Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование и эволюция понятия культуры



Формирование и эволюция понятия культуры

Общество, его структура (институты и взаимодействующие группы), характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.
Понятие “культура” чрезвычайно многозначно. Целый ряд наук - философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология - находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Этот термин описывает абсолютно все, созданное человеком, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно создаваемое им. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества.

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura - заботиться, взращивать, ухаживать).
В Древнем Риме, помимо возделывания земли, культура также обозначала воспитание, образование человека, то есть воздействие на его природу.
В послеримскую эпоху под культурой начинает пониматься уклад городской жизни, то есть цивилизация.
Смысл средневекового понимания культуры сводился к гармоничному сочетанию двух миров – земного и небесного.
В эпоху Просвещения возникло устоявшееся понимание культуры как некой противопо­ложности природе, «натуре». Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура ­ - путь, средство достижения этогo совершенства или, наоборот, природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки и пр.

К концу XVIII в. термин «культура» стали употреблять по отношению к людям, главным образом к аристократам, отличавшимся изяществом манер и начитанностью, чтобы отделить их от «некультурного», простого народа. Данная идея принадлежит Френсису Бэкону, который связывал понятие «культура» с удобрением умов. С этих пор культура стала соотноситься с процессами развития и совершенствования и пониматься как инструмент, с помощью кото­poгo человек возвышается, преодолевая свою естественно ­природную ограниченность.
К XVIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цuвилизация. Культуре как средо­точию духовных, моральных и эстетических ценностей проти­востоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вто­ричное для человека. Цивили­зация связывалась, прежде вceгo, с материальным и технологи­ческим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, ду­ховным, во мнoгом стихийным, имеющим в своей основе выс­шие человеческие ценности, к которому категoрия прогресса неприменима.
В XX в. под культурой стали понимать художест­венно-творческий процесс (искусство), а также нравы, ценности, воззрения, убеждения, бытyющие в обществе, то есть всю сферу со­циального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценно­стей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматри­вается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

 

 

2. Культура как предмет интердисциплинарного знания. Науки о культуре.

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ - множество научных дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех се главных аспектах: предметном, целевом, процессуальном и результатном. В зависимости от характера продукта (результата) человеческой деятельности культуру различают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности — на производственную, социальную, информационную и др., в зависимости от характера процесса — на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающуюся, в зависимости от целей — высокую и низкую и т. д. Взятая в специфической конкретном единстве всех своих аспектов культура представляет собой базовую, порождающую структуру человеческой цивилизации определенного типа (древнеегипетская культура и цивилизация, культура и цивилизация Древней Индии и Китая, средневековая европейская культура и цивилизация и т. д.). Важнейшими науками о культуре являются археология, культурология, антропология, история.

 

 

Человек как культурный феномен.

Невозможно составить более или менее полное представление о человеке и человеческом обществе, если не обратиться к такому феномену, как культура.

Латинское слово culturа (культура) означает «возделывание», «воспитание», «развитие», «почитание». Как оно многозначно! Но все-таки в обобщенном смысле к у л ь т у р а – это все то, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, это результат преобразовательной деятельности человека.

С самого начала своего существования люди стремились приспособить окружающую среду для своего бытия, сделать ее более удобной. Они научились строить жилища из природных материалов, изготавливать одежду из шкур животных, изобретали новые, более современные орудия труда. И если объекты природы – камни и горные хребты, реки и моря – это естественные ее творения, то объекты культуры созданы искусственно, воплощают в себе какую-то идею и совершенно необходимы для того, чтобы могло существовать само человеческое общество во всех его многообразных проявлениях.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки. К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни. Вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты – вещи, архитектурные шедевры, произведения живописи, технические достижения.

Таким образом, культура является существенной характеристикой жизни общества и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо.

Какими же путями человек приобщается к культуре? Исторический опыт показывает, что восхождение к вершинам культуры, к культурным достижениям, накопленным всем человечеством, лежит через образование, самообразование, саморазвитие. Подлинный путь к культуре – это путь труда, радости приобщения к миру духовных ценностей, путь глубокого проникновения в смысл прекрасного.

Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры. По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. Он не может замыкаться в узкие рамки специальных знаний. Ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков.

Одним из проявлений культуры человека является культура общения, непременными признаками которой являются культура речи, культура выражения чувств, способность к сопереживанию и уважению.

Таким образом, чтобы стать по-настоящему культурным человеком, недостаточно прочитать определенное количество книг, посетить определенное количество музеев. Знания о мире и человеке должны помогать любому из нас действовать, чтобы становиться лучше, добрее, культурнее.

 

Культура и цивилизация.

Рассмотрим основные традиции понимания соотношения культуры и цивилизации.

1. Историческая традиция: цивилизация обозначает историческую эпоху, конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление классов, городов, упорядоченность общественного строя, государства, торговли, частной собственности, письменности. Эта точка зрения принадлежит Ф. Энгельсу и Л. Моргану.

2. Цивилизация является синонимом культуры, одно понятие замещало другое в Новое Время. Цивилизация понималась как продукт духовного развития человечества, связана с развитием человеческого разума и просвещения.

3. Цивилизация - смерть культуры, конечный момент ее развития. Эта точка зрения принадлежит немецкому ученому О. Шпенглеру (1880-1936).По Шпенглеру, каждому культурному организму отмерен заранее определенный срок. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое рождение, свое детство, юность, возмужалость, старость, смерть. Стадия рождения и развития - собственно культура, стадия старения и умирания – цивилизация. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

4. Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических отношений и учреждений, а культура рассматривается как проявление духовной сущности человека.

5. Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов.

Во всех рассмотренных случаях культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. В плане применения понятие культура – шире. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурной – духовный мир человека. Понятие культура – более самостоятельно, это общечеловеческое понятие, это база в развитии цивилизации. Цивилизация – это временное понятие, социально-техническое измерение культуры.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

6. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации.

7. В еврейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии.

Цивилизация – определенная часть или степень развития культуры, она предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Процесс культуры идет от варварства к цивилизации.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

 

Конвенциональные знаки

3.1.СИГНАЛЫ (ЗНАКИ ИЗВЕЩЕНИЯ ИЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ)

3.2. ИНДЕКСЫ (УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ ИЛИ СИТУАЦИЙ, ИМЕЮЩИЕ КОМПАКТНЫЙ И ЛЕГКО ОБОЗРИМЫЙ (УЗНАВАЕМЫЙ) ВИД И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И СИТУАЦИЙ ИЗ РЯДА ДРУГИХ)

3.3. ОБРАЗЫ (ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ЧЕРТОЙ ОБРАЗНЫХ ЗНАКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИХ СХОДСТВО С ТЕМ, ЧТО ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ (ИЗОМОРФИЗМ)).

4. СИМВОЛЫ (Природные явления и феномены, наделенные человеческими смыслами КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦА

ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ)

4. Вербальные знаки (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК –

ПОЛИСТРУКТУРНАЯ, МНОГОУРОВНЕВАЯ, РАЗВЕТВЛЕННАЯ, ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗНАКОВ).

СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ЯЗЫКА:

ФОНЕТИКА – звуковой компонент языка

ЛЕКСИКА – словарный фонд языка

ГРАММАТИКА – строение языка, система способов образования, изменения и употребления слов.

СТИЛИСТИКА – манера оформления речи, характеризуемая принципами отбора и комбинации языковых средств.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА В КУЛЬТУРЕ:

ЯЗЫК – ПРОДУКТ КУЛЬТУРЫ

ЯЗЫК – ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ

ЯЗЫК – УСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ (К.Леви-Строс «Структурная

антропология»)

Поскольку любое явление культуры имеет свое название, постольку символическая функция естественного языка не ограничивается единичными явлениями, но имеет универсальный характер (Э.Кассирер «Очерк о человеке. Введение в философию человеческой культуры»)

«Все народы воспринимают его (национальный язык) как символ независимости и достоинства, как высшей способ самовыражения» (Ф.Герц)

«Немобилизованная этничность» относится к своему языку пассивно, безразлично, как к чему-то, что само собой разумеющееся… «Мобилизованная этничность» часто превращает язык в своего рода мистическое тело. Он не только сосуществует с другими этническими символами. Он не просто этнический символ. Он «плоть от плоти и кровь от крови народа, и, стало быть, выступает чем-то большим, чем символ, выступает, как высшее благо, во имя которого следует дить и за которое стоит умереть» (Дж.Фишмен)

Знаковые системы записи

ТИПЫ ЗНАКОВ ПО Р.ПОЗНЕРУ:

1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗНАКИ ( Если в семиозисе участвует отправитель, производящий знак с целью передачи адресату какой-либо информации, такой знак является коммуникативным. Если адресату удается реконструировать сообщение на основе знака, такой семиозис называется коммуникацией.

Коммуникация может иметь место без сигнификантов и сигнификатов, но не может иметь места без отправителя, знака и сообщения, посредников и контекстов).

2. СИГНИФИКАТИВНЫЕ ЗНАКИ (Если в семиозисе участвует код (стандартное соединение между сигнификатом и сигнификантом), такой знак является сигнификативным.

Если какому-либо получателю удается реконструировать сообщение на основе этого знака, в этом семиозисе имеет место сигнификация).

ИНДИКАТИВНЫЕ ЗНАКИ.

 


 

Культура как мир артефактов

Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к ним. Что же есть в ней такого, чего нет в поведении животных?

 

- Во первых, ее отличительной особенностью является сознательная постановка цели. Человек способен выбирать свои цели В своей деятельности он сам создает для себя нее новые и новые цели, выходя при этом далеко за рамки своих биологических потребностей. Результаты человеческой деятельности, конечно, далеко не всегда совпадают с целью: часто мы оказываемся не в состоянии полностью и в точности осуществить то, что задумано.

 

- Во-вторых, человек сам создает и совершенствует средства деятельности, тогда как животные для достижения своих целей пользуются «готовыми», данными им природой средствами — зубами, когтями, крыльями и т. д. В качестве важнейших средств человеческой деятельности выступают прежде всего орудия труда.

 

В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей — в средства. В самом деле, чем более эффективны средства деятельности, тем легче достигается цель. Поэтому в деятельности постоянно происходит перемещение внимания от целей к средствам. Рано или поздно во всякой сфере деятельности создание и совершенствование ее средств (то есть промежуточная цель) становятся особой самостоятельной целью и работа, направленная на эту цель, обособляется в самостоятельную область деятельности. В последней то, что было лишь промежуточной целью, превращается в конечную цель, а то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться как промежуточная цель, достижение которой является условием для движения к новой конечной цели. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождающую такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.

Из игры как деятельности, целью которой является развитие физических и умственных способностей человека, рождается спорт, в котором развитие способностей рассматривается уже не как цель, а как средство достижения высоких спортивных результатов. То же самое происходит и с учебой: исторически она сначала осуществляется в ходе практической деятельности, и приобретение знаний рассматривается как средство сделать труд более эффективным; но затем она обособляется в особую сферу деятельности, а труд начинает служить в ней не целью, а средством приобретения знаний.

 

Благодаря взаимному «оборачиванию» средств и целей в развитии культуры непрерывно идет дифференциация деятельности, возникают новые ее виды. И это развитие не может остановиться, потому что его движущие силы лежат в самой природе человеческой деятельности.

 

Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, «сверхприродную» среду обитания. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым (хотя превратить материальную среду культуры в замкнутую сферу и полностью отгородиться ею от природы невозможно).

 

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами.

 

Артефактами — феноменами культуры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов — это ее первая важнейшая характеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о «материальной культуре» — вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует «вторую природу», которую создает человек собственными руками вокруг себя. Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.

Культура как мир смыслов

Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками. Эти характеристики составляют их объективную определённость, и, кроме нее, никакой другой определенности они не имеют. Иначе обстоит дело с артефактами — предметами культуры. В отличие от явлений природы они обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть объективная Определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д. Они-то (представления, цели, желания й т. д.) и есть та «человечность», которую вносит человек в продукты своей деятельности.

 

Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры.

 

Человек живет не только в материальном мире вещей — он живет и в духовном мире смыслов. В ходе своего исторического развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот мир. Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», существующая наряду с расширяющейся космической Вселенной.

 

Виды смыслов

 

Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

Смыслы образуются в голове человека, когда он в соответствии со своими потребностями познает, оценивает и регулирует происходящие вокруг него и в нем самом явления и процессы.

 

Три основных вида смыслов:

Знание (когнитивный смысл) — это информация о свойствах объекта. Знание — важнейшая часть культуры. Оно занимает огромное место в ее содержании. С развитием культуры объем знаний, которыми располагает общество, постоянно растет. Далеко не все накопленные в культуре знания являются истинными. В каждую эпоху имеются знания, которые когда-то в прошлом считались несомненными истинами, но затем обнаружилось, что они были заблуждениями (например, языческие верования). Есть и такие знания, которые в одних культурах признаются истинными, тогда, как в другой культуре они оцениваются как ложные.

Ценность (ценностный смысл) — это фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку (и соответственно человека к объекту). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности (а если же объект представляется человеку не удовлетворяющим никаких потребностей или мешающим их удовлетворять, то он не имеет ценности либо имеет отрицательную ценность — «антиценностъ»).

Регулятив (регулятивный смысл) — это правило или требование, в соответствии с которым люди строят свое поведение и деятельность. Содержащиеся в культуре регулятивы определяют принятые в данной культуре нормы поведения и деятельности, т. е. указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, «нормальны», а какие — нет.

Культура как мир знаков

 

Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.

В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки – русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки – язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания.

Таким образом, явления культуры – это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, то есть вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Понимать какое-либо явление культуры – значит, воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, символа, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно становится фактом культуры.

Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая характеристика культуры.

Если рассмотрение культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом ее материальные проявления, а как мира смыслов – ее духовное содержание, то культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. Действительно, знак есть чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) – это продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры

 

Культура как мир знаков

Выступая в качестве носителя смысла, обработанные вещи, процессы, явления становятся знаками. Знаки и системы знаков изучаются наукой, которая называется семиотикой. Знак – есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, переработки и передачи.
Знаки - символы – это материальные явления, которые в наглядно - образной форме представляют абстрактные идеи и понятия. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизано мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.
Язык – система знаков, один из главных видов знаковых систем, делает возможным знакомство с другими культурами.
Естественный язык - это исторически сложившийся в данном обществе национальный язык, единый и общепонятный для всех членов общества, универсальное средство общения. Он обладает двумя основными характеристиками: лексикой - словарным составом языка и грамматикой - формальным строем языка (словообразованием, построением предложений).
Искусственные языки создаются для решения специальных задач науки и приспособлены к описанию определенных предметных областей, например: язык математики, логики.
Диалогический язык составляет основу всех видов искусства. В результате экранизации романа мы получаем новое художественное произведение. Перевод стихотворения с одного национального языка на другой национальный язык порождает художественное явление, отличное от оригинала.
Знаковую функцию в культуре выполняет не только язык, но и обряды, обычаи, приветствия, предметы быта (жилище, одежда, кухня), внешний облик человека, его поведение. Например, прическа, головной убор или одежда могут указывать на принадлежность человека к определенному сословию, роду занятий, этнической группе.
Культурный код - это способ сохранения и передачи информации, тип культурной памяти. В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры:
• дописьменную, эпоху устной традиции, выраженную в мифе, легенде и предании;
• письменную, связанную с появлением письменности, чисел, счета;
• экранную, связанную с возникновением кинематографа, появлением телевидения и компьютера.

 

Культура и идентичность

Идентичность – это представление человека о самом себе, возникающее в результате его взаимодействия с социокультурной средой, другими людьми, усвоения идей, ценностей и представлений, заложенных в культуре общества. (Это – одно из возможных определений идентичности). Описанный Дж. Мидом процесс «принятия ролей других», в результате которого формируется способность индивида «смотреть на себя со стороны», «видеть себя глазами других», играет огромную роль в формировании идентичности. Первое представление о том, кем человек является, он впервые получает именно от социального окружения. Впоследствии он нуждается в непрерывном подтверждении своей идентичности со стороны других людей.

Социальные роли, которые исполняет индивид, также влияют на его идентичность. Так, родительские роли подразумевают не просто формальное исполнение ряда обязанностей, но глубокую вовлеченность в процесс воспитания детей, и не могут не оказывать влияние на личность родителей, их самосознание и самооценку. Но не все социальные роли столь значимы для формирования «образа себя». Эпизодическая роль " пассажира метро" вряд ли существенно повлияет на идентичность. ( При определенных условиях может и повлиять. Например, если люди, вынужденные постоянно ездить в метро, создадут общественную организацию, борющуюся за " высокую культуру перевозок" или " запрет на употребление ненормативной лексики во время пребывания в поезде" ).

Идентичность не всегда непосредственно связана с социальными ролями. Человек может определять себя, например, как «творческое существо, стремящееся к гармонии с миром». Такая идентичность не выводится непосредственно из исполняемых индивидом социальных ролей, но является результатом его рефлексии, работы самосознания. Тем не менее, социальное и культурное влияние заметно и в данном примере. «Творчество» и «гармония с миром» это ценности, которые индивид не изобретает, но усваивает в результате знакомства с культурными ценностями и идеалами определенной общности. Индивид освоил и «интериоризировал» эти ценности, они стали частью его «Я». Таким образом, не только социальное и культурное влияние формирует идентичность, но и активность самого человека, способного творчески переосмыслить и обогатить усвоенный им культурный и социальный опыт.

Идентичность личности всегда является частью " культурного космоса", в который личность погружена. Проще говоря, индивид не может идентифицировать себя как " президента", если в культуре его общества нет понятия " президент", если общество не обладает политической структурой, предполагающей наличие данного статуса. Индивид не может быть " одержимым бесами" или " невротиком", " колдуном" или " монахом", если в его обществе не существует подобных " ролей", а культура лишена подобных понятий.

 

Формирование и эволюция понятия культуры

Общество, его структура (институты и взаимодействующие группы), характер регулирования отношений между людьми определяются культурой. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.
Понятие “культура” чрезвычайно многозначно. Целый ряд наук - философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология - находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Этот термин описывает абсолютно все, созданное человеком, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно создаваемое им. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества.

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura - заботиться, взращивать, ухаживать).
В Древнем Риме, помимо возделывания земли, культура также обозначала воспитание, образование человека, то есть воздействие на его природу.
В послеримскую эпоху под культурой начинает пониматься уклад городской жизни, то есть цивилизация.
Смысл средневекового понимания культуры сводился к гармоничному сочетанию двух миров – земного и небесного.
В эпоху Просвещения возникло устоявшееся понимание культуры как некой противопо­ложности природе, «натуре». Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура ­ - путь, средство достижения этогo совершенства или, наоборот, природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки и пр.

К концу XVIII в. термин «культура» стали употреблять по отношению к людям, главным образом к аристократам, отличавшимся изяществом манер и начитанностью, чтобы отделить их от «некультурного», простого народа. Данная идея принадлежит Френсису Бэкону, который связывал понятие «культура» с удобрением умов. С этих пор культура стала соотноситься с процессами развития и совершенствования и пониматься как инструмент, с помощью кото­poгo человек возвышается, преодолевая свою естественно ­природную ограниченность.
К XVIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цuвилизация. Культуре как средо­точию духовных, моральных и эстетических ценностей проти­востоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вто­ричное для человека. Цивили­зация связывалась, прежде вceгo, с материальным и технологи­ческим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, ду­ховным, во мнoгом стихийным, имеющим в своей основе выс­шие человеческие ценности, к которому категoрия прогресса неприменима.
В XX в. под культурой стали понимать художест­венно-творческий процесс (искусство), а также нравы, ценности, воззрения, убеждения, бытyющие в обществе, то есть всю сферу со­циального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценно­стей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматри­вается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

 

 

2. Культура как предмет интердисциплинарного знания. Науки о культуре.

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ - множество научных дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех се главных аспектах: предметном, целевом, процессуальном и результатном. В зависимости от характера продукта (результата) человеческой деятельности культуру различают на материальную и духовную, в зависимости от предмета деятельности — на производственную, социальную, информационную и др., в зависимости от характера процесса — на творческую и репродуктивную, изменяющуюся и развивающуюся, в зависимости от целей — высокую и низкую и т. д. Взятая в специфической конкретном единстве всех своих аспектов культура представляет собой базовую, порождающую структуру человеческой цивилизации определенного типа (древнеегипетская культура и цивилизация, культура и цивилизация Древней Индии и Китая, средневековая европейская культура и цивилизация и т. д.). Важнейшими науками о культуре являются археология, культурология, антропология, история.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь