Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Налоговая реформа княгини Ольги и ее значение для формирования социально-экономических институтов древнерусского государства.



Налоги являются обязательными сборами, взимаемы-

ми государством с хозяйственных субъектов и с населе-

ния по ставкам, установленным в законодательном по-

рядке. Для становления налоговой системы, кроме образо-

вания государства и появления законодательных актов, не-

обходим определенный уровень хозяйственных (экономичес-

ких) отношений в стране.

Формированию податной (налоговой) системы на Руси

с давних времен помогало развитие торговли и постепен-

ное оформление таможенного права; вторым фактором,

обеспечивающим этот процесс, является не просто ста-

новление государственности на Руси в IX—X вв., но и со-

вершенствование государственных структур, особенно за-

нимающихся фискальной политикой, периодом расцвета

этих структур можно считать XVI—XVIII вв.; третьим

важнейшим фактором стало становление в XV—XVI вв.

сельскохозяйственного производства как главного в аграр-

ном обществе, т. е. активное развитие земледелия и ското-

водства, поставлявшего продукцию для торговли на внут-

реннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно счи-

тать развитие ремесла, а в XVII—XVIII вв. мануфактурно-

го производства.

На Руси первая форма взимания налогов получила на-

звание " полюдье", она была характерна для ряда зарожда-

ющихся государств Восточной Европы. " Полюдье" — это

смешанный тип сбора дани, более или менее обусловлен-

ной в устных договорах между племенами, а также корм-

ления князя и его дружины за счет населения подвластных

территорий.

О взимании " полюдья" в Киевской Руси сообщается в

записках императора Византии Константина Багрянородно-

го (908—959) " Об управлении империей". Описывая жизнь

различных народов, в том числе в районах Дуная и Днеп-

ра, он свидетельствовал о " суровом образе жизни... росов".

Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходи-

ли с " росами из Киава" (Киева) и отправлялись в " полю-

дья", что именовалось " кружением".

Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой

подвластные ему территории с целью сбора дани, без зара-

нее установленной квоты. Вначале сборщики " полюдья" от-

правлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви-

ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви-

там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье про-

живали кривичи. Далее " кружение" вокруг Киева продол-

жалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чер-

нигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.

Тот факт, что термин " полюдье" появился на основе

славянского слова, подтверждается греческой транскрип-

цией этого слова, в древних исландских сагах оно также

заимствовано из древнерусского. Арабские источники, на-

пример Ибн Руст, сообщают, что славяне в период " полю-

дья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой.

Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали

меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют

одежды.

Главными итогами " кружения" были сбор: меда, воска,

меха и рабов (невольников), которые продавались или ме-

нялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев

возвращались из " полюдья" в апреле, часть дани использо-

валась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в

уплату дружинникам за службу. К этому времени окрест-

ные племена присылали " моноксилы" — лодки-однодревки

с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100—

200 судов. В плавание отправлялись в июне—июле, месяцы

эти считались наиболее благоприятными для экспедиций

по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в

Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть

недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда

прибывали суда из Переяславля, третьего по величине

города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль сто-

ял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя-

чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь " в греки" был

очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать

Днепровских порогов.

Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с се-

зоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также

икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь

прибывало не менее тысячи человек. На основании торго-

вых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавли-

вались на специальном подворье и занимались торговлей.

Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября,

к началу нового " кружения" вокруг Киева, привозили из

Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и се-

ребро.

Таким образом, путь из Киева в Константинополь был

тесно связан с реализацией дани, полученной от " полюдья"

и являлся лишь частью Великого торгового пути " из варяг

в греки".

Когда Древнерусское государство окрепло, в середине

X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяй-

ственная реформа, связанная с началом второго этапа

становления податной системы. ПВЛ, Константин Багря-

нородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают

о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы кня-

зя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей види-

мости, опасности походов за данью типа " полюдья", в од-

ном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Оль-

гу преобразовать всю эту систему. " И пошла Ольга с сыном

своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле,

устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести вре-

менных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она

установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и

Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и по-

госты (от слова " гости" — купцы). Княгиня Ольга в 946 г.

впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы

в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом,

во-первых, отменялось " полюдье" или " кружение" Киевс-

кого князя с дружиной по подвластным территориям. Дань

вместо " полюдья" была более цивилизованной формой на-

логов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов,

мехов, различных изделий с земель, которые становились

волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вто-

рых, для сбора дани определялись специальные места —

" погосты". Они использовались также для местной (мено-

вой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах боль-

ших рек — и для внешней торговли. В-третьих, по ряду

свидетельств, определялись люди для сбора дани на погос-

тах — " тиуны". В " Русской правде" о них говорится как о

важных должностных лицах. Сборщик дани не называется

уже " скотником", как у восточных славян до вхождения их

в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство

свидетельствует об особом этапе развития денежных отно-

шений — от скота как эквивалента денег русичи переходят

к другим их эквивалентам, напоминающим металлические

деньги.

Итак, первый этап становления податно-налоговой си-

стемы на Руси хронологически определяем: /X — сер. X в.;

второй этап: с сер. X в. до начала социально-полити-

ческой раздробленности, выделения Северо-Восточной,

Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;

третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения

ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.

По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе про-

явились очень интересные тенденции в развитии податно-

налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. " об-

рок" и " дань" упоминались как равноценные сборы, то в

описаниях XII—XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в

это время проходил начальный процесс феодализации, ко-

торый обретал более или менее определенные контуры.

Треть собранной дани предназначалась для Великого кня-

зя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобре-

тала значение государственной казны. Одна десятая ее часть

направлялась в распоряжение православной церкви и по-

лучила название " десятины".

Одновременно появились три разновидности дани-об-

рока: первая взималась с " дыма", т. е. с дома с печью и

трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сель-

ского строительства, можно предположить, что желаю-

щие уклониться от дани топили " по-черному" — без выво-

да трубы наружу. Через несколько веков подворная подать

станет основным прямым налогом на Руси, истоки его за-

рождались в XII—XIII вв. в виде дани-оброка с " дыма". Дру-

гая часть семей — земледельцев — платили с " рала" (с

плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным на-

логом. Еще часть населения платила с " человека", что че-

рез несколько веков трансформируется в подушный налог.

Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань плати-

лась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать;

2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в

поземельную ренту. Но применительно к первым векам су-

ществования Древнерусского государства такую четкую гра-

дацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в

отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а

не с людей, на них проживающих.

Четвертый этап в становлении налоговой системы со-

впадает со временем татаро-монгольского ига. Это был пе-

риод с 1236—1240 гг. до середины XV в.

Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на ус-

ловиях полуколонии. Сохранялось управление русскими

землями национальными лидерами, князьями из рода Рю-

риковичей. Но князья должны были за большие деньги и

дары получать ярлыки на правление.

Ордынцы были прирожденными степняками и конево-

дами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад

их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым,

был связан с бытом и образом жизни степняков: они изоб-

рели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из

мужской одежды в числе первых стали применять длин-

ные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили ме-

ховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первона-

чально не знавшие грамоты, государственного устройства,

оказались восприимчивыми к опыту других стран и наро-

дов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии,

они переняли у ряда народов с древней культурой, в том

числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения

переписи населения, организации быстрой почтовой свя-

зи путем создания через равные отрезки пути " ям" —

почтовых станций.

Первую перепись населения на Руси ордынцы начали

проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после

гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия

там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Ба-

тый послал баскаков своих с численниками (переписчиками

населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Рус-

ским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар-

пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого

главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон

одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамуж-

них женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство.

Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне

каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого

состояния должен был ежегодно платить ясак: " по меху

медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисье-

му". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в

1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была про-

ведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие

численники переписали население Суздальской, Рязанской,

Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладыва-

ли " ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священно-

служителей и монахов. Для остальных, занесенных " чис-

ленниками" в перепись населения, определялся " ясак" в

виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не зап-

лативших забирали, как и в прежние годы, в " полон".

Но главной была общая на всю Русь дань под названием

" ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Пла-

тили " выход" удельные князья от имени населения своих

княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) мос-

ковские князья стали платить за всех " ордынский выход",

предварительно собрав необходимую сумму из разных мест.

Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими ме-

хами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось

больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на

неопределенное время в Орде, пока их приближенные не

собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посу-

дой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся

не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями

принимали в Орде мученическую смерть.

Главный вывод из вышесказанного такой: экономика

Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей

из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже

за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами

ценных пород диких зверей, заставили вплотную занимать-

ся охотой. Таким образом, вместо производящего хозяй-

ства вновь перейти к присваивающему типу хозяйства.

Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием

и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие

и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и

становления аграрного общества наметилось значительное

отставание в экономическом развитии Русского государства

от европейских стран. Выравнивание уровней развития про-

изойдет лишь через несколько веков.

Пятый этап в развитии податной системы на Руси

приходится на XIV—XVI вв. В это время сложились усло-

вия для перехода к так называемой посошной подати. В те

времена в окружающем Русь мире — Восточной и Запад-

ной Европе — создавались централизованные государства.

Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенден-

ций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране

начался политический и хозяйственный подъем. С середины

XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет зем-

леделия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и опре-

делился переход к новому этапу в развитии налоговой сис-

темы — взиманию посошной подати. О " сохе" как виде

дани говорится в завещании Великого князя Василия Васи-

льевича Темного (1425—1462 гг.). После его смерти писцы

должны были переписать земли и обложить " данью по со-

хам и по людям". Здесь официально упоминается " соха"

как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы

дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономи-

ческой мощи хозяйства. " Соха" как единица обложения по-

датью не ассоциировалась с сохой — орудием земледелия.

" Соха" — это единица земли, с которой платили подать

государю, т. е. Великому князю, в XV—XVI вв., первой по-

ловине XVII в. " Coxa" определялась также количеством ра-

бочей силы, необходимой для обработки определенной зе-

мельной площади. С постепенной ликвидацией раздроблен-

ности на Руси к взиманию податей в виде " московской сохи"

присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества.

Причем условно к пашне приравнивались другие объекты

обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недви-

жимость.

Законодательно посошная подать как основной пря-

мой налог в Русском централизованном государстве была

закреплена в " Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взи-

маться со всех земель русских с 1551 г. В основу " сохи''

(посошной подати) было положено известное количество

земли, которую мог обрабатывать один или несколько че-

ловек с одной или несколькими лошадьми. При этом учи-

тывалось и количество произведенной продукции, то есть

экономическая выгода, получаемая от запашки земли.

В. О. Ключевский называл ее " промышленной сохой", имея

в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мел-

ких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две:

новгородская — около 45 десятин земли. В отличие от нее

московская соха представляла из себя целый пахотный ок-

руг. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха

пашенная здесь в трех полях достигала 1200-—1800 десятин

земли.

Таким образом, размеры " сохи" зависели от того, воз-

можно ли было от той или иной земли, в зависимости от

ее площади и плодородия, получить и реализовать столько

продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. " Соха"

новгородская была намного меньше потому, что в тех мес-

тах было мало плодородной земли, служилым людям она

не раздавалась, а народ много занимался промыслами и

ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил по-

дати, видимо, от суммы общих доходов.

" Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 деся-

тин. Крестьяне, находящиеся на этих и " черных", т. е. госу-

дарственных, землях, не несли военной повинности, поэто-

му с них брали больше сельских податей.

" Соха" государственных крестьян доходила до 600 де-

сятин. Получалось, что " черные" крестьяне с 600 десятин

земли платили такую же сумму посошной подати, как слу-

жилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали

вдвое больший.

Прямые налоги в Московском государстве до XVII в.

состояли из 3-х частей:

1) дани (посошной подати);

2) кормления административных лиц;

3) иных натуральные повинностей.

Вся совокупность денежных платежей и натуральных

повинностей называлась тяглом.

Более мелкими, чем " соха", единицами обложения

были: " выть" — до 30 десятин земли и " обжа" — до 15 де-

сятин.

" Кормы" областным управителям делились на: а) " въез-

жий", т. е. при поступлении в управление того или иного

лица; б) " постоянные", т. е. годовые, представляемые по

двум крупным церковным праздникам: " Петровский" и " Рож-

дественский". До главенства Московского княжества " кор-

мы" включали " припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а

также сена для скота. С воцарением Московской Руси и

развитием товарно-денежных отношений наместникам ста-

ли выдаваться денежные оклады.

История свидетельствует, что и с введением денеж-

ных окладов подношения различным должностным лицам

сохранились в последующие времена. Но они перестали быть

обязательными, приобрели характер даров —> подарков —>

—> подкупов должностных лиц.

В XVI—XVII вв., т. е. с появлением единого государ-

ства и " помазанием" на царство Ивана IV, значительно воз-

росли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это мож-

но объяснить большими государственными расходами в пе-

риод Ливонской войны, а в XVII в. — ликвидацией послед-

ствий Смутного времени.

К посошной подати (" соха", " выть", " дань" ) присоеди-

нились сборы на:

1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими та-

тарами — " полоняничные" деньги;

2) " стрелецкий" хлеб собирался на содержание стре-

лецкого войска;

3) " ямские деньги" — на содержание разветвленной с

XVI в. сети ямской " гоньбы";

4) " ямчужные" — или селитряные деньги — на покуп-

ку пороха;

5) " засечные" деньги еще раньше собирались на возве-

дение " засек" — преград на пути татар к Москве.

Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были ук-

рупнены, т. е. сведены в три основных:

1) деньги " данные", т. е. сама посошная подать, которую

по старинке называли данью;

2) " полоняничные";

3) " обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с

вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой

управления наместников и волостелей и соответственно

отменой кормления. Вместо них появились выборные зем-

ские старосты с целовальниками. На их содержание и был

определен государственный налог, названный " оброком" или

" откупом".

Для упорядочения налогообложения в XVI в. создава-

лись писцовые книги, в которых содержались данные пере-

писей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные

книги для учета численности дворов и населения в них.

С помощью " переписных книг" в правление Алексея Ми-

хайловича Романова был подготовлен переход к еще более

цивилизованной форме прямого налога — к подворной по-

дати.

Шестой этап взимания прямого налога — подворно-

го — начинает отсчет времени уже после смерти Алексея

Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были

сведены в два разряда:

1) стрелецкие деньги;

2) ямские и полоняничные.

Стрелецкий налог теперь платило городское и про-

мышленное сельское население, к нему относилось и насе-

ление поморских уездов, где хлебопашество не было глав-

ным занятием сельских жителей. Все они должны были со-

держать стрелецкое войско.

Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне:

государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и по-

мещичъи. В том и другом случаях налоги взимались с под-

ворий, независимо от того, сколько в них проживало

людей.

Несовершенство таких налоговых сборов проявилось

уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских

реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин

крестьяне начали целыми семьями покидать свои подво-

рья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае — казаков.

Государству все труднее становилось собирать налоги, по-

этому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи

перейти к сбору подушного налога. В такой форме — " по

душам" мужского пола — его собирали более 160 лет —

до реформ Н. X. Бунге — И. А. Вышнеградского.

Противником введения подушного налога выступил со-

временник Петра I — Иван Тихонович Посошков (1652—

1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение " О скудности

и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по

политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за

ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещи-

ков. Он относился к налогам как важнейшему источнику до-

ходов государства, поэтому предлагал облагать налогами

все социальные слои общества, за исключением духовен-

ства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (сум-

марном) отношении налоги нужно взимать исходя из до-

ходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и

торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посош-

ков впервые в экономической истории России предложил

по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предло-

жение первого российского политэконома опережало вре-

мя, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил вели-

кому ученому критику существовавших тогда в России по-

рядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петро-

павловской крепости.

Кроме государственных податей — налогов, на Руси

существовали торговые пошлины, которые были косвен-

ными налогами. Они с периода образования Древнерусско-

го государства подразделялись на проезжие и собственно

торговые. Широко известен " мыт" — сбор за право прово-

за товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, называ-

лись мытниками или " мытарями". Был мыт сухой, т. е.

сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водя-

ной брали с лодей с товарами. " Головщина" и " костка (гос-

тка)" была сбором с лиц, везущих товар. " Задние кала-

чи" — это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рын-

ка. " Мостовщина" и " перевоз" являлись пошлинами на право

проезда торговых людей с товаром через мост и проч.

Собственно торговые пошлины подразделялись на:

1) сборы за подготовительные торговые действия;

2) сборы за право купли-продажи.

Первые назывались еще " замытной пошлиной", т. е. они

заменяли " мыт" в том городе, где купец останавливался

для торговли. Были еще " явка" — мелкий сбор в таможне

при заявке купцом привезенного товара; " гостиная" — сбор

при найме лавки для продажи. Были также косвенные на-

логи: " амбарное" и " полавочное" (по лавкам), " весчее" или

" пудовое" — сбор при взвешивании товара, " померное" -—

при замере сыпучих товаров и т. д.

За право купли-продажи взимались: " тамга" — сбор

за право продать и купить. Слово это одного корня от та-

тарского слова " деньги". Иногда вместо тамги этот сбор на-

зывали " осмничее" — оно впервые появилось в XII в., т. е.

до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и

с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с

иностранных купцов.

Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью

Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за

право торговли — рублевая. С продавца она составляла

5 рублей, с покупателя — 2, 5 рубля.

XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере

Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные

сборы. В условиях отмены крепостного права, победы про-

мышленной революции и активизации рыночных отноше-

ний изменилось название и суть основного прямого налога.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1979; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.171 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь