Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Европейская культура ХХ века.



Европейская культура ХХ века.

Главное достижение этого периода - успешное развитие художественной культуры. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют такие великие имена: А.Франс, Р.Роллан, Р.Мартен дю Гар. Значительным явлением духовной жизни стало творчество писателей - экзистенциалистов Ж.-П.Сартра и А.Камю. Основные темы их произведений - свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. Значительных успехов достигла немецкая литература, благодаря творчеству Т.Манна, Л.Фейхтвангера, Э.М.Ремарка.Настоящий подъем переживает английская литература - Дж.Голсуорси, С.Моэм, Б.Шоу.На высоком уровне остается американская литература - У.Фолкнер, Дж.Стейнбек, Э.Хемингуэй. Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны средств массовой информации. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма. Авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке, устремленный в будущее. Стиль “модерн” (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главные его представители в Бельгии Х.Ван де Вельде, в Австрии Й.Ольбрих, А.Гауди в Испании, в Шотландии Ч.Макинтош, в России Ф.Шехтель. Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Его сторонники - А.Матис, М.Вламинк, А.Дерен, А.Марке - выступали с утверждениями о конце реализма. Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма, и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э.Мунка “Крик” (1893). Основные представители течения - художники Э.Кирхнер, Э.Нольде, М.Пехштейн, Ф.Марк, П.Клее. В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество М.Ларионова и Н.Гончаровой.Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П.Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители - П.Пикассо, Ж.Брак, Ф.Леже, Р.Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии его представителями были Ф.Маринетти, У.Боччони, Дж.Балла, Л.Руссоло; в России его представляли В.Маяковский и В.Хлебников. Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадизма (М.Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А.Бретон во Франции, С.Дали в Испании, Р.Магритт в Бельгии; Г.Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алонизм, концепцию бессознательного З.Фрейда.В целом первая половина XIX в. была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

 

Модернизм и постмодернизм.

 

Модерни́ зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм в архитектуре

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́ м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Постмодернизм

Постмодернизм - направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 1970-х - 1990-х гг. противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним " неоавангардизма" или " позднего модернизма", последовательно развивающего модернистские концепции. Явившись художественной реакцией на крайности " контркультуры" (леворадикального и особенно молодежного движений 2-й половины 1960 гг.), постмодернизм усилил критику модернизма. Провозгласив идею возвращения искусства в рамки искусства, постмодернизм в поисках средств художественного языка открыто ориентируется на обыденные вкусы, взгляды и настроения массового сознания. Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 1970-х гг. были построены общественные центры, окруженные ярко раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древнеримские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. д. (Пьяцца д`Италия в Нью-Орлеане, США, архитектор Ч. Мур); города-спутники, распланированные по строго осевой системе, застроенные домами с тяжелыми карнизами и фронтонами, мощными декоративными колоннами на рустованных стилобатах (новые города-спутники Парижа, испанский архитектор Р. Бофилла); деревянные и каменные особняки с развитыми скатными крышами и свисающими карнизами, слуховыми окнами и дымовыми трубами (проекты американского архитектора Р. Вентури). Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастане активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп (например, «искусство аутсайдеров»). Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъема движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — все больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. На арт-процесс, начиная с 80-х, большое влияние оказало развитие технологий — видео, аудио, компьютеров и интернет — это существенно расширило палитру средств, используемых художниками.

 

36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.П. Федотов)

 

Национальным менталитетом культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Как правило, черты, характеризующие ментальностью той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных культуротворческих факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в " серебряный век", и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.

Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные факторы. Стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность). Бинарность в строении русской культуры — несомненный результат " пограничного" геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом и приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт той и другой " суперцивилизаций". Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное".

Прав был Бердяев, выделяя в российской история " пять разных России" — как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевская Русь, - монголо-татарская Русь, московское царство, петербургско-императорская (послепетровская) Россия и Россия советская. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); начиная с 1991 г., мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха " серебряного века" (рубежа XIX — начала XX вв.) — в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России. Если же добавить к перечисленным Россиям еще Русь дохристианскую, языческую, существовавшую, пусть и весьма аморфно, до Киевской Руси, то мы насчитаем уже девять разных культурно-исторических парадигм в истории отечественной культуры, что чрезвычайно много для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с какой-либо определенностью).

Менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций национально-исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о себе в наиболее решающие, кризисные моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас, казалось бы, просто невозможных общественно-исторических условиях и обыденных обстоятельствах как высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо " антикультурным" ' факторам ее более чем тысячелетней истории.

Характерной особенностью русской культуры с её " двоецентрием" является то обстоятельство, что ее основу суть, глубинный смысл составляют не отдельно два противоположно заряженных " ядра", сопряженных между собой в одно неразрывное целое, а самое их сопряжение, непрерывно меняющееся, как бы " мерцающее" отношение двух " центров", " полюсов", являющих собой абсолютные смысловые противоположности. В этом отношении чрезвычайно красноречивы символические заглавия известных произведений русской литературы, объединяющих в едином целом взаимоисключающие понятия: " Мёртвые души", " Живые мощи", " Отцы и дети", " Преступление и наказание". " Война и мир". " Былое и думы", " Живой труп", " Христос и Антихрист", " Поэт и толпа", " Поэт и гражданин", " Поднятая целина", " Жизнь и судьба".

 

Культура Киевской Руси.

В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во - К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка, особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р. проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень.

Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской хар-р культуры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.

 

Культура Московской Руси

Века

Культура Московской Руси развивалась в тяжелый период - татаро-монгольское иго. Во время завоевательных походов ордынцев пострадали многие храмы, сожжены летописи и др. ценности. В плен угнаны лучшие мастера.

Возрождение всей русской культуры происходит после Куликовской битвы (1380 г.).

1. Летописание. Со второй трети XIII в. затухает практически во всех городах, кроме Новгорода. Но в начале XIV в. возникают новые центры летописания, в том числе и в Москве, которая все больше и больше начинает возвышаться.

2. Архитектура. Каменное зодчество практически не развивается, т.к. татаро-монголы угоняли в плен всех мастеров. Опять же, в Новгороде лишь в конце XIII в. появляется первый (после первой трети XIII в.) каменный храм. Поскольку навыки строительной техники во многом были утрачены, это был уже новый тип храма, в котором не использовалась плинфа (домонгольский кирпич) и цемянка (раствор с добавлением толченого кирпича-плинфы). В XIV в. в Новгороде был расцвет строительной деятельности. Храмы небольшие, одноглавые, одноапсидные, с трехлопастным завершением, часто с внутристенной лестницей на полати (хоры).

В Москве первые каменные постройки появляются с XIV в. при Иване Калите; эти храмы не дошли до нашего времени. В 1367 г. был построен первый белокаменный кремль - при князе Дмитрии Ивановиче (в будущем - Донском).

3. Литература. XIV в. знаменуется появлением исторических повестей о страшных событиях, связанных с установлением ига (" Повесть о разорении Рязани Батыем", " Сказание о Мамаевом побоище" и др.).

4. Устное народное творчество. Многочисленные былины и сказания (" Сказание о невидимом граде Китеже", былины о Садко и Василии Буслаеве).

5. Живопись. С XIV в. на Руси немало византийских мастеров изобразительного искусства, самый известный из них - Феофан Грек. Во второй половине XIV в. несколько храмов на Руси были расписаны Феофаном Греком (его фрески сохранились лишь в новгородской ц. Спаса Преображения на Ильине улице, построена в 1374 г., расписана в 1378 г.). В самом конце XIV в. Феофан переезжает в Москву, где занимается росписью храмов и иконописью.

6. Религия. Александр Невский в 1242 г. одержал победу над немецкими рыцарями, на Чудском озере. Значение этой победы огромное еще и потому, что Русь избежала насильственной смены конфессии - Ватикан хотел, чтобы Русь приняла католичество. Что касается татаро-монголов, то они не притесняли православных служителей культа. С XIV в. на Руси ведется массовое строительство монастырей, причем, в отдаленных от городов местах.

P.S. Андрей Рублев (ок. 1360 - 1420-е гг.) в летописях впервые упоминается лишь в 1405 г., а самые ранние его работы (фрески ц. Успения на Городке в Звенигороде) созданы около 1400 г.

Века

После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига иобъединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы- памятники XVI в.

Новшества в архитектуре

От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные крыши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей», работавших артелями. Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных групп на подклетах.

 

Европейская культура ХХ века.

Главное достижение этого периода - успешное развитие художественной культуры. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют такие великие имена: А.Франс, Р.Роллан, Р.Мартен дю Гар. Значительным явлением духовной жизни стало творчество писателей - экзистенциалистов Ж.-П.Сартра и А.Камю. Основные темы их произведений - свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. Значительных успехов достигла немецкая литература, благодаря творчеству Т.Манна, Л.Фейхтвангера, Э.М.Ремарка.Настоящий подъем переживает английская литература - Дж.Голсуорси, С.Моэм, Б.Шоу.На высоком уровне остается американская литература - У.Фолкнер, Дж.Стейнбек, Э.Хемингуэй. Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны средств массовой информации. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма. Авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке, устремленный в будущее. Стиль “модерн” (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главные его представители в Бельгии Х.Ван де Вельде, в Австрии Й.Ольбрих, А.Гауди в Испании, в Шотландии Ч.Макинтош, в России Ф.Шехтель. Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Его сторонники - А.Матис, М.Вламинк, А.Дерен, А.Марке - выступали с утверждениями о конце реализма. Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма, и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э.Мунка “Крик” (1893). Основные представители течения - художники Э.Кирхнер, Э.Нольде, М.Пехштейн, Ф.Марк, П.Клее. В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество М.Ларионова и Н.Гончаровой.Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П.Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители - П.Пикассо, Ж.Брак, Ф.Леже, Р.Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии его представителями были Ф.Маринетти, У.Боччони, Дж.Балла, Л.Руссоло; в России его представляли В.Маяковский и В.Хлебников. Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадизма (М.Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А.Бретон во Франции, С.Дали в Испании, Р.Магритт в Бельгии; Г.Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алонизм, концепцию бессознательного З.Фрейда.В целом первая половина XIX в. была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

 

Модернизм и постмодернизм.

 

Модерни́ зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь