Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Московская Русь как центр формирования великорусской культуры в 14 начале 16 в.. Концепция «Москва – третий Рим».
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Основные черты русской культуры 16-17 вв. - развитие национального самосознания - патриотизм - формирование культуры единого Российского государства - формирование единого русского языка - необходимость более тесных контактов со странами Европы. - огромное влияние церкви на духовную жизнь и культурное развитие Культура 16 века – средневековая. Архитектура и живопись России 16-17 вв. Местные архитектурные школы: 1. Московская и тверская.: - наличие трапезной - храм вытянут горизонтально (форма «корабля») - наличие колокольни - часто храмы белились 2. Ярославская: - без трапезной (вытянутость) - форма куба - большие шарообразные купола на тонких барабанах - наличие колокольни - изразцы (плитки) - храмы не белились 3. Новгородская и псковская: - строгость форм - простота декора - приземленность - тяжеловесность - звонница вместо колокольни В 16-17 вв. русские зодчие продолжали те же традиции. Основным материалом для построек оставалось дерево, но до наших дней дошли в основном каменные постройки – крепости, церкви. Достаточно редко теперь строили белокаменные сооружения, зато широкое применение получает строительство из кирпича. В архитектуре рубежа 16-17 вв. отразилось объединение русских земель вокруг Москвы и рост международного авторитета России. Литература и общественная мысль России 16-17 вв. Жанры в литературе: А) Существовавшие раннее: - летописи (погодичные записи событий) - исторические повести и сказания - хожения – описание путешествий) - жития святых Б) Новое: - публицистические произведения - своды житейских правил и наставлений - стихотворные произведения – вирши - сатирические произведения. Образование единого российского государства происходило в обстановке острой идейной борьбы вокруг вопросов о центре возникающего единого государства, о его политическом строе, о степени власти монарха и месте о церкви в государстве - это и есть общественная мысль. 59) Преобразования Петра I в области культуры и их значение. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Русское просвещение как особое явление национальной культуры. В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева иВеликая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.61) Русский классицизм как общехудожественный стиль: архитектура, скульптура, живопись, литература. Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма. В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторовЖ. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга, застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля. Постройки в стиле русского классицизма Аничков дворец Пашков дом музей-заповедник Царское Село Софийский собор (Пушкин) Адмиралтейство Таврический дворец Казанский собор (Санкт-Петербург) Здание Главного штаба (Санкт-Петербург) Здание Сената и Синода Основные тенденции в развитии русской культуры 19 в. Культура 19 века – «золотой век». Основные черты: Завершился процесс складывания русского литературного языка и русской национальной культуры. Произведения этого периода стали классическими, имеющие значение бессмертного образца для последующих поколений. Творцы «золотого века» дали русскому народу ценные нравственные идеалы, а также поставили вопросы, которые и сейчас находится в центре размышлений. Русской культуре по-прежнему присущ светский характер и патриотизм, в ней все сильнее развивается гуманистическое и нравственное начала, произведения культуры отличает глубокий психологизм. Культура отличается внимаем к народу Она уделяет огромное внимание социальным проблемам Носителями русской национальной культуры по-прежнему были дворяне. Русская архитектура 19 века. Русская архитектура первой половины 19 века была связана с развитием традиций классицизма, последней стадией которого стал стиль ампир. Для него характерны монументальность и декоративность, он как будто олицетворяет собой могущество государства. Характерная черта того времени – создание крупных архитектурных ансамблей. Также получает распространение стиль модерн с его причудливостью форм, ассимеритричностью и причудливостью украшений. В целом городской архитектуре были свойственны те же черты, что и в предшествующий период (регулярная застройка). Постепенно в городах появляются различные службы (пожарные службы) и удобства (водопровод, канализация, телефон) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы