Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА



Экономика, экономическая наука — общественная наука об использовании экономических ресурсов с целью скорректировать развитие культурных форм, так и экономико-практические аспекты, связанные с разработкой культурной политики государства, образовательными программами и т. п.

Слово «экономика» древнегреческого происхождения и первоначально означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение, наконец, экономическую культуру.

Можно полагать, что та или иная государственная политика направлена на мотивацию и реализацию тех или иных форм экономической жизни общества. Таков, например, сборник наставлений и предписаний экономико-хозяйственной и семейной жизни «Домострой», относящийся к российской жизни ХVI — ХVII веков (составлен архиепископом Сильвестром).

Экономическая культура — это не сама экономическая жизнь или ее структуры, а комплекс таких элементов и явлений культуры, мотивов поведения, социально-экономических институтов, которые обеспечивают воспроизводство экономической жизни общества. Экономическая культура населения самым непосредственным образом влияет на развитие экономики. Данный процесс осуществляется непосредственно через экономическую деятельность людей, в основе которой лежат определенные фундаментальные мировоззренческие установки.

Эта совокупность феноменов сознания включает следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой — те или иные экономические блага, в определенной ситуации более или менее предпочтительные людьми; экономические потребности — индивидуальные, семейные, групповые на разных уровнях; нормы в сфере экономики — экономические нормы массового поведения; приоритеты и предпочтения в экономической сфере — выбор людьми тех или иных экономических благ; мотивация экономического поведения — объяснения, оправдывающие действия и поступки, выбор ценностей и норм.

У английского экономиста А. Смита (конец ХVIII — начало ХIХ вв.) идея экономического либерализма [труд «Система естественной свободы»], предполагала предоставление полного простора частной инициативе, освобождение экономической деятельности граждан от опеки государства, обеспечение условий для свободного предпринимательства и торговли.

Как писал М. Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма», возникновение в ХVI — ХVII веках в Западной Европе в результате религиозной Реформации новой, протестантской этики, родило и новый тип буржуазно-экономических отношений, религиозно-нравственного отношения к труду, что привело к убыстренному развитию науки и техники, товарно-денежных отношений, т.е. развитию капиталистического способа производства и культурного прогресса.

Трудовая нравственность — совокупность ценностно-нормативных представлений, в которых отражается отношение социальной группы или общества к труду. Признание труда как целесообразной деятельности человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей, определяется тем, что труд является «первым основным условием всей человеческой жизни», как писал Ф. Энгельс.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ И ОСНОВНЫЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФЕНОМЕНЫ

 

IV. 1. АНТРОПОКУЛЬТУРОГЕНЕЗ

Планета Земля существует около 4-5 млрд. лет. При интенсивных геологических процессах возникли первичные материки и океаны, появилась флора и фауна. Около 65 млн. лет назад при мощной геологической катастрофе погибло около 90% растительного и животного мира, в т. ч., динозавры. После этого наша планета постепенно приобрела вид, в чем-то похожий на сегодняшний.

По теории Ч. Дарвина, линейный процесс эволюции, описанный им в труде «Развитие видов путем естественного отбора» постепенно привел к усложнению биологических организмов, выделению из животного мира млекопитающих, в том числе, обезьян, как предков человека. За несколько миллионов лет обезьяны постепенно перешли к прямохождению, изменились физически и обрели человеческое сознание.

Но возникают и такие вопросы. Почему не эволюционировали предки современных шимпанзе, горилл и др.? Как обезьяноподобные предки человека приобрели то, что не заложено у обезьян в генетической программе? Более того, современные исследования показывают, что неандертальцы, которых прежде считали непосредственными предками кроманьонца (тип современного человека), таковыми не являются и были, в конце концов, полностью уничтожены своими более сообразительными кроманьонцами около 30 тыс. лет назад, о чем говорят некоторые отголоски в древних мифах и сказках.

В эпоху Ч. Дарвина еще не была известна наука генетика, и на самом деле этот процесс был гораздо сложнее и происходил по некоторым не вполне известным и до конца объясненным сегодняшней наукой причинам.

Существуют теории «занесения жизни» и даже самого человека на Землю из космоса, «креационизм» представления о сотворении мира и человека Богом. Но большинство ученых считает, что это результаты чисто земных процессов.

Процесс возникновения человеческого общества, занявший несколько миллионов лет, называют антропосоциогенезом (греч. «anthropos» — человек, лат. «societas» — общество, греч. «genesis» — становление, происхождение).

М.С. Каган и Ю.Н. Солонин пишут: «результатом было возникновение новой — антропо-социо-культурной формы бытия — человек, обладающий принципиально иной, нежели у животных организацией психики (разумом, общественным сознанием, языком), способностью к абстрактному мышлению, развитию себя и способностью к преобразованию окружающего мира» [Культурология, 2005].

Культурогенез —этопроцесс возникновения и становления человеческого общества и культуры. Имеют распространение несколько теорий культурогенеза.

«Орудийно-трудовая» теория Ф. Энгельса связана с эволюционными идеями Ч. Дарвина. В главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» [«Диалектика природы»] Ф. Энгельс писал, что «труд создал человека», первые люди отличались от животных врожденной способностью к осмысленному труду. Человеческое общество появилось в результате коллективных целенаправленных действий, создания людьми первых орудий труда из камня, дерева, кости. В результате у людей появилась речь, язык, как средство общения, появилась культура.

При кажущейся убедительности образуется некий замкнутый круг. Для того чтобы обезьяноподобные предки человека начали сообща и целенаправленно трудиться, изобретая более эффективные, чем природные материалы (камень, палка) орудия труда, надо было по-человечески соображать, обладать сознанием; жить организованной группой, осмысленно общаться посредством речи. Что из этого было первым, вторым, третьим? Какие причины побудили их трудиться коллективно, искать осмысленного общения и т. д.?

Такие мыслители эпохи Просвещения, как И. Кант, И. Гете, Ф. Шиллер, видели источник культуры в игровой деятельности человека. Эти идеи в ХХ веке развивали Й. Хейзинга, Г. Гадамер и др. Й. Хейзинга в работе «Homo Ludens» («Человек играющий») писал, что генезис культуры заключен в природной предрасположенности человека к игре, которая гораздо «старше» культуры. Игра присуща и животным, но у человека — это свободная деятельность, имеющая незаинтересованный характер.

«Культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры», писал Й. Хейзинга. В архаическом обществе человек играет так, как играет животное, как играет ребенок. Игра сопровождает и пронизывает развитие культуры, поскольку человечество рядом с миром природы, в котором живет, творит иной, вымышленный мир. В игре рождаются первые движущие силы культуры — миф и культ.

Й. Хейзинга, задавая вопрос: «Как и когда поднимались мы от низших форм религии к высшим? », отвечает: «С диких и фантастических обрядов первобытных народов Африки, Австралии, Америки, наш взор переходит к ведийскому культу жертвоприношения, уже беременному мудростью Упанишад, к глубоко мистическим гомологиям египетской религии, орфическим и элексинским мистериям».

Э. Кассирер считал, что культурогенез коренится в формировании человека как «символического животного». Язык, миф, религию и искусство он называл не сводимыми друг к другу «символическими формами», самостоятельными образованиями. Способность к созданию символических образов, а не разум, сделала человека человеком. Человек биологически слабее животных и неосознанно подражал им. Постепенно у него вырабатывалась определенная система символов-ориентиров, надстраивавшихся над природными инстинктами, дополняющая их. В этом заключено символическое приспособление человека к миру.

З. Фрейд рассматривал культурогенез иначе. В отличие от любого животного, человек обладает совестью — особенностью, выделившей его из животного мира. Появление совести восходит к «первородному греху» — убийству сыновьями своего первобытного отца, что привело их к раскаянию, рождению из животного человека. На инцест было наложено «табу». Культура появилась, как средство преодоления навязчивых видений отцеубийства. Так первые люди обрели способность к социальной жизни.

З. Фрейд считал, что культура налагает запреты на подсознательные сексуальные влечения человека, создает социальные и психологические механизмы охраны этих запретов; средствами искусства и религии культура смягчает их тяжесть, порождая компенсаторные иллюзии. Главная задача культуры — в защите отдельного человека и общества от природы.

К. Юнг считает, что архаический базис культуры представляет «коллективное бессознательное», сложившееся, в том числе, из ряда открытий человека «прометеевской эпохи» (овладение огнем и др.). Эпоха позднего палеолита породила основные символы «коллективного бессознательного», так называемые «архетипы». В «архетипах хранится коллективный исторический опыт человечества. «Коллективное бессознательное» имеет не природное, а культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем.

Археологи связывают становление культуры с овладением человеком природными материалами, созданием орудий труда, развитием хозяйственной деятельности. Открытия рассказывают не только о возникновении homo sapiens (лат. — человека разумного), но и его материальной и отчасти духовной культуре. Около 40 тыс. лет назад или гораздо раньше (новейшие открытия английских генетиков говорят о 360-120 тыс. лет существования современного человека), появился кроманьонец, резко отличавшийся от предшествующих ему неразумных человекоподобных существ характерными физическими и психологическими особенностями. Этот антропологический тип современного человека был генетически предрасположен к созданию понятий и абстракций.

Кроманьонцы первоначально были организованы в роды, следующей ступенью развития общества было племя, характерное кровнородственными отношениями. Племя формировалось из нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка.

Кроманьонцы поначалу вели бродячий образ жизни. Основным способом добычи пищи была коллективная охота и собирательство, позднее — рыболовство. Они изготавливали орудия из камня, дерева и кости; овладели огнем, хотя поначалу не умели добывать его. Их деятельность имела синкретический характер — нерасчлененности материальной и духовной жизни.

До X тыс. до н.э. — «палеолит», древнекаменный век (греч. «palaios» — древний и «litos — камень). Главное культурное изобретение этой эпохи — «приручение» огня, появившийся навык добывания огня путем трения палочек или высекания искры с помощью кремния.

X—VIII тыс. до н.э. — «мезолит» (средний каменный век) — период значительного вымирания человечества ввиду сокращения численности животных — объектов охоты. Именно в это время человек изобрел лук и стрелы, приручил собаку, изобрел различные способы добывания огня.

VIII—V тыс. до н.э. — «неолит» (новый каменный век). Произошла «неолитическая революция» (переход от культуры охотников и собирателей плодов к присваивающего к производящему труду). Появилось земледелие, скотоводство; оседлый образ жизни. Термин «неолитическая революция» ввел английский археолог В. Чайльд.

В конце IV—го, начале I тыс. до н.э. — «медно-бронзовый век». Распространились орудия труда и оружие из меди и бронзы; произошел переход от матриархата к патриархату; возникло кочевое скотоводство, поливное земледелие, письменность и первые государства (Египет, Шумер, Индия, Китай).

С I тыс. до н.э. начался «железный век» — выплавка и изготовление железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда, закрепление расслоения общества (правящая элита, воины, «свободные» крестьяне и ремесленники, рабы).

Развитие информационно-языкового общения, происходившее вместе с качественными изменениями психики, было важнейшей стороной культурогенеза.

Б.Ф. Поршнев ведущим фактором развития языка назвал коммуникативные действия людей. Коллективный труд и развитие языка — взаимосвязанный процесс культурогенеза.

Н.Я. Марр [«Мышление и язык», 1934], назвал первыми формами человеческого общения пантомимическо-звуковой язык и стандартизированный язык жестов, возникший путем подражания, которые выступали в синкретизме.

В. Кодухов [«Введение в языкознание», 1987] пишет: для появления осмысленной словесной речи человека было важно абстрагирование звукового и жестового, мимического сигнала от конкретного предмета. Жесты, пантомима, мимика, подражание животным, дополняли и уточняли словесную информацию.

40—25 тыс. лет назад первым возник «язык команд» — уточнителей к обозначаемому тем или иным знаком предмету — «что делать»? и «что делается? », когда «уточнители», отделенные от самих звуковых и иных призывов, могут изменять сами предметы и действия по отношению к ним.

Затем последовало уточнение референтов (предметов) речи, отделение их от эмоциональных выкриков и звукосочетаний. Первыми получили названия животные (враг, пища), т.е., существительные, которые были первыми человеческими словами. Позднее появились названия других предметов. Далее появились слова, обозначавшие признак предмета. Так возникли предложения, имеющие подлежащее, сказуемое и пр.

Возникновение словесных имен животных (25—15 тыс. лет назад) совпадает со временем их изображений на скалах и стенах пещер (Альтамира — в Испании, Ляско — во Франции, Капова пещера на Урале и др.). Эти изображения имели магический смысл. Зверь почитался как тотемное животное племени. «Тотемный реализм» пещерной живописи позже утратился, и на смену ему появились орнаментально-символические изображения.

В эпоху «неолитической революции» возникли различные виды ремесел (мужчины), ткачество, прядение (женщины) и др. С развитием ремесел формировался более богатый словарный запас, развивалась способность к грамматически усложненным формам речи. У людей появилась возможность выражать словами не только трудовые действия, родоплеменные отношения, но и свои душевные чувства.

Новосибирский ученый О. Донских выделяет некоторые общие черты, характерные для первобытной культуры, предшествовавшей первым цивилизациям и сосуществовавшей рядом с ними:

— основная ячейка первобытного общества — община, размеры которой определялись способами выживания (как правило, 20-50 человек, из которых половину составляли дети), внутри общины складывались более узкие семейные отношения;

— очень тесное взаимодействие с природой, оно выражалось в образе жизни, организованной в соответствии с многолетними, годовыми и сезонными циклами природы, а также в зависимости от определенных освоенных природных ресурсов — наличия мамонтов, морского зверя, орехов, плодов и пр.;

— ориентация хозяйственной деятельности, в основном, на собирательство, охоту, рыболовство, хотя элементы скотоводства и земледелия постепенно начинали играть все более существенную роль;

— хозяйственный цикл был основой для восприятия пространства и времени. Пространство воспринималось оценочно («далеко», «близко» — зависели не от абсолютного расстояния, а от возможности добраться до этого места. 10 км с пересечением реки были дальше, чем 50 км по равнине, или плохих отношений с соседями). Время представлялось цикличным — нет ни прошлого, ни будущего, а есть только постоянное повторение настоящего;

— духовный мир был мифологичен («мифологическое сознание»): все существующее делилось на мирское («профанное») и сакральное («священное»); человек общался с природой (ветер, огонь, воздух, земля, деревья, животные), как с совокупностью личностей;

— племя могло находиться в родственных отношениях с каким-либо видом животного или растения (тотемизм); люди знали и рассказывали различные мифы, определяющие их взаимодействия с ними;

— большую роль в племени играл посредник между «профанным» (обычным) и «сакральным» мирами — шаман;

— общество пронизано магическими представлениями (например, если добыть клочок волос врага, то можно колдовством причинить этому человеку любой вред;

— к языку относятся как к творческой силе. Отсюда, например, представление о необходимости «тайных» имен для людей и животных;

— «человеком», в полном смысле этого слова, считались только члены своего племени, остальные — не вполне люди. Это объясняет распространение каннибализма;

— первобытное общество традиционно, и в принципе не было ориентировано на какие-либо изменения.

В отличие от представлений о «золотом веке», когда люди якобы были равны в распределении материальных благ, в племени существовало социальное неравенство — особое положение вождя, шамана, были различны права воинов, стариков, женщин и детей.

IV. 2. ПЕРВЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТОВ

Первобытные племена имели кровнородственные связи и формировались на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка. Важнейшими формами этой культуры были т отемизм, фетишизм, магия, мифы, которые на заре истории существовали у всех народов мира, как проявления характерной специфики недифференцированного мифологического сознания. Окружающая реальность воспринималась людьми не в гармоничной, совершенной форме, а как хаотичная, неупорядоченная, бесконтрольная для ничтожных сил человека. Большая роль эмоций и игра воображения создавали у людей фантастические картины мира при реальности бытия. Не было осознания необратимости времени, было ограничено и понимание пространства. Апокалипсисом казалось затмение солнца. Люди не были уверены, взойдет ли завтра солнце или нет, может, быть, оно почему-то обиделось на племя. Круг был символом солнца. Возникли магические обряды поклонения солнцу в виде хороводов, где костер символизировал солнце.

Тотемизм (на языке индейцев племени оджибве «totem» — его род) — вера в возможность сверхъестественных связей через родство между родом, животным или растением — чаще тех, от которых зависела жизнь племени или отдельного рода. То или иное животное, растение, считали предками людей (напр., у австралийцев — кенгуру). Племя носило его имя: это и был его «тотем».

Фетишизм (от франц. — «идол, талисман») — поклонение неодушевленным предметам, которым придавались сверхъестественные свойства — предохранять, защищать, исцелять людей. Фетишем мог стать камень, дерево, перо птицы, зуб зверя, амулеты, сделанные для этого в виде различных фигур. В фетишах видели опредмеченных носителей сверхъестественных сил, принадлежащих духам природы, духам предков, тотемам.

Магия быласпособом воздействия на живую и неживую природу, чтобы вызвать желаемый для племени результат. Магией занималисьособые люди (у эвенков — «шаман», у алтайцев — «кам»). Магия — сакральные действия шамана, через заклинания, ритуалы и обряды сверхъестественным способом воздействовать на природу, людей и духов. Главной задачей культовой деятельности шамана был контакт с «духами» предков и «духами» природы. Жизненная необходимость породила много магических обрядов и ритуалов: заклинание орудий труда, объектов охоты, лечебную магию и др.

Анимизм (от лат. «anima» — «душа, дух») — вера в наличие у человека «души», ее посмертного существования, духов-предков, и «одухотворение» сил природы.

Если племя чтит«духов-предков» совершая обряды, то они будут помогать людям. «Духи» природы бывали и добрыми, и злыми, которых надо было задобрить обрядами. Э. Тайлор считал анимизм первой формой религии.

На основе тотемизма, фетишизма, анимизма, магии, формировались различные племенные обряды и ритуалы. Формировалась область «сакрального» — принципиально отличимого от обыденной реальности, исключительно ценного — сокрытого, тайного, неприкосновенного. Возникли мифы — рассказы о прошлом племени и объяснение необходимости обрядов и ритуалов для настоящего времени. Дж. Фрезер считал магию ритуалом, сакральным обрядом, а миф — его словесным объяснением.

Важнейшим обрядом древних была «инициация» (от лат. «initiatio» — совершение таинства, посвящение), универсально распространенная в традиционной культуре система обычаев, связанных с переходом юношей и девушек в возрастную группу мужчин и женщин, связанная с посвящением в тайны и мифы племени, сопровождавшаяся мучительными испытаниями (обрезание, выбивание зубов, рубцевание, татуировка и др.).

«Законом» племени было «табу» (по полинезийски — запрет) — категорический запрет на особо выделенные предметы, природные объекты; действия и слова. Существовало «табу» на сексуальные отношения мужчин перед охотой (не будет удачи), на сбор плодов, ловлю рыбы, запрет ходить в некоторые места и др., причем провинившийся мог сам себя сурово наказать. Нарушение «табу» означало строгое наказание, вплоть до изгнания из племени, что фактически означало гибель человека.

Нерасчлененность (синкретизм), слитность материального быта, мифологии, художественного творчества, магии, религиозных представлений, были характерны для любой первобытной родоплеменной культуры.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь