Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 7. Художественная культура зарубежных стран во 2 пол. XIX в.



Реализм. Социально-политические, культурно-исторические, гносеологические корни реализма. Реализм как художественный метод и направление в искусстве. Отличие критического реализма от предшествующих форм реалистического отображения жизни в искусстве. Ориентация на исследование социальных условий бытия человека, на социальную обусловленность характеров, множественность граней отражения, подчинения стилевых проблем содержанию. Критика действительности с позиций гуманистических идеалов, глубокий анализ «диалектики души», отрицание нормативности в искусстве. Многообразие форм реализма, возможность проявления авторской индивидуальности в творчестве реалистов.

Реализм в литературе. Творчество О. Бальзака («Человеческая комедия»), Ф. Стендаля («Красное и черное»), П. Мериме (Кармен), Г.Флобера («Госпожа Бовари»). Драматургия Генрика Ибсена («Кукольный дом или Нора», «Пер Гюнт») Беспощадная правда жизни и утверждение победы добрых начал в творчестве Ч. Диккенса, сарказм и резкость реализма У. Теккерея. Натурализм Э.Золя.

Реализм в живописи. Новый тип художника – политического борца и публициста во Франции (О. Домье, Г.Курбе). Гимн труду в живописи Ф. Милле.

Реализм в театре. Утверждение принципа торжества правды и истины на сцене в статье Э.Золя «Натурализм в театре». Сара Бернар и реалистическая манеры игры.

Импрессионизм. Рождение импрессионизма во французской живописи. Предпосылки возникновения. Новое понимание света, цвета, пространства на полотне. Пленэр, его значение для развития импрессионистической образности. Отсутствие социальной проблематики. Принцип кадрировки. Творчество К. Моне, Э.Мане. Нарушение привычного равновесия между цветом и формой предметов, оптические эффекты, акцентировка цветовых пятен (А. Сислей, Э.Дега, К. Писарро, О.Ренуар).

Импрессионизм в музыкальном искусстве. Эстетика передачи мимолетных впечатлений, тонких нюансов чувств и настроений. Изобразительное начало в музыкальных образах. Творчество К. Дебюсси («Сады под дождем», «Море», «Послеполуденный отдых фавна»), М. Равеля («Болеро», «Скарбо»)

Импрессионизм в скульптуре. Творчество О.Родена («Бальзак», «Врата Ада», «Граждане Кале», «Мыслитель»).

Постимпрессионизм. Постимпрессионизм во французской живописи (П.Сезанн, В. ван Гог, А.Тулуз-Лотрек). Творчество П.Гогена, влияние неевропейских культурных традиций. Чистота и звучность цвета в работах Гогена, выражение чувств героев с помощью сопоставления контрастных цветов («А ты ревнуешь? », «Женщина с плодом манго»). Пуантилизм (Ж.Сёра, П.Синьяк).

Архитектура последней трети XIX в. Связь достижений архитектуры со сферой производства и материально технической базой. Появление новых строительных материалов и новых типов конструкций. Эйфелева башня (проект А.Г. Эйфеля) в Париже как символ достижений технической эстетики конца XIX века.

Рождение нового вида искусства – кино. Предпосылки создания. Братья Люмьер и первый сеанс кинематографа. «Линия Люмьера» и «линия Мильеса» в кинематографе.

 

Перечень вопросов к зачету:

1. Научная революция XVII века и изменение картины мира европейцев.

2. Мир и человек в представлениях XVII века.

3. Быт и нравы европейцев XVII века

4. Барокко в художественной культуре Италии XVII в.

5. Характерные черты французского классицизма (архитектура, живопись)

6. Французский театр эпохи классицизма (на пример творчества П. Корнеля, Ж.Расина)

7. Золотой век испанской культуры. Творчество Д.Веласкеса

8. Фламандская живопись XVII в. Творчество Рубенса.

9. Голландская живопись XVII в. Творчество Рембрандта.

10. Научные открытия XVIII в и их влияние на представление о мире.

11. Идеалы и ценности в культуре эпохи Просвещения

12. Промышленная революция в Англии и ее социо-культурные последствия

13. Просветительские идеи в литературе XVIII века (Англия и Франция)

14. Просветительские идеи в литературе XVIII века (Италия, Германия)

15. А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар – галантные мастера эпохи рококо.

16. Облик и нравы людей XVIII в.

17. Идеи просветительского реализма в творчестве Шардена и Хогарта.

18. Венская классическая школа в музыкальной культуре XVIII века

19. Предпосылки становления и основные черты романтизма в культуре XIX в.

20. Литература эпохи романтизма (на примере творчества Гофмана, Байрона, Гюго, Скотта, Г.Гейне)

21. Музыкальная культура в эпоху романтизма

22. Романтизм в изобразительном искусстве Франции, Германии и Англии

23. Мода, нравы, поведенческие установки эпохи романтизма.

24. Изменение ценностных ориентиров в духовной жизни общества во 2 пол XIX в.

25. Роль города и городского населения в культуре 2 пол. XIX в.

26. Быт и нравы горожан во 2 пол. XIX в.

27. Реализм в художественной культуре зарубежных стран (литература, живопись, театр)

28. Импрессионизм в художественной культуре Франции (живопись, музыка, скульптура)

29. Творчество постимпрессинистов (П.Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген)

30. Архитектура 2 пол XIX в.: специфические особенности и основные достижения.

31. Кинематограф в к. XIX в.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ РАБОТ

№ п/п Наименование разделов и тем ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час) Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические (семинары, лабораторные работы)
1. Основные тенденции развития зарубежной культуры в XVII в.    
2. Художественная культура Италии и Франции в XVII в.    
3. Художественная культура Испании, Фландрии и Голландии в XVII в.    
4. Эпоха Просвещения: общая характеристика и основные ценности    
5. Литература эпохи Просвещения    
6. Архитектура, изобразительное искусство, музыка в эпоху Просвещения    
Романтизм в европейской культуре XIX в.    
8. Социо-культурное развитие зарубежных стран во 2 пол. XIX в.    
9. Художественная культура зарубежных стран во 2 пол. XIX в.    
  ИТОГО  

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

 

Рекомендуемая литература (основная)

 

 

Абрамова И.И. Неповторимые лики эпох. Из истории мировой художественной культуры. Кострома, 1993.

Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1-2. М., 1996.

Емоханова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. М., 2000.

Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. М., 2009.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

История зарубежного искусства. М., 1984.

История зарубежного искусства: учебник. Под. ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. М., 1983.

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до XX века. Под. ред. Е.И. Ротенберга, М.И. Свидерской. М., 1988.

История искусства зарубежных стран: Новое время. М., 1982.

Кабкова Е.П., Львова Е.П., Некрасова Л.М., Олесина Е.П., Стукалова О.В. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. СПб, 2008.

Кабкова Е.П., Львова Е.П., Фомина Н.Н., Сарабьянов Д.В., Березин В.В., Борисова Е.А. Мировая художественная культура. XIX век. Спб, 2008.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII – XX вв. Л., 1990.

Каминская Н.М. История костюма. М., 1986.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. М., 1976.

Комиссаржевский Ф. История костюма. Минск, 1999.

Креленко Н.С. История культуры западноевропейских стран в новое время (XV – XIX вв.): Учеб. пособ. для студ. – Саратов, 2006.

Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX в. М., 2002.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1996.

Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972.

Моран А. История декоративно-прикладного искусства с древних времен до наших дней. М., 1982.

Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры: Учебное пособие. М., 1992.

Основы теории и истории культуры. Спб, 1996.

Очерки истории мировой культуры. М., 1997.

Сыромятникова И.С. История прически. М., 1982.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь