Понятие художественной культуры.
Понятие художественной культуры.
Тема урока: 1. Понятие художественной культуры — 1 урок.
- Возникновение слова культура (лат. возделывание).
- Культура и натура. Натура как мир природный, не зависимый от человека. Культура как воздействие человека на натуру (природу).
- Материальная культура (техника), усиливающая телесные способности человека.
- Интеллектуальная культура (наука) как приложение умственных способностей человека.
- Художественная культура (искусство) как выражение эмоциональных переживаний человека.
- Разнообразие мира искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн).
- Изобразительные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика).
Задания:
- Найти представителей натуры в современной городской квартире.
- Только ли эмоции человек выражает в искусстве? А что еще может увидеть (услышать) зритель в произведении искусства?
- Попробовать найти отличия художественного текста от текста научного (можно попробовать найти элементы того и другого в одном и том же тексте).
- Может ли помочь искусство технике? А техника искусству?
- Можно ли представить себе научную живопись? А техническую живопись?
- А как бы могла выглядеть научная скульптура?
- Можно ли вообще определить точные границы между материальной, интеллектуальной и художественной культурами?
2. Материальная и художественная культура первобытного человека
Тема урока: 2.1. Наскальная живопись — 1 урок.
- Изготовление орудий труда как граница между животным и человеком.
- Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век.
- Особенность пещерных изображений палеолита:
- первые наскальные изображения — штрихи, красочные пятна, контуры рук.
- освоение приемов графики (контурный рисунок, передача объема штриховкой и тенями);
- передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства);
- точность в передаче признаков животного и его движений палеолитическим художником;
- изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство).
- Составные части краски:
- красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные;
- жидкий разбавитель (основание краски) — вода или масло;
- клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь).
- Охра - естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые).
- Изменение мировоззрения в неолите — человек становится центром мира.
- Центральное положение человека в неолитических пещерных рисунках.
- Использование рисунков для передачи целых сообщений (пиктография).
Задания:
- Почему изображения животных натуралистичны, а изображение человека схематично?
- Как могла появиться идея создания краски?
- Используем ли мы сегодня рисунки для передачи сообщений?
- А какими бы изображениями вы украсили бы пещеры, если бы вам пришлось в них жить?
Тема урока: 2.2. Мегалитическая архитектура — 1 урок.
- Жилище человека как область “своего” в окружении “чужого”.
- Палеолитическое жилище из природных материалов:
- пещера с выходами на поверхность земли и к воде;
- жилище из шкур и костей животного.
- Появление в позднем неолите искусственных сооружений из кирпича-сырца и мегалитов (геч. megas — большой и litos — камень).
- Три типа мегалитов:
- менгиры (бретонск. мэн — камень и хир — длинный) — одиноко стоящие каменные глыбы до 20 метров высотой (Бретань, Франция). Назначение: погребальные сооружения, памятные столбы, пограничные знаки);
- кромлехи (бретонск. кром — кург и лех — камень) — концентрические круги столбов-менгиров, иногда соединенных каменными балками (Стоунхендж, Англия). Назначение: храмы Солнца и Луны, календарные сооружения, древние обсерватории;
- дольмены (бретонск. толь — стол и мэн — камень) — перекрытые большим плоским камнем сооружения. Назначения: жилища, храмы.
- Круг и квадрат как основные фигуры планов мегалитических сооружений.
- Стоечно-балочная конструкция, ее составные части и распределение в ней силы тяжести. Важность точного расстояния между опорами.
Задания:
- Есть ли в России какие-либо камни-памятники? Связаны ли они с какими-либо языческими преданиями и обрядами?
- В каких произведениях художественной литературы встречаются магические круги? Какую функцию они выполняют? (См., напр. “Вий” Н. Гоголя)
- Попробуйте сравнить дольмен и греческий портик, дом с плоской крышей, автобусную остановку. Изменилось ли что-нибудь в этой конструкции? Чем объяснить такую “живучесть” этой конструкции? Какова она в плане?
- Какие два основных плана конструкций проявились в мегалитических постройках? Что могут символизировать эти фигуры в планах зданий?
3. Художественная культура Древнего мира Культура Древнего Египта
Тема урока: 3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте — 1 урок.
- Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, барельеф, горельеф.
- Древнеегипетский рельеф как грань между миром живых и миром мертвых.
- “Архаический способ” обработки материала в Древнем Египте (скалывание прямыми гранями). Кубическая статуя.
- Взаимодействие скульптуры и архитектуры: зависимость статуи от масштаба архитектуры, место скульптуры и ее освещение.
- Основные места расположения скульптуры в храме (аллея сфинксов, пилоны, гипостильный зал, святилище, сераб - молельня, погребальная камера). Понятие монументальной скульптуры и колоссы Нового царства.
- Древнеегипетский скульптурный канон.
- Влияние скульптуры на организацию пространства вокруг нее. Фронтальное выстраивание пространства в Древнем Египте.
- Цвет в древнеегипетской скульптуре (инкрустация глаз, тонирование фигур).
Задания:
- Вспомните какую-либо площадь в Вашем городе, на которой есть скульптурный памятник (иногда памятниками считаются стелы, обелиски и т.д.). Попробуйте вспомнить, а как вы предпочитаете стоять на этой площади относительно памятника?
- Кого чаще всего можно видеть около памятников? Почему, по вашему мнению, именно там?
- Если бы вам предложили решать, где в школе поставить памятник вашему любимому литературному герою, то какое бы место вы предложили? Почему?
- Сравните свои ощущения от камня со сколотыми краями и полузасохшей глины. Из какого материала вы предпочли бы видеть скульптурный портрет любимой учительницы, диктатора?
4. Культура Междуречья
Тема урока: 4.1. Город и зиккурат — 1 урок.
- Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях.
- Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной.
- Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига.
- Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка.
- Вавилон — первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города:
- оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен);
- ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;
- зиккурат Этеменанки — Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата;
- дворцы Вавилона и висячие сады.
Задания:
- Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом?
- Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете?
- Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени...” Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата?
- Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.
- Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве?
Культура Древней Индии
Культура Древнего Китая
Культура Древней Греции
Культура Древнего Рима
Понятие художественной культуры.
Популярное:
|