская, Стокгольмская академии, первые государственные обсерватории. Роль научных организаций в развитии науки. Великие географические открытия и изменения представлений о Земле. Десакрализация картины мира и девитализация представлений о природе. Социально-экономический кризис на рубеже XVI-XVII вв. и социальные катаклизмы как причины кризисного мироощущения. Представления о нестабильности и неустойчивости человеческого существования. «Великий страх» как настроение эпохи. Формирование абсолютистских государств. Образы власти и государя. Повседневная жизнь при дворе. Театральность придворного быта. Придворный этикет и мода. Жесткое соотнесение внешнего облика и происхождения человека. Регламентация в отношении костюма. С.сер. XVII в. – Франция – законодательница мод. Производство предметов обстановки и роскоши. Поведенческие стереотипы придворного общества.
Тема 2.Художественная культура Италии и Франции в XVII в. Италия. Синтез возрожденческих и средневековых образов, религиозной христианской и мифологической языческой проблематики в культуре Италии XVII в. Тяготение искусства к пышности и парадной торжественности в сочетании с повышенной эспрессией чувств. Барокко как новый «причудливый» стиль в искусстве. Архитектура и скульптура барокко. Творчество Л. Бернини. Динамичность форм, пышность декора, перспективные и световые эффекты (площадь собора св. Петра в Риме). Скульптура Л. Бернини («Аполлон и Дафна», «Экстаз святой Терезы»). Религиозная и бытовая проблематика в творчестве Караваджо. Франция.Классицизм и абсолютизм. Роль искусства в общественной жизни Франции. Характерные черты классицизма. Архитектура классицизма. Архитектурный ансамбль Версаля. История строительства, особенности композиции, связь с пейзажем. Искусство театра. Формирование нормативных установок классицизма (трактат Н. Буало «Поэтическое искусство»). Трагедии П. Корнеля («Гораций») и Ж.Расина («Федра»). Правила игры актеров в театре французского классицизма. Новое понимание комедии в творчестве Мольера («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Мизантроп»). Изобразительное искусство. Н. Пуссен – основоположник классицистских принципов живописи. Идеалы гражданственности в творчестве Н. Пуссена. Пейзажи Пуссена («Пейзаж с Полифемом»), аллегория и философская направленность его живописи («Царство Флоры», «Аркадские пастухи»). Тема 3. Художественная культура Испании, Фландрии и Голландии в XVII в. Испания. «Золотой век» испанской культуры. Роль католицизма в развитии национально-характерных образов. Достижения испанского театра. Комедия «плаща и шпаги» - благородство рыцарского духа. Пьесы Лопе де Веги и П. Кальдерона. Испанская школа живописи. Самобытная манера, образное богатство, широкая проблематика испанской живописи. Творческое наследие Д. Веласкеса («Пряхи», «Едоки картофеля», «Менины»). Реализм в сочетании с традициями испанской народной культуры. Гуманистическое содержание его произведений. Реализм портретов. Тема труда. Веласкес как колорист, мастер передачи света и воздуха. Фландрия. Расцвет живописи в XVII в. Творчество Питера Пауля Рубенса. Мощность, телесность образов, гимн жизни во всех ее проявлениях («Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды»). Голландия. Особенности голландской культуры. Простота и практическая целесообразность эстетических вкусов как проявление протестантского духа. Архитектура без излишеств. Бюргер – основной заказчик произведений искусства. Особое место изобразительного искусства в художественной культуре Голландии. Становление жанров натюрморт, пейзаж, бытовой живописи. «Малые голландцы». Наследие Рембрандта – величайшего художника реалиста. Жанр портрета в его творчестве. Психологическая глубина образов, передача внутреннего состояния («Флора», «Жертвоприношение Авраама», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына»). Раздел II. XVIII в. – век Просвещения Тема 4. Эпоха Просвещения: общая характеристика и основные ценности Дальнейший прогресс естествознания в XVIII в. и его влияние на представление о мире. Достижения в области физики, математики, механики. Исследование электричества, начал термодинамики. Развитие химии как науки, зарождение научной геологии, палеонтологии и стратиграфии. Первые представления об истории Земли. Успехи биологии: попытки создания эволюционной теории, микроскопические исследования, классификация растений и животных К. Линнеем. Неизбежность механистического подхода к исследованию природы и тенденции его преодоления в творчестве ученых-естествоиспытателей и философов. Связь науки и производства. Развитие идей материализма в Англии и Франции. Философия французского Просвещения и ее роль в идеологической подготовке Французской революции. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». Идеология Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо) и его основные ценности. Идея могущества разума и знаний. Развитие рационализма. Мистицизм как реакция на абсолютизацию роли разума. Критика пережитков феодализма. Идея прогрессивного развития. Идея «естественного человека». Промышленная революция в Англии XVIII в. и ее роль в изменении быта европейцев. Изобретение прялки, ткацкого станка, паровой машины, применения кокса в металлургии. Социальные последствия революции: колоссальный рост производительности труда, гибель ремесленного производства, превращение рабочего класса в главную производительную силу общества. Резкая социальная и имущественная дифференциация. Рост товаров народного потребления, улучшение условий быта значительных слоев населения, развитие капиталистического города как центра промышленного производства, а в дальнейшем – и как центра культуры. Влияние промышленной революции на народное образование.
Тема 5. Литература эпохи Просвещения Идеи Просвещения в литературе: появление нового героя – представителя третьего сословия, критика буржуазных и феодальных пороков общества, воспитательное значение искусства, рассудочность повествования. Основные направления – просветительский классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм. Литература Англии. Творчество Даниэля Дефо (1660-1731) и его роман «Робинзон Крузо». Открытие роли труда, преодоление ограниченности буржуазного идеала человека, глубокий философский смысл, занимательность повествования. Творчество Джонотана Свифта (1667-1745). «Путешествие Гулливера». Соединение в романе бытового правдоподобия, точности деталей с гиперболой и гротеском, реализма с дерзкой фантастикой, самоирония. Влияние романа на мировую литературу. Создание жанра семейно-бытового и любовно-психологического романа С. Ричардсоном. Сочетание рационализма и сентиментализма в его творчестве. Причина колоссального успеха его романов. Г. Филдинг (1707-1754)- крупнейший реалист эпохи Просвещения. Полнота и разнообразие жизни, полнокровность его героев. Острая социальная сатира и утверждение высоких нравственных идеалов, свободы человека. Литература Франции. Философская проза Ш.Л. Монтескье и М.Ф. Вольтера. Критика идеологических основ феодализма, утверждение принципа свободы, мирного труда в «Персидских письмах». Антиклерикальная и политическая сатира Вольтера. Классицизм в творчестве Вольтера, его трагедии. Эстетические взгляды Дени Дидро. Основание теории мещанской драмы и ее реализация в творчестве, утверждение нового нравственного идеала, идеи социального равенства в его пьесах. Резкая антиклерикальная сатира и психологизм романа «Монахиня». Критика паразитизма, идеи «частного интереса» в сатирическом диалоге «Племянник Рамо». Сентиментализм в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Идеи эгалитаризма, протест против разрушительного воздействия цивилизации на человека в художественных произведениях и трактатах. Педагогические идеи Руссо. Влияние Руссо на художественную и социальную мысль Европы. Выражение самосознания третьего сословия в комедиях Бомарше, их революционное звучание. Литература Италии. Драматургия К. Гольдони, реформа итальянского театра. Демократизм, острота критика дворянства в его комедиях, движение к реализму («Слуга двух господ», «Трактирщица»). Обращение К.Гоцци к традициям комедии дель арте, народного искусства. Фантастика и символизм в пьесах-сказках, сочетание в них комического и трагического («Любовь к трем апельсинам», «Король-олень», «Турандот»). Литература Германии. Движение «Буря и натиск» в Германии, новый герой литературы. Творчество И.В. Гете. Величие образов «Фауста». Фауст как «вечный символ» мировой культуры. Фаустовские образы в музыке Ш.Гуно, Ф. Листа. Гете как предтеча романтизма (Баллада Гете «Лесной царь» в музыке Ф. Шуберта). Гуманистические идеалы произведений Ф. Шиллера. Трагедия «Разбойники». Социальная острота трагедии «Коварство и любовь». Трагедия «Мария Стюарт» как попытка создания исторической драмы. Трилогия о Валленштейне, утверждение права народа на борьбу в драме «Вильгельм Телль». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы