Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Функции мифа в социологии культуры.



Миф есть фундаментальная форма строения реальности'. Миф формирует жизнь как единство. Это значит, что он обеспечивает, с одной стороны, единство субъекта и объекта, с другой - единство представления и действия.

Функции мифа:

· Первая из них - энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Немецкий социолог Ф.Афшар сравнивает эту функцию мифа с функцией лазера, ответственной за концентрацию энергии.

· Вторая функция мифа - созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. В качестве примера здесь можно назвать коллективы самого разного рода: от рабочей бригады на заводе или футбольной команды до целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, футбольному мифу, мифу о свободе и независимости народа.

Обсуждая мифологический аспект, мы не случайно употребляем термин 'коллектив', а не 'социальная группа'. Мифами образуются именно коллективы, мифы наделяют их содержанием и энергией (пример: Марксов миф о пролетариате). Социальная группа - формальная категория, и все классификации групп - формальны; используя их, гораздо труднее уловить исторические сдвиги.

· Третья функция мифа - формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой - орудие соединения представления с поступком.

· Еще одна функция мифа - воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов.

· Следующая функция мифа - формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия - это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика - это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных. Последние обеспечивают реализацию геополитических идей, гарантируя идентичность коллективного субъекта и его неразрывную связь с объектом, то есть территорией. В то же время эти мифы энергизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и действия.

Здесь наглядный пример - распад Советского Союза, в котором сыграли свою роль несколько факторов и несколько взаимодействующих мифов. Представим основные из них: социалистический миф, суть которого - мировая революция, постепенно распространяющаяся на весь земной шар; российский имперский миф, также предполагающий возможность экспансии, но в советское время как бы зафиксировавший границы России на границах Советского Союза; несколько локальных мифов о национальной государственности; либерально-демократический миф об общечеловеческих ценностях, выступающий как антагонист социалистического мифа.

 


 

Предмет социологии культуры.

Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.

Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.

В социологии культура рассматривается прежде всего в социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного процесса осмысления членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.

Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. они имеют внутреннюю целостность. Они могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находиться в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, системные компоненты художественного произведения имеют цель — донести смысл до читателя.

Компоненты культуры обладают относительной независимостью существования. Например, художественное произведение и научная теория отражают отношение человека к окружающему миру, но могут отдавать ему различные оценки.

Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природными и искусственными условиями их существования, с другой, она сама оказывает влияние на их изменение. Например, люди адаптируются к природным условиям, но и сами изменяют их.

Многие ученые считают, что одним из важных аспектов объекта и предмета социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокультурного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жизни российского общества.

Основным направлением исследования по субъекту (носителю культуры) выделяется: общество; наука; социальная общность (демократическая, территориальная и др.); класс; социальная группа; личность.

Предметом могут быть объективные и субъективные факторы материальной-, социальной, духовной культур и взаимосвязи между ними.

Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических принципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодействия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов применительно к культуре как предмету изучения.

В новейшей книге Л.Г.Ионина «Социология культуры» ее предмет определяется так: «Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и инструментами и применительно к конкретно-историческим ситуациям».

Социологию культуры поэтому можно рассматривать как метасоциологическую дисциплину в рамках структурального, функционалистского и системного подходов. Одно из возможных направлений вычленения предмета социологии культуры — рассмотрение культуры в концептуальных рамках коммуникативных процессов (В.А.Конев).

В принципе можно выделить четыре основных элемента культурной коммуникации: 1) создатель культурной ценности; 2) созданное им произведение; 3) продюсер, обеспечивающий материальные возможности исполнения, копирования, тиражирования, распространения тех или иных культурных ценностей; 4) публика (аудитория), воспринимающая произведение культуры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь