Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема урока: 9.1. Особенности древнеримской архитектуры — 1 урок.



  • Основные конструкции:
    • арка, ее принцип, ложная арка, арка подпружная и разгрузочная;
    • аркада — сочетание греческой колонны с этрусской аркой.
    • коробовый свод.
    • купол.
  • Ордер в Риме. Тосканский ордер — римский вариант дорического.
  • Социальный смысл купола и арки.
  • Основные типы сооружений:
    • термы. Возможные помещения для терм: купальные залы, залы для физических упражнений, для чтения, экседры (открытые полукруглые залы) для беседы на свежем воздухе, бассейн, место для бега, главный павильон с холодной и горячей купальней, системы водоснабжения и отопления;
    • амфитеатры: овальный план, поднимающиеся уступами места для зрителей, тентовое перекрытие. Колизей — крупнейший Римский амфитеатр;
    • цирки. Соревнования на колесницах. Большой цирк, Цирк Нерона, цирк Максенция, Гипподром в Константинополе;
    • дороги. Предназначение шоссированной части исключительно для армии и императорской почты;
    • водопроводы. Система арок и аркад для мостов и акведуков;
    • триумфальные арки;
    • триумфальные колонны и статуи;
    • гробницы: колумбарии, мавзолеи, гробницы в форме пирамид, квадратных и круглых башен.

Задания:

  1. Сравните цирки древнеримский и современный по форме и назначению.
  2. Какому древнеримскому сооружению больше соответствует современный цирк?
  3. В каких сооружениях сегодня можно встретить коробовый свод?
  4. Что изменилось в Тосканском ордере по сравнению с греческими ордерами? Как, по вашему мнению, мог бы выглядеть Московский ордер, Парижский, Пекинский, Нью-Йоркский?

    Тема урока: 9.2. Древнеримская скульптура — 1 урок.
  • Период становления основных форм древнеримской скульптуры:
    • надгробные памятники, канопы и рельефные надгробия;
    • храмовая скульптура богов героев и гениев;
    • скульптурная лепнина на зданиях (голова Горгоны);
    • сосуды буккеро;
    • статуи тогатос (римлянин, закутанный в тогу и совершающий жертвоприношение);
    • статуи полководцев в героизированном облике;
    • статуи знатных нобилей с бюстами предков (для демонстрации древности рода);
    • ораторы, выступающие с речами;
    • небольшие статуэтки богов и гениев в домашних святилищах.
  • Римский скульптурный портрет в период расцвета (I - II веков н.э.). Чередование периодов идеализации облика и реалистичности портрета:
    • сглаживание индивидуального своеобразия и идеализация личности в портрете, распространение женского и детского портрета, монументальной скульптуры, статуй героев и императоров при Августе (“августовский классицизм”, 1 половина I века н.э.);
    • передача индивидуального облика в портретах эпохи Флавиев (2 половина I века - начало II века н.э.);
    • обращение к греческому наследию и преклонение перед эллинскими идеализированными образцами (1 половина II века н.э.);
    • выявление индивидуальности и психологическая характеристика человека, использование дорогих материалов — золото, серебро, хрусталь (2 половина II века, последние Антонины).
  • Кризис римской скульптуры:
    • исчезновение пластики нагого тела и появление системы драпировок;
    • нарушение естественных пропорций;
    • упрощение форм и постепенная схематизация образов:
    • усиление орнаментального начала в скульптуре (пышные волосы, мелкие складки одежды) и дробление скульптурной массы (высверливание полостей буравом);
    • нарастание застылости скульптурных масс создание на них изображений;
    • постепенное нарастание художественных приемов будущего иконописного канона.

Задания:

  1. Каким древнеримским скульптурам, на ваш взгляд, соответствуют кубические статуи древних египтян?
  2. Скульптуры греческой классики и скульптуры “августовского классицизма” — один и тот же смысл вкладывали в них творцы?
  3. В каком из стилей римской скульптуры вы хотели бы видеть выполненным ваш собственный портрет?
  4. Из какого материала вы хотели бы видеть скульптурный портрет родителей, младшего брата или сестры, любимого и не любимого учителя, директора школы?


Список литературы
для учителя предмета
“ Мировая Художественная культура”
по разделам “Первобытная культура”
и “Культура Древнего мира”

Культура первобытного человека
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Леви-Брюль К. Первобытное мышление. Л., 1930.
Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., 1991.
Календарь в культуре народов мира. Сборник статей. М., 1993.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство (в серии “Малая история искусств”). М., 1973.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
Авдеев А.Д. Происхождение театра. М.-Л., 1989.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.


Древний Восток
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1987.
Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М., 1997.
Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 1.
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
История Древнего Востока, под ред В.И. Кузищина. М., 1988.
Афанасьева В.К. и др. Искусство Древнего Востока (в серии “Малая история искусств”). М., 1976.
Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах, т. 1. М., 1970.
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987, гл. 1-3.
Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 1-4.
Морэ А. Цари и боги Египта. М., 1998.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.
Целлар К. Архитектура страны фараонов: жилище живых, усопщих и богов. М., 1990.
Черняк В.З. Уроки старых мастеров. М., 1986.
Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958.
Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М., 1988.
История культуры Древней Индии. Тексты. Сост. А.А. Вигасин. М., 1990.
Сокровища искусств стран Азии и Африки. Сборник статей. М., 1975, вып. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.


Античность
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1987.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1991, вып.1.
Шуази О. История архитектуры в 2-х томах. М., 1935, т. 1.
Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах, т. 2. М., 1970.
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987, гл. 1-3.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 1-5.
Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. М., 1982.
Таруашвили Л.И. Эстетика архитектурного ордера. М., 1995.
Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 1-4.
Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 1-4.
Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел 1.
Ривкин Б.И. Античное искусство (в серии “Малая история искусств”). М., 1972.
Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 1.
Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. М., 1992.
Кругликова И.Т. Античная археология. М., 1984.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков М., 1994.
Нейхардт А.А., Шипова И.А. Семь чудес древней Ойкумены. М., 1990.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. М., 1970.Щербаков В. Все об атлантиде. М., 1990.
Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970.
Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.
Культура Древнего Рима в 2-х томах, под ред. Е.С. Голубцова. М., 1985.
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
Кочетов В.А. Римский бетон: (Из истории строительства и строительной техники Древнего Рима). М., 1991.
Мокульский С.С. История западноевропейского театра. М., 1936, часть 1, отдел 1.
Варнеке Б.В. История античного театра. М.-Л., 1940.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. стр. 5-17.
Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1961.
Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 1.
Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л., 1873, гл.1.
Саккетти Л. Музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. Спб., 1900, гл. 1-3.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь