Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IV. 5. РЕЛИГИОЗНО-ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА



В истории культуры неизвестен ни один народ, племя, без той или иной формы религиозных верований. Возникновение религии в истории человечества — не случайность, а закономерность, обусловленная эволюцией человеческого «духа» и развитием культуры и общества.

Среди важных проблем культурологии — религиозная типология культур, изучение особенностей мировых религий, их влияние на формирование системы культурных норм и ценностей, стереотипов поведения, присущих той или иной этнической культуре.

Религия — форма общественного сознания, признающая особое значение мистических, духовных связей и сил; вера в Бога и сакральность религиозных институтов (церквей), оформляющих эту веру.

Роль религии в развитии культуры мыслители оценивают неоднозначно. Так, Гольбах, Вольтер, Дидро и другие просветители противопоставляли образование и науку религии. И. Кант отвергал всевозможные доказательства бытия Бога и личного бессмертия. Но замены религии наукой и атеизмом не произошло и в современном мире, потому что религиозные чувства могут затронуть самые сокровенные струны человеческой «души».

Роль религии в каждом обществе различна под воздействием исторических условий. Духовный фактор и сегодня играет важную роль в определении ценностных ориентиров и выработке основополагающих идей развития культуры.

Сфера религии — это различные чувства, эмоции, верования, обряды, определяющие сакральное понимание мира и места в нем человека через возможность проявления сверхъестественных сил. Сакральный мир религии принципиально отличается от обыденной реальности, есть нечто исключительное, сокрытое от нее.

Религиозная вера — это искренняя приверженность людей идее, убежденность, что все, что считается истинным и достоверным, не требует никаких доказательств. Таковы для православного христианина святость символа веры, Библии, иконы, молитвы, исповеди.

Религиозный культ (лат. «cultus» — «почитание») — система различных обрядов и сакральных действий, выражающих поклонение единому Богу (в монотеизме) или многим богам (как в античном политеизме).

Та или иная религия становится фундаментом для того или иного исторического типа культуры. Основой европейской культуры стало христианство, арабо-мусульманской — ислам, культура Индии, Китая, Японии и других соседних народов формировалась под влиянием буддизма, конфуцианства, даосизма.

В современном мире выделяют:

— наднациональные, мировые религии (буддизм, христианство, мусульманство);

— национальные религии: иудаизм (у евреев), индуизм (у индусов), конфуцианство (у китайцев), синтоизм (у японцев);

— традиционные культы племен Африки, Америки, Австралии и пр.

Мировые религии являются частью общечеловеческой культуры. Не христианство, ни буддизм, ни ислам не делят людей по национальности и социальному положению.

Многие мыслители обращают внимание на сходство слов «культ» и «культура». В философско-идеалистических концепциях подчеркивается, что культура произошла от культа и это говорит о глубинной связи культуры и религии.

Выдающийся русский гуманист, художник и ученый, Н.К. Рерих писал, что слово «культура» происходит от «культ» — поклонение, почитание и «ур» — «свет», «огонь». Культура возникла как почитание света, культ огня, который и был одной из первых форм религиозности, характерной почти для всех древних народов и является формой выражения духовной сущности человека.

Особое место проблема религиозно-нравственного совершенствования человека занимает в русской философии (А. Хомяков, Вл. Соловьев, И. Ильин, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Литературные произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого и др. проникнуты религиозно-философскими исканиями.

Отечественный ученый и богослов, П.А. Флоренский, писал: «Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной». Ядром культа он называл святыни, которые рассматривал как первичное творчество человека. Культура и религия — близки по духу, религия соединяет мирское и божественное, духовное и телесное, смысловое и реальное.

По мнению русского философа Н.А. Бердяева, свидетельством близости религии и культуры является символический характер самой культуры, который она унаследовала от культовой символики. Культура представляет символические выражения бытия, культ выступает прообразом осуществленных божественных тайн.

С Нового времени в Европе началось «обмирщение» церкви. Она стала терять лидирующее положение в обществе. Вверх «взяла» светская культура, свободная от религиозного влияния. Развивалась промышленность, техника, торговля, наука, философия. В этом такие мыслители, как А. Тойнби, видят кризис современной западной культуры, называют условием ее «спасения» западной цивилизации путем усиления религиозно-церковного начала.

В советское время любую религию считали явлением вредным для строительства социалистической культуры. Преследовалось духовенство, были гонения на верующих. Насаждался воинствующий атеизм, с позиции достижений науки велась антирелигиозная работа. Религию называли «опиумом для народа», «родом духовной сивухи». Комсомольцы активно участвовали в разрушении храмов, или устраивали там клубы для развлечений.

Сегодня церковная жизнь в России возрождается, восстанавливаются храмы, монастыри. Признана свобода вероисповедания для представителей всех религий. Есть мнения, что источником возрождения России может стать православие, как основа культуры и государственности. Церковь исторически выполняла такие важные социокультурные функции, как формирование нравственности. Разрушение святынь можно назвать вандализмом, это может оказать разрушительное воздействие на культуру, привести к непредсказуемым последствиям.

В современном мире активизируется деятельность Всемирного Совета Церквей, экуменическое движение (от греч. «ойкумена» — Земля), ведущие диалог с представителями всех религий для достижения главной цели — совершенствования духовной жизни всего человечества, достижение взаимопонимания и объединения различных церквей и конфессий верующих. Немалое значение имеет и миссионерское движение, способствующее межконфессиональному сотрудничеству христиан. В христианстве понятие единой Вселенской церкви появляется уже в Новом Завете («Нет не эллина, ни иудея»).

Язычество (от слав. «языци» — народы) — комплекс верований, обрядов и воззрений на мир, сложившийся в древние времена у всех народов мира. Вместо термина «язычество» используют «многобожие» (политеизм), поскольку для язычества характерна вера во многих богов, каждого из которых связывают с определенным природным или социальным явлением. Таково славянское и германское язычество. Многобожие характерно для религий всех народов Древнего мира. Классический пример политеизма — религия древних греков (олимпийские боги во главе с Зевсом).

***Боги — в представлении древних могущественные сверхъестественные существа, создавшие мир и управляющие им, определяющие судьбу, как отдельных людей, так и человечества в целом. Первоначально Богов представляли олицетворением сил природы, нередко в образе зверей (Египет). В дальнейшем их облик стал антропоморфным (человекоподобным, как в Древней Греции).

***Митра — один из древних персидских богов, олицетворение верности, справедливости и закона. Позднее Митра стал богом Солнца, хранителем закона и истины. Его культ был широко распространен среди воинов, постепенно Митра стал богом силы и мужества. С начала новой эры распространился в воинской среде Римской империи.

Зороастризм был самой ранней «всеобъемлющей» религией, распространившейся в Персии и соседних странах. Ее пророк Заратустра (Зороастр) проповедовал, что в мире есть два божественных начала — Добро и Зло, между которыми идет постоянная борьба. Заратустра жил между X в. и первой пол. VI в. до н.э. и получил божественное откровение в возрасте 30 лет. Ему приписывают авторство древнейшей части «Авесты». Последователи зороастризма сегодня немногочисленны (Иран, Индия). Отдельные идеи и обряды митраизма и зороастризма позднее вошли в христианство и ислам.

В VI-V вв. до н.э. (в «осевое время», по Ясперсу), в Индии и Китае практически одновременно возникли буддизм, конфуцианство и даосизм, религия, мораль и философия в которых неразделимо связаны. Для этого региона Востока и характерно взаимовлияние идей и культур. Возникший в Индии буддизм распространился в Тибет, Непал, Монголию, Китай, Японию и др. страны, где и сегодня существуют буддистские храмы и монастыри. Специфику китайской культуры сформировали конфуцианство и даосизм, оказавшие так же большое влияние и на культуру Японии, Кореи, Вьетнама.

Для даосско-конфуцианского, индуистского и буддийского мировоззрения характерна необязательность веры в Бога — в том смысле, который характерен для иудаизма, христианства, ислама. На Востоке другие представления о сакральном, Высшем Абсолюте, судьбе и «душе» человека. В буддизме Абсолют — это космическая всеобщность — «Брахман», который непостижим и совершенен. «Инь» и «Ян» — первоначала мира в даосской космогонии.

Иудаизм — первая монотеистическая религия, возникшая в I тысячелетии до н. э. у жителей Палестины — евреев, вера в единого, вездесущего, всемогущего Бога, Создателя всего мира. Бог (Яхве, Ягве, Иегова) — главный объект поклонения, духовное существо, Дух, Высшее начало, Высший разум, Сила, которая лежит в основе бытия, создает и поддерживает мир. Бог наделен совершенством, всеведением, мудростью, состраданием.

В иудаизме отражена идея богоизбранности народа Израиля (Бог заключил с Авраамом и его потомками Завет, по которому взял на себя некоторые обязательства, а люди должны быть открытыми перед ним и всегда принимать его волю); людям следует ожидать прихода Мессии, который сразится с силами зла и установит Царство Божье.

Созданный древними пророками и мудрецами Ветхий Завет (часть Библии до рождения Христа), отразил мировоззрение той эпохи и сохранил много сведений по истории и культуре народов Ближнего Востока.

Монотеизм иудаизма сыграл огромную роль в истории культуры, многие его идеи вошли составной частью в христианство и ислам.

После двух крупнейших восстаний евреев против Рима (60-ее гг. и 132-135 гг. н. э.) большая часть евреев оказалась рассеянной по Римской империи и странам Востока.

В эмиграции раввины (священнослужители) создали Талмуд (от евр. «изучение») — сборник религиозно-философских, правовых и бытовых предписаний иудеев, сложившихся с IV в. до н. э. по V в. н. э. Сохранение религиозных традиций помогло им выжить и сохранить свою культуру, невзирая на частые гонения.

Христианство возникло в I веке в Палестине. Несмотря на суровые преследования, христианство менее чем за 200 лет распространилось по всей Римской империи. В 315 г. император Константин признал его государственной религией.

Ислам (мусульманство) возник в VII в. н. э. (араб. «ислам» — покорность Богу)— самая молодая из мировых религий. Основателем является пророк Мухаммад (570-632). Распространен во многих странах Азии и Северной Африки.

Иудаизм, христианство и ислам объединяетвера в единственного, невидимого, всесильного и справедливого Бога, связанного с человеком незримыми нитями. В каждой из религий почитаемы мифы и предания Ветхого Завета. Но существует и принципиальная разница в понимании Иисуса Христа, как мессии и отношения верующих к Новому Завету.

Христиане, кроме Ветхого Завета, почитают и Новый Завет (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна и др.). Иудаизм не признает спасительной миссии Христа и божественной тайны его рождения, не признает святости Нового Завета; основатель ислама Мухаммад, почтительно относившийся к Библии, называл Христа только предшествующим себе пророком, а не сыном Божьим. Только христиане искренне уверовали в него, как Мессию, назвали Спасителем мира и ожидают его второго пришествия. Поэтому между представителями этих религий издавна существовали напряженные отношения.

На формирование христианских представлений о мире и обрядов повлияли иудаизм, митраизм, зороастризм, египетская, древнегреческая религия (Суд Осириса в царстве Аида, изображения Исиды с младенцем Гором напоминают Богоматерь с Иисусом и др.).

Христианство — самая распространенная мировая религия, основу которой составляет вера в Иисуса Христа — «Сына Божия, Спасителя человечества, Царя мира». Некоторые ученые говорят о скудности исторических свидетельств об Иисусе, сомневаются в его реальности, не признают подлинности Евангелий. Но вполне реальными историческими лицами были и основатели других религий: Конфуций, Лао Цзы, Будда, Мухаммад.

В трудах польского историка З. Косидовского «Евангельские сказания» и «Библейские сказания» показана историческая реальность многих событий, описанных в Библии. А. А. Радугин пишет, что из сомнений в достоверности творимых Иисусом «чудес» и неясности отдельных биографических сведений, нельзя делать вывод, что Иисус не был реальной исторической личностью. «Чудом» будет тогда само возникновение христианства. Исходивший от Иисуса мощный духовный импульс был настолько силен, что сплотил преследуемые властями первые христианские общины. Все это никак не могло быть результатом согласованной выдумки церковников и плодом народной фантазии.

Важнейшие проблемы христианского вероучения — догматы (от греч. «догма» — мнение, учение, постановление) — в христианстве основные положения вероучения, признанные церковью неоспоримыми и неизменными. Первые догматы (о бессмертии души, триединстве Бога, боговоплощении, воскресении, вознесении и др.), утвержденные на I и II Вселенских соборах (325 и 381 гг.), вошли в Никео-Константинопольский Символ веры. Позднее были сформулированы догматы о Божественной и Человеческой природе в Иисусе Христе, почитании икон и др. Первыми Вселенскими равноправными патриархами были Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский, Константинопольский и Римский (папа).

Монотеизм в христианстве выражен триединством Святой Троицы (Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой). Саваоф (букв. — воинственный) — в иудаизме одно из имен бога Яхве, а в христианстве — первое лицо Троицы, Бог-Отец.

Богословы утверждают, что Бог наделяет человека нетленной и бессмертной «душой». Выходя по окончании земной жизни из тела, «душа» может существовать неопределенно долго. Каждого «спасенного» верой ждет вечная жизнь в раю, «грешникам» предстоят вечные мучения в аду. Для спасения «души» верующий должен жить нравственно, безгрешно и соблюдать все церковные обряды.

***Христианская эсхатология (от греч. «eschatos» «последний, конечный» и «logos» «учение») учение и вера в неизбежный конец света, Страшный Суд, воскрешение мертвых, второе пришествие Христа и наступление царства Божьего.

***Армагеддон последняя война сил Зла с силами Добра, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех, не поверивших в Его учение. Ангелы в христианстве духовные существа, исполняющие волю Бога.

Для христиан обязательно соблюдение Поста — периодов воздержания от скоромной (молочной и мясной) пищи, времени очищения души молитвой, размышлениями о Боге, покаяния в грехах; строгой, без развлечений и праздных удовольствий, жизнь.

Конфессия (от лат. " confessio" —исповедание) — то или иное направление в христианстве, имеющие различия в вероисповедании (католицизм, православие, протестантизм).

Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — одно из направлений в христианстве; возникшее после разделения единой церкви. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре церковной организации.

Католики, в отличие от православных, признают догматы о нисхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына; о том, что Дева Мария не имела не только личного, но и первородного греха, о вознесении ее на небо; о непогрешимости Римского папы в делах веры; существовании чистилища, где души умерших освобождаются от грехов. Католики особо почитают изображения распятия Иисуса Христа и креста.

Протестантизм — одна из христианских конфессий, охватывающая церкви, отошедшие от католицизма в ходе Реформации. Ее лидерами были Лютер, Меланхтон, Кальвин, Цвингли. В XVI—XVII вв. протестантизм утвердился в Германии, Англии, Швейцарии, Голландии, скандинавских странах, Финляндии, Латвии, Эстонии, Северной Америке. В настоящее время насчитывается более 2 тысяч различных церквей и течений, из которых важнейшими являются лютеранство, кальвинизм, цвинглианство и англиканство, а так же, квакеры, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, иеговисты и др. Единой церковной организации у протестантов нет.

Православие. В 1054 году христианство окончательно разделилось на православие (греки, русские, грузины, сербы, болгары, румыны и др.) и католицизм (народы Западной Европы). В отличие от католиков, подчиненных папе Римскому, в православии сохранялись равные церковные патриархи: Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский и др. Православная церковь признает решения только первых семи Вселенских Соборов, которые состоялись до разделения церквей.

*** В эпоху крестовых походов западные рыцари не видели в византийцах и всех восточных христианах своих единоверцев, захватили Иерусалим и Палестину. В 1204 г. рыцари штурмом взяли Константинополь и на территории Византии основали ряд своих герцогств. Византия восстановилась в 1261 г., но при турецких завоеваниях потеряла большую часть своей территории. В 1439 г. константинопольский патриарх согласился на унию с католической церковью, ожидая помощи с Запада, но это Византию не спасло.

В 1453 г. Константинополь был захвачен турками-мусульманами. Храм Святой Софии стал мечетью «Ак Суфия». Турки захватили православные Грецию, Македонию, Сербию, Болгарию, Румынию, большую часть Венгрии и др. Православная Грузия с трудом отбивалась от мусульманских Турции и Персии.

Русь, принявшая православие от византийских греков при князе Владимире в 988 г., осталась единственной православной страной, сохранившей свою независимость. Шло строительство церквей, монастырей, развивалась религиозная литература. Возникло понятие «Святая Русь». Во второй пол. XVII века часть священников и мирян не приняла церковных реформ патриарха Никона. «Старообрядцы» предпочитали сгорать в скитах, бежали в Сибирь, глухие места, другие страны.

***

В современном мире, где пропагандируется толерантность и свобода взглядов, имеют место представления, что все религии помогают человеку прийти к Богу и найти смысл жизни. Есть и такое мнение: каждая из религий несет как хорошее, так и плохое. Нельзя сказать, что лишь одна из них указывает правильный путь к Богу. По словам католического богослова Ханса Кюнга, все религии в мире, в основном, проповедуют одинаковые общечеловеческие ценности: выступают против безнравственности, убийств, лжи, воровства, инцеста, учат уважать родителей, любить детей.

Около 70 % населения исповедуют такие религии, как христианство, ислам, иудаизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Если каждая из них ведет к единому Богу, то они должны бы иметь много общего в книгах, вероучениях, представлениях о Боге. Но они резко отличаются, и не только по обрядам, а особенно, в представлениях о Боге и загробной жизни.

Христиане, мусульмане и иудеи почитают одного Бога. Но иудеи и мусульмане не могут прийти к миру на Ближнем Востоке. Мусульмане делятся на шиитов и суннитов, что вызывает между ними неприязнь (напр., вражда в Ираке). Христиане не едины: католики, православные, протестанты. Католики почитают деву Марию, протестанты не воздают ей особых почестей, не почитают икон, а католики и православные молятся перед ними.

Китайцу-верующему следует найти свое «Дао», индуисты поклоняются богам Вишну, Шиве, Кришне и тысячам их воплощений, для буддизма характерно почитание Будды и идея о космическом всеобщем «Брахмане» и пр. Мусульмане поклоняются Аллаху (единому богу), но у христиан это — святая Троица (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой).

При рассуждении об этом у обычного человека возникает сомнение в том, кто такой Бог и что нас ожидает после смерти, и не разобщают ли различные религии людей.

Если все религии ведут к одному Богу, тогда каждая изо всех сил должна была так же стремиться содействовать миру и единству людей. Но, как показывает история, служители религии не столько помогали объединить людей, а разжигали религиозные конфликты и войны. С XI по XIII век католики вели крестовые походы против мусульман, завоевали Иерусалим и другие земли в Палестине, православную Византию.Православные казаки враждовали с поляками-католиками и мусульманами-турками и татарами. Христиане устраивали еврейские погромы. В XVII веке в Западной Европе шла Тридцатилетняя война между католическими и протестантскими странами и т. д.

В 1947 году, после провозглашения независимости от Великобритании, в Индии начались кровопролитные столкновения между индусами и мусульманами. В Северной Ирландии существует многовековой конфликт между католиками и протестантами. Во 2-ю мировую войну были вовлечены приверженцы всех названных выше религий — и друг против друга сражались и единоверцы (как и атеисты тоже).

Кто ищет в жизни религиозный смысл, должен серьезно отнестись к выбору веры.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь