Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Модерн в архитектуре и дизайне



Модерн в архитектуре и дизайне; истоки, идеи, и факторы; В.Орта, Ван де Вельде; их главные достижения, наименование стиля в их стране.

1. Модерн в архитектуре и дизайне: истоки, идеи

и факторы; значение модерна в истории дизайна.

Модерн (от фр. Moderne-современный) или Ар-нуво -напрвление в искусстве, бывшее популярным во второй половине XIX – начале XX века. Его отличительными особенностями являютя: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественые и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В каждой стране возникло своё наименование стиля: в Англии-«Модерн стайл» (новый стиль), в США-«Тиффани стайл» (по имени уисаКомфорта Тиффани), во Франции-«Ар Нуво», в Германии-«югендстиль» (молодой стиль), в Австрии-«стиль Сецессион», в Италии-«стиль Либерти», в Испании-«модернизм». В 1880-х годах самой пере-довой страной в Европе стала Бельгия. Брюссель-столица новых, богатых, озабоченных новым бла-

госостоянием и культурным уровнем своих рабо-чих, стал прибежищем художников-новаторов

(Сезанн, Ван Гог, Роден, Писсаро, Дибюсси и т.д.).прогрессивная буржуазия поставила задачу создать

национальный стиль специально для Бельгии. В 1881 году Маус и Пикар (юристы по образованию) основали еженедельный журнал «Артмодерн» (сов-ременное искусство). В 1894 году Маус основал ассоциацию «Свободная эстетика». Ассоциация знакомила с изделиями и достижениями Мориса и дви-жением искусств и ремёсел.

Итоги модерна: Эпоха модерна оборвалась в августе 1914 года. После 1919 года во всю развернулся модернизм.

Отголоски модерна проявились в стиле ар деко в30-е годы в Европе. Черты модерна: - поэтика символизма; -увлечённость национально-романтическими мотивами; -текучесть линий-извилистых,

упругих или прямых; -высочайшая дисциплина композиции; -подчёркнутый эстетизм в утилитарных деталях; -акцент на индивидуальной изобретательности художника. Модерн отрица прошлое, преодолел эклектику и историзм. Модерн ввёл

принцип единства стиля среды, также принцип правдивости в отношении материалов, конструкции,

принцип декоративности-был освоен большой арсенал новых декоративных приёмов, основанныхна отношении фактур и цветов натуральных материалов.Идея Мориса «о насыщении искусством всей жизни» была реализована модерном

лишь частично. Модерн-стиль обособленной среды для богатых частных заказчиков. На практике разделилось производство дорогих шедевров для элиты и дешёвых имитаций для массовогопотребителя. Модерн породил массовое графическое искусство, искусство плаката, искусство книги. Дизайнеры эпохи модерна стали использовать машинное производство для нового формооб-разования. Живопись и скульптура менее всего

были задействованы в модерне. Нововведение вмодерне-панно.

 

 

Модерн-(от франй-новейий, современн).Стремясь преодолеть эклектизм, худ.модерна использовали нов.техн-конструктивные средства, свободную планировку, архитектурный декор, -все элементы которого подчиялись единому орнаментальному ритму. Изобразительное и декоротивное искусство модерна отличают поэтика символизма, декор, ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.Модерн(1861-1914)перед модерном был стиль эклектика.В1880г. передовой страной становится Бельгия. Брюсель столица богатых, там творят сезан, Ван Гог, Роден, Камиль Писсаро, композитор –Дебюсси.Начинается строительный бум.Цель архитекторов Бельгии-найти свой стиль, нет повторению, националный стиль.В это время журнал «Эмолясьён»: «В архитектуре красива только правда», «Мы призываем изобрести собственный стиль».В1880-юристы Маус и Пикар обосновали ежедневный журнал «Арт модерн»(современное искусство).В 1ом номере заявлено- Искусство для нас нечто противоположное, какомуто рецепту или формуле! В 1894-Маус основал ассоциацию «Свободная эстетика».Асоциация знакомила с достижениями Мориса и его движения искусств и ремёсел.маус разделял мнение Гёте: «Художник обязан создавать не то, что любит публика, а то что должна полюбить в будущем.»ВИКТОР ОРТА(1861-1947)-бельгийский архитектор, родоночальник модерна.Хотел строить не в стиле классицизма и не в стиле готика, как преподовали во всех вузах.В 32ом получил заказ на «прогрессивный дом», закзчик Тассиль(использовал металл, ранше только в заводском строительстве).В строительстве применил Ме С заклёпками, по-новому организовал пространство.По середине дома проходит лесница-центр композиции, крыша стеклянная, как и перегородки.В 1893-появляется нов.стиль «Стль Орта».Строится много зданий в стиле модерн, но с прежним интерьером.Орта возглавляет Академию художеств.В 1896 строит штаб-квартиру дом культуры профсоюзов художников «Народный дом».В графике появляется изогнутая линия: 1894-Бредли «Танец серпантина».ГЕНРИ ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ(1863-1957)-худ, арх, диз, входил в греппу Мауса «20», увлёкся импрессионизмом, постимпр. В1892-перелом в творчестве, занялся диз.В95-строит свой дом по своиму проекту вместе с обстоновкой. «Блюменверф»его вилла.1906-стол в котором есть полки для книг, организовал в Германии, в г.Веймаре учебное заведение «Эксперементальные худ, мастерские», на принципах Земпера.на основе их создан Баухауз.1902-изложил теорию констр.орнамента.Орнамент-одно, Орноменальное-другое.Орноментация-то что накладывается на изделие и несвязанно с самим обьектом.Орнамент-конструктивный, функциональный тех-обусловленный, является состовным элементом обьекта.Линияорнамента-этослед её создателя на предмете.(Франция-Эктор Гимар) Модерн в архитектуре и дизайне: истоки, идеи, факторы. Э.Гимар, А.Муха, А.Тулуз-Лотрек, их главные достижения, наименование стиля в их стране.

Э. Гимар, А. Муха, А. Тулуз-Лотрек – известные французские художники-графики, работавшие в кон.19-нач.20вв. в стиле модерн, кот. во Франции называли «ар нуво».

Графический модерн расцвел в литографии, быстро совершенствовались станки суперформата, краски, бумага, методы обработки литографского камня. Наиболее интенсивно искусство плаката развивалось во Франции. Здесь бурлит театральная, увеселительная и художественная жизнь, бурно развивается торговля. Анри де Тулуз-Лотрек. Занимался литографией и живописью. Творчество Эдгара Дега и искусство Японии позволили Лотреку выработать собственную манеру. Он с успехом использовал упрощенный плоскостной цвет, хотя нередко и сложные цветосочетания, особое значение – темные контуры. Для его афиш характерна мгновенная узнаваемость героев, их индивидуальная характерность, элементы гротеска, карикатурность. Афиша «Японский диван»(название кафе)изображает изысканно-манерный черный силуэт женщины на светлом фоне воспринимается как иероглиф, более поздний плакат «Джейн Авриль»- пик развития ар нуво в творчестве Лотрека, никогда не использовался для рекламы (посчитался слишком вызывающим и двусмысленным), фигура и шляпка Джейн искажены до немыслимых размеров, а ее бедра и талию опоясала змея цвета радуги, поднятые руки и полуоткрытый рот некоторые критики посчитали пародией на картину Мунка «Крик». Подлинным проводником модерна в массы считается художник и график Альфонс Мария Муха (Мюша), его первая афиша к спектаклю «Жисмонд».Невероятная популярность благодаря тому, что он уловил суть Нового искусства и дополнил его своими неповторимыми чертами. Ассиметрия и экзотика, парадоксальность и иррационализм – кредо модерна, Муха довел это разнообразие и утонченность форм до абсолюта, в его орнаментах переплетаются все мыслимые представители флоры и фауны – от полевых цветов до морских животных, впервые использовал эротический подтекст для привлечения внимания к самым разным товарам, порой далеким от женщин в реальной жизни, в его плакатах не столько экспрессия, сколько монументальность.Большую известность получили рекламные афишы для Сары Бернар.

 

Модерн в архитектуре и дизайне: истоки, идеи, факторы. А.Гауди, его главные достижения, наименование стиля в его стране.

Антонио Гауди –выдающийся испанский архитектор-дизайнер, работал в стиле модернисмо в кон. 19-нач. 20 вв.Его архитектурные творения отличаются монументальностью, необычностью и причудливостью форм и тем, яркой выразителностью. Для построения композиций используются криволинейные линии, синусоиды, негеометрические изгибы, его произведения завораживают ужасающей красотой и драматичностью. Самые известные его творения: храм искупления в Барселоне «Саграда Фамилия» (с каталонского – «святое семейство»)остался недостроенным, каждый фасад представляет собой 4 башни и посвящен своей теме страшного суда; дом Батло в Барселоне, дизайн которого основан на морских мотивах; парк Гуэля в Барселоне.

 

Модерн в архитектуре и дизайне: истоки, идеи, факторы. Ч. Макинтош и его партнеры, их главные достижения, наименование стиля в их стране.

Чарлз Макинтош – шотландский архитектор, художник и дизайнер, лидер школы «Глазго», начинал в творческом коллективе «Четверка из Глазго», в которую входили также его жена Маргарет, ее сестра Френсис и ее муж Гербер, которые часто черпали вдохновение из мистической кельтской культуры. Работал в стиле «Сецессион», основными чертами которого были геометрические абстракции и прямые линии, участники сецессиона отказались от консервативных стандартов академического искусства, стремясь к собственному стилю в творчестве, настаивали на сближении архитектуры и декоративных искусств. Сердцем общества было здание Сецессиона в Вене. Основные произведения Макинтоша: здание школы искусств, дом шотландского издателя Блеки Хилл-хаус – «Дом на холме, чайные салоны в Глазго, названные шотландским Токио, в т.ч. «Ивовый салон». Спроектированные им стулья, светильники, камины и часы намного опередили свое время, высокие спинки стульев и кресел служат своего рода ширмой, разделяющей помещения на функционалные зоны, утверждают порядок, не допускают анархической перестановки мебели. Сенсацию произвела его экспозиция на международной выставке Венского сецессиона 1901г.: радикальные белые стены интерьера, минимальный набор мебели на белом ковре, два живописных панно на темы языческих праздненств.

 

Дизайнерское образование в России

Модерн в архитектуре и дизайне: истоки, идеи Дизайнерское образование в России в XIX в. и факторы; О.Вагнер и И.Хофман, их главные (традиционное ремесленное обучение; Строгано-

достижения, наименование стиля в их стране. вское училище; училище Штиглина и др.)

Модерн (от фр. Moderne-современный) или Ар-нуво После Петровских реформ Россия включилась в ин-

-напрвление в искусстве, бывшее популярным во стриализацию. 1719 год-в С-Пб открывается кунст-

второй половине XIX – начале XX века. Его отличи- камера (первый естественнонаучный музей). Начи-

тельными особенностями являютя: отказ от прямых нается подготовка инженерных научно-технических

линий и углов в пользу более естественных, «приро- кадров (артиллерийская, навигационная школы, мор-

дных» линий, интерес к новым технологиям (в осо- ская академия). В 1725 году была открыта академия

бенности, в архитектуре), расцвет прикладного ис- наук и искусств. По примеру Парижской политехни-

кусства. Модерн стремился сочетать художествен- ческой школы в России был основан Петербургский

ные и утилитарные функции создаваемых произве- институт инженеров пуией-сообщений (1810). В 1866

дений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы дея- году было создано Русское техническое общество.

тельности человека. В каждой стране возникло своё Его задачи: промышленное и общее развитие России.

наименование стиля: в Англии-«Модерн стайл» (но- Оно принимало участие в подготовке русских разделов

вый стиль), в США-«Тиффани стайл» (по имени на зарубежных выставках, прмышленных выставок

ЛуисаКомфорта Тиффани), во Франции-«Ар Нуво», внутри страны, проводило конференции, издавало

в Германии-«югендстиль» (молодой стиль), в Австрии- книги. Для популяризации науки и техники в Москве

«стиль Сецессион», в Италии-«стиль Либерти», в был открыт политехнический музей. С 1764 года-

Испании-«модернизм». В 1880-х годах самой пере- Академия художеств выделяется из Академии наук и

довой страной в Европе стала Бельгия. Брюссель- искусств и становится Академией живописи вояния и

столица новых, богатых, озабоченных новым бла- зодчества. При Академии были инструментальный и

госостоянием и культурным уровнем своих рабо- часовой классы, но к концу 19в. Эти классы распуще-

чих, стал прибежищем художников-новаторов ны, как и все ремесленные. Академия отвернулась от

(Сезанн, Ван Гог, Роден, Писсаро, Дибюсси и т.д.) промышленности. Заводы начинают сами организовы-

.прогрессивная буржуазия поставила задачу создать вать рисовально-чертёжные школы. На Урале этими

национальный стиль специально для Бельгии. В школами занимался Татищев. В программу школ вхо-

1881 году Маус и Пикар (юристы по образованию) дили чертежи машин в перспективе с тенями. В 1816-

основали еженедельный журнал «Артмодерн» (сов- при ситцевой фабрике в Москве существовала рисо-

ременное искусство). В 1894 году Маус основал ас- вальная школа. К 1896году-в России существовало

социацию «Свободная эстетика». Ассоциация знако- 7 млн. кустарей, а фабричных рабочих всего 1 млн.

мила с изделиями и достижениями Мориса и дви- Строгановское училище. Сергей Григорьевич Стро-

жением искусств и ремёсел. Ганов-граф, гос.деятель, меценат. Основал старейшее

Отто Вагнер (1841-1918)-австрийский архитектор в России художественное училище, впоследствии-

и теоретик искусства, один из основоположников -институт, носящий его имя. В 1826 году в журнале

архитектуры модерна. В 1895 году выпустил книгу «Вестник Европы» написал статью о необходимости

«Современная архитектура», которая была переведена образования для ремесленников и открытии для них

на многие языки. «Новые принципы проектирования школ в Москве. Цель новой школы-воспитание наци-

и производства, новые материалы приведут к рожде- ональных кадров ремесленников-изобретателей.

нию новых форм, соответствующие потребностям Строганов на свои деньги открывает свою школу ри-

новых людей». В 1899 году вступил в Сецессион (от сования технического. 360 мальчиков в возрасте от

лат.-раскол). 1904 год-здание почта-банка. Одна из 10 до 16 лет обучались в этой школе. Учились набив-

лучших осуществлённых работ Вагнера-кожно-тубер- ному рисованию. В классе чистописания-инженерная

кулёзная лечебница в районе Вены Оттакринге. Она графика, промграфика, гравировка. В 1841 году Строганов

была построена в 1908-1913 годы. Выступил как дарит школу государству. Новое руководство пере-

предшественник функционализма, применяя лишён- формировало школу: стали готовить художников и

ные декора геометрически чёткие формы и обнажён- учителей рисования, постепенно вытесняютя предметы,

ные металлические конструкции. Связанные с промышленным образованием. С 1860г.-

Йозеф Хофман (1870-1956)-австрийский архитектор, противостояние Строгановской школы и Академии.

ученик Вагнера. Преподавал в школе прикладного Строгановская школа становится училищем техничес-

искусства, которая была основана в 1865 году Гот- кого рисования, воспитывает специалистов для про-

фридом Земпером. Находился под влиянием Макин- мышленности. Обучение составляло 5 лет. В 1870г.

тоша. Разрабатывал красоту элементарных геомет- в училище издана книга «История русского орнамента»-

рических форм (куб, шар, квадрат) с выявлением пособия для мануфактур. В 1876г.-на выставке в Фила-

природных достоинств материала, двигаясь прочь дельфии работы Строгановского училища произвели

от орнаментации. В 1901 году занялся изучением фурор. В конце 19в.-училище получает статус импера-

возможностей абстрактных форм в дизайне. В 1903 торского.

году он создаёт венские мастерские «Хофман энд В 1879г. –Училище барона Штиглина. В нём готовили

Мозер» (Венские мастерские). Занимался проектиро- педагогов-мастеров производства красивых вещей для

ванием, производством и продажей высококачествен- конкуренции на международном рынке. При училище

ных предметов домашнего обихода. Находился музей. В 20-е г. На базе этого училища су-

ществовал Ленинградский ВХУТЕИН. После 1945г.-

училищу присвоили название Ленинградского Высшего

Художественного Училища имени Мухиной.

 

10) Русский дизайн 1880-1914 гг. Россия на международных выставках;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь