Генри Ван де Вельде (1863-1957 гг.)
| ХЕНРИ ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ ВЕЛДЕ (van de Velde) Хенри Клеменс ван де (1863-1937), выдающийся бельгийский архитектор и мастер декоративного искусства. Родился в Антверпене. Окончил антверпенскую Академию художеств (1881-83). Занятие живописью продолжил у К. Дюрана в Париже (1884-85). Увлекался музыкой и литературой. Подружился с кружком импрессионистов и символистов. Особенно привлекал его пуантилизм Сера, который, по мнению Велде, открывал новые перспективы для архитектурного творчества. В 1886 вернулся в Антверпен, где стал основателем культурного кружка - " Кружка независимых" (1887) в содружестве с неоимпрессионистами. В 1889 примкнул к известному авангардистскому кружку " ХХ", в котором начал интересоваться синтетическим искусством и живописью Гогена, а также английским объединением " Искусства и ремесла" и работами У. Морриса. Под влиянием творчества Макинтоша и Морриса обратился к проектированию мебели, ювелирных украшений, стекла. В проектах мебели (с 1894), постройках, оформлении интерьеров инициировал стиль модерн, используя криволинейные формы и декор. Выступал со своей философией линии, приравнивая линию к художественной силе, " действующей подобно всем стихийным силам". Архитектурой занялся в возрасте 31 года, когда им был изложен взгляд на архитектуру в эссе " Очищение архитектуры" (1894), написанном под влиянием группы " XX". Первая архитектурная работа относится к 1895, когда ван де Велде построил собственный дом в Эккле близ Брюсселя, в котором спроектировал все, включая убранство и одежду. Этот дом был ярким примером синтеза всех искусств. После 1900 работал главным образом как архитектор. К этому периоду относится его участие в нескольких конкурсах: магазин ремесел Гогенцоллерна (1899), магазин Хаби (1901). Зимой 1900-01 предпринял лекционное турне по Германии, занимаясь популяризацией своих принципов, которые он сформулировал в изданной в 1902 в Лейпциге работе: " Kunstgewerbliche Laienpredigten". Создал и руководил Саксонской художественно-промышленной школой искусств и ремесел в Веймаре (1902-14). В 1903 он побывал в Греции. Несмотря на то впечатление, которое произвели на архитектора мегалитические сооружения, его последующие работы сохраняют печать классицизма. Первый этап архитектурного творчества Велде заканчивается в 1906 проектированием помещений Дрезденской выставки прикладного искусства. Второй этап его творчества пришелся на 1906-14. Это период строительства здания Веймарской школы прикладного искусства, созданной герцогом Саксонским. При дворе последнего Велде состоял консультантом. Наиболее известной постройкой ван де Вельде военного периода был театр, спроектированный для Кельнской выставки Веркбунда (1914, не сохранился). Один из основателей немецкого Веркбунда (1907). В 1915 Велде как иностранный подданный вынужден был уйти в отставку с поста директора Школы, предложив В. Гропиуса в качестве своего возможного приемника. На третьем этапе (1917-30) Велде стал одним из лидеров функционализма. В 1917 архитектор переехал в Швейцарию, а в 1921 в Голландию. В Бельгию вернулся в 1925. Преподавал. в Национальной высшей школе декоративного искусства в Брюсселе с 1926 до 1935.
|
|
" Безобразное портит не только глаза, но также сердце и ум".ю
" Бесцельное изобразительное иск-во должно уступить место полезной красоте"
1901 г.- организовал в Веймаре учебное заведение " Экспериментальные художественно-производственные мастерские" на принципах Г. Земпера.
1919г.- на их основе был создан Баухауз.
1902 г. - изложил теорию конструктивно-линеарного орнамента, призвал художников различать понятия " орнамент" и " орнаментация".
" Орнамент- функционально- конструктивный, технологически обусловленный, является составляющим элементом объекта"
" Орнаментация - некие изделия, которые добавляются для украшения, не связ. с объектом, поэтому вообще их не надо использовать."
" Линия орнамента -это след ее создателя на предмете", " линия свидетельствует о силе и энергии того, кто ее провел".
" Машины будут создавать красоту как только красота начнет руководить машинами", " Повсюду, где развитие протекает беспрепятственно, без рецидивов прошлого, оно приводит к созданию нового стиля."
Петер Беренс (1868-1940 гг.)
-художник-график, позже прославился как архитектор-дизайнер, положил начало архитектуре символизма;
- его называют 1-м дизайнером;
Разрабатывал фирменный стиль концерна АЕГ. Собрал команду единомышленников, вместе с которыми занимался комплексной разработкой всех предметов фирмы. В его бюро работали Гроппиус, Ван дер Роэ, Ле Корбюзье
" Дом Беренса".
| ПЕТЕР БЕРЕНС (Немецкий Веркбунд, 1898-1927 гг.) Возникновению движения за официальную реформу школ искусств и ремесел предшествовало основание в 1898 г. Карлом Шмидтом Немецкой мастерской прикладного искусства в Хеллерау. В 1903 г. движение получило значительный импульс, связанный с назначением Петера Беренса директором Школы искусств и ремесел в Дюссельдорфе. В 1904 г. Мутезиус впервые изложил свою идеальную модель исконной ремесленной культуры в книге " Английский жилой дом". Для него значимость архитектуры и мебели, созданных английским Движением искусств и ремесел, выражалась в демонстрации ремесленного мастерства и экономичности как основы хорошего дизайна. Двумя годами позже, в 1906 г., в качестве " рабочего комиссара" третьей немецкой выставки искусств и ремесел в Дрездене Мутезиус вместе с Науманом и Шмидтом выступил против консервативной и протекционистской группы художников и ремесленников, объединенной в Союз немецких прикладных искусств, остро критикуя положение прикладного искусства в Германии и одновременно защищая массовую продукцию. В следующем году Мутезиус, Науман и Шмидт организовали немецкий Веркбунд, активным участником которого стал и Беренс. Члены Веркбунда посвятили себя вопросам улучшения ремесленного обучения и учреждению центра, способствовавшего реализации целей организации. Веркбунд полностью разделял взгляды Мутезиуса о нормативном дизайне для промышленного производства. Последующее развитие Веркбунда - особенно его отношений с промышленностью - неотделимо от того периода карьеры Беренса, который начался в 1907 г. с его назначения на пост архитектора и проектировщика АЭГ. Он разработал общий стиль дизайна для этого концерна, начиная от графики и заканчивая промышленным дизайном и проектами новых промышленных сооружений. Выполняя эту впечатляющую задачу, он использовал свои врожденные способности художника-графика и опыт дизайнера " югендстиля", приобретенный во время жизни в Дармштадтской колонии художников в 1899-1903 гг. Его дармштадтский стиль несколько изменился под влиянием идей геометрической пропорции, пропагандировавшихся голландским архитектором Я. Л. М. Лавериксом. Лаверикс присоединился к Беренсу в 1903 г., когда последний стал деканом Школы прикладного искусства в Дюссельдорфе. Своеобразная манера Беренса, его так называемый " стиль Заратустры" в миниатюре воспроизведен во входном зале международной выставки в Турине (1902). В этом здании энергичная волнистая линия и вы разительная форма были скомбинированы в попытке отразить " волю созидать" Ницше. Под влиянием Лаверикса эта риторика открыла путь безвоздушному атектоничному стилю. впервые заявленному в павильонах, которые Беренс построил в Ольденбурге в 1905 I. В подобной манере неокватроченто Беренс выполнил проект крематория, построенного в Хагене в 1906 г. Ту же манеру, но с ампирными обертонами, архитектор применил и в павильоне АЭГ, созданном им для выставки судостроения в Берлине (1908). Работая в АЭГ, Беренс столкнулся с реальностью грубой промышленной силы. На смену его юношеским надеждам на оживление немецкой культуры посредством тщательно разработанного мистического ритуала пришло осознание индустриализации как судьбы немецкой нации. Беренс представлял себе эту судьбу как сложное сочетание " Zeitgeist" (духа времени) и " Volksgeist> (духа народа), которому он как художник обязан был придать форму. Так, турбинный завод, построенный им для АЭГ в 1909 г., стал намеренным олицетворением промышленности как одного из наиболее важных составляющих современной жизни. Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из железа и стекла (таких, как железнодорожные дебаркадеры XIX в.), турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи. Беренс пытался сделать завод похожим на ферму. Как еще можно расценивать двускатную крышу турбинного завода со срезанными углами. Поступив на службу в АЭГ, Беренс изменил свою ольденбургскую манеру, сохранив ее формальную силу, но расставшись с ее негибкой геометрией. Так, легкие стальные панели остекления уличного фасада укреплены массивными расширяющимися книзу угловыми участками стен. Атектоничная формула легких несущих рам, выступающих на боковых фасадах, в сочетании с массивными углами характерна фактически для всех промышленных сооружений, которые Беренс построил для АЭГ. Исключением на этом фоне выглядит неоклисическое здание посольства Германии в Санкт-Петербурге (1912). В 1908 г. Беренс опубликовал весьма консервативное эссе, озаглавленное " Что такое монументальное искусство? ", где он определил монументальность как способ выражения устремлении господствующих кругов любого общества. Он не соглашался с теоретическим положением Земпера о том, что форма окружающих человека предметов обусловлена технической и материальной необходимостью. Вместо этого Беренс глубоко верил в справедливость элитарной теории Алоиза Ригля о " Kunstwollen", или " воле созидать", которая действует через талантливых индивидов, -эта сила была предназначена, чтобы сопротивляться специфическим техническим особенностям эпохи. Поэтому вклад Беренса в проектирование продукции АЭГ заключался скорее в стилистических, а не технических разработках. Беренс считал, что только естественный процесс риглевской " воли созидать" постепенно приведет к эволюции цивилизованной нормы. После войны Беренсу пришлось изменить свои взгляды, так как " народный дух" явно стал другим. Беренс отказался от холодного классицизма и оставил попытки создать архитектурные символы индустриальной мощи. Новые поиски архитектуры, которая бы выразила истинный дух немецкого народа, привели его к ретроспективизму на страницах журнала " Frunlicht" к формам и образам Средневековья. Од-нако его вера в " волю созидать" Ригля осталась неколебимой. Когда в 1920 г. он получил от компании " И. Г. Фарбен" заказ на сооружение новых помещений во Франкфурте-Хёхсте, то попытался в сооружении из кирпича и камня интерпретировать средневековую гржданскую архитектуру. Ядро здания представляло собой некое мистическое пространство - зал высотой в пять этажей со срезанными углами, выполненный из кирпича с расшивкой швов, увенчанный светопропускающей стеклянной крышей (вновь возврат к туринскому павильону 1902 г.). Подобный же импульс вдохновил Беренса на создание небольших выставочных сооружений 1920-х гг.- Dombauhutte (кафедральной масонской ложи) со шпилем и диагональными полосами из кирпича, спроектированной для Выставки искусств и ремесел в Мюнхене (1922), и стеклянной оранжереи в духе Райта, построенной для Выставки декоративного искусства в Париже (1925). С этих пор работы Беренса приблизились в стилистическом отношении к ар-деко, тогда как будущее немецкого Веркбунда было неотделимо от движения " Новой вещественности", апофеозом которого стала организованная при содействии Веркбунда Международная выставка жилищного строительства (включая и известный поселок Вайсенхоф), открывшаяся в Штутгарте в 1927 г.
|
|
| ВАЛЬТЕР ГРОПИУС Из биографического словаря Комаровой И. И. " Архитекторы". ГРОПИУС (Gropius) Вальтер Адольф (1883-1969), выдающийся немецкий архитектор и теоретик архитектуры, один из основоположников функционализма. " Человеческий ум подобен зонтику - его функции проявляются лучше в раскрытом состоянии". Родился в Берлине. Учился в Высших технических школах Берлина и Мюнхена (1903-07). В 1907-10 работал ассистентом П. Беренса. Известность в профессиональной среде ему принесло построенное в 1911 здание обувной фабрики " Фагус" в Альфельде. Уже здесь проявилось в полной мере свойство архитектора визуально подчеркивать конструкцию. Примененное им ленточное остекление, опоясывающее здание, подчеркивает легкость навесной стены. Следующей постройкой, которая привлекла внимание, было здание на выставке немецкого Веркбунда в Кёльне (1914). В 1918 по предложению Ван де Вельде назначен директором Школы декоративных искусств и Высшей школы пластических искусств Великого Саксонского герцогства. В 1919 под руководством Гропиуса на базе этих двух школ был создан " Государственный Баухауз" в Веймаре. Манифест 1919 провозгласил объединение всех пластических искусств при главенствующем положении архитектуры и возврат художника к профессии ремесленника. Гропиус один из первых начал осваивать возможности создания новых форм в архитектуре и дизайне, заложенные в индустриальном производстве. Разрабатывал социальные проблемы зодчества. В серийном производстве видел способ демократизации архитектуры. Школа повлияла на формирование мировой архитектуры XX века, объединив наиболее ярких представителей мировой культуры 20-х годов. В силу экономических и политических трудностей Гропиус перевел школу в Дессау (1924), где создает новое здание для школы. Это здание имело, значение манифеста рационалистической архитектуры. Концепция школы была сформулирована им в работе " Производственные принципы Баухауза" (1925): " В архитектурном образовании обучение методу важнее, нежели чисто профессиональные навыки. Объединение в единое целое знаний и опыта имеет важнейшее значение с самого начала обучения, и лишь тогда мы сможем воспитать в студентах комплексное понимание специальности". Вместе с Мохой-Надем издавал серию " Книги Баухауза". В 1928 подал в отставку. В конце 20-х установил тесные связи с мастерами советского конструктивизма. В 1928 переехал в Берлин. посвятив себя проблеме так называемого дешевого жилища. В поселке Даммершток близ Карлсруэ (1927-28) им был предложен принцип " строчной застройки", при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами. Гропиус разработал также проект экономичных квартир, широко использовавшихся в архитектуре Запада. В 1934 пытался обратиться к Геббельсу, надеясь привлечь внимание шефа нацистской пропаганды к судьбе " Баухауза". В 1934, после прихода к власти нацистов, эмигрировал в Англию. Здесь создал несколько сооружений, которые способствовали развитию функционализма в Англии, а затем переехал в США (1937-52). С 1938 - руководитель архитектурного отделения Гарвардского университета в Кембридже. После 1942 в США К. Ваксман и В. Гропиус вместе разработали систему сборных домов на основе трансформируемых объемных блоков. С 1946, основав группу из 8 молодых архитекто-ров (ГАС), Гропиус проектировал вместе с ними архитектурные комплексы Гарвардского (1949-51) и Багдадского (1961) университетов. Приблизительно в эти годы им было сооружено здание посольства США в Афинах (1957-61). Стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внешнем облике, что обусловило новизну архитектурных форм его произведений определяющими характеристиками которых являются стеклянные стенные перегородки и кубические блоки.
|
|
Деятельность Гропиуса в 1910-1914 гг. как бы повторяла берлинскую карьеру Беренса. В марте 1910 г. он представил на рассмотрение Главы АЭГ Эмиля Ратенау меморандум по рационализации строительной продукции, приведя в качестве примера дома для рабочих, которые он спроектировал для Йены в 1906 г. Этот текст, написанный Гропиусом в 26-летнем возрасте, даже сегодня остается одним из наиболее ярких и исчерпывающих документов, в котором изложены основные предпосылки для успешного изготовления, сборки и распространения стандартизованных элементов жилых зданий. В 1911 г. вновь образованное товарищество Гропиуса и Мейера получило от Карла Беншайдта заказ на проектирование фабрики сапожных колодок " Фагус" в Альфольде-на-Ляйне. В 1913 г. в " Ежегоднике" Веркбунда была опубликована статья Гропиуса по промышленному строительству, иллюстрированная элеваторами и многоэтажными фабриками Нового Света. В том же году он начал работать в области промышленного дизайна, спроектировав кузов и оборудование тепловоза, а затем - интерьер спального железнодорожного вагона. Наконец вместе с Мейером Гропиус спроектировал образцовую фабрику для выставки Веркбунда 1914 г. В здании фабрики " Фагус" Гропиус и Мейер приспособили приемы композиции турбинного завода Беренса к более открытой архитектурной эстетике. Углы здания все еще определяют границы композиции, как и во всех крупных сооружениях, которые Беренс создал для концерна АЭГ, однако если у Беренса углы неизменно массивные, каменные, то в данном случае они сделаны из стекла. Создается впечатление, что вертикальные остекленные панели, выступающие из плоскости об-лицованного кирпичом фасада, чудесным образом подвешены к консолям на уровне крыши. Этот эффект " занавеса" в сочетании с полупрозрачными углами меняет композицию турбинного завода: прозрачность вертикального стеклянного фасада подчеркивается классическим энтазисом облицованного кирпичом каркаса. Несмотря на подобные изменения, в здании фабрики " Фагус" с его атектоничным остеклением и ностальгией по классике все еще заметно влияние Беренса. Эта особенность, композиционно заявленная в подчеркнутых углах и поясках, была характерна для всех общественных построек Гропиуса и Мейера вплоть до проекта здания Баухауза в Дессау, созданного Гропиусом в 1924г. К этой хитрости они прибегли и в фабричном комплексе, спро-ектированном для выставки Веркбунда 1914 г. Здесь стеклянные стены были поданы в виде сплошной оболочки, заключающей спиральные лестницы на обоих концах здания. Внутри этих прозрачных стеклянных стен размещался кирпичный объем; его обособленность подчеркивали два концевых павильона с выносами плоских свесов крыш в стиле Франка Ллойда Райта. Несмотря на эту смелую перестановку ролей стекла и камня, план фабрики был весьма традиционным - не только из-за своей строго осевой композиции, но также и из-за иерархического и композицион-ного разделения на объемы административных и производственных помещений. " Уличный" классицистический общественный фасад в духе " белых воротничков" как бы скрывал " заднюю" утилитарную стальную каркасную конструкцию в духе " синих воротничков".
Сформулировал идею Баухауза: " идея пространства общества путем создания гармоничной среды", лозунг Баухауза-" Единство иск-в и ремесел" (Моррис).
" Художник-высшая ступень мастерства ремесленника",
Немецкий дизайн 1896-1914 гг.(проблемы качества немецкой продукции и Миссия Г. Мутезиуса, цели Вергбунда)
До Бисмарка до 1870 г. Германия была раздробленной на отдельные земли. Бисмарк объединил страну за 20 лет. Ударными темпами стала развиваться промышленность, появились дешевые и некачественные вещи. В конце века германские товары были настолько плохого качества, что Британское правительство разрешало импорт лишь с клеймом «Сделано в Германии».
Миссия Мутезиуса Герман Мутезиус - нем. арх., общественный деят-ль. 1896 его направили в Англию с секретной миссией – выяснить секрет англ. Качества, там он познакомился с движением искусства и ремесел, изучил современный английский дом (образец стиля). Вернулся в Германию и получил высокую должность в правительстве со спец. заданием: реформировать научную программу обучения промышленному искусству.
Он подчеркивал значение стандартизации. В результате в Германии начался бурный рост.
В 1900 – более 16 тыс. чел. входили в разнообразные объединения ремесленного производства. 1906-Третья общегерманская выставка прикладного искусства, явила разделение прикладного и промышленного иск-ва. 1907- В Мюнхене 12 владельцев производственных фирм и 12 художников проектировщиков, под руководством Мутезиуса и объявили о создании объединения – «Немецкий Вергбунд»
Цели Вергбунда: Облагородить немецкое производство, сотрудничеством иск-ва и пром-ти путем воспитания и пропаганды, глубокой интеллектуальной проработке предметов. Объединение начало проектировать окруж. мир, стремясь достичь нового качества. Объединение организовало «Новый музей иск-ва в промышленности» Вергунд проводил выставки по всей стране, выпускал справочный беллютень для проектировщиков, проводилась учеба для ремесленников, рабочих, торговцев. В1914- в объединении было 2000 специалистов. Примеру немец. Вергбунда последовали другие страны: Австрия, Швеция, Венгрия, Англия «Ассоц. диз и пром-ти». Август 1914 – Первая мировая война, к ее концу пропали мастерские.
Немецкий дизайн 1896-1914гг. (Гроппиус, Беренс). В конце 19в. германские товары были настолько плохого качества, что Британское правительство допускало их ввоз на Брит. острова только с клеймом «сделано в Германии». После отставки Бисмарка правительство взяло курс на улучшение качества промышленной продукции. Для этой цели в 1896г. Герман Мутезиус был направлен в Англию с секретной миссией выяснить, в чем секрет англ. качества.
В 1907г. в Мюнхене 12 владельцев производственных фирм и 12 худ-ков-проектировщиков объявили о создании объединения Немецкий Веркбунд. Цели Веркбунда: 1) Облагородить нем. производство, 2) Сотрудничество промышл.-ти и иск-ва, 3)Создание нем. стиля. Объединение организовало Новый музей иск-ва в промышленности, проходили выставки по всей стране, провадилась учеба для промышленников, рабочих, торговцев.
В 1914 г в объединение входило более 2 тыс. специалистов. Примеру Германии последовали Австрия, Венгрия, Швеция, а Англия стала учиться у Германии (ассоциация дизайна и промышленности). Но в 1914г началась 1 Мировая война, к концу войны пропали почти все мастерские, в 20-е гг. участники Веркбунда стали заниматься учебной деятельностью и строительством дешевого жилья для рабочих.
Вальтер Гроппиус – участник Веркбунда, немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской П.Беренса. «Вещь должна быть пропитана духовной идеей, которая художественно выражена в форме», т.е. промышленность должна заниматься художественными вопросами. Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925–1926 здание Баухауза в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для современного функционализма. Баухауз стал международным художественным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу обучения, которая максимально содействовала бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 Гропиус оставил пост директора Баухауза и переехал в Берлин. В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Разработал прием " строчной застройки", при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами, создал несколько прототипов экономичных квартир, широко использующихся в Зап. Европе. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом – официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 он был вынужден эмигрировать в Лондон.
Петер Беренс - немецкий архитектор и дизайнер. Беренс известен прежде всего как представитель архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и материалов, таких, как стекло и сталь, ему принадлежит ведущая роль в создании концепции современной архитектуры Германии.Он в 1907г. занял пост художественного директора электротехнического концерна «AEG», разрабатывал комплексный проект всех предметов фирмы. В его команде по проектированию работали Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, учился Ле Корбюзье. В итоге получился первый фирменный стиль, рассматривающий завод как единое целое произведение иск-ва. Для AEG Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, а также производственные здания и квартиры для рабочих.
Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Беренс очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи (из элемента кухонной утвари чайник
стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития).
Мисс Ван дер Роэ. Идеи, шедевры и значение :
(1886-1969)Немецкий арх.-модернист.Основатель интернационального стиля.Рационалист.
1908-1912-работал у Петра Беренса, с Ле карбюзье.Испытал влияние группы Де стиль.
«задача арх-не в изобретении формы, а в ее задаче…»
«красота-сияние истенное, а истина-соответств.замысла и деяния»
(Фома Аквинский).»сооружение должно иметь филосовскую идею».Был преподом Баухауса
и 3им ректором.Работал в немец.Вергбурге.Выставлялся на Международн.выставке в
Штудгорде.в 1927 г-проект поселка Вайсенхоф.Разработал идею подвижных перегородок.
(1922-Проект небоскреба из стекла).1926-стул без задних ножек.»Легче построить
небоскреб, чем хороший стул».1923-проект загородного дома из кирпича..1929 Проект
Павильона в Герм. Для международной выставки в Барселоне.Это 1-е выдающееся
здание 20века, по мнению ЮНЕСКО.(администрация+бассейн+павильон).
Кресло»Барселона».в 1938гвозглавил Иллинойский тех.институт в Чикаго.
Переделал арх.фак-т за счет стекла и метал.каркаса.Возрождал принципы чикагской школы.
1951-небоскреб Лейк Шор Драйв.(2Арх-это прежде всего –порядок! »).Стал великим амер.архит.
Фарисфорд-дом врачихи(с летучими лесенками).»я-противнв модных течений в архит.»
»Арх-не нахождение форм, а область выражения духа! ».»арх-начинается там, где со
смыслом уложены 2 кирпича».»Форма-не смысл, а результат нашей работы…».
»Никогда не говорите с заказчиком об арх….говорите с ним о детях….»»2любимые формулы:
1)меньше, значит больше, 2)Почти-ничто.
1 2) О. Шуази, Перре, Лоос, Тео ван Дусбург, Ритвельд - их роль в становлении дизайна 20-го века.
Модернизм - художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XX века, как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества, противоречий буржуазного массового и индивидуалистического сознания. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и другие), каждое из которых имеет определенную идейно-эстетическую и художественно-стилевую специфику, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью с другими.
1) конструктивизм - Направление в художественной культуре в 20-х гг., выдвигавшее на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества. Для конструктивизма характерна критика станковизма и созерцательности в искусстве, стремление реализовать в художественном творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии.
Стиль архитектуры, характеризующийся графической четкостью композиции, отсутствием декора, чередованием гори-зонтальных " ленточных" окон, глухих плоскостей и вертикальных лент остекления лестничных клеток.
конструктивизм - абсолютизация формального порядка элементов конструкции в качестве выразительного средства., - это эстетика конструкции, геометричность пропорций, движения, легкость, рациональность.
Огюст Шуази (инженер-строитель)
1899-издал книгу " История архитектуры"
Основная идея: конструктивизм в арх-ре красив и без декора.
" Выставлять напоказ Арт Нуво значит игнорировать все уроки истории", знаменитые стили прошлого возникли не таким образом. Арх-ры великих в худ-м отношении эпох находилиподлинное вдохновение в конструкции.
Огюст Перре (архитектор)
" пионер" использования железобетона в строительстве (железобетон был изобретен в сер. 19 в и сначала использовался в негражданской арх-ре)
Перре пошел по пути каркасной арх-ры, в духе деревянных каркасных построек
1-й дом Франклина
-его наз-т " отцом конструктивизма"
" скрывающий часть конструкции лишает свое произведение единого закономерного и прекрасного украшения, свойственного архитектуре; скрывающий балку совершает ошибку, строящий ложную балку совершает преступление"
Конструктивизм-абсолютизация формального порядка элементов конструкции в качестве выразительного средства. Это-эстетика конструкции, геометричность пропорций, движения, легкости, рациональности.
Всеволод Мейерхольд: " Напряжение, выраженное в мосте-это главное в нем, а не орнамент, которым украшены его перила".
2) функционализм
Адольф Лоос (1870-1933 гг.)
-выдающийся австрийский архитектор, новатор
Учился у Отто Вагнера, в 23 года уехал в Чикаго на 3 года, ознакомился с Чикагской школой,
| " К искусству относится лишь самая малая часть архитектуры, а именно: надгробие и монумент. Все остальное, как служащее цели, должно быть исключено из мира искусства". Родился в Брно, в Моравии. Сын каменщика. Изучал архитектуру в Техническом колледже в Дрездене (1890-93). Предпринятая им в 1893-96 поездка по Америке оказала большое влияние на его развитие как архитектора. Вернувшись в Вену, сделал несколько интерьеров, которые принесли ему известность. С 1897 выступал как теоретик и публицист по вопросам современной архитектуры. Проявил себя как незаурядный мастер малых архитектурных форм. Его дизайн внес существенный вклад в традиции венской школы. В 1903 издавал журнал " Das Andere" (" Другие" ), ставивший своей целью внедрение западной цивилизации в Австрии. Свои взгляды сформулировал в работе " Орнамент и преступление" (1908), произведшей фурор и ставшей программой модернизма. Его критические работы были направлены против декоративности югенд-стиля. В своих проектах любил обращаться к мрамору, подбирая его по цвету и рисунку. Активно использовал зеркальные поверхности с целью создать ощущение глубины внутреннего объема. До 1910 работал преимущественно над оформлением интерьеров, создав такие образцы, как " Кертнер" или Американский бар (1907). Кажущаяся простота внешнего оформления зданий противопоставлена внутренней изысканности отделки. В 1910 он строит дом Штайнера в Вене, который положил начало целой серии домов с комплексной организацией внутреннего пространства (концепция комплексного плана). Дома эти, отделанные полированным деревом или камнем высоту панелей или до уровня фриза, имели белые стены. Полы, обычно каменные или паркетные, покрывались восточными коврами. После первой мировой войны Лоос - главный архитектор жилищного отдела венского муниципалитета (1920-22). На этой должности архитектор весьма удачно пытался реализовать в массовом строительстве идею массового плана. В 1922 Лоос отказался от должности главного архитектора и переехал в Париж. Здесь ему не удалось реализовать свои замыслы, хотя он спроектировал и построил в этот период несколько особняков, из которых наибольший интерес представляет дом поэта Цезаря Тцара. В 1927 Лоос вернулся в Вену. В 1930 получил пожизненную пенсию от президента Чехословакии Томаса Мазарика.
|
|
Также работы Лооса: - 1926 г.- дом Тристана Гуара; 1923 г. - вилла в Венеции. Был близок к парижским аввнгардистам.
| РИТВЕЛЬД (Rietveld) Геррит Томас (1888-1964), голландский дизайнер. Содействовал разработке канонов современного проектирования. Родился в Утрехте. Образование его закончилось в 1900, когда Ритвельд вынужден был стать учеником в магазине отца. В 1906-11 - художник в частной ювелирной фирме. В 1911 открыл свою столярную мастерскую. На протяжении всех этих лет посещал вечерние архитектурные классы в Утрехте и, став свободным художником, в 1919 вошел в группу " деСтиль" (1917). Фотография его первой публичной работы - красно-голубой стул (1918) - была опубликована на страницах этого журнала. Поворотным этапом в карьере Ритвельда от дизайна к архитектуре стало проектирование освещения ювелирного магазина " G. Z.C. Jewelry" в Амстердаме (1920-22), после чего Ритвельд спроектировал множество магазинов. Ритвельд также создал дом Шредера в Утрехте (1924) - одну из своих замечательных построек. В 1929 он начал разработку основной концепции своей жизни - " стержневую" систему жилища, основанную на изготовлении заводским способом ядра, которое включает в себя отопление, вентиляцию, канализацию и электропроводку. Жилое пространство примыкает к этому ядру. Известность приобрел как мастер-концептуалист. В довоенные годы проектирует много дешевых домов, а том числе для выставки в Вене (1830-31). Кроме того, в годы Великой депрессии проектировал линию дешевой сборной мебели, основанной на модуле из деревянного ящика. В эти годы интерес к архитектуре резко упал, но в 1950 он получает множество как частных, так и государственных заказов. В последние годы жизни Ритвельд был избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дельфте и награжден орденом Оранж-Нассау и Королевским орденом Бельгии.
|
|
Популярное: